Лекция-исследование с элементами практикума. Собачье счастье. Чудовищная история М.А.Булгакова
Оценка 4.6

Лекция-исследование с элементами практикума. Собачье счастье. Чудовищная история М.А.Булгакова

Оценка 4.6
docx
28.01.2024
Лекция-исследование  с элементами практикума. Собачье счастье. Чудовищная история М.А.Булгакова
Собачье сердце испр.docx

 

План лекции

Тема:  Собачье счастье. Чудовищная история М.А.Булгакова.

Вид занятия:  лекция-исследование  с элементами практикума

Цель:

Дидактическая:

- рассмотреть историю создания повести;

- закрепить знания по теории литературы (ирония, гротеск, сарказм, фантастика, сатира, антиутопия, фабула);

-  проанализировать идейно-художественный смысл;

- сопоставить повесть Булгакова М.А. с произведением Уэллса “Остров доктора Моро” и Ф.Кафки «Исследование одной собаки»;

-  рассмотреть систему образов, доказать принцип «говорящих фамилий»;

- учить сравнивать, сопоставлять, самостоятельно мыслить, анализируя художественное произведение, делать выводы и обобщения;

Воспитательная:

- привить интерес к изучению русской литературы ХХ века;

- привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки.

Методы и приемы:

I. По источникам знаний

·        Словесные: устные (рассказ, беседа, объяснение), с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой).

·        Наглядные:

Презентация, фрагменты х/ф.

·        Практические:

Анализ повести через «погружение в текст».

II.  По характеру познавательной деятельности учащихся

1.     Объяснительно-иллюстративный

2.     Репродуктивный

3.     Проблемное изложение

4.     Частично-поисковый

Дидактические средства обучения: повесть М.Булгакова «Собачье сердце», компьютер, презентация, нарезка фрагментов из х/ф «Собачье сердце».

Междисциплинарные связи: история, культурология.

Литература:

1.Основная:

1.     М. А. Булгаков. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Собачье сердце: М. А. Булгаков — Санкт-Петербург, Дрофа, 2006

2.     Мягков Б. Булгаковская Москва. - М., 1993

3.     Рыжкова Т.В. Путь к Булгакову. Книга для учителя. - СПб., Глагол, 2000

4.     Булгаков М.А. «Собачье сердце»: художественная литература. 1989

5.      Безносов Э.Л. Образ послереволюционной советской действительности в повести Булгакова “Роковые яйца” и образы “новых” людей в сатирической повести “Собачье сердце” // Литература – Первое сентября. – 2004. – № 38.

6.     Богданова О. Ю. Особенности изучения эпических произведений. В пособии: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях/ Под ред. А. Д. Жижиной. – М., 1987.

7.     Словарь литературо­ведческих терминов / Ред. и сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев.— М., 1974.— с. 257.

2.Дополнительная:

1.     Великанова И.В. Особенность сатиры М. Булгакова // Литература в школе -2002- №7- С.71

2.     Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. – М.;Л., 1996.

3.     Повесть М.A. Булгакова "Собачье сердце" в школьном изучении. –

Даугавпилс: SAD, 1993.- С. 56

4.     Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова,— М., 1983.— с. 112

 

 

 

 

 

 

Структура занятия лекции

1.Организационная часть.

1)Контроль посещения

2)Готовность к восприятию занятия

2.Сообщение темы, целей и основных задач занятия.

 

3.Актуализация опорных знаний студентов:

- какие произведения М.А.Булгакова вам известны?

- понятен ли вам смысл этих произведений?

 

4.Мотивация учебной деятельности студентов

Работа с эпиграфом.

Прочитайте высказывания и проанализируйте.

Человек  живет чувствами, а чувствует сердцем, —

это лучшее, на что он способен.

Анджелина Джоли

Разруха не в клозетах, а в головах.

Профессор Преображенский

5.Структурные элементы занятия, которые обеспечивают достижение дидактической и воспитательной цели, их содержание  и последовательность

План лекции:

1. История создания.

2. Идейно-художественный смысл повести.

3. Система образов.

Содержание лекции

 

1.     ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

«Собачье сердце» - одно из самых популярных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова. Повесть рассказывает о гениальном эксперименте, произведенным двумя главными героями - Профессором Преображенским и доктором Борменталем, и его неожиданном результате.

Повесть была написана в 1925 году, но так и не была опубликована при жизни автора.

Впервые она  была опубликована в 1968 году во Франкфурте (журнал «Грани» №69) и в Лондоне (журнал «Студент» №9 и №10). В Советском Союзе повесть вышла в 1987 году в журнале «Знамя» (№ 6).

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Почему такое произведение так долго пылилось на полке?

Почему Булгакову запретили его публиковать?

Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент. Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились  в творчестве писателя сатирические произведения.

Что такое сатира?

 

 

 

 

 

 


Можно ли считать эту повесть сатирической?

Как вы считаете, на что направлена сатира Булгакова? (Гениальная сатира на современность– вот основная причина трудного пути к читателям).

 Повесть “Собачье сердце”  вызвала целый шквал нападок на писателя со стороны официальных властей и критики. В марте 1926 г. МХАТ подписал с Булгаковым договор на инсценировку “Собачьего сердца”, однако в связи с вмешательством партийно-государственной цензуры в дела театра договор был расторгнут в апреле 1926 г.

В жизни Булгакова — при обыске весной 1926 г. забрали его дневники и рукопись “Собачьего сердца”. В конце 60-х годов В. М. Молотов сказал одному из своих посетителей А. М. Ушакову: “Дневники Булгакова читало все Политбюро. Ваш Булгаков — антисоветчик!”

Таким образом, “Собачье сердце”, попав под пресс цензуры, не могло быть в то время ни опубликовано, ни поставлено в театре.

Невозможность публикации повести при жизни автора еще раз подтвердила правильность догадок Булгакова: в советском государстве уничтожается свобода слова, свобода личности, преследуется всякое инакомыслие, что свидетельствует о формировании в стране системы насилия.

Повесть «Собачье сердце» была экранизирована несколько раз. Итальянским режиссером Альберто Латтуада в 1976 году (Cuore di cane). Советским режиссером Владимиром Бортко в 1988 году («Собачье сердце»).

В отличие от литературы, проникнутой идеями революции,  добровольно или принудительно служащей тоталитарному государству,  писатели оппозиционного направления активно протестовали против государства насилия. Этот протест выражался в самых различных формах.

- Одни отстаивали свободу творчества и тем самым не соглашались с политикой партии, подчинявшей литературу своим идеологическим целям (“Серапионовы братья” «Серапио́новы бра́тья» — объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона. Членами объединения были: Л. Лунц, И. Груздев, М. Зощенко, В. Каверин, Н. Никитин, М. Слонимский, В. Шкловский, Вл. Певзнер, Е. Полонская, К. Федин, Н. Тихонов, Вс. Иванов.).

- Другие идеализировали Русь, деревню, исконно национальные традиции, сопротивлялись ломке народного уклада жизни (новокрестьянские поэты. Условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. К «новокрестьянским» поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина, реже Павла Радимова, Алексея Ганина и Пимена Карпова. Начало их творческого пути приходится на 1900—1910-е годы).

-  Третьи критиковали так называемое социалистическое строительство, брали под сомнение методы построения социалистического общества. К ним относятся, прежде всего, Замятин, Булгаков и Платонов.

Жанр антиутопии в их творчестве становится своеобразной формой борьбы против абсурдного государственного устройства, бесправия человека, тоталитаризма.

ТЕОРИЯ  ЛИТЕРАТУРЫ.

Антиутопия - (от греч. «anti» - против и «utopos» - места, которого нет) - это произведение (обычно эпического рода), в котором изображается социальная и техногенная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов.

2.     ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ

Повесть “Собачье сердце”, как и другие произведения писателя, сложная и многозначная по своему идейно-художественном смыслу. Поскольку в России она опубликована недавно (1987), то критических работ, специально посвященных “Собачьему сердцу”, как, впрочем, и сатире Булгакова вообще, крайне мало. На Западе также нет крупных исследований, однако уже наметились основные подходы к изучению повести. Так, Кристина Райдел в статье “Булгаков и Уэлсс” указывает, что это произведение Булгакова во многом базируется на “Острове доктора Моро” английского фантаста, напоминающей пародию”. (После авиакатастрофы главный герой — сотрудник ООН Эдвард Дуглас в компании двух выживших спутников оказывается посреди тихого океана в Яванском море, его спутники затевают драку из-за последней фляги воды, в ходе которой погибают. Сам Эдвард теряет сознание. Его спасает лодка, там его обследует Монтгомери и убедительно приглашает на остров, где, по его словам, он сможет связаться с материком и эвакуировать Эдварда.

Оказавшись на острове, Эдвард находит нобелевскую медаль некого доктора Моро и знакомится с обаятельной девушкой. Монтгомери называет её «кошечкой». На ночь Дугласа запирают в его комнате, но он выбирается и, тайно проникнув в здание-лабораторию, становится свидетелем родов кого-то среднего между женщиной и животным. Он убегает с помощью женщины-кошки Айссы и прячется в поселении полулюдей-полузверей.  В поселении он видит слепого проповедника Глашатая Закона, где узнает про «закон»: не есть мяса, не ходить на четырёх ногах. В это время он знакомится с доктором Моро, покрытым белым гримом.

Тот даёт ему пистолет и приглашает к себе, где объясняет, что нашёл в генах человека дьявола и почти достиг совершенства в своих экспериментах по созданию нового идеального существа. Он узнает о проступке Ло-мая, объявляет суд над ним, где усмиряет своих подопечных устройством, вызывающим боль.

Несмотря на то,  что Моро прощает Ло-мая, человек-собака Азазелло убивает его. Труп Ло-мая сжигают, а его друг гиено-человек находит в сожженном теле чип. Нащупав такой же у себя, он его вырывает. Он и ещё несколько зверолюдей врываются к доктору Моро, который пытается остановить их, но они уже не в его власти. Моро убивают и съедают. Гиено-человек устраивает бунт. Переманив на свою сторону Азазелло, он убивает сошедшего с ума Монтгомери.

Айсса и Дуглас прячутся от бунтовщиков, но их находит Азазелло и вешает Айссу. Дугласа приводят к гиено-человеку, где тот предлагает Эдварду назвать его богом. Тот соглашается, но говорит о том, что «бог» должен быть один, а ели плоть Моро несколько. В ходе перестрелки все бунтовщики-звери погибают. В конце фильма Дуглас уплывает, обещая вернуться, но Глашатай Закона говорит ему: «Мы должны остаться теми, кто мы есть, а не теми, кем пытался сделать нас Отец. Ходить на двух ногах очень тяжело. Может, на четырёх все-таки лучше».)

Довольно распространены на Западе политические трактовки “Собачьего сердца”. Так, Горбов и Глэнни видят в персонажах повести Ленина, Дзержинского, Троцкого, Зиновьева и др.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Фабула — тематически-фактический предмет изображения, основной план протекания действия эпич. или драматич. произведения, который уже художественно организован и в котором уже выявлены расстановка персонажей и центральные мотивы.

ФАБУЛА ПОВЕСТИ: М. Булгаков в “Собачьем сердце” строит повествование в оригинальном плане. В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский ко всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарик превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугуннина, и профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Он все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский, весьма занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

 (Франц Кафка «Исследования одной собаки». «Нельзя упускать из виду и того, что я, невзирая на все мои очевидные — необыкновенности, все же вовсе не полностью выбиваюсь из ряда. Вообще, если вдуматься, — а для этого у меня хватает и времени, и способностей, и желания — жизнь собачьего рода преисполнена чудесного. Помимо нас, псов, в мире много разновидностей всяких созданий, бедных, жалких, немых, издающих тупые звуки существ, и немало среди собак есть таких, которые эти существа изучают, дают им имена, стараются им помочь, воспитать, облагородить и прочее. Мне они, доколе они мне не мешают, безразличны, я их путаю, не замечаю. Одно в них, однако, слишком бросается в глаза, чтобы могло ускользнуть от моего внимания, а именно: насколько же они все сравнительно с нами, собаками, мало держатся друг друга, насколько они холодны, глухи и даже враждебны друг к другу, так что лишь самые пошлые интересы способны их несколько сблизить хотя бы внешне, но даже из этих интересов зачастую вырастает ненависть и свара! Ничего подобного у нас, собак! Ведь о нас с полным основанием можно сказать, что мы на деле живем одной дружной стаей, хотя нас и различают бесчисленные и глубокие различия, образовавшиеся с течением времени».)

 

Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную. Абсурдный, с точки зрения природы, эксперимент помогает обнажить абсурд в обществе, в котором в результате исторического эксперимента все ненормальное становится нормально: Шариков, получившийся из собаки с помощью органов уголовника, абсолютно подходит новому советскому государству, он принимается и даже поощряется им — назначается на должность, причем не рядовую, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.

В “новом обществе” действуют нелогичные законы: восемь комнат в квартире ученого рассматриваются как покушение не на жилплощадь, на свободу; в домкоме вместо того, чтобы заниматься практическими делами, распевают хоровые песни; нищета и разруха воспринимаются как начало “новой эры”. Характерно, что рукопись, сохранившаяся в архиве Н. С. Ансарстого, озаглавлена “Собачье счастье. Чудовищная история”. Э. Проффер предполагает, что Булгаков “изменил название, когда кто-то сказал ему, что оно уже было использовано Куприным в рассказе о собаках(«Собачье счастье»), представляющим собой прозрачную аллегорию”.

Вероятно, первоначальное название иронически перефразировало название дешевой колбасы “собачья радость”.

В повести неоднократно обыгрывается этот мотив — удовлетворения минимальных потребностей. Бездомный пес рад самой маленькой косточке. За кусок колбасы он готов лизать Филиппу Филипповичу ноги. А попав в теплый дом, где его постоянно кормят, он “размышляет” о том, что вытащил “самый главный, счастливый собачий билет”.

3.     СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Вечная проблема лучших умов в России - взаимоотношения интеллигенции и народа, какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься читателя автор рассказа в далекие 20-ые годы. В рассказе - элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека - хорошего и плохого. В качестве прототипов литературного персонажа профессора Преображенского называются несколько реальных медиков. Это, в частности, дядя Булгакова — врач-гинеколог Николай Покровский, хирург Сергей Воронов, врач Алексей Замков, биолог Илья Иванов

 Его помощник доктор Борменталь благовейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского.

Борменталь способен разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если это нужно для пользы дела.

Профессор Преображенский

Доктор Борменталь

Знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов

Молодой доктор, всецело преданный своему учителю профессору Преображенскому.

Представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали.

Бедный студент.

Профессор не скрывает неприязни к революции и новым революционным порядкам. Он не принимает новых правил жизни

Борменталь придерживается взглядов профессора

Преображенский уверен, что тот, кто работает, имеет право на нормальные условия труда и отдыха.

Борменталь был принят профессором на кафедру. Закончив учебу, он стал работать у профессора ассистентом и неплохо зарабатывать.

Воспитанный и культурный человек, профессор считает, что с живым существом нужно обращаться только лаской

Борменталь, несмотря на интеллигентность, жестко следил за поведением Шарикова, не гнушаясь физической расправой. Он готов был убить его, чтобы облегчить жизнь своему  благодетелю.

Уверенность в своей правоте, высокий культурный уровень, талант и масштаб личности позволяют ему в условиях сложной переломной эпохи не только сохранить свою жизнь, но и выйти победителем из столкновения с домкомом и Швондером.

Борменталь не вступает в открытый конфликт с властью, но поддерживает своего учителя.

Ни профессор, ни доктор Борменталь не думали создавать человека. То, что получилось в результате их опыта, – страшное чудовище, перевоспитать которое невозможно.

Профессор  раньше доктора Борменталя понял весь ужас созданного ими эксперимента и подобных «побочных эффектов»

Борменталь пришел к этому позже.

Профессор же говорит, что у Шарикова «человечье сердце» Клима Чугункина со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Доктор утверждал, что у лабораторного существа «собачье сердце», то есть в нем осталось больше собачьих качеств.

Не случайно имя Шарикова после опубликования повести превратилось в нарицательное.

Новая система уничтожает в человеке личностное, индивидуальное начало. Принцип равенства сводится к лозунгу: “Все поделить”. Между членами домкома не ощущается даже внешнего различия—все выглядят одинаково до такой степени, что Преображенский вынужден одному из них задать вопрос: “Вы мужчина или женщина?”, на что ему отвечают: “Какая разница, товарищ?”.

 Председатель домового комитета Швондер (еврей, бюрократ, чинуша) ведет борьбу за революционный порядок и справедливость. Жильцы дома должны пользоваться одинаковыми благами. Каким бы ни был гениальным ученым профессор Преображенский, нечего ему занимать семь комнат. Обедать он может в спальне, делать операции — в смотровой, где режет кроликов. Швондер хотел бы уравнять его с Шариковым, человеком вполне пролетарского вида.

ПРОЛЕТАРИАТ - социальный класс, не обладающие правом собственности на средства производства, наёмные рабочие, для которых основным источником средств для существования является работа по найму

Новый строй стремится из старого “человеческого материала” создать нового, человека. Пародией на нового человека является образ Шарикова. Важное место в повести занимает мотив телесного преображения: хорошая собака Шарик превращается в плохого человека Шарикова Полиграфа Полиграфовича. (Полиграф – специальное устройство по  выявлению возбуждения, которое может быть результатом сообщения лжи.)

Показать переход живого существа из одного состояния в другое помогает, прием вербальной трансформации.

 

Шарик

Шариков

Доверчивый,  бездомный пес, вечно голодный и холодный, бродящий по подворотням в поисках пищи.

Безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность.

умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное.

строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить

Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу.

Шариков понял, что он «труженик», потому что не непман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий сорок пар штанов. «Труженик», потому что у него нет собственности. Он быстро научился требовать, не испытывая никакого стыда и смущения перед Преображенским.

Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность. Кроме того, он добрый

Для него не существует такого понятия, как чувство собственного достоинства. Этот человек считает, что профессор обязан его обеспечивать.

Шарик-рассказчик, безусловно, стоит на более низкой ступени, чем профессор Преображенский и Борменталь, но его уровень развития гораздо выше Швондера и Шарикова.

Он – человек «искусственный», имеющий наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества, и только от человека зависело, какой путь он изберёт.

А может, я и красивый. Появившийся страх лишиться тепла и сытости быстро вытесняется уверенностью в том, что он вытащил самый главный собачий билет, что он - красавец, собачий принц-инкогнито.

В результате операции из "милейшего пса" получилась "такая мразь, что волосы дыбом встают".

Голос Шарика-собаки вполне “разумен”, нормален. Его высказывания “по-человечески” рациональны, в них есть определенная логика

Первые фразы представляют собой бессвязные непристойности, обрывки разговоров.

Пока Шарик в собачьей шкуре, вреда особого его философия не приносит.

В конце концов, Шариков стал опасен для жизни.

1.“Что они там вытворяют в нормальном питании, — размышляет Шарик, — ведь уму собачьему непостижимо! Они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. Бегут, жрут, лакают. Иная машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца... Ей и на кинематограф не хватает... Дрожит, морщится, а лопает... Жаль мне ее, жаль. Но самого себя мне еще больше жаль».

2. “Показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вернее всего — господин. - Ближе —яснее — господин. Вы думаете я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие из пролетариев носят. А вот по глазам —тут уж и вблизи и издали не спутаешь... Все видно —у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что не может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится”.

Примечательно первое слово Шарикова — “Абыр-валг”, то есть название “Главрыба”, перевернутое наоборот. Сознание Шарикова также представляет собой перевернутое восприятие мира. Не случайно, описание операции Булгаков сопровождает фразой: “Весь мир перевернулся дном кверху”.

Проблема “нового человека” и устройства “нового общества” была одной из центральных проблем литературы 20-х годов. М. Горький писал: “Героем наших дней является человек из “массы”, чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий-изобретатель, вообще — человек массы! На массу, на воспитание таких героев и должно быть обращено главное внимание”.

О таких ли героях говорил Горький? Нет, конечно. Но Швондеры и Шариковы, к сожалению, имеют место быть в нашем обществе. И наряду с действительными тружениками и рабочим классом, они существуют и разлагают все моральные устои  человечества изнутри. Булгаков показывает людей из «массы», «Швондеровский пролетариат», который, казалось бы, борется за права простых людей, но при этом разлагает их личность и убивает в них самое ценное – человечность.

А судьи кто?

Профессор Преображенский

Доктор Борменталь

Швондер

Профессор пытается воспитать Шарикова, причем категорически отрицательно относится ко всякому насилию: “Террором ничего нельзя поделать с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло”

Борменталь, несмотря на интеллигентность, жестко следил за поведением Шарикова, не гнушаясь физической расправой.

Будучи в ярости, он задушил Шарикова и профессору пришлось снова провести операцию и превратить последнего обратно в собаку.

Швондер, который не отягощает Шарикова никакими культурными программами, за исключением революционной — кто был ничем, тот станет всем.

Трагический пафос повести сосредоточен в словах Преображенского: “Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе".

ВЫВОД: Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это животное довольствование малым, заурядное “счастье” ассоциируется в повести не только с Шариковым, но и с жизнью людей в начале 20-х годов, которые стали привыкать жить в нетопленных квартирах, питаться гнилой солониной в Советах нормального питания, получать гроши и не удивляться отсутствию электричества.

 Профессор Преображенский категорически отрицает такую систему: “Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!”

 

В повествовательной структуре повести “Собачье сердце” образ рассказчика непостоянен. Повествование, ведется то от имени Шарика-собаки (до операции), то доктора Борменталя (записи в дневнике, наблюдения за изменением состояния Шарика после операции), то профессора Преображенского, то Швондера, то Шарикова-человека. Автор старается занять позицию “беспристрастного” комментатора событий, его голос иногда сливается с голосом Преображенского, Борменталя и даже с голосом Шарика-собаки, поскольку в начале повести дается не столько повествование собаки, сколько как бы под видом собаки.

Кульминацией повести становится получение Шариковым прописки, должности, а затем и его доносительство на профессора Преображенского.

 

6.Обобщение и подведение итогов.

 

 

Название повести “Собачье сердце” отражает стремление писателя заглянуть в глубины человеческой души, выявить духовные метаморфозы личности в условиях нового времени.

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, “чудовищная история” общества продолжается.

Опыт создания “нового человека” не удался. Переделать натуру Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том, что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: “Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова... Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить, когда угодно”. Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

7. Рефлексия.

Булгаков подводит читателя к мысли, что все дело в человеке, в том, какой выбор он совершает, в его нравственной сущности, в том, какое у него сердце. Возвращение к эпиграфу. Профессор Преображенский заявляет: “Разруха не в клозетах, а в головах”.

8. Домашнее задание.

Написать мини-эссе на тему: «Разруха не в клозетах, а в головах».

 

 


План лекции Тема: Собачье счастье

План лекции Тема: Собачье счастье

Дидактические средства обучения: повесть

Дидактические средства обучения: повесть

Структура занятия лекции 1.Организационная часть

Структура занятия лекции 1.Организационная часть

Впервые она была опубликована в 1968 году во

Впервые она была опубликована в 1968 году во

А. М. Ушакову: “Дневники Булгакова читало все

А. М. Ушакову: “Дневники Булгакова читало все

Третьи критиковали так называемое социалистическое строительство, брали под сомнение методы построения социалистического общества

Третьи критиковали так называемое социалистическое строительство, брали под сомнение методы построения социалистического общества

Глашатая Закона, где узнает про «закон»: не есть мяса, не ходить на четырёх ногах

Глашатая Закона, где узнает про «закон»: не есть мяса, не ходить на четырёх ногах

ФАБУЛА ПОВЕСТИ : М. Булгаков в “Собачьем сердце” строит повествование в оригинальном плане

ФАБУЛА ПОВЕСТИ : М. Булгаков в “Собачьем сердце” строит повествование в оригинальном плане

Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную

Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную

В качестве прототипов литературного персонажа профессора

В качестве прототипов литературного персонажа профессора

Профессор раньше доктора Борменталя понял весь ужас созданного ими эксперимента и подобных «побочных эффектов»

Профессор раньше доктора Борменталя понял весь ужас созданного ими эксперимента и подобных «побочных эффектов»

Шарик Шариков Доверчивый, бездомный пес, вечно голодный и холодный, бродящий по подворотням в поисках пищи

Шарик Шариков Доверчивый, бездомный пес, вечно голодный и холодный, бродящий по подворотням в поисках пищи

Показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вернее всего — господин

Показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вернее всего — господин

Профессор пытается воспитать

Профессор пытается воспитать

Название повести “Собачье сердце” отражает стремление писателя заглянуть в глубины человеческой души, выявить духовные метаморфозы личности в условиях нового времени

Название повести “Собачье сердце” отражает стремление писателя заглянуть в глубины человеческой души, выявить духовные метаморфозы личности в условиях нового времени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2024