Лекция по Экологии на тему "Природные ресурсы и их охрана"
Оценка 4.9

Лекция по Экологии на тему "Природные ресурсы и их охрана"

Оценка 4.9
Лекции
pdf
экология
Взрослым
29.10.2018
Лекция по Экологии на тему "Природные ресурсы и их охрана"
В последнее время все больше внимания уделяется экологическому воспитанию и образованию, так как без него сложнее решить важные проблемы развития экологической культуры и цивилизации в целом. На сегодняшний момент существует масса проблем, которые требуют срочного вмешательства. Именно поэтому дисциплина Экологические основы природопользования так важнаВ последнее время все больше внимания уделяется экологическому воспитанию и образованию, так как без него сложнее решить важные проблемы развития экологической культуры и цивилизации в целом. На сегодняшний момент существует масса проблем, которые требуют срочного вмешательства. Именно поэтому дисциплина Экологические основы природопользования так важна
Лекция.pdf

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия по дисциплине естественнонаучного цикла

«Экология»

для специальности


15.02.17 Автоматизация технологических процессов и производств по темам: «Природные ресурсы и их охрана», «Охрана водных ресурсов»

 

Должность

Ф.И.О. подпись

Дата

(номе п отоко а)

Разработал

Преподаватель

Шавелкова ВВ.

Согласовано на заседании ПЦК

Председатель ПЦК

специальных химических дисциплин

Стависская НВ.

Согласовано на заседании методического совета

Председатель методического совета

Тринитатова СВ.

 4,

Краснозаводск 201 Т.

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Краснозаводский коллеж»

(ГБПОУ МО «Краснозаводский колледж»)

смк-м-оп-04.2.38-2017

Редакция: 01

Система менеджмента качества

Методическая разработка занятия по дисциплине «Экология» по темам: «Природные ресурсы и их охрана», «Охрана водных ресурсов»

УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УВР СВ. Тринитатова 2017г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по дисциплине естественнонаучного цикла

«Экология»

для специальности

15.02.17 Автоматизация технологических процессов и производств по темам: «Природные ресурсы и их охрана», «Охрана водных ресурсов»

 

Должность

Ф ИО подпись

дата

(номер протокола)

Разработал

Преподаватель

Шавелкова ВВ

 

Согласовано на заседании ГП-Џ(

Председатель Г-ЩК

специальных мимических дисциплин

Стависская НВ

 

Согласовано на заседании методического совета

Председатель методического совета

Тринитатова СВ

 

Краснозаводск

2017г

Аннотация к методической разработке

Целями освоения учебной дисциплины «Экология» являются формирование целостного представления о социоприродной среде, месте в ней человека и роли его деятельности.

В процессе изучения формирование экологической культуры через усвоение экологических знаний, понятий, законов; познание закономерностей развития экосистем и условий обеспечения их устойчивости.

Задачами курса являются:

-                     сформировать системные знания о современной экологической картине мира;  обеспечить изучение экологических систем разного уровня с позиций системного подхода; развить потребности в экологических экологическом образовании;

-                     сформировать ценностные ориентации мировоззренческого уровня, отражающие объективную целостность и ценность природы, а также ориентации нормативноправового уровня;

-                     сформировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране на основе экологических знаний•

-                     развить исследовательские умения в области экологии.

Учебная дисциплина «Экология» относится к циклу Б. 1 базовая часть, является обязательной дисциплиной для изучения необходимы базовые знания по химии, физике, математике, умение использовать современные образовательные и информационные технологии.

Освоение знаний по экологическим проблемам необходимо для последующего изучения таких дисциплин, как «Безопасность жизнедеятельности»

Содержание

 

Наименование раздела

Стр.

1

Введение

4

2

Пояснительная записка

5

з

Структура и содержание занятия

7

4

Конспект занятия

8

6

Упражнения для закрепления пройденного материала

Раздаточный материал

19

7

Рефлексия с помощью лайков

20

8

Домашнее задание

21

9

Список использованной литературы и электронных ресурсов

22

З


Введение

В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Поэтому так важно содержание этого образования, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности.

На сегодняшний день существует множество проблем, которые грозят стать глобальными и могут препятствовать развитию человеческой цивилизации, например, проблема сохранения мира, проблема бедности, демографическая проблема, проблема экологии и рационального природопользования и т.д. На данном занятии будет рассмотрена проблема рационального природопользования. Проблема экологии встала перед человечеством сравнительно недавно. В настоящее время происходит огромное количество вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожение лесов. Все это значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда обитания истощена до предела. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.

          Экологические проблемы         выдвинувшись      в        разряд важнейших

общечеловеческих проблем, являются комплексными и в силу интегральности научного знания касаются многих дисциплин, в том числе и экономических. В основе решения многих экологических проблем лежит слаженный экономический механизм рационального природопользования. Отдельные рычаги, направленные на рационализацию природопользования.

Пояснительная записка

Дисциплина: Экология

Преподаватель: Шавелкова Виктория Викторовна

Специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Курс: 1 курс

Время: 90 мин.

Раздел программы: Раздел 4. Охрана природы.

Темы: Природные ресурсы и их охрана

Охрана водных ресурсов

Цель занятия:

создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов через сотрудничество при обсуждении.

Задачи:

Образовательная: учить обучающихся составлять план к тексту, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: (владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи).

Интеллектуальные: (анализ, оценивание, классификация, обобщение).

Информационные: (умение извлекать информацию из текста, применять).

Организационные: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку).

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся получают представление о природных ресурсах, их классификации.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения, фиксировать и оформлять результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: Природные ресурсы, Классификация природных ресурсов.

Основные вопросы: Природные ресурсы, Классификация природных ресурсов.

Вид занятия: комбинированный урок.

Применяемая педагогическая технология:        проектная  деятельность, индивидуальная работа.

Применяемые педагогические методы:    объяснительно-иллюстративные (словесные, наглядные), практические (продуктивные, частично-поисковые, проблемное изложение).

Междисциплинарные связи (ППССЗ технического профиля): базовые дисциплины: география, биология.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Структура и содержание занятия (продолжительность — 1 пара — 90 мин.)

п/п

Структурный элемент урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время, мин.

 

2

З

4

5

1.

Организационный этап

Приветствие.

Подготовка рабочих мест, проверка

готовности.

Активизация          внимания об ающихся.

Занимают места,

готовятся занятию

5

2.

Мотивационный этап

 

Вступительное слово преподавателя. Сообщается тема занятия, цели, ставятся проблемные вопросы:

Какими природными ресурсами располагает Земля?

Что такое рекреационные ресурсы? Что такое ресурсообеспеченность?

что представляют собой о ганические полезные ископаемые?

Слушают,

анализируют полученную информацию,

отвечают    на вопросы, записывают тему

 

З.

Изложение материала

нового

Изложение нового материала по теме Природные ресурсы и их охрана:

Классификация природных ресурсов по исчерпаемости

Слушают, делают краткий опорный

конспект,

высказывают мнения,

диск ти           т

 

4.

 

Перерыв 5 минут

5.

Изложение материала

нового

Изложение нового материала по теме

Охрана водных ресурсов

Слушают, делают краткий опорный

конспект высказывают мнения, дискутируют

20

6.

Упражнения

закрепления пройдено материала

для

Преподаватель раздает каждому студенту самостоятельное задание на отдельных карточках.

Выполняют

задание, сравнивают с эталоном, дают самооценку своей работы

 

7.

Подведение итогов

Педагог подводит итоги занятия. Проводит рефлексию Отвечает на

вопросы появившиеся во время выполнения самостоятельной работы. Выставляет оценки за выполнение самостоятельной работы. дает объективную

количественную и качественную

Слушают,

высказывают свои мнения, делятся

впечатлениями

 

 

п/п

Структурный элемент урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время, мин.

 

2

З

4

5

 

 

оценку работы на занятии обучающихся. Дает задание на дом. Сообщает слетем занятия.

 

 


 

Конспект занятия

Природные ресурсы — это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг.

Природные ресурсы являются объектом исследования в двух аспектах:

как важнейшая часть социально-экономического потенциала, реализуемого в процессе создания валового внутреннего продукта, часть национального богатства страны;

как основа природной окружающей среды, подлежащей охране, восстановлению и воспроизводству.

Классификация природных ресурсов это разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, разработаны следующие классификации природных ресурсов.

1.                     Природная (генетическая) классификация - классификация природных ресурсов по природным группам: минеральные (полезные ископаемые), водные, земельные (в т.н. почвенные), растительные, (в т.н. лесные), животного мира, климатические, ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.). Часто ресурсы растительного и животного мира объединяют в понятие биологические ресурсы.

2.                     Экологическая классификация природных ресурсов основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы:


*неисчерпаемые использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);

* исчерпаемые невозобновимые - непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны

самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы);

*исчерпаемые возобновимые - ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины).

Природные ресурсы

 

Исчерпаемые

Неисчерпаемые

 

Невозобновимые

Возобновимые

Космические

Климатические

Водные

Богатства недр ( нефть, каменный уголь и т.д.)

Почва, растительный и животный мир, некоторое минеральное сырье)

Солнечная радиация, морские приливы и

т.д.)

Атмосферный воздух, энергия ветра

Воды

Мирового океана

Главные виды природных ресурсов солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные, ресурсы животного мира и др.

Минеральные ресурсы.

В отличие от возобновимых ресурсов, которые при их правильном использовании оказываются практически неистощимыми, полезные ископаемые можно использовать лишь один раз, после чего они исчезают. Эти ресурсы невозобновимы. Темпы их образования неизмеримо медленнее, чем темпы добычи. Поэтому на протяжении будущей истории человечества потребуются, по всей вероятности, поиски средств и методов более эффективного использования невозобновимых ресурсов, в том числе и методов переработки вторичного сырья.

Некоторые минералы столь же важны для жизни и здоровья людей, как воздух и вода. Поваренная соль, например, без которой не может обходиться человек, была объектом обмена на всем протяжении человеческой истории. Иначе обстоит дело с топливом и металлами. Многие из них не являются ни изобильными, ни дешевыми и потому должны находиться под охраной как исчезающий вид ресурсов.

Таким образом, основными требованиями к охране недр и их рациональному использованию является наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с использованием недр, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, снижающих их качество и ценность месторождения; предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных материалов.

Земельные ресурсы.

Почва — поверхностный плодородный слой земной коры, созданный под совокупным влиянием внешних условий: тепла, воды, воздуха, растительных и животных организмов, особенно микроорганизмов. Почвенные ресурсы являются одной из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Почва как элемент биосферы призвана обеспечить биохимическую среду для человека, животных и растений. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных. Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопление атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод.

Водные ресурсы.

Вода основа жизни на Земле. К сожалению, обилие воды только кажущееся, в действительности гидросфера самая тонкая оболочка Земли, потому что на воду во всех ее состояниях и во всех сферах приходится менее 0 001 массы планеты. Природа устроена так, что вода постоянно обновляется в едином гидрологическом круговороте и охрана водных ресурсов должна осуществляться в самом процессе использования вод путем влияния на отдельные звенья круговорота воды. Потребности в воде возрастают из года в год. Основными потребителями воды являются промышленность и сельское хозяйство. Промышленное значение воды очень велико, так как практически все производственные процессы требуют большого ее количества. Основная масса воды в промышленности используется для получения энергии и охлаждения.

Лесные ресурсы.

Леса — национальное богатство народа, источник получения древесины и других видов ценного сырья, а также стабилизирующий компонент биосферы. Рациональное использование и сохранение лесов в настоящее время приобретает большое значение.

С развитием урбанизации огромное значение приобретают зеленые насаждения в городах. Зеленые насаждения — древесно-кустарниковая, цветочная и травянистая растительность, элементы благоустройства озелененных территорий — являются эффективным средством экологической защиты города, они повышают комфортность, эстетичность городской среды, могут на 20 0 0 и более уменьшить силу городского шума, так как служат преградой для распространения звуковых волн.

Задачи государственной стратегии природопользования:

 эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научнометодических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий; уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;

использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран; совершенствование системы государственного регулирования в природноресурсной сфере (контроль, лицензирование, ресурсный аудит);  создание эффективных экономических механизмов ресурсопользования с учетом российской специфики и повышение доли платежей за использование природных ресурсов в бюджеты всех уровней;  решение вопроса собственности на природные ресурсы и права из этого вытекающие;  учет региональных особенностей и приоритетов в отношении регионов со специфическими условиями хозяйствования.

Водные ресурсы и их охрана

Вода - самое распространенное и самое необыкновенное вещество на Земле. Она покрывает 71 0 0 земной поверхности. Академик А.Е.Ферсман с полным основанием называл воду «самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни».

Мировой океан играет огромную роль в создании необходимых условий жизни на нашей планете, его фитопланктон обеспечивает 50—70 0 0 общего объема кислорода, потребляемого живыми существами. Несмотря на прошедшие миллиарды лет формирования и развития, современный растительный и животный мир и сейчас преимущественно морской. Из 63 классов животных 60 проживает в воде, из 33 классов растений 18 водные.

Принято считать, что в океане первой живой клеткой была растительная. Вода была и элементом внешней среды, и составной частью растительного организма. После выхода растений на сушу основной их конституционной частью явилась вода. На ее долю приходится от 60 до 95 0 о массы растительных и 80— 90 о массы животных организмов.

Для своих поселений человек издревле выбирал места вблизи водотоков.

Посмотрите на карту мира. Все крупные города (да и большинство малых) основаны вблизи непосредственной близости водных источников - рек. Вода с древнейших времен стала важнейшим и самым дешевым транспортным путем. В высшей степени практичные египтяне начали ежегодно отмечать высоту паводка на Ниле.

Даже имена городов, которые мы сегодня имеем и те произошли от названия рек и озер (Волгоград, Комсомольск на — Амуре, Днепропетровск, Верхнедвинск, Полоцк- река Полота; Асвея, Озерище, Браслав, Свислочь, Вилейка, Березино, Гомель. Минск — река Менка. В природных водах обнаружены в растворенном состоянии почти все элементы таблицы Менделеева. Только в морской воде их найдено 77.

        Гидросфера              важнейший элемент биосферы. Вода              химическое

соединение водорода с кислородом (НИ), бесцветная жидкость без запаха, вкуса и цвета. При концентрации солей до 1 г/л воду считают пресной, до 24,7 г/л солоноватой, свыше соленой. Тело взрослого человека содержит 60—80 0 0 воды. Физиологи-ческая потребность взрослого человека в воде составляет 9—10 л/сут., если приплюсовать сюда количество воды, расходуемое на умывание, мытье посуды и т.п. то суточное потребление воды одним жителем в среднем со-ставляет 200—300 л . Потеря 6—8 0 0 воды сопровождается полуобморочным состоянием 10 0 0 галлюцинацией 12 — приводит к смерти.

Океаны и моря благодаря большой теплоемкости воды служат аккумуляторами тепла и способны изменять погоду и климат на планете. Вода является универсальным растворителем для многих газообразных, жидких и твердых веществ. Она участвует в большинстве химических реакций.

Возобновление (обмен) водных ресурсов в подземных бассейнах происходит за 5 тысяч лет; в океанах в 2 раза быстрее; в атмосфере каждые 8 суток, в реках - каждые 12 суток. Живые организмы очень чутко реагируют на уровень обводненности замедляется рост, сокращаются вегетативные органы, расходуются энергетические запасы и т. д.

Другими источниками (а для некоторых растений главными) являются роса, пар из воздуха и эндогенная вода. Эндогенная вода образуется внутри самого организма путем окисления органических соединений: 100 г жира дает 90г воды, 100 г сахара 55,6 воды, 100г белка 39,6 г воды. Верблюд за счет жира в его горбе может получить до 40 л эндогенной воды.

Вода это материал, используемый в промышленности и входящий в состав различных видов продукции и технологических процессов, выступает в роли теплоносителя, служит для целей обогрева. Сила падения воды приводит в действие турбины гидроэлектростанций. К водоемким отраслям, ориентирующимся на крупные источники водоснабжения, относятся многие производства химической и нефтехимической промышленности, где вода служит не только вспомогательным материалом, но и одним из важных видов сырья, а также электроэнергетика, черная и цветная металлургия, некоторые отрасли лесной, легкой и пищевой промышленности. Широко используется вода в строительстве и промышленности строительных материалов. Сельскохозяйственная деятельность человека связана с потреблением огромного количества воды, прежде всего на орошаемое земледелие. Реки, каналы, озера дешевые пути сообщения. Водные объекты это и места отдыха, восстановления здоровья людей, спорта, туризма.

Водные массы на поверхности Земли образуют Мировой океан (361 млн.

км2) или 71 0 0 земной по-верхности. Большая часть поверхности Земли (около 70 0 о) . В составе гидросферы 98 0 о соленых вод и только 2 0 о пресных, которые сосредоточены преимущественно в ледниковых покровах матери-ков. На жизненные нужды человечество использует главным образом пресные воды, и к тому же более 2/3 ее законсервировано в ледниках и снежниках. На каждого жителя нашей планеты приходится около 300 млн.мЗ. воды. То есть каждый из нас является владельцем такого водохранилища как Можайское на Москва-реке. К тому же и распределены они как по поверхности Земного шара, так и по временам года чрезвычайно неравномерно и во многих районах самые крупные водные артерии находятся в районах относительно мало заселенных и слабо освоенных.

В первую очередь здесь следует назвать самую крупную реку на нашей планете — Амазонку, на которую приходится около 1/6 всего стока рек,. На Земле условно выделяют 4 океана:— Тихий —Атлантиче-ский —Индийским

Северный Ледовитый —Некоторые исследователи выде-ляют пятый — Южный океан, который омывает берега Антарктиды. Море Различают внутренние, окраинные. Составной частью гидросферы является воды суши, которые разделяются на поверхностные и подземные.

Поверхностные воды воды суши, которые постоянно или временно находятся на земной поверхности в жидком или твердом состоянии в форме водных объектов. Река естественный водный поток, который течет в разработанном им заглублении, РУсле.

Самая длинная река в мире — Нил (6671 км), самая полноводная Амазонка (объем воды в устье составляет 200 тыс. мЗ/с).

Озеро водоем, который образовался в замкнутом естественном заглублении на поверхности суши. Озера используются в качестве путей сообщения, минеральное сырье. Добывают также лечебную грязь.

Болота — излишне увлажнены участки суши. Со слоем торфа не менее 0,3 м. Болота регулируют сток вод, увлажняют атмосферный воздух. На болотах разрабатывают торф, который используется в качестве удобрения, топлива и химического сырья.

Ледники естественные скопления льда на земной поверхности. Ледники один из главных ресурсов пресной воды

Подземные воды воды, которые находятся в порах и пустотах горных пород верхней части земной коры. Объемы потребления подземных вод во многих регионах Земли значительно превышают их возобновляемость, что является причиной падения их уровня.

Особенный вид источников, которые фонтанируют гейзеры. Термальные воды дают тепловую энергию, минеральные и радиоактивные воды используются в медицине. Из подземных вод получают йод, соли, разные металлы.

1 6

Постоянно растущий из года в год расход воды вызывает затруднения в водоснабжении, особенно в засушливых районах, где требуется много воды для полива сельскохозяйственных земель, промышленных нужд. Вместе с тем в этих районах имеются значительные ресурсы соленых вод в морях; возникает задача их опреснения. В нем нуждаются не только морские соленые, но и минерализованные подземные, засоленные дренажные воды, воды шахтных колодцев, а также воды, находящиеся в оборотном водоснабжении промышленных предприятий отдельных отраслей.

Для опреснения соленых вод используют дистилляцию, электролиз, экстракцию и т. д. Однако все методы опреснения еще дорогостоящи. Самые крупные опреснительные установки находятся на п-ве Мангышлак. Ежесуточно здесь опресняется 120 тыс. мз каспийской воды, а удельный расход воды на каждого жителя равен ее расходу в Москве и Ленинграде.

Большое количество опресненной воды идет на нужды промышленности, добычу нефти и других полезных ископаемых. В перспективе будут действовать несколько тысяч опреснительных установок, предполагается совершенствование технологии, что позволит значительно снизить стоимость опреснения соленой воды.

Несмотря на то, что принадлежит к числу стран, богатых водными ресурсами, возрастающий объем водопотребления обусловливает возникновение ряда водных проблем. Они обостряются в последние годы в связи с интенсификацией хозяйственной деятельности на водосборах и в руслах рек. Большое воздействие на речной сток и качество воды оказывают агротехнические, оросительные и осушительные мелиоративные работы охватывающие огромные площади, а также водохранилища.

Развитие народного хозяйства выдвигает задачи территориального перераспределения речного стока. В результате строительства каналов перераспределяется большое количество поверхностных вод. Построены каналы и водохранилища в Центральном районе, на Украине, в Поволжье, в Туркмении, отведены воды из Иртыша и Оби в маловодные районы Сибири и Казахстана.

1 7

Территориальные переброски вод сопровождаются созданием водохранилищ. Опыт позволяет сделать вывод о том, что в перспективе выгодно сооружать преимущественно небольшие и средние водохранилища, а крупные создавать лишь в отдельных районах на некоторых сибирских реках и на трассах перебросок стока.

Выводы к занятию

Природные ресурсы — это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты.

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг.

Упражнения для закрепления пройденного материала

Природные ресурсы и их охрана

Охрана водных ресурсов

1       Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования?

2.                 В чем отличие использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов?

3.                 Какие проблемы возникают при использовании разных видов ресурсов?


Рефлексия с помощью лайков

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал

Теперь я умею

Знания полученные на занятии, пригодятся мне(где)

Оцените занятие

затрудняюсь ответить

Домашнее задание

Подготовить реферат на одну из тем:

1        Эрозия почв и меры борьбы с ней.

2.      Проблема опустынивания.

З.      Характеристика лесных ресурсов планеты.


4.      Агроклиматические ресурсы.

1.                Прочитайте главы З, 5 и 6 учебника (Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф.

образования/В.М. Константинов, ОБ. Челидзе. — М.: Издательский центр

«Академия», 2015. — 208 с.).

2.                Дайте характеристику природных ресурсов, заполнив таблицу:

Природные ресурсы

Роль и значение в п и оде

Причины сокращения

Последствия антропогенного воздеиствия

Меры по охране и рациональному использованию

Водные ресурсы

 

 

 

 

Почвенные ресурсы

 

 

 

 

Лесные ресурсы

 

 

 

 

Список используемой литературы и электронных ресурсов:

1.                 Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов; Под ред. Н. М.

Черновой. «Основы экологии», 2015;

2.                 Титов ЕВ. Экология. — М., 2017

3.                 Вишняков Я. Д. Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды — М., 2015

4.                 Трофименко Ю.В., Якубович ИЛ. Инженерные сооружения и экологическая безопасность предприятий автосервиса — М. 2016

5.Калыгин ВГ. Промышленная экология, 5-е издание. — М. 2017

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по дисциплине естественнонаучного цикла «Экология» для специальности 15

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по дисциплине естественнонаучного цикла «Экология» для специальности 15

Редакция: 01 Система менеджмента качества

Редакция: 01 Система менеджмента качества

Целями освоения учебной дисциплины «Экология» являются формирование целостного представления о социоприродной среде, месте в ней человека и роли его деятельности

Целями освоения учебной дисциплины «Экология» являются формирование целостного представления о социоприродной среде, месте в ней человека и роли его деятельности

Конспект занятия 8 6

Конспект занятия 8 6

Введение В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации

Введение В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации

Время: 90 мин. Раздел программы:

Время: 90 мин. Раздел программы:

Основные вопросы: Природные ресурсы,

Основные вопросы: Природные ресурсы,

Изложение материала нового

Изложение материала нового

Конспект занятия Природные ресурсы — это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе

Конспект занятия Природные ресурсы — это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе

В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины)

В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины)

Некоторые минералы столь же важны для жизни и здоровья людей, как воздух и вода

Некоторые минералы столь же важны для жизни и здоровья людей, как воздух и вода

Потребности в воде возрастают из года в год

Потребности в воде возрастают из года в год

Водные ресурсы и их охрана Вода - самое распространенное и самое необыкновенное вещество на

Водные ресурсы и их охрана Вода - самое распространенное и самое необыкновенное вещество на

НИ), бесцветная жидкость без запаха, вкуса и цвета

НИ), бесцветная жидкость без запаха, вкуса и цвета

Широко используется вода в строительстве и промышленности строительных материалов

Широко используется вода в строительстве и промышленности строительных материалов

Озеро водоем, который образовался в замкнутом естественном заглублении на поверхности суши

Озеро водоем, который образовался в замкнутом естественном заглублении на поверхности суши

Москве и Ленинграде. Большое количество опресненной воды идет на нужды промышленности, добычу нефти и других полезных ископаемых

Москве и Ленинграде. Большое количество опресненной воды идет на нужды промышленности, добычу нефти и других полезных ископаемых

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг

Природные ресурсы являются важной частью национального богатства страны и источником создания материальных благ и услуг

Упражнения для закрепления пройденного материала

Упражнения для закрепления пройденного материала

Рефлексия с помощью лайков Продолжите предложения:

Рефлексия с помощью лайков Продолжите предложения:

Домашнее задание Подготовить реферат на одну из тем: 1

Домашнее задание Подготовить реферат на одну из тем: 1

Лесные ресурсы

Лесные ресурсы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2018