Лекция "МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Оценка 4.6
Раздаточные материалы
docx
экология
10 кл
20.12.2018
Экологическая стандартизация — установление единых и обязательных экологических норм и правил.
Экологические стандарты содержатся в государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), заводских стандартах и других документах.
Государственный стандарт (ГОСТ) — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения.
Экологическая сертификация — это подтверждение соответствия продукции, услуг и иных объектов установ¬ленным экологическим требованиям, в целях предотвращения причинения вреда имуществу потребителей и обеспечение экологической безопасности населения.
меры по рационализации ПП.docx
Тема: МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
План:
1. Экологическая стандартизация
2. Экологическая сертификация
3. Экологическая экспертиза
4. Экологическая паспортизация
1.Экологическая стандартизация — установление единых и обязательных экологических норм и
правил.
Экологические стандарты содержатся в государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), заводских стандартах
и других документах.
Государственный стандарт (ГОСТ) — нормативнотехнический документ, устанавливающий комплекс
норм, правил, требований, обязательных для исполнения.
Для природоохранной деятельности генеральным стандартом является ГОСТ 17.0.0.0176 «Система
стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов». Он был введен в
действие в 1977 г.
Согласно ГОСТу 17.0.0.0176, система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из
комплексов взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное
использование природных ресурсов. Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм,
направленных на:
• обеспечение сохранности природных комплексов;
• содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;
• содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природ
ной среды;
требований.
• совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.
• ССОП разрабатывается с учетом экологических, санитарногигиенических, технических и экономических
Система стандартов в области охраны природы (ССОП) подразделена на группы и виды.
Группы стандартов: 0 — организационнометодические стандарты ССОП (основные положения);
1 — стандарты в области охраны и рационального использования вод (гидросфера);
2 — стандарты в области защиты атмосферы (атмосфера);
3 — стандарты в области охраны и рационального использования почв (почвы);
4 — стандарты в области улучшения использования земель (земли);
5 — стандарты в области охраны флоры (флора);
6 — стандарты в области охраны фауны (фауна);
7 — стандарты в области охраны и рационального использования недр (недра).
Виды стандартов: О — основные положения; 1 — термины, определения, классификации; 2 — нормы и
методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов; 3
— правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов; 4 — методы определения
параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий; 5 — требования к
средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды; 6 — требования к устройствам,
аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений; 7 — прочие стандарты.
Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по Общесоюзному
классификатору стандартов и технических условий (17), точки, номера группы, точки, номера вида, точки,
порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта.
Например, ГОСТ 17.1.3.0582. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и
подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. В данном примере ГОСТ — категория стандарта
(государственный стандарт), 17 — номер системы (ССОП — система стандартов в области охраны природы),
1 — номер группы (гидросфера), 3 — номер вида (правила охраны и рационального использования
природного объекта), 05 — порядковый номер стандарта (стандарт номер 5) и 82 — год регистрации
стандарта (1982).
2. Экологическая сертификация
Экологическая сертификация — это подтверждение соответствия продукции, услуг и иных объектов
установленным экологическим требованиям, в целях предотвращения причинения вреда имуществу
потребителей и обеспечение экологической безопасности населения.
Цели экологической сертификации:
• защита потребителей от использования (приобретения) продукции, опасной для их жизни, здоровья и
имущества, а также для окружающей среды; • стимулирование производителей к внедрению современных технологических процессов и выпуск товаров
минимально загрязняющих окружающую среду;
• регулирование отчислений в сфере взаимодействия общества и природы для сохранения природных бо
гатств и улучшения среды обитания человека;
• обеспечение интеграции экономики России в мировой рынок.
Задачи экологической сертификации:
• создание экологически справедливого рынка;
• защита изготовителя от нечестной конкуренции, содействие рекламе, сбыту и повышению конкурентос
пособности продукции с наилучшими экологическими характеристиками;
• предотвращение поступления в страну недоброкачественных с экологической точки зрения иностранных
товаров;
• приостановление или прекращение реализации продукции, не отвечающей установленным экологическим
требованиям;
• укрепление за рубежом репутации экспортируемой экологически безопасной отечественной продукции;
• обеспечение улучшения качества окружающей среды и ресурсосбережения;
• содействие ускорению научнотехнического прогресса в природоохранной области; • обеспечение
безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Принципы экологической сертификации:
• установление собственных правил процедуры и управления для проведения экологической сертификации,
не противоречащих законодательству РФ;
• разграничение функций между различными органами системы экологической сертификации;
• взаимодействие системы с международными и национальными органами по сертификации;
• распределение ответственности между участниками сертификации;
• тесную увязку налоговой системы и системы ценообразования с экологическим сертификатом и
лицензией на применение знака соответствия экологическим требованиям.
Объекты экологической сертификации:
• объекты природной среды и природные ресурсы;
• продукции и услуги;
• отходы производства и потребления;
• технологические процессы.
В современных условиях особую важность имеет недопущение ввоза на территорию Российской Федерации
и вывоза с ее территории недоброкачественной с экологической точки зрения продукции.
В странах Европейского экономического союза (ЕЭС) с 1989 г. действует директива Европейских
сообществ относительно общих принципов безопасности, согласно которой продукция, поступающая на
рынок, не должна представлять никакого неприемлемого риска и чтобы потенциальные потребители были
предупреждены о возможных последствиях. Данные принципы распространяются на все виды деятельности,
которые могут повлиять на безопасность изделия, например, его обработку, переработку, упаковку,
хранение, перевозку, размещение, и в случае необходимости изъятие из обращения. Эти обстоятельства
должны учитываться для обеспечения интеграции экономики России в мировой рынок.
3. Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза — оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.
То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической
безопасности и системе рационального природопользования. В России работы по экологической экспертизе
основываются на Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 174ФЗ «Об экологической экспертизе».
Объектами экологической экспертизы являются:
• проекты и техникоэкономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных
сооружений, а также действующие предприятия;
• нормативнотехническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также на
работающее оборудование;
• проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.
Субъектами экологической экспертизы являются:
• законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней •
специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, министерства);
• специализированные неправительственные организации (частные, общественные).
Экологическая экспертиза основывается на ряде принципов:
1. Презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной
деятельности.
2. Обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализа
ции объекта экологической экспертизы. 3. Комплексности оценки воздействяя на окружающую природную среду хозяйственной и иной
деятельности и его последствий.
4. Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в
области экологической экспертизы.
5. Достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу.
6. Независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в
области экологической экспертизы.
7. Научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.
8. Гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.
9. Ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию,
проведение, качество экологической экспертизы.
Законодательство предусматривает два вида экологической экспертизы: государственную и общественную.
Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов
Российской Федерации. На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит
Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ — Министерства природных ресурсов
субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения — Комитеты по охране окружающей среды (областные
и краевые).
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят:
руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является
заключение(положительное или отрицательное) государственной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от государственной
экологической экспертизы. Экспертизе могут подвергаться те же объекты, за исключением объектов,
сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Инициировать организацию и проведение общественной экологической экспертизы могут граждане,
общественные организации (объединения) и органы местного самоуправления. Проводить общественную
экспертизу могут общественные организации, в уставе которых оговорен данный вид деятельности.
Заключение общественной экологической экспертизы, в отличие от государственной, носит
рекомендательный характер.
Финансирование государственной экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика, а
общественной экологической экспертизы — за счет средств общественных организаций, общественных
экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, органов
местного самоуправления. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей
стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько
раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального
ущербов в результате ошибочных решений.
4. Экологический мониторинг
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — система наблюдения, оценки и
прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Конечная цель экологического
мониторинга — оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной
деятельности.
Экологический мониторинг включает три основных направления деятельности:
• наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
• оценку фактического состояния среды;
• прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
Экологический мониторинг возник на стыке экологии, биологии, географии, геофизики, геологии и других
наук. Выделяют различные виды мониторинга в зависимости от критериев: биоэкологический (санитарно
гигиенический), геоэкологический (природнохозяйственный), биосферный (глобальный), космический,
геофизический, климатический, биологический, здоровья населения, социальный и др.
В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и
фоновый. Фоновый (базовый) мониторинг — слежение за природными явлениями и процессами,
протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных
заповедников. Импактный мониторинг — слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных
зонах.
В зависимости от масштабов наблюдения различают мониторинг глобальный, региональный и локальный).
Глобальный мониторинг — слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений
(например, за состоянием озонового слоя, изменением климата). Региональный мониторинг — слежение за
природными и антропогенными процессами и явлениями в пределах какогото региона (например, за
состоянием озера Байкал). Локальный мониторинг — мониторинг в пределах небольшой территории
(например, контроль за состоянием воздуха в городе). В некоторых случаях используют объединенную классификацию, выделяя три уровня мониторинга:
импактный (изучение сильных воздействий локальном масштабе), региональный (проявление проблем
миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов,
характерных для экономики региона) и фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая
хозяйственная деятельность).
На уровне локального (санитарногигиенического, биоэкологического, импактного) мониторинга
наиболее важным является контроль следующих показателей:
1. Концентрация загрязняющих веществ, наиболее опасных для природных экосистем и человека, в
жизнеобеспечивающих средах:
• в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы,
радионуклиды, пестициды, бензопирен, азот, фосфор, углеводороды;
• в поверхностных водах: радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бензопирен, рН, минерализация,
азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
• в почве: тяжелые металлы, пестициды, радионуклиды, нефтепродукты, бензопирен, азот, фосфор;
• в биоте: тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензопирен, азот, фосфор.
2. Уровень вредных физических воздействий: радиация, шум, вибрация, электромагнитные поля и др.
3. Динамика заболеваемости, вследствие загрязнения биосферы, в частности, врожденных дефектов.
Пункты экологического мониторинга располагают в крупных населенных пунктах, промышленных и
сельскохозяйственных районах (города, автомагистрали, территории промышленноэнергетических центров,
атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением пестицидов и
удобрений и др.).
На уровне регионального (геосистемного, природнохозяйственного) мониторинга ведутся наблюдения за
состоянием экосистем крупных природнотерриториальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем,
агроэкосистем и т.д.), регистрируются отличия их параметров от фоновых территорий, вследствие
антропогенных воздействий.
На уровне глобального (биосферного, фонового) мониторинга отслеживаются изменения в биосфере в
целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров,
растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и
координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП
(орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Основными целями этой программы явля
ются:
• организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
• оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
• оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых
цепочках;
• оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и
землепользования;
• оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
• оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
• создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.
4. Экологическая паспортизация
Предназначение экологического паспорта предприятия.
В соответствие с ГОСТом 17.0.0.062000 каждое предприятие в обязательном порядке разрабатывает
экологический паспорт.
Экологический паспорт предприятияприродопользователя — это нормативнотехнический
документ, включающий данные по использованию предприятием природных ресурсов (воздуха, природных
вод, почв, лесных ресурсов, нефти, каменного угля, торфа, природного газа и т.д.), вторичных ресурсов
(электроэнергии, ГСМ, мазута и т.д.) и данные по влиянию хозяйственной деятельности предприятия на
окружающую природную среду.
Цель экологической паспортизации — прогноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и
вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий. Экологическая паспортизация
позволяет осуществлять действенные природоохранные мероприятия на уровне отдельного хозяйствующего
субъекта (предприятия, хозяйства), промышленной или агропромышленной зоны, города или региона в целом.
Наличие обширного материала по множеству предприятий, позволяет агрегировать его по территориальному
принципу, выявлять факторы, которые наиболее сильно влияют на экологическую обстановку в регионе, и
разрабатывать мероприятия по ее улучшению.
Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена для решения следующих эколого
экономических задач:
• оценки влияния выбросов (сбросов, твердых отходов) загрязняющих веществ на окружающую природную
среду и определения платы за природопользование; • установления предприятию ПДВ, ПДС и ПДО загрязняющих веществ в окружающую природную среду;
• планирования предприятием природоохранных мероприятий и оценки их эффективности;
• повышения эффективности использования природных! (водных, земельных) и материальных ресурсов,
энергии и энергоресурсов;
• экологической экспертизы проектируемых, существующих и реконструируемых предприятий;
• контроля за соблюдением предприятием законодательства РФ в области охраны окружающей природной
среды.
Экологический паспорт разрабатывается предприятием и утверждается его руководителем по
согласованию с районным (городским) комитетом по охране природы, где он регистрируется. В случае
отсутствия экологического паспорта предприятие подвергается штрафу либо лишается права на
природопользование и хозяйственную деятельность.
Срок действия экологического паспорта — 5 лет. По истечении этого срока районный (городской) комитет
по охране природы ежегодно продлевает срок действия документа, если установленные в нем нормативы
ПДВ, ПДС, ПДО не превышались.
Структура и содержание экологического паспорта предприятия. Экологический паспорт включает
следующие разделы:
1. Общие сведения о предприятии: наименование, адрес, ведомственная подчиненность; производственная
структура, производственные показатели отдельных подразделений (цехов, участков); экологическая карта
схема предприятия с нанесенными на ней производственными корпусами, сельскохозяйственными угодьями,
лесными полосами, дорогами, примыкающими жилыми массивами. Здесь же наносятся источники
загрязнения атмосферы и поверхностных вод, водозаборы, приемники сточных вод, места складирования
(захоронения) твердых отходов.
2. Краткая природноклиматическая характеристика района расположения предприятия:
• метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих
веществ в атмосфере: коэффициент температурной стратификации атмосферы, коэффициент рельефа
местности, средняя максимальная температура наружного воздуха наиболее жаркого месяца года,
среднегодовая роза ветров, скорость ветра по средним многолетним данным;
• характеристика состояния окружающей среды: значения фоновых концентраций загрязняющих веществ,
которые выбрасываются в атмосферу предприятием и по которым для него необходимо разрабатывать про
екты ПДВ;
• характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод: минимальный среднемесячный
расход воды, показатели качества вод водных объектов в контрольных створах выше и ниже выпуска или
забора воды из водного объекта: ВПК, ХПК, рН, температура, взвешенные вещества, характерные для дан
ного водного объекта ингредиенты.
3. Использование земельных ресурсов:
а) общая площадь занимаемых земель, включая сельскохозяйственные угодья, здания и сооружения,
дороги, хранилища, свалки, площадь под озеленение и газоны. Указываются размеры санитарнозащитных зон.
Отдельно приводятся данные по экспликации и инвентаризации угодий (пашня, залежь, многолетние
насаждения, сенокосы, пастбища; и каждый вид подразделяется в свою очередь на орошаемые, осушаемые,
рекультивированные и т.д.);
б) сведения о состоянии и использовании почвенных ресурсов:
• сведения об эрозии почв (общая площадь, из них слабо, средне и сильно смыто, занято оврагами, выведено
из оборота), объем применения противоэрозионных мероприятий;
• сведения о состоянии пахотных земель: площадь неорошаемых и орошаемых земель, в том числе с потеря
ми гумуса более 25%, загрязненных продуктами сельскохозяйственного производства (пестицидами, биоген
ными элементами), продуктами техногенеза (тяжелыми металлами, радионуклидами); засоленных,
заболоченных;
• сведения о рекультивациях нарушенных почв и ис| пользовании снятого гумусового слоя.
4. Состояние и использование водных ресурсов:
• наименование источников водоснабжения (река, озеро, канал и т.д.). Объем забираемой воды (тыс. м3/год).
Использовано воды: на орошение, обводнение, водоснабжение. Объем коллекторнодренажных и сточных вод.
Потери воды при транспортировке;
• характеристика источников сточных вод: объем сбрасываемых сточных вод, их физикохимические пока
затели (ВПК, ХПК, взвешенные вещества, рН, температура); количество загрязняющих веществ, сбра
сываемых в единицу времени (г/с, т/год); эффективность очистных сооружений.
На основании этих сведений разрабатывают нормативы ПДС по каждому загрязняющему веществу.
5. Характеристика выбросов в атмосферу.
Приводятся данные по организованным и неорганизованным источникам загрязнения. При этом следует
иметь в виду, что: источник загрязнения атмосферы — объект, от которого загрязняющее вещество
поступает в атмосферу; источник выделения — объект, в котором образуются загрязняющие вещества (технологическая установка, склад сырья или продукции и т.д.); организованный источник загрязнения
атмосферы — устройство для направленного вывода загрязняющих веществ в атмосферу (дымовая труба,
вентиляционная шахта, аэрационный фонарь); неорганизованный источник загрязнения атмосферы — не
имеет специальных устройств для вывода загрязняющих веществ в атмосферу.
Здесь же приводится полная инвентаризация всех источников загрязнения атмосферы: высота труб,
диаметр устья труб, количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в единицу времени (г/с, т/год), время
работы оборудования в течение года, эффективность очистки выбрасываемых газов (если она
предусмотрена).
На основании результатов инвентаризации выбросов рассчитываются ПДВ и карты распределения
загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. ПДВ устанавливаются для каждого источника
загрязнения атмосферы, а также по каждому загрязняющему веществу, выбрасываемому данным
предприятием.
В этом же разделе приводятся сведения об автотранспортном парке предприятия (вид транспорта,
количество, годовой пробег в км/ год, количество и вид сожженного топлива за год).
6. Характеристика отходов. Отходы предприятия разделяются на производственные и бытовые.
Указывается количество производственных отходов, образовавшихся у природопользователя за отчетный
год, в том числе количество отходов каждого класса опасности. Кроме того, указывается количество
отходов: использованных на данном предприятии, обезвреженных или переданных другим организациям,
направленных на объекты размещения отходов (полигоны), в том числе размещенных с целью захоронения и
размещенных с целью хранения. Размещение с целью хранения предполагает возможность последующего
извлечения для переработки, утилизации или обезвреживания. Имеется в виду, что в будущем будет
разработана подобная технология, а в данный момент она отсутствует. Размещение с целью захоронения
предполагает навечное захоронение без последующего извлечения отходов.
В этом же разделе приводятся нормативные объемы образования каждого вида отходов с учетом
передового технического опыта и рассчитываются нормативы предельно допустимых отходов (ПДО).
Указывается характеристика полигона для размещения отходов: площадь, размер санитарнозащитной
зоны, проектная+ вместимость, степень заполнения объекта, система защиты окружающей среды (тип
противофильтрационного экрана, защита от воздействия атмосферных осадко сбор и очистка дождевых,
талых и дренажных вод, сбор и очистка выделяющихся газов). Обязательно приводятся сведения об
организации контроля окружающей среды полигона (контроль подземных вод с помощью наблюдательных
скважин, контроль воздуха и почв).
Сведения о твердых бытовых отходах включают количество образовавшихся отходов за год, в том числе:
уничтоженных, использованных и вывезенных на полигоны ТБО и санкционированные свалки.
7. Экологоэкономические показатели.
Приводятся капитальные затраты на охрану окружающей среды (отдельно на охрану атмосферного
воздуха, водных ресурсов и земель). Указывается плата за пользование природными ресурсами и плата за
загрязнение окружающей среды: за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников, за
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности или в канализацию, за размещение
производственных и бытовых отходов на полигонах и санкционированных свалках.
8. Планирование природоохранных мероприятий и оценка их эффективности.
Приводится план мероприятий по достижению нормативов ПДВ в атмосферу и ПДС в водоемы. В составе
этих мероприятий предусматриваются: вывод устаревших технологий и производств (указываются сроки),
ввод новых, экологически более чистых, реконструкция действующих, установка газопылевых очистных
сооружений, локальных очистных сооружений (для очистки сточных вод).
В соответствии с природоохранными требованиями уровень влияния хозяйственной деятельности
предприятияприродопользователя на окружающую природную среду не должен превышать ПДК
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водоемах и почвах. В то же время превышение
регламентированных нормативов не лишает предприятия права на природопользование, но обязывает раз
рабатывать и практически осуществлять природоохранные мероприятия по снижению до нормативного
уровня негативного воздействия производства на природную среду.
Экологический паспорт территории. При более широком толковании понятия «природопользователь»,
можно говорить об экологической паспортизации района, города, области, республики и страны в целом. В
этом случае составляется экологически паспорт территории.
Экологический паспорт территории содержит данные о современном состоянии природных комплексов
территории и воздействующих на них антропогенных факторов. Он составляется с целью обеспечения
широкого круга пользователей информацией для решения научных, организационных и практических задач,
которые направлены на рациональное природопользование. Экологический паспорт территории содержит
следующие разделы:
• общие сведения (административное деление, население территории, землеустройство); • природные условия (географическая характеристика, геологическое строение, климат, поверхностные и
подземные воды, почвы, растительный покров и животный мир);
• хозяйственная структура (специализация хозяйства, промышленность, энергетика и теплоснабжение, гор
нодобывающая промышленность, транспорт и пути сообщения, водное хозяйство, коммунальное хозяйство,
сельское хозяйство, лесное хозяйство, охотничье хозяйство, рыбное хозяйство);
• загрязнение природной среды (загрязнение атмосферного воздуха, почв, природных вод, сельхозпродук
ции, заболеваемость населения, животных и растений в результате загрязнения природной среды);
• охрана природных комплексов (охраняемые природные территории, генофонд, зоны рекреации).
К паспорту прилагается атлас тематических карт и общая экологическая карта территории. В конце
документа дается заключение об экологической ситуации, что фактически является экологической
аттестацией территории.
Лекция "МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Лекция "МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Лекция "МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Лекция "МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Лекция "МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Лекция "МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Лекция "МЕРЫ ПО РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.