Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Оценка 4.7

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Оценка 4.7
Лекции
doc
искусство +1
Взрослым
16.09.2018
Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»
КАЗАХСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Ритуально-обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска ведьмы), «Буынби» (танец суставов), «Жар-жар» (пляска с одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках); Воинственно-охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан-би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян-буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом); Бытовые подражательные — «Ормек-би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла-прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен-кок» (бег скакуна); Массовые — «Алка-котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез-би», «Ыргакты», «Каз-катар», «Балбраун», «Утыс-би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА Драматургия казахских танцев Фольклорный казахский танец Профессиональное развитие народного танца Казахстана Сценический костюм для казахского танца Перспектива развития казахского народного танца Список литературы по казахскому танцуЛекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Гузь Лекционный материал.doc
Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 1 16.09.2018 КАЗАХСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА С   музыкальным   фольклором,   свадьбой   и   сватовством,   сопровождавшими   их обрядовыми   песнями,   танцами,   с   играми­состязаниями,   пантомимой   непосредственно связана самобытная танцевальная культура казахского народа. Хотя многие канонические формы   древних   плясок   не   дошли   до   нас,   в   памяти   народной   остались   их   сюжетная тематика, традиционные увлечения многих поколений, идеалы танцевальной пластики, ибо этот   вид   искусства   у   казахов   никогда   не   ограничивался   определенной,   раз   и   навсегда выработанной   системой   жестов,   движений   и   «механикой»   танца.   Изучение   фольклора, памятников материальной культуры, письменных источников, лексикона самого казахского языка   дает   основание   утверждать,   что   танцы,   будь   это   —   шаманские,   плясовые   или игровые   состязательные,   сопровождали   весь   процесс   развития   казахского   общества   с глубокой   древности   до   наших   дней,   обогащая   его   духовную   культуру.   Сохранились некоторые народные танцы, в которых прослеживаются мотивы жизненного уклада казахов в прошлом. По   сюжетной   направленности,   характеру   и   манере   исполнения   казахские   танцы можно подразделить на следующие группы: Ритуально­обрядовые — «Баксы ойыны», «Айкосак» (пляски баксы), «Жезтырнак» (пляска   ведьмы),   «Буынби»   (танец   суставов),   «Жар­жар»   (пляска   с   одноименной ритуальной песней), «Коштасу» (прощание невесты с подругами), «Айда, былпым» (танец молодухи), «Келиншек» (танец молодухи с парнем), «Шалкыма» (танец на каблуках); Воинственно­охотничьи — «Сайыс» (поединок), «Акат» (танец по мотивам древней мужской пластики), «Клышпан­би» (танец с саблей), «Мерген» (танец с луком), «Коян­ буркут» (заяц и беркут), «Кусбеги — дауылпаз» (танец с ловчей птицей и дауылпазом); Бытовые подражательные — «Ормек­би» (танец ткачей), «Ортеке» (танец козла­ прыгуна), «Каражорга» (бег иноходца), «Тепен­кок» (бег скакуна); Массовые — «Алка­котан» (бок о бок), «Алтынай», «Кербез­би», «Ыргакты», «Каз­ катар», «Балбраун», «Утыс­би», «Кокпар», «Косалка», «Шашу» и др. Наиболее   характерными   особенностями   казахского   танца,   исполняемого   под аккомпанемент домбры, кобыза, дангры, являются экспрессивность исполнения, резкость движения, подвижность суставов, собранность корпуса в мужских танцах, гибкость талии, пластика рук — в женских. Специфичными были пляски на коне, доступные лишь более одаренному танцовщику, джигиту­наезднику, а также ночные хороводы вокруг костров у алтыбакана — переносных качелей и т. д. Не прибегая даже к историческим аргументам, в качестве доказательства против бытующего в среде некоторых специалистов мнения, что казахский   народ   в   прошлом   не   имел   своего   танцевального   искусства,   можно   указать прежде всего на наличие в казахском языке слов «би» — танец, «билеу» — танцевать, в арсенале музыкального фольклора так называемых «би­кюйев» — танцевальных ритмов. В этом отношении нельзя не согласиться с мыслью Л. Сарыновой о том, что «старинные  Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 2   народные   пляски,   следы   которых   удалось   обнаружить   не   так   давно,   являлись   не «зачатками примитивного танца», как часто называют их в наше время, и не «элементами танцевальности»,   а   самобытным   танцевальным   искусством,   выразительные   средства которого   определялись   уровнем   культуры   патриархально­феодального   общества». Искусством   танца   в   прошлом   владели   в   совершенстве   многие   певцы­импровизаторы, например,   знаменитый   певец   Берикбол   Копенов,   прозванный   Агаш­аяком   (деревянной ногой),   за   умение   танцевать   на   ходулях,   Шашубай   Кошкарбаев,   Жунусбек   Жолдинов, Карсак  Копабаев  и  другие.  Они  были  желанными  на  всех  празднествах,  ярмарках,  где устраивались   театрализованные   танцы   с   пением,   танцы­игры,   показывающие   силу   и ловкость плясунов, представления, пронизанные пантомимой и шутками. Более того, в отличие от некоторых других мусульманских народов, казахи имели в прошлом парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, например, «Келиншек», «Коян­ буркут», плясовую песню «Кто знает, о чем вы» и др., хотя специальных школ по танцам в степях, разумеется, не было. Как свидетельствуют письменные источники, отдельные роды, племена   имели   своих   мастеров­танцовщиков   (кулар)   на   положении   придворных   шутов, забавников — комиков, трюкачей типа узбекских «маскорапазов». Мне довелось услышать однажды в Шимкенте, на вечере­диспуте из уст самого Мухтара Ауэзова об искусстве исполнителей народного танца «Ортеке», бытовавшего, по всей вероятности, у казахов и их предков   с   незапамятных   времен   и   исполнявшегося   странствующими   танцовщиками   — ортекешилер, изображавшими диких козлов, попавших нечаянно в овраг. Сюжетная линия этого танца прослеживается и на некоторых наскальных рисунках, в легендах и преданиях, дошедших до наших дней. Если разобраться, казахи всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Народные праздники, встречи друзей, свадьбы, банкеты, и даже похороны родичей не обходятся без песен и танцев. Им достаточно буквально нескольких домбр и сыбызгы, чтобы пуститься в пляс. Это народное искусство, как ни одно другое наглядно демонстрирует своеобразие жизни казахских кочевников и богатство их внутреннего мира. Исстари искусство танца передавалось из поколения в поколение, каждый клан имел своих непревзойденных мастеров. Однако, казахские народные танцы никогда не имели четких   хореографических   правил   и   канонизированного   образа.   Чаще   всего   они исполнялись   в   форме   вольной   импровизации,   позволявшей   посредством   определенных стилистических манер выплеснуть эмоциональный, жизнерадостный темперамент. Тематика народных танцев широка и многогранна, подтверждением тому служат сохранившиеся танцевальные миниатюры, среди которых: трудовые («ормек би» или танец ткачей), охотничьи пляски («коян би» — охота с беркутом на зайца, «кусбеги­дауылпаз» —   обучение   охоте   ловчей   птицы),   а   еще   танцы­состязания   («утыс   би»),   сатирические, шуточные,   юмористические   («насыбайши»),   пародии   на   животных   («ортеке»   —   архар­ прыгун, «тепенкок» и «кара жорга»,— бег иноходца и танец скакуна, «аю би» — медвежья пляска), танцы с предметами. Так же в музыкальном фольклоре были распространены и лирические театрализованные танцы с хоровым пением, танцы­хороводы и пр. Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 3   Существовали пляски ­ состязания, призванные показать выносливость и ловкость танцоров, пляски­игры и даже религиозные плясовые, исполняемые только шаманами рода, как верное средство для «изгнания злых духов» и лечения больных. Танцы   казахов   делились   на   бытовые   и   маскарадные,   танцы   в   одиночку   или групповые пляски. Нужно отметить, что в отличие от узбеков, таджиков и многих других восточных   народов,   исповедующих   ислам,   казахи   имели   парные   танцы,   исполняемые юношей и девушкой, такие как «коян­беркут» («Коян­буркит»). Как   таковых   школ,   обучающих   искусству   танца,   как   это   было   в   Индии,   Китае, Японии   и   др.   странах   Востока,   у   казахов   не   существовало.   Канонические   формы хореографии  народных плясок тоже отсутствовали.  Каждый  род имел  своих мастеров­ самородков, которые были на положении шутов или народных забавников­комиков ("ку"). Искрометная   импровизация   и   невероятная   харизма—   вот   непременные   условия   успеха фольклорных танцоров. Мужским танцам была присуща яркая экспрессивность исполнения, подвижность плеч,   резкость   движений,   так   называемая   "игра"   суставов,   гибкость,   напряжённость   и собранность   корпуса,   позволяющая   танцовщикам   включать   в   исполнение   сложные акробатические приёмы. Наибольшей спецификой и сложностью отличались пляски на коне, и это не была джигитовка.  Искусством джигитовки  с детства владел  каждый казах, а плясать стоя в седле,   умели   только   профессиональные   танцовщики,   чьи   обученные   кони,   как загипнотизированные, подчинялись заданному ритму. Такой танец непременно исполнялся под   аккомпанемент   домбры   или   барабана,   которые   задавали   нужный   темп,   и   служили основой для упорядочения танцевальных движений. Казахские   женщины,   подчиняясь   мусульманским   законам,   редко   танцевали   на публике,   однако   за   долгие   века   развития   музыкальной   культуры   и   в   женском   танце сложился определенный набор танцевальных элементов и па. В отличие от мужской пляски, танцы женщин более сдержаны и спокойны, в них нет резких   движений   и   бешеного   ритма.   Главным   выразителем   хореографического   рисунка здесь выступают глаза и руки танцовщиц. Мягкие,   плавные   жесты,   спокойные   переходы   из   одного   положения   в   другое, движения рук, сопровождающиеся вращением кистей «от себя» или «к себе», исполняемые легко   и   волнообразно,   а   иногда   и   обыгрывание   предметов   (зеркальце,   цветок,   коса)   – основные атрибуты завораживающего танца казашек. Однако феодальные и религиозные предрассудки много веков тормозили развитие танцевальной   культуры,   и   искусство   танца   не   получило   такого   распространения,   как музыкальное творчество, а к концу XIX века и вовсе было почти утеряно. И только с приходом   советской   власти   этот   невероятно   красивый   вид   народного   творчества   стал постепенно возрождаться. В наше время казахские танцы получили новое развитие, все больше и больше людей проникаясь   идеей   национального   самосознания,   интересуется   народным   фольклором   и вливается в ряды почитателей этого необыкновенного творчества. И сегодня, приехав в эту гостеприимную страну можно увидеть замечательные образцы этого народного искусства, с течением времени вовсе не растерявшие свойственный им, веселый, легкий и массовый стиль, зажигательную жизнерадостность и невероятное обаяние казахского народа. Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 4 ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА Содержание танцев, казахский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие  окружающей  среды,  трудовые  процессы,  характер  людей.  В наше время не потеряли   популярность   народные   танцы,   которые   несут   в   себе   национальный   колорит, завораживают своей неповторимостью, дарят возможность познакомиться с самобытностью этнической культуры различных регионов и стран. Испокон   веков   наряду   с   поэтическим,   музыкальным   искусством   бытовало   и искусство танца. Однако не у всех народов и этнических групп танцевальная культура формировалась и развивалась одинаково. У   казахов   этот   процесс   происходил   неразрывно   с   жизнью   народа,   изменениями условий труда, быта, развитием культурных традиций. Специфика   казахского   народного   танца,   связана   с   тем,   что   он   первоначально исполнялся в условиях юрты. Здесь, не имея возможности для пространственного рисунка, танцоры, чтобы донести содержание  своего танца, дополняли движения ног, рук, плеч, корпуса   мимикой   и   различными   смысловыми   жестами,   т.   е.   все   тело   танцовщика находилось во власти движения. Казахи   обозначают   танец   словом   «би».   Д.   Абиров   –   первый   национальный профессиональный   танцовщик   и   балетмейстер,   основоположник   казахского   народно­ сценического танца, находит очень метким и точным выражением его сущности. Испокон веков казахи славились как замечательные музыканты, природные певцы. Музыка сопровождала казаха всю жизнь – от рождения, когда в честь новорожденного распевались традиционные песни, до смерти, оплакиваемой тоже песнями. Известно, что среди   богатейшего   музыкального   фольклора   имеется   много   пьес   с   явно   танцевальным ритмом, некоторые из них, поэтому и носят название «би кюи» – танцевальная пьеса. Многолюдные тои и асы – торжества и пиры, устраиваемые по поводу наиболее значительных  событий,  сопровождались  своеобразными  театральными  редставлениями  – айтысами.   На   таких   больших   общественных   собраниях   выступали   только   известные мастера­профессионалы: знаменитые акыны, сказатели, острословы и плясуны, искусство которых было призвано прославлять свой род. Таким образом, можно говорить о том, что народный танец казахов произрастает из песенного творчества, как неотъемлемый атрибут музыкального   фольклора,   который   со   временем   отделится   в   самостоятельный   вид искусства. Драматургия казахских танцев Содержание танцев, казахский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характер людей. Казахи отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце. Например, «Кыз куу» – национальная конная игра казахов «Догони девушку»: в ней участвуют юноши и девушки, которые состязаются парами на лошадях. Девушку преследует юноша, пытается догнать и поцеловать ее. В танцевальном творчестве отразился яркий отпечаток этого обычая, проявляющийся в специфических движениях, напоминающих езду на лошадях, своеобразных прыжках, движениях рук, а также персонажи танца: всадник и всадница, их диалог­состязание. Еще один народный обычай, который нашел свое отражение в танцах – это «Шашу». На свадьбе один из  Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 5 старших по возрасту людей со стороны жениха – обычно женщина (мать, старшая сестра) разбрасывают  над головой  невестки монеты  в знак пожелания  молодоженам  радости и счастья, добра и изобилия в супружеской жизни. В составе «шашу» могут быть золотые кольца, серебреные браслеты и другие ценные вещи. При этом молодежь, дети наперебой ловят налету содержимое «шашу», кидаются собирать его на земле. Кругом возникают шум, гам, радостные возбуждения и возня, желание собрать как можно больше монет. В целом   вся   сцена   с   «шашу»   представляет   очень   подвижную,   стремительно­оживленную картину народной жизни. Здесь и возник жизнерадостный, цельный танец. Его основные элементы – разбрасывающие движения рук, повороты и наклоны, корпуса. Другой не менее важный казахский обычай, который впоследствии  стал основой одного из казахских танцев – трудовой процесс «Кииз басу» (кошмокатание). Весь процесс «Кииз   басу»   носил   массовый   характер   и   сопровождался   веселым   пением   девушек   под аккомпанемент домбры. Одной семье не под силу приготовить кошму, разве что небольшой войлочный ковер – текемет, чтобы застелить землю в юрте. Чтобы скатать кошму, хозяйка приглашает всех женщин аула. Вместе с матерями приходят и дети. Подаются кумыс, чай и иное богатое угощение. Дети затевают веселые игры, развлекаются. Из среды джигитов обязательно объявляется хороший домбрист, а из девушек сладкоголосая певунья. Кругом царит   оживление:   раздаются   шутки,   веселые   возгласы,   забавные   рассказы.   Остроумный весельчак   исполняет   свои   замечательные   танцы   под   аккомпанемент   домбры.   На   глазах своих   поклонниц   джигиты   стремятся   выделиться:   помериться   силой,   ловкостью   и сноровкой. Танец «Кииз басу» включает элементы возделывания шерсти, проявляющееся в конкретных   движениях   рук,   напоминающей   теребление   шерсти   обеими   руками   либо поочередно каждой рукой и наматывание нити на веретено. Отражение в танцах нашли и спортивные состязания, так как они носили зрелищный характер.   Спортивные   игры,   такие   как,   «Жабы   ату»   (стрельба   из   лука   по   мишени) заключалась в том, что на камне или другом возвышенном месте устанавливается слиток золота или серебра. Джигиты верхом на коне на полном скаку стрелой из лука должны попасть в «жабы». Это удается далеко не каждому, а только самому лучшему меткому стрелку. Обязательными элементами танца, рожденного по мотивам этой спортивной игры движения, которые напоминают скачки на коне и стрельбу из лука. Фольклорный казахский танец Исследователи  народного творчества  подчеркивают,  что  казахский   танцевальный фольклор всегда таил в себе огромные богатства, которые способствовали дальнейшему обогащению казахских сценических танцев. Таким образом, со временем формировалась танцевальная культура казахского народа, оттачивалась, усложнялась, совершенствовалась и передавалась из поколения в поколения лексика, композиционные рисунки, сюжеты и образы. Изначально танцевальный фольклор у казахов не имел широкого распространения, а присутствовал лишь на бытовом уровне. Это объяснялось многими причинами, и, прежде всего   кочевым   образом   жизни   народа,   негромкостью   музыкального   аккомпанемента   – двухструнной домбры. Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 6 Немалую  роль сыграли ревнители  законов шариата – религии  ислама,  которая в прошлом запрещала танцевать, петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, не проявляло заботу о развитии народного творчества в условиях феодально­патриархального строя.   Но,   тем   не   менее,   танцевальный   фольклор   в   народе   существовал,   бережно   им сохранялся, имел свои вековые традиции и отличался национальной самобытностью так же, как   существовали   и   сохранялись   оригинальные   особенности   музыкальной   интонации   и песенно­поэтическое творчество народа. Профессиональное развитие народного танца Казахстана Профессиональное   развитие   народного   танца   Казахстана   родилось   и   выросло   в условиях   советского   строя.   Тогда   казахский   народ   обрел   полный   простор   для   своих творческих потенций, смог достичь того материального и культурного уровня, на котором возникли предпосылки для создания собственно хореографического искусства. Появление   казахского   танца   на   профессиональной   сцене   связано   с   рождением театрального искусства Казахстана. Важное место в нем занимали первые национальные режиссеры   музыкального   театра   Жумат   Шанин,   Курманбек   Джандарбеков,   Канабек Байсеитов, каторые находили сюжеты для танцев из народной жизни, помогали в отборе музыкального сопровождения. Как было отмечено ранее становление и развитие казахского танца имеет глубокие фольклорные   корни.   Эта   традиция   стала   основой   развития   и   сценического   народного танца,   который   постепенно   приобретал   черты   театральности   и   обогащался   за   счет профессионального искусства. Национальными   хореографическими   средствами   первых   казахских   народно­ сценических танцев являлись: общий колорит движении рук (круговые повороты кистей с завершением ладонью «от себя» или «к себе» при различном движении рук в условной форме). А также свободно­волнообразные и конкретные движения рук из женского танца: «Ормек   би»   (возделывание   ткани)   и   «Кииз   басу»   (приготовление   кошмы).   Часто танцующие   использовали   движения   плеч   вперед,   назад,   вверх,   вниз,   с   одновременным резким ритмичным сгибанием колен при шагах, характерные для мужского и женского танца. Основные   движения   ног   представляли   простые   танцевальные   шаги   с   носка   и   с каблука, переменные и боковые каблучные ходы, танцевальные шаги из стороны в сторону с   завершающим   ударом,   акцентированные   перестукивания.   В   дальнейшем   эти выразительные средства постоянно развиваются с учетом закономерностей сценического искусства. В   годы   советской   власти   Казахская   Республика   широкомасштабно   занималась подготовкой   профессиональных   актеров   и   музыкантов   из   числа   коренного   населения. Тысяча казахских юношей и девушек посылаются на учебу в высшие учебные заведения Москвы   и   других   городов   России.   В   подготовке   профессиональных   кадров непосредственное   участие   принимают   известные   мастера   советской   хореографии   А.   Я Ваганова, А. В. Лавровский,  А. В. Ширяев, Н. П. Ивановский,  И. А. Чикрыгин,  Н. И. Тарасов, которые из своих педагогических лабораторий выпускают образованных артистов балета. Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 7                        Особенно большую роль в освоении новых достижений хореографического искусства в казахской хореографии сыграли молодые национальные балетмейстеры  З.Райбаев,   М.   Тлеубаев,   Б   Аюханов.   Каждый   из   них,   имея   свой   оригинальный   почерк хореографа, привносит новые принципы в постановки казахских танцев. З.   Райбаев,   работая   балетмейстером   театра   оперы   и   балета   им.   Абая   наряду   с постановками крупных балетных спектаклей, великолепно владея палитрой современной хореографии,   ее   содержательно­реалистической   основой,   сочиняет   казахские   народно­ сценические танцы, ориентируясь на опыт профессиональных специалистов. Сочиненные им   казахские   танцы   «Косалка»,   «Асатояк»,  «Келиншек»   и   целый   ряд   других   танцев   в современном   стиле,   прочно   вошли   в   репертуар   коллективов   театра   им.   Абая, Алматинского хореографического училища, и самодеятельных ансамблей Казахстана. Из   постановок   Б.   Аюханова   наибольшим   успехом   пользуются   казахские   танцы «Акку»   (лебедь),   «Балбраун»   (праздничный).   Почерку   этого   хореографа   Б.   Аюханова свойственна   изобретательность   в   комбинациях   и   движениях,   лиричность,   яркая танцевальность. Видное   место   в   развитии   хореографического   искусства   Казахстана   занимает   М. Тлеубаев. Наряду с постановками нескольких балетных спектаклей он активно участвовал в   сочинении   казахских   танцев.   В   своих   работах   он   твердо   придерживался   характера казахской   народной   хореографии.   Среди   них   как   образец   можно   выделить   танец «Ынгойток», где особенно ярко и живо изображена жизнь казахского народа. Деятельность профессиональных   балетмейстеров   привела   к   тому,   что   следующей   ступенью   развития выразительных средств казахского сценического танца явилась интерпретация технически более   сложных   элементов   классического   танца.   Она   обогатила   лексическую   палитру казахского   танца   несложными   стилизованными   движениями   классического   танца (прыжками   разнообразной   амплитуды   и   структуры),   поворотами   и   вращениями, различными   смягченными   движениями   рук   и   корпуса   по   примеру   восточных   танцев, имевшихся   в   классических   балетах,   а   также   движениями,   раскрывающими   красоту женщины и ее художественную интерпретацию в образе птицы, цветка. В результате чего в спектаклях казахского музыкального театра и концертных программах появляется целый ряд замечательных казахских сценических танцев, С появлением в республике различных профессиональных коллективов таких как: государственные ансамбли танца «Алтынай», «Салтанат», ансамбль классического танца республики,   молодежно­эстрадный   ансамбль   «Гульдер»,   казахский   танец   получил жанровое   разнообразие.   Современный   казахский   танец   имеет   примеры   стилизации народной хореографии, интерпретации в классическом танце, опыт ансамблей народного и эстрадного творчества. На   сегодняшний   день   Казахстан   имеет   ряд   специальных   учебных   заведений, готовящих   собственные   кадры   исполнителей,   педагогов   и   балетмейстеров,   а   казахская хореография   вышла   на   новый   художественно­сценический   уровень.   Деятельность педагогов   и   балетмейстеров   направлена   на   дальнейшее   совершенствование   казахского национального танцевального искусства. Сценический костюм для казахского танца Колорит казахского танца создается всей системой выразительных средств, где одновременно с музыкой и танцевальным текстом важную роль играют атрибуты (бубны,  Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура» Подготовила учитель ритмики СОШ №7  Гузь Оксана Федоровна стр. 8 домбры, кувшины, кнуты) и костюм. Каждый из них имеет свою историю возникновения и развития, заслуживает отдельного рассмотрения в контексте исследуемой темы. Остановимся на том, что одежда, как и другие предметы материальной культуры, отражает   историческое   развитие   общества,   изменения   климатических   условий, национальные   особенности,   а   также   эстетические   представления   народа   о   мире, этнокультурные   особенности,   возрастные   категории,   социальную   и   этническую принадлежность   человека.   Национальная   одежда   –   это   богатое   историко­культурное наследие,   ее   всестороннее   исследование   знакомит   с   традициями,   обрядами   и   уровнем жизни народа. Национальная одежда казахов отличается неповторимым своеобразием потому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни. В   основе   сценического   костюма   казахского   танца   лежит   традиционная   одежда коренного народа Казахстана. Она подразделяется на: бас киім – головные уборы, иыктык киім – одежда, надеваемая на плечи, белдік киім – одежда, носимая на бедрах, на поясе, аяк киім – обувь. Многие движения ног, рук и корпуса определились покроем женской или мужской одежды, их функциональностью. Сценический костюм разнообразен по цветовому решению.   Ему   характерна   как   сдержанность   и   одноцветность,   так   и   пышность, разнообразие красок природы. Он завершает любой сценический образ, делает рельефнее сюжет   народной   хореографии,   способствует   яркому   эмоциональному   восприятию танцевального произведения. Перспектива развития казахского народного танца У   казахского   народного   танца   большое   будущее.   Важно,   чтобы   специалисты, занимающиеся   его   сохранением   и   развитием   руководствовались   исторически сложившимися   традициями,   корректно   использовали   новые   достижения   хореографии   и относились   к   казахскому   танцевальному   творчеству   как   элементу   художественной культуры казахского народа и общечеловеческой культуры в целом. Список литературы 1. Абиров Д.Т. История казахского танца. – Алма­ата, 1997 2. Жазбасов И. Музыкальное искусство Казахстана. – Алма­ата, 2000 3. Жиенкулова Ш. Тайна танца. – Алма­ата: Онер, 1980 4. Сарынова Л.П. Балетное искусство Казахстана. – Алма­ата, Наука Каз. ССР, 1976

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»

Лекционный материал по теме «Казахская танцевальная культура»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2018