Проблема обучения аудированию
Из чего складывается умение аудировать?
Надо ли специально обучать А.?
Как А. связано с другими видами РД?
Какие трудности надо преодолеть?
Какие механизмы А. надо развивать?
Что способствует успешности обучения А.?
Каким должен быть текст для А?
Какие комплексы упражнений необходимы? Нужен ли отдельный урок А.?
Из истории вопроса (1)
Б.В. Беляев: «Прежде чем тренировать учащихся в говорении на иностранном языке, они должны быть натренированы слушании иноязычной речи»;
«Восприятие чужой речи сопровождается её внутренним проговариванием».
Структура внутренней речи: 1) слуховые представления); 2) зрительные (графические образы слов); 3) речедвигательные (артикуляция); 4) моторнографические (движения руки).
Из истории вопроса (2)
Н.И. Жинкин: «Слуховой приём… невозможен без участия речедвигательного анализатора». А – это – «скрытое говорение».
А.Н. Соколова: «Исключение речедвижений из процесса» слушания «приводит к очень быстрому забыванию».
В.Ф. Сатинова: Внутренняя и внешняя речь взаимопроникают и взаимно влияют друг на друга.
Виды аудирования
И.Л. Бим различает следующие виды аудирования: 1) глобальное (с общим охватом содержания); 2) селективное (с выборочным пониманием) и 3) детализированное (с полным пониманием), что соответствует основным видам другого вида рецептивной деятельности - чтения.
Федеральный Государственный образовательным стандарт (ФГОС)
выпускники начальной школы должны:
понимать на слух речь учителя, одноклассников;
понимать на слух основное содержание небольших текстов (длительностью звучания не более 1-1,5 минут), построенных на знакомом языковом материале, с опорой на зрительную наглядность.
Федеральный Государственный образовательным стандарт (ФГОС)
выпускники основной школы ДОЛЖНЫ:
понимать основное содержание кратких несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные.
Действующий госстандарт
Выпускники профильной школы ДОЛЖНЫ:
Понимать относительно полно (общий смысл) высказывание на иностранном языке в различных ситуациях общения;
Понимать основное содержание аутентичных аудио и видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из него необходимую информацию;
Оценивать важность/новизну информации, передавать свое отношение к ней.
Европейский стандарт уровни: А1, А2, B1,B2, C1,C2
На самом низком уровне – уровне выживания А1 –это умение понимать знакомые слова и наиболее распространенные выражения применительно «ко мне, моей семье, непосредственному конкретному окружению, если люди говорят медленно и отчетливо».
На самом высоком уровне С2 - это умение без усилий понимать устную речь, будь то при непосредственном обращении или в СМИ и когда говорят быстро, при условии, что «у меня есть время приспособиться к особенностям произношения».
Аудирование как вид речевой деятельности
Понимание устной речи происходит в результате её слухового восприятия и осмысления.
Скорость проговаривания не должна отставать от слуховых ощущений.
Наличие чётких артикуляционных навыков является условием, обеспечивающим точность и быстроту понимания.
Восприятие речи облегчается, если мы видим собеседника.
Трудности при аудировании (2)
Языковые особенности материала: уровень избыточности лексики, наличие разговорных формул, клише, идиом, терминов, аббревиатур, чисел, дат, имен, географических названий.
Аудирование как умение (1)
А. 3 группы навыков аудирования:
1) навыки подсознательного распознавания грамматических форм речи (грамматические навыки аудирования);
2) навыки непосредственного понимания слов и словосочетаний (лексические навыки аудирования);
3) навыки подсознательного восприятия и различения звуковой стороны речи (фонетические навыки аудирования).
Б. Общекоммуникативные умения
Аудирование как умение (2): языковые умения
Узнавать ударение в словах и выражениях;
Узнавать и определять языковую интонацию в зависимости от функции;
Определять смысловую нагрузку логического ударения в предложении;
Узнавать сокращённые лексические и грамматические формы;
Определять порядок слов для разных типов предложений;
Определять ключевые слова, слова-связки;
Интерпретировать язык говорящего в зависимости от возраста, пола и т.п.
Аудирование как умение (3): общекоммуникативные умения
Понимать цель общения/аудиотекста;
Понимать тематику адуотекста;
Определять участников общения;
Понимать логику изложения информации или аргументации (фактов, событий);
Понимат ь взаимосвязь между фактами, причинами, событиями;
Определять отношение говорящего к предмету обсуждения;
Прогнозировать развитие стобытий;
Выражать своё мнение (П.В. Сысоев, 2008).
Аудирование как процесс (1)
Осмысление слышимого происходит на основе взаимодействия ощущений и мышления. Под воздействием речи на органы чувств в сознании возникают звуковые и другие образы. В результате чего происходит понимание речи.
В понимании речи ведущую роль играет узнавание и осмысление.
Аудирование как процесс (2)
Уровни:
На чувственном уровне происходит восприятие на уровне слуховых ощущений, затем эти ощущения сличаются с образцом, речедвигательным эталоном, который хранится в определенном участке коры мозга, наконец, через внутреннее проговаривание происходит узнавание.
На логическом уровне это уже известные по механизмам чтения механизмы антиципации, догадки и логического понимания.
Механизмы аудирования (1)
Речевой слух обеспечивает восприятие устной речи, деление на смысловые синтагмы, словосочетания, слова. Выделение единиц речи, их различение и узнавание возможны лишь на основе хорошо натренированного речевого слуха.
Механизмы аудирования (2)
Оперативная (рабочая) память позволяет удерживать узнанную единицу в голове, сопоставлять ее с образцом (эталоном), который хранится в долговременной памяти и использовать для дальнейшего понимания текста.
Кратковременная память как промежуточное звено между оперативной и долговременной памятью удерживает единицу в течение 10 секунд, когда и происходит отбор наиболее существенного.
Оперативная память позволяет удерживать информацию значительно дольше 10 секунд. Этот вид памяти работает эффективнее при наличии установки на запоминание.
Механизмы аудирования (3)
Вероятностное прогнозирование – это порождение гипотез, предвосхищение событий. Наличие речевой задачи, знание контекста также помогают процессу восприятия. Этот вид памяти тоже можно тренировать с помощью специальных упражнений.
Аудирование как продукт
Продуктом аудирования является логическое понимание текста в зависимости от коммуникативной цели аудирования:
с общим охватом содержания;
с выборочным пониманием;
полным пониманием.
Цели А. и умения (3)
Определять логику (последовательность) изложения информации или аргументации;
Понимать взаимозависимость между фактами, причинами, событиями;
анализировать содержание аудиотекста;
Определять отношение говорящего к предмету обсуждения;
Прогнозировать развитие событий;
Выражать своё суждение, мнение об услышанном (П.В. Сысоев, 2008).
Обучение аудированию
Задачи урока:
подсознательно различать звуковые образы слов и словосочетаний, грамматические структуры на слух;
предвосхищать грамматические структуры и содержание текста;
развивать объем оперативной памяти, понимать речь нормального темпа, понимать общее содержание при наличии неизвестного, понимать тексты разного характера: описание, рассуждение, фабульные, многоплановые и т.д.
Конкретные задачи зависят от цели (вида) аудирования).
Этапы работы над аудио видео текстом
На дотекстовом этапе главные задачи:
формирование лексических, грамматических и фонетических навыков речи;
социокультурная и/или контекстуальная осведомленность. Можно предложить такие задания, как: обсуждение вопросов или утверждений; догадка по заголовку, новым словам, иллюстрациям; краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику и т.п.
Этапы работы над аудио видео текстом
На текстовом этапе во время прослушивания:
С целью понимания общего содержания можно предложить задания определить тему/проблему, основные идеи, отделить главную информацию от второстепенной.
С целью понимания деталей текста можно предложить задания: согласитесь или опровергните, вставьте пропущенные слова, дополните, закончите следующие предложения, скажите, что говорилось о ком-либо/чем-либо, найдите русский эквивалент слов в параллельном столбце.
Этапы работы над аудио/ видео текстом
На послетекстовом этапе главные задачи:
это обобщить, классифицировать информацию, полученную из текста, анализировать содержание, оценивать важность и новизну информации, передавать свое отношение к услышанной информации. Также возможны упражнения трех типов:
1) прослушайте и скажите о ком/о чем говорилось, согласитесь или опровергните, придумайте название, подберите картинку;
2) охарактеризуйте действующих лиц, события; определите отношение автора к лицам/событиям; определите ваше отношение к лицам/событиям;
3) беседы, дискуссии, ролевые игры.
Классификации упражнений: Г.В. Рогова, 1991 (1)
приемы формирования психических механизмов аудирования (тренировка оперативной памяти, внимания, вероятностного прогнозирования);
приемы мотивационной установки (задания на понимание содержания и творческую переработку полученной информации).
Классификации упражнений: Г.В. Рогова, 1991 (2)
упражнения на формирование общих аудитивных навыков (упражнения на преодоление фонетических, лексических и грамматических трудностей; развития антиципации, догадки, аудитивной памяти, внимания);
речевые упражнения (прослушайте начало рассказа и догадайтесь, о чем пойдет речь, расположите пункты плана в нужной последовательности, определите тип текста, передайте краткое содержание и т.п.).
Классификации упражнений: Е.И. Пассов, 2002 (1-ый вариант)
К специальным упражнениям относятся условно-речевые (УРУ) и речевые упражнения (РУ).
УРУ: поднимите руку, услышав; найдите расхождение между описанием и картинками; разделите фразу на синтагмы; восстановите пропущенное слово (фразу);
РУ: послушайте и ответьте на вопросы; найдите в рассказе опорные мысли; прокомментируйте высказывание; прослушайте рассказ/диалог и завершите его; прослушайте и передайте содержание, подберите подзаголовок к услышанному; послушайте рассказ и расположите пункты плана в нужной последовательности; подтвердите или опровергните; составьте план рассказа; найдите основную мысль; перефразируйте; оцените.
Классификации упражнений: Е.И. Пассов, 2002 (2-ой вариант)
Упражнения чувственного уровня на развитие фонетического, фонологического и интонационного слуха, для развития слуховой оперативной памяти, для развития механизмов сличения-узнавания.
Упражнения логического уровня: на развитие механизмов антиципации, догадки и логического понимания.
Классификации упражнений: Н.Д. Гальсковой и Н.И. Гез,2006
Подготовительные (обучение речевому слуху, вероятностное прогнозирование, развитие оперативной памяти);
Речевые (частично управляемые упражнения с опорами, неуправляемые - на описание, составление плана и т.п.; упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации информации).
Отдельные приемы обучения аудированию (1)
В числе специфических приемов обучения аудированию привлекают внимание технологии с DVD, позволяющие менять режимы слушания «с замедлением», «с ускорением», «в нормальном темпе».
Эффективным в обучении аудированию является прием свернутого проговаривания вместе с диктором, что тренирует внимание и способствует лучшему узнаванию речи на слух.
Отдельные приемы обучения аудированию (2)
Активное слушание по Е.И. Пассову:
уточнить, что говорящий имел в виду, сказав…;
попросить повторить, перефразировать сказанное;
убедиться, что он правильно понял мысль;
присоединиться к мнению говорящего;
усомниться в услышанном;
эмоционально прореагировать на услышанное.
Количество прослушиваний
В идеале следует обучать пониманию речи на слух с первого предъявления.
Повторные прослушивания при обучении аудированию допустимы, но при этом, по мнению методистов, при каждом новом прослушивании должна меняться установка.
В заданиях на ЕГЭ для выпускников школ двукратное прослушивание предлагается без изменения установки.
Рекомендации по обучению А. в авторских методах (1)
Н.Замяткин:
Сколько слушать диалог? О: Диалог нужно слушать до тех пор, пока отчётливо не будут слышны все слова. Первые 3 диалога нужно прорабатывать по 2-3 недели каждый. Далее время прослушивания можно постепенно уменьшать до 3-5 дней. Без следования глазами по тексту нужно слушать 3-5 дней. Остальное - с "глазами в текст".
Рекомендации по обучению А. в авторских методах (2)
Как долго нужно слушать диалог, следя за ним по тексту? До тех пор, пока вы не будете успевать за диктором и после этого несколько дней. В самом начале и до двух недель.
Как долго нужно начитывать диалог? О: Диалог стоит начитывать до тех пор, пока вы не почувствуете, что свободно всё выговариваете. Слова, как бы сами льются из ваших уст. Насколько громко нужно начитывать диалоги? О: Чем громче, тем лучше, но при этом не должна страдать интонация.
Контроль умения аудировать (3)
Уровень общего понимания
Ответы на вопросы общего характера;
Тесты множественного выбора;
Передача основного содержания на иностранном/родном языке;
Перечисление основных фактов, событий;
Составление плана к смысловым кускам;
Выделение при повторном прослушивании ключевых слов/ реалий, определении типа текста и основной темы;
Соотнесение заголовка/иллюстраций с содержанием текста.
Контроль умения аудировать (4)
Уровень полного понимания:
ответы на вопросы, касающиеся общего содержания и деталей текста;
составление развернутого плана;
пересказ на иностранном языке с опорой на картинку, ключевые слова, план;
невербальные способы проверки (составление схемы, таблицы, рисунка);
деление текста на смысловые куски и составление подзаголовков к ним;
оценки поступков действующих лиц;
заполнение пропусков.
Контроль умения аудировать (5)
Уровень критического понимания предполагает интерпретацию содержания.
Он достижим в языковых школах и проверяется с помощью заданий проблемного характера: составления рецензии, аннотации, реферата; сравнения разных точек зрения; проведения интервью, организации беседы или дискуссии и т.д.
Подготовка к ЕГЭ (1)
Раздел 1. Когнитивные умения А. с письменной опорой на тестовое задание:
Догадаться о значении незнакомого слова;
Понимание информации в перефразированном виде;
Пропуск незнакомых слов без ущерба для общего понимания;
Прогнозирование, понимание причинно-следственных связей, имплицитной информации, выделение главного, восприятие ключевых слов.
Подготовка к ЕГЭ (3)
Раздел 3. Процессуально-технологические навыки:
Перед тем как начать прослушивание: определите тип задания, характер/уровень понимания, тематику (намерение говорящего).
Во время первого прослушивания: попытайтесь ответить на вопросы задания, понять общий смысл, запомнить побольше информации.
Во время второго прослушивания: проверьте правильность ответов.
После прослушивания: проверьте и исправьте при необходимости (О.М. Коржачкина, 2010).
Задания на ЕГЭ (1)
Установите соответствие между высказыванием каждого говорящего и утверждениями. Используйте каждой утверждение только один раз. В задании есть лишнее утверждение. Вы услышите запись дважды. Занесите ответы в таблицу.
Задания на ЕГЭ (2)
Определите, какие из приведенных утверждений:
соответствуют содержанию текста;
не соответствуют содержанию текста;
о чем в тексте не сказано (нельзя дать ни утвердительного, ни отрицательного ответа).
Обведите номер выбранного ответа, вы услышите запись дважды.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.