Описание переменных начинается со служебного слова VAR, вслед за которым располагается последовательность самих определений переменных. Определение переменной заключается в указании ее имени (идентификатора) и типа. Имя и тип разделяются двоеточием. После объявления и описания переменной должен стоять символ ";". Концом блока описания будет начало какого-либо другого блока программы или описание процедур и функций. Синтаксис описания переменных:
VAR
ИмяПеременной1 : ИмяТипа1;
ИмяПеременной2 : ИмяТипа2;
. . .
ИмяПеременнойN : КонструкцияТипа;
Переменные и константы в языке Турбо Паскаль
Переменные вводятся в программу для хранения и передачи данных внутри нее. Все
переменные, которые предполагается использовать в программе должны, прежде всего,
быть определены в разделе описания переменных. Описание переменных начинается со
служебного слова VAR, вслед за которым располагается последовательность самих
определений переменных. Определение переменной заключается в указании ее имени
(идентификатора) и типа. Имя и тип разделяются двоеточием. После объявления и
описания переменной должен стоять символ ";". Концом блока описания будет начало
какоголибо другого блока программы или описание процедур и функций. Синтаксис
описания переменных:
VAR
ИмяПеременной1 : ИмяТипа1;
ИмяПеременной2 : ИмяТипа2;
. . .
ИмяПеременнойN : КонструкцияТипа;
Имя типа может быть именем стандартного типа языка или введенного программистом в
предшествующем блоке описания типов TYPE.Однотипные переменные могут
перечисляться через запятую перед объявлением их типа.Примеры описания переменных:
VAR
X : Real; { вещественная переменная }
i, j, k : Integer; { три целочисленных переменных }
T : MyType; { переменная определенного ранее типа MyType }
D : 1..10; { целочисленная переменная ограниченного типа }
M : array[1..5] of Byte; { переменная типа "массив" }
Data : RECORD
X, Y : Byte;
TextStr : String { переменная тпиа "запись" }
END;
Раздел описания CONST позволяет ввести в программу идентификаторы, являющиеся
синонимами (представителями) определенных значений. Описание константы представляет
собой пару "идентификатор значение", разделителем пары служит символ "=". Синтаксис
описания констант:
CONST
ИмяКонстанты1 = Значение1;
ИмяКонстанты2 = Значение2;
Или ИмяКонстанты = ЗначениеВыражения; Примеры описания констант:
CONST
Min = 0; { константа целое число }
Max = 100;{ константа целое число }
e = 2.7; { константа вещественное число }
SpecChar = '\'; {константа символ }
HelpStr = 'Нажмите клавишу F1'; {константа строка }
OK = True; { логическая константа "истина" }
тип константы не указывается никоим образом. Он определяется автоматически при
анализе значения константы.Турбо Паскаль дает возможность определять константы как
значения выражений из чисел, некоторых арифметических функций языка и ранее
определенных констант. Так приведенный выше список констант можно продолжить
CONST
Interval = Max Min + 1;
e2 = e*e;BigHelpStr = HelpStr + ' для подсказки';
В выражениях могут использоваться все математические операции (+, , /, *, div, mod),
логические операции (not, or, and, xor) и операции отношения. Наряду с обычными
константами Турбо Паскаль допускает использование типизированных констант. по своим
характеристикам, она скорее переменная нежели константа. Вот эти характеристики: при
описании типизированных констант явно указывается их тип; типизированные константы
могут менять свое значение по ходу выполнения программы также как обычные
переменные; типизированные константы описываются в разделе CONST и также, как
простые константы, получают при описании (начальное) значение;
Только третий пункт роднит типизированные константы с простыми (обычными)
константами, а во всем остальном это обычные переменные, начальные значения которых
указываются при описании. Поэтому, типизированные константы часто так и называют
переменные со стартовым значением, что правильно отражает их суть. А то, что они
описываются в разделе описания констант это маленькое недоразумение, допущенное
разработчиками языка Турбо Паскаль. Но с этим придется мирится таковы
правила.Синтаксис описания типизированных констант:
CONST
ИмяКонстанты1 : ИмяТипа1 = Значение1;
ИмяКонстанты2 : ИмяТипа2 = Значение2;
Примеры описания типизированных констант:
CONST
R : Real = 19.875;
I : Integer = 10;
Title : String = 'Заголовок';
SpecChar : Char = '\';
{ стартовое значение можно задать масиву }
Vector : array[1..5] of Byte = (1,3,5,7,9);
{ а можно и множеству }
Indexes : set of Byte = [1..10,20,100..200];