Внеурочная работа на ИЯ
Понятие
Виды и направления ВР
Результаты и эффекты ВР
Классификации результатов ВР
Нормативное обеспечение ВР
Система ВР на ИЯ: цели, этапы организации мероприятий, принципы
Организация и методика кружковой работы, клубной работы, периодических форм работы
Понятие внеурочной работы (ВР)
ВР объединяет все виды деятельности (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Согласно ФГОС, ВР является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, но в формах, отличных от урочной системы обучения.
Виды и направления внеурочной деятельности
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая/волонтерская деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, например, приобретение неких знаний и умений.
Эффект – это последствия результата, влияние на процесс развития ребенка. Воспитательный эффект ВР – это духовно-нравственные приобретения.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся
Первый уровень результатов – это приобретение школьниками социальных знаний. Методы достижения: этическая беседа, минилекция.
Второй уровень результатов – это опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Методы достижения: дебаты, тематический диспут,
Третий уровень результатов – это опыт самостоятельного общественного действия. Метод: проблемно-ценностная дискуссия, в которой учащиеся высказываются только от себя лично. От слов «Я считаю» следуют слова «Я готов это сделать».
Нормативное обеспечение внеурочной деятельности школьников
Внесение в базисный учебный план школы часов на внеурочную деятельность может привести к появлению в образовательном учреждении должности заместителя директора по внеурочной работе.
Сегодня разработаны примерные должностные инструкции: заместителя директора по ВР (общие положения, должностные обязанности, права, ответственность), педагога-организатора (педагог-организатор относится к категории специалистов), классного руководителя, педагога дополнительного образования. воспитателя группы продленного дня.
Нормативные документы, регулирующие внеурочную сферу школы
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 года (проект). Одобрена решением Коллегии Минобрнауки РФ от 06.10.2004 № ПК-2).
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16).
Нормативные документы, регулирующие внеурочную сферу школы
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13).
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16.
Внеурочная работа на иностранном языке
Внеурочная деятельность/внеаудиторная/внеклассная работа, в разных формулировках, является логическим продолжением процесса решения учебно-воспитательных задач уроков ИЯ и должна занимать достойное место в системе иноязычного образования учащихся.
С.Н. Савиной «Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе (М., 1991).
Система ВР на ИЯ и цели
Под системой внеурочной работы (ВР) следует понимать совокупность взаимосвязанных организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, направленных на решение задач иноязычного образования.
Конечными целями ВР являются:
расширить и углубить компетенции на ИЯ;
стимулировать мотивацию учащихся к изучению ИЯ;
содействовать развитию личностного потенциала каждого.
Основные направления ВР
Главной особенностью ВР является добровольность участия, что повышает роль мотивации в организации такой работы.
Можно выделить 3 основных направления ВР:
1) прагматическое (формирование коммуникативных, художественных и организационных умений и навыков);
2) гносеологическое (сообщение страноведческих и познавательных сведений);
3) аксиологическое (развитие ценностных ориентаций).
Этапы организации мероприятия на ИЯ
обсуждение с учащимися и администрацией школы характера, содержания и места проведения мероприятия;
подбор необходимых материалов, составление сценария и распределение ролей (полномочий);
объявление и рассылка программы мероприятия учителям, другим учащимся, родителям, администрации школы;
утверждение состава жюри и условия проведения конкурсов
организация компьютерной поддержки и использования других ТСО
Условиями эффективности ВР
добровольность участия;
сочетание самодеятельности и инициативности детей с педагогическим руководством учителя;
четкая организация и подготовка мероприятий; эстетическая выразительность, занимательность, новизна форм и методов работы;
наличие целевых установок и перспектив деятельности;
использование методов педагогического стимулирования, таких как похвала, награда и т.п.
Организация и методика кружковой работы
Объединение учащихся всех возрастов, увлекающимися разными видами речевой деятельности на ИЯ..
Объединение учащихся с более или менее однородной языковой подготовкой.
Кружок комбинированного типа, на занятиях которого учащиеся занимаются разными видами деятельности: читают, говорят, поют, делают стенгазету и т.п.
Организация и методика клубной работы
Ведущая форма клубной работы – массовость.
В деятельности клуба отсутствует жесткая программная регламентация.
Заседания клуба проводится 1 раз в месяц или даже 1 раз в четверть.
Тематика заседаний может быть самая разная: общие сведения о стране ИЯ, о жизни и учебе зарубежных сверстников, любимых играх, песнях, обычаях и традициях.
Виды соревнований
Конкурсы: языковые, страноведческие и творческие (художественная самодеятельность)
Викторины - игра в вопросы и ответы, объединенная одной темой
Олимпиады: целями и задачами олимпиады являются выявление у учащихся творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний.
Иностранный язык включен в «олимпийский» список предметов.
Недели, декады и месячники иноязычной культуры
Их обычно проводят во 2-ой половине 3-ей или в самом начале 4-ой четверти. Подготовка осуществляется с помощью анкеты и индивидуальных заданий: выучить, сообщить, нарисовать, спеть, станцевать, изучить. В библиотеке организуется выставка. Организуются Интернет-поиск и проектные виды деятельности.
Проводятся конкурсы, сочинения, чтения. Координирует всю работу единый штаб.
Лучшее завершение – это общешкольный вечер, пресс-конференция, «круглый стол» и т.п. как формы отчетности о проделанной работе.
Информационный центр
Он организует выпуск печатных, аудио и видеоматериалов к памятным датам и событиям в жизни школы, своей страны и страны ИЯ, предоставляет помощь учащимся в ориентировке в поисковых системах Интернет, ведет переписку по электронной почте и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.