Обращаясь с ближними так, будто они лучше того, чем есть, мы заставляем их становиться лучше.
И.В. Гете
Что делать?
«Все счастливые семьи похожи друг на друга , каждая несчастливая семья несчастлива по своему.»
Л.Толстой.
Сага о грязных ботинках.
— Он ставит ботинки на тумбочку в прихожей, — Мария Михайловна заговорила вдруг ровно и отчужденно. Приблизительно так говорят люди, введенные в гипнотический транс. — Каждый день. Ботинки 46 размера. Все в грязи. Вообще-то он мальчик аккуратный и никуда не лазает, но у нас очень грязные подходы к дому. Лужи, глина, постоянно что-то копают. И вот они там стоят. Когда я прихожу с работы. Каждый день. Это первое, что я вижу, когда вхожу в квартиру. Я просила его ставить их под вешалку. Я умоляла, я ругалась, я кричала. Я выбросила их в окно. Он сходил в тапочках и принес их назад. Я спрашивала: зачем?! Он молчит, ничего не объясняет, уходит в комнату. На следующий день они — снова там. Когда я поднимаюсь по лестнице, я уже думаю о них. Когда я еду в метро — я их себе представляю. Сейчас я войду — и они там стоят. Если его нет дома и ботинок нет — я радуюсь. Я все делала, чтобы не испортить с ним отношения. Я всегда была честна и терпелива с ним. Мне казалось, что у меня все получается. Когда ему было двенадцать , он говорил: «Ты самая лучшая мама на свете!» — никому из моих знакомых сыновья не говорили такого в двенадцать лет. Я гордилась собой, я мысленно говорила Вадиму: «Посмотри, какого прекрасного сына я тебе вырастила!» — Я думала, что все сделала правильно. И вот теперь — ботинки!
Средство от депрессии.
Гоша. 13 лет. У него с самого рождения были проблемы с сердцем. Он полный, слегка шепелявит, носит очки. Одноклассники его дразнят. Когда Гоша решил защититься и кинулся в драку, то получил сотрясение мозга. Долго лечился, не ходил в школу. В школу ему идти не хотелось, он её боялся. У мальчика был ресурс: у него были очень гибкие пальцы, они разводились на 270 градусов, а ладонь отгибалась так, что три пальца ложились на предплечье. Гнущиеся в разные стороны пальцы и кисти рук вызвали запланированное уважение одноклассников, а восьмилетний Гоша понял саму идею «ресурса»; в дальнейшем он с помощью бабушки научился складывать из бумаги всякие штуки (цветы, бомбочки, лягушек и т.д.) и учил этому одноклассников. Дразнить его перестали. А через месяц у Гоши произошел второй инсульт. Прогноз был хороший на выздоровление. Но Гоше надо было бороться. А он впал в депрессию: ничего не делал, лежал целыми днями и смотрел в телевизор, с родными почти не разговаривал. Один раз сказал: « Я всегда буду урод. Хоть бы я сдох поскорее, чтобы никого не мучить». Мама на приеме у психолога: «Я не могу на него смотреть без боли в сердце! Он уходит! Понимаете, уходит! И я, получается, ничего…
Сложные взаимоотношения со сверстниками
Юля. 13 лет. Очень сложные взаимоотношения со сверстниками. Чувствует себя одинокой и не понятой. Не видит рядом того человека, с которым могла бы обсудить свои проблемы. Маме боится рассказать о волнующих её вопросах, т.к. думает, что мама не поймёт её. Как-то пытается решать свои проблемы сама, но это приводит только к усложнению ситуаций и обострению взаимоотношений.
Ответ Саши
Я очень люблю свою мать. Она — замечательная женщина. И она меня любит, я это знаю. Но я для нее — кто? Ребенок? Она может рыться в моих карманах, может без стука войти в ванную, когда я моюсь. Я просил ее, она отвечает: но я же тебя в ванночке мыла! Это правда, я понимаю. Но она же хочет, чтобы я был «мужчиной в доме». Я согласен и на это, я могу. У нее никого нет и не было, это ради меня, я понимаю. Я могу починить что-то, пальто подать, все такое… Но — либо то, либо — это. Вместе-то не получается! Я либо вырос, либо остался маленьким. Я хочу знать! Мои приятели как-то умеют дать понять родителям, что они… ну, хотят того, хотят этого… А я не умею, я слишком уважаю мать или… или я хочу чего-то не того… Ну, мне не нужны ролики, и дискотеки, и все такое, а как объяснить — я не знаю. И вот — ботинки! (! Ботинки — единственная форма протеста, оказавшаяся доступной бедному порядочному Саше! )
Анималотерапия
Мальчик должен быть кем-то увлечен. Его внимание должно быть поглощено этим существом, чтобы отвлечься от своей болезненности. Очень действенный вариант – завести какое - либо животное.
А родители не должны быть жертвами данной ситуации. Им необходимо настроиться воспринимать сына как нормального человека. При этом они могут отвлечься и на себя.
Какое животное? Кошки и собаки не подходят. Они будут сразу эмоционально ориентированы на других, ухаживающих за ними членов семьи. Морские свинки глупы. Попугай? У него хороший интеллект, но часто бывает плохой характер. Крыса? Идеально в смысле интеллекта и общения. Но на крыс может быть аллергия и они неуклюжи. Наиболее подходящий вариант – бурундук.
Доверие к себе и к окружению
Человек социальное существо и ему необходимо общение. Важно иметь возможность обсудить с кем-то волнующие вопросы, образно говоря «выпустить пар». В противном случае может возникнуть перенапряжение, депрессивные переживания, болезни.
С кем же можно поговорить? Это вопрос доверия. При этом доверие к себе и доверие к окружению - это два тождественных процесса. Вопрос доверия также перекликается с вопросом самооценки. Чем выше самооценка, тем выраженнее способность доверять. Если человек сам готов принять кого- либо, то и в окружении обязательно найдется тот, с кем можно поделиться своими переживаниями. Часто мы пытаемся обосновать свое недоверие к окружению тем, что наделяем их надуманными качествами: он не поймет, он будет смеяться, он расскажет всем и т.д. И это могут быть и близкие нам люди: мама, отец, бабушка, дед и т.д. Сделайте шаг навстречу. Начните говорить с ними. Но при этом не обрушивайте сразу всё, что накопилось, не заваливайте их своими проблемами, пощадите их. Предлагайте умеренными дозами. А то могут не справиться, начнут защищаться. Возможно, они думают, что у вас всё хорошо или хотят так думать.
Рекомендации от психолога школьникам. Отношения с родителями
Родители –это наше Всё! Они устают на работе, дома. Порадуй их чем-нибудь. Это помогает наладить контакт. |
Размышление по поводу воспитания детей
Дети привыкшие к критике - учатся осуждать
Дети враждою воспитанные – знают ,как нападать
Дети в насмешках выросшие - впитывают робость
Много и часто стыдимые – с виной своей не разлучные
Те, кто воспитаны терпимостью постигают науку терпения
Воспитанные ободряющим словом умеют верить в себя
Дети взращённые похвалою умеют видеть хорошее,
А воспитанные справедливостью, учат детей доверию
Дети воспитанные одобрением живут с собой в ладу
Одарённые дружбой и душевным теплом находят в мире любовь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.