Информация. Информационное обеспечение.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятнльности»
Лекция №2
Компетенции:
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
План лекции:
1. Что такое информация, информатика, информационные процессы и информационные технологии.
2. Какие свойства у информации и формы ее передачи
В процессе научно-практической деятельности человечество выделило такие обобщенные абстрактные понятия, как вещество, энергия, информация.
Термин «Информация» произошел от латинского informatio, что обозначает пояснение, изложение.
Информация – это сведения об окружающем нас мире, которые повышают уровень осведомленности человека и происходящих в нем процессах, которые могут воспринимать живые организмы и информационные системы (радио, телевидение, компьютер).
Информация - это совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды (входная информация), выдается в окружающую среду (исходная информация) или сохраняется внутри определенной системы.
Человек получает около 90% информации при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).
Свойства информации
Объективность. Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.
Достоверность. Информация является достоверной если она отображает истинное состояние дел. На основе достоверной информации могут приниматься верные решения.
Полнота. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и принятия решений.
Актуальность – важность, необходимость для данного времени.
Полезность. Степень полезности информации зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации.
Характерные черты информации
Информация – это нематериальная субстанция, но передается она с помощью сообщений, состоящих из материальных носителей: знаков, сигналов и физических процессов, которые изменяются с течением времени.
Для обмена информацией между людьми служат языки. Есть универсальные языки: язык живописи, язык музыки. Хранение информации осуществляется с помощью книг, а в последнее время все больше на электронных носителях.
Знаки для хранения и передачи информации:
записи на бумаге,
книги,
дорожные указатели;
ноты и пр.
Сигналы:
светофора,
берегового маяка,
лампочки на пульте управления самолетом и пр.
Информация зависит не только от самих знаков или сигналов, но и от их взаимного расположения.
Информация является понятной только для того, кто способен ее распознать.
Если из одной точки пространства информация передается в другую, то в начальной точке она не исчезает.
Где поставить запятую?
«Казнить нельзя помиловать»
Иероглиф «Гармония»
Источник
Приемник
Канал связи
Передача информации
Посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал
Передает сигнал
Принимает сигнал, который декодируется в принимаемое сообщение
Сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передается телезрителю (приемнику) от метеоролога (источника) посредством телевизионной аппаратуры (канала связи)
Каналом связи между приемником и источником может быть как телекоммуникационный канал, так и воздух, переносящий звуковые и радиоволны.
Источники и приемники информации могут быть
одушевленными (животное, человек) и неодушевленными (персональный компьютер, телевизор) предметами,
явными (преподаватель - студент) и косвенными (шум воды может говорить о близости водопада).
Носителем информации может быть книга, журнал, частицы воздуха, радиоволны, бумага, дерево, металл, камень, кассета, дискета, фотография, слайд, перфокарта, ген и т.п.
Соответствие между информацией и сообщением не является однозначным.
Одну и туже информацию можно передавать разными языками, устно и письменно, в виде рисунка. Восприниматься сообщение тоже может по-разному различными людьми в зависимости от их подготовленности и интересов.
Примеры:
Слова «хорошая погода» могут означать и солнечную погоду и дождь и морозный зимний день.
Шум
Если сообщение не несет полезной информации, то оно несет шум.
Информация может превращаться в шум, и наоборот, шум может превращаться в информацию:
Если несколько раз сообщать одну и ту же информацию, то первый раз она интересная или полезная, а затем она превратиться в шум.
Мы много видим всякой рекламы и не обращаем на нее внимания. Она для нас шум. Если нам что-то понадобилось (мебель, одежда, компьютер) мы начинаем прислушиваться к рекламе. В этом случае шум превращается в информацию.
Формы подачи информации.
Текстовая – информация, которая содержится в печатных или письменных документах или отображается техническими устройствами в виде текста.
Графическая –картины, рисунки, фотографии, графики, схемы, видеоизображение на экране телевизора или компьютера.
Звуковая – устная речь, музыка, шумовые эффекты.
Числовая – наборы числовых данных.
Управляющая – команды и инструкции, которые передаются определенным исполнителям (людям, животным, роботам, станкам с ЧПУ, компьютерам).
Мультимедийная – информация, которая содержит в себе несколько видов информации (кино).
Способы подачи информации.
На протяжении своей истории человечество прошло много этапов подачи информации:
Появление речи – устный обмен информацией.
Письменность – хранение и передача информации на расстоянии.
Книгопечатание, пресса – хранение и передача больших объемов информации.
Радио, телефон, телеграф, телевидение – передача больших объемов информации на большие расстояния в режиме реального времени.
Компьютер – хранение и передача больших объемов информации в режиме реального времени + обработка информации.
ПРЕДМЕТ ИНФОРМАТИКИ – информационные процессы
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ – это процессы поиска, передачи, обработки, накопления (хранения) и использования информации.
Поиск – наблюдение, общение со специалистами, чтение литературы, просмотр телепрограмм, запросы к информационным системам (Интернет, справочные бюро 09, БД).
Хранение – зарубки на дереве, записные книжки, конспекты, книги, архивы, видеозаписи, запись на электронных носителях – дисках.
Обработка – процесс изменения информации, который происходит по определенным правилам – решение задач по физике и математике, анализ литературного произведения, принятие решения в зависимости от известных фактов
Информатика –это основанная на использовании компьютерной техники наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее
создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.
ИНФОРМАТИКА
Технические
Средства
Программные
средства
Алгоритмические
средства
Основные направления применения информатики:
разработка вычислительных систем и программного обеспечения;
теория информации;
математическое моделирование;
методы искусственного интеллекта;
системный анализ;
биоинформатика;
социальная информатика;
методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
телекоммуникационные системы и сети;
разнообразные приложения, охватывающие все виды хозяйственной и общественной деятельности.
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ называется организация информационных процессов с использованием технических средств и устройств.
Виды информационных технологий:
письмо, почта, телеграф, телефон, телевидение, телекоммуникации, электронная почта и т.д.
БУМАЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – это организация накопления, передачи и переработки информации с использованием бумажных носителей
БЕЗБУМАЖНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – ?
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – это технологии накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ.
Обработка информации — получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых алгоритмов.
Процесс обработки информации предусматривает наличие носителя информации и средства передачи и обработки информации.
Носитель информации сохраняет ее, на нем можно как-то записать соответствующий этой информации знак или сигнал.
Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь компьютер — универсальная машина для обработки информации.
Средства передачи информации - это человеческие языки, средства телекоммуникаций, биохимические процессы в живой природе и т.д.
Единицы измерения информации
1 бит (binary digit, двоичная цифра) – это информация, заключенная в ответе на вопрос: «Да» или «Нет»? (выбор одного из двух возможных вариантов)
Примеры:
Эта стена – зеленая? Да.
Дверь открыта? Нет.
Это новый автомобиль? Новый.
Ты будешь чай или кофе? Кофе.
Есть ток в проводнике или нет? Есть.
Задачи
Сколько места в памяти надо выделить для хранение предложения Привет, Вася!
Ответ: 13 байт или 104 бита
(в UNICODE: 26 байт или 208 бит)
считаем все символы, включая знаки препинания (здесь 13 символов)
если нет дополнительной информации, то считаем, что 1 символ занимает 1 байт
в кодировке UNICODE 1 символ занимает 2 байта
Введённые Международной электротехнической комиссией и ГОСТ 8.417-2002 приставки для круглых двоичных чисел | |||
Приставка | Сокращение МЭК:-бит, -байт | СокращениеГОСТ 8.417-2002(для байтов) | Значение |
киби | Кибит, КиБ | Кбайт | 210 = 1024 |
меби | Мибит, МиБ | Мбайт | 220 = 1 048 576 |
гиби | Гибит, ГиБ | Гбайт | 230 = 1 073 741 824 |
теби | Тибит, ТиБ | Тбайт | 240 = 1 099 511 627 776 |
пеби | Пибит, ПиБ | Пбайт | 250 = 1 125 899 906 842 624 |
эксби | Эибит, ЭиБ | Эбайт | 260 = 1 152 921 504 606 846 976 |
зеби | Зибит, ЗиБ | Збайт | 270 = 1 180 591 620 717 411 303 424 |
йоби | Йибит, ЙиБ | Йбайт | 280 = 1 208 925 819 614 629 174 706 176 |
Единицы измерения информации
Двоичные
Единицы измерения информации
Десятичные
При-ставка | Сокра-щение | Как должно быть по СИ | Относит.ошибка, |
кило | к | 103 = 1 000 | 2,40 |
мега | М | 106 = 1 000 000 | 4,86 |
гига | Г | 109 = 1 000 000 000 | 7,37 |
тера | T | 1012 = 1 000 000 000 000 | 9,95 |
пета | П | 1015 = 1 000 000 000 000 000 | 12,59 |
экса | Э | 1018 = 1 000 000 000 000 000 000 | 15,29 |
зетта | З | 1021 = 1 000 000 000 000 000 000 000 | 18,06 |
йотта | Й | 1024 = 1 000 000 000 000 000 000 000 000 | 20,89 |
Системой счисления называется способ представления числа символами некоторого алфавита, которые называются цифрами.
Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные. Позиционные системы характеризуются определенным алфавитом цифр и основанием.
В позиционных системах счисления величина, обозначаемая цифрой, зависит от позиции цифры в числе. 257, 35, 7024.
В непозиционных системах счисления значение цифры не зависит от ее положения в числе.
Например, ХХХ (30) цифра Х встречается три раза и обозначает одну и ту же цифру 10, три раза по 10 в сумме дают 30.
Системы счисления
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Позиционные | ||
Десятичная | 10 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Двоичная | 2 | 0, 1 |
Восьмеричная | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Шестнадцатерич-ная | 16 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F |
Непозиционные | ||
Римская | I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000) |
MCMXCVIII=1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1=1998
1.Десятичное число делится нацело на 2, пока это возможно.
2. На каждом шаге записывается остаток от деления.
3. Снизу вверх записываем цифры, начиная с последнего частного и все остатки от деления.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную.
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 210 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 516 | 1024 |
Двоичное число записываем в полной форме:
(1011)2 = 1*23 + 0* 22+1* 21+1* 20 =
= 8 + 0 + 2 + 1 = (11)10
Используем таблицу степеней двойки
Интерпретация битовой комбинации придает ей заданный смысл.
Например: битовая строка 00100110 может быть интерпретирована как число 38 (двоичное), число 26 (двоично-десятичное) или символ “&”.
Метод интерпретации битовой комбинации называется типом данных.
Данные являются составной частью информации, представляющие собой зарегистрированные сигналы.
Во время информационного процесса данные преобразовываются из одного вида в другой с помощью множества разных операций. Основными операциями являются:
сбор данных
формализация данных
фильтрация данных
сортировка данных
архивация данных
защита данных
транспортирование данных
преобразование данных
Типы данных
текстовый (одна строка текста (до 255 символов));
числовой (число любого типа(целое, вещественное и т.д.));
дата/время (поле содержит дату или время);
денежный (рубли, доллары и т.д.);
поле МЕМО (текст, состоящий из нескольких строк, можно просмотреть прокруткой (до 65535 символов));
счетчик (поле вводится автоматически с вводом каждой записи);
логический (содержит одно из значений TRUE(истина) или FALSE(ложно);
поле объекта ОЛЕ (рисунки, звуковые файлы, таблицы и т.д.).
сведения об окружающем нас мире, и происходящих в нем процессах, которые могут воспринимать живые организмы и информационные системы (радио, телевидение, компьютер).
Информация - это
Свойства информации:
Объективность.
Достоверность.
Полнота. Актуальность. Полезность.
Информация передается в виде...
Сообщений – знаков и сигналов
основанная на использовании компьютерной техники наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.
Информатика - это
процессы передачи, обработки и накопления (хранения) информации в форме знаков и сигналов.
Информационные процессы - это
Бит, байт, Килобайт, Мегабайт, Гигабайт, Терабайт
Единицы измерения информации
Позиционные (десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная) и непозиционные (римские цифры)
Системы счисления
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.