Лекция по информатике
Оценка 4.7

Лекция по информатике

Оценка 4.7
Лекции
doc
информатика
Взрослым
10.04.2018
Лекция по информатике
Язык программирования — это способ записи программ решения различных задач на ЭВМ в понятной для компьютера форме. Процессор компьютера непосредственно понимает язык машинных команд (ЯМК). Программы на ЯМК программисты писали лишь для самых первых ламповых машин — ЭВМ первого поколения. Программирование на ЯМК — дело непростое. Программист должен знать числовые коды всех машинных команд, должен сам распределять память под команды программы и данные.
6-1 Современные языки программирования.doc
№6­1 Лабораторная работа История и классификация языков программирования Задания: 1. Познакомится с теоретическим материалом. 2. Ответить на контрольные вопросы.  3. Выполнить практическое задание. Язык программирования — это способ записи программ решения различных задач на ЭВМ в   понятной   для   компьютера   форме.   Процессор   компьютера   непосредственно   понимает язык машинных команд (ЯМК). Программы на ЯМК программисты писали лишь для самых первых ламповых машин — ЭВМ первого поколения. Программирование на ЯМК — дело непростое. Программист должен знать числовые коды всех машинных команд, должен сам распределять память под команды программы и данные.  В   1950­х   гг.   появляются   первые   средства   автоматизации   программирования   —   языки Автокоды. Позднее для языков этого уровня стало применяться название «Ассемблеры». Появление языков типа Автокод­Ассемблер облегчило участь программистов. Переменные величины   стали   изображаться   символическими   именами.   Числовые   коды   операций заменились на мнемонические (словесные) обозначения, которые легче запомнить. Язык программирования стал понятнее для человека, но при этом удалился от языка машинных команд.   Чтобы   компьютер   мог   исполнять   программы   на   Автокоде,   потребовался специальный   переводчик   —   транслятор.   Транслятор   —   это   системная   программа, переводящая текст программы на Автокоде в текст эквивалентной программы на ЯМК.  Компьютер,   оснащенный   транслятором   с   Автокода,   понимает   Автокод.   В   этом   случае можно говорить о псевдо­ЭВМ (аппаратура плюс транслятор с Автокода), языком которой является Автокод. Языки типа Автокод­Ассемблер являются машинно­ориентированными, т.е.   они   настроены   на   структуру   машинных   команд   конкретного   компьютера.   Разные компьютеры   с   разными   типами   процессоров   имеют   разный   Ассемблер.   Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ) являются машинно­независимыми языками. Одна и та же программа на таком языке может быть выполнена на ЭВМ разных типов, оснащенных   соответствующим   транслятором.   Форма   записи   программ   на   ЯПВУ   по сравнению   с   Автокодом   еще   ближе   к   традиционной   математической   форме,   к естественному языку. Очень скоро вы увидите, что, например, на языке Паскаль она почти такая   же,   как   на   школьном   Алгоритмическом   языке.   ЯПВУ   легко   изучаются,   хорошо поддерживают структурную методику программирования.  Первыми   популярными   языками   высокого   уровня,   появившимися   в   1950­х   гг.,   были Фортран, Кобол (в США) и Алгол (в Европе)  Языки   Фортран   и   Алгол   были   ориентированы   на   научно­технические   расчеты математического характера. Кобол — язык для программирования экономических задач. В Коболе   по   сравнению   с   двумя   другими   названными   языками   слабее   развиты математические   средства,   но   зато   хорошо   развиты   средства   обработки   текстов, организация вывода данных в форме требуемого документа. Для первых ЯПВУ предметная ориентация языков была характерной чертой. Большое количество языков программирования появилось  в 1960—1970­х гг. А за всю историю ЭВМ их было создано более тысячи. Но распространились, выдержали испытание временем немногие. В 1965 г. в Дартмутском университете был разработан язык Бейсик. По   замыслу   авторов   это   простой   язык,   легко   изучаемый,   предназначенный   для программирования   несложных   расчетных   задач.   Наибольшее   распространение   Бейсик получил на микроЭВМ и персональных компьютерах. На некоторых моделях школьных компьютеров   программировать   можно   только   на   Бейсике.   Однако   Бейсик   — неструктурный   язык,   и   потому   он   плохо   подходит   для   обучения   качественному программированию. Справедливости ради следует заметить, что последние версии Бейсика для   ПК   (например,   QBasic)   стали   более   структурными   и   по   своим   изобразительным возможностям приближаются к таким языкам, как Паскаль.  В эпоху ЭВМ третьего поколения получил большое распространение язык PL/I (Program Language One), разработанный фирмой IBM. Это был первый язык, претендовавший на универсальность, т. е. на возможность решать любые задачи: вычислительные, обработки текстов,   накопления   и   поиска   информации.   Однако   PL/I   оказался   слишком   сложным языком. Для машин типа IBM 360/370 транслятор с него не мог считаться оптимальным, содержал ряд невыявленных ошибок. На ЭВМ класса мини и микро он вообще не получил распространения. Однако тенденция к универсализации языков оказалась перспективной. Старые языки были модернизированы в универсальные варианты — Алгол­68, Фортран­77.  Значительным  событием  в истории  языков  программирования стало создание  в 1971 г. языка Паскаль. Его автор — швейцарский профессор Н.Вирт — разрабатывал Паскаль как учебный язык структурного программирования.  Наибольший успех в распространении этого языка обеспечили персональные компьютеры. Фирма   Borland   International,   Inc   (США)   разработала   систему   программирования   Турбо Паскаль для ПК  Турбо   Паскаль   —   это   не   только   язык   и   транслятор   с   него,   но   еще   и   операционная оболочка, обеспечивающая пользователю удобство работы. Турбо Паскаль вышел за рамки учебного   предназначения   и   стал   языком   профессионального   программирования   с универсальными   возможностями.   Транслятор   с   Турбо   Паскаля   по   оптимальности создаваемых им программ близок наиболее удачному в этом отношении транслятору — транслятору   с   Фортрана.   В   силу   названных   достоинств   Паскаль   стал   основой   многих современных языков программирования, например, таких как Ада, Модула­2 и др.  Язык программирования Си (английское название — С) создавался как инструментальный язык для разработки операционных систем, трансляторов, баз данных и других системных и   прикладных   программ.   Так   же   как   и   Паскаль,   Си   —   это   язык   структурного программирования,   но,   в   отличие   от   Паскаля,   в   нем   заложены   возможности непосредственного   обращения   к   некоторым   машинным   командам,   к   определенным участкам   памяти   компьютера.   Дальнейшее   развитие   Си   привело   к   созданию   языка объектно­ориентированного программирования Си++.  Модула­2 — это еще один язык, предложенный Н.Виртом, основанный на языке Паскаль и содержащий средства для создания больших программ. ЭВМ будущего, пятого поколения называют машинами «искусственного интеллекта». Но прототипы   языков   для   этих  машин   были   созданы   существенно   раньше  их   физического появления. Это языки ЛИСП и Пролог.  ЛИСП   появился   в   1965   г.   Язык   ЛИСП   основан   на   понятии   рекурсивно   определенных функций.   А   поскольку   доказано,   что   любой   алгоритм   может   быть   описан   с   помощью некоторого набора  рекурсивных  функций,  то ЛИСП, по сути, является  универсальным языком. С его помощью на ЭВМ можно моделировать достаточно сложные процессы, в частности интеллектуальную деятельность людей.  Язык   Пролог   разработан   во   Франции   в   1972   г.   также   для   решения   проблемы «искусственного интеллекта». Пролог позволяет в формальном виде описывать различные утверждения, логику рассуждений и заставляет ЭВМ давать ответы на заданные вопросы.  Реализовать   тот   или   иной   язык   программирования   на   ЭВМ   —   это   значит   создать транслятор с этого языка для данной ЭВМ. Существуют два принципиально различных метода трансляции.  Они называются соответственно компиляция  и интерпретация. Для объяснения   их   различия   можно   предложить   следующую   аналогию:   лектор   должен выступить перед аудиторией на незнакомом ей языке. Перевод можно организовать двумя способами:  •   полный   предварительный   перевод   —   лектор   заранее   передает   текст   выступления переводчику, тот записывает перевод, размножает его и раздает слушателям (после чего лектор может и не выступать);  • синхронный перевод — лектор читает доклад, переводчик одновременно с ним слово в слово переводит выступление.  Компиляция   является   аналогом   полного   предварительного   перевода;   интерпретация   — аналогом   синхронного   перевода.   Транслятор,   работающий   по   принципу   компиляции, называется   компилятором;   транслятор,   работающий   методом   интерпретации,   — интерпретатором.  При компиляции в память ЭВМ загружается программа­компилятор. Она воспринимает текст программы  на ЯПВУ как исходную информацию. После  завершения компиляции получается   программа   на   языке   машинных   команд.   Затем   в   памяти   остается   только программа на ЯМК, которая выполняется, и получаются требуемые результаты.  Интерпретатор   в   течение   всего   времени   работы   программы   находится   во   внутренней памяти. В ОЗУ помещается и программа на ЯПВУ. Интерпретатор в последовательности выполнения алгоритма «читает» очередной оператор программы, переводит его в команды и тут же выполняет эти команды. Затем переходит к переводу и выполнению следующего оператора. При этом результаты предыдущих переводов в памяти не сохраняются. При повторном выполнении одной и той же команды она снова будет транслироваться. При компиляции исполнение программы разбивается на два этапа: трансляцию и выполнение. При интерпретации, поскольку трансляция и выполнение совмещены, программа на ЭВМ проходит в один этап. Однако откомпилированная программа выполняется быстрее, чем интерпретируемая. Поэтому использование компиляторов удобнее для больших программ, требующих быстрого счета. Программы на Паскале, Си, Фортране всегда компилируются. Бейсик чаще всего реализован через интерпретатор. Контрольные вопросы: 1. Модула­2 2. ЛИСП 3. Язык программирования Си 4. Язык Пролог 5. Турбо Паскаль 6. языки Автокоды. 7. Языки Фортран и Алгол 8. Кобол 9. Ассемблер 10. Компиляция 11. PL/I 12. язык Бейсик Практическое задание:  №1 "Графический учебный исполнитель"  1. Выбрать из перечисленных фигур и букв те, которые может нарисовать исполнитель ГРИС: прямоугольник, треугольник, пятиконечная звезда, квадрат, буквы Н, Х, З, Р, М, Л. 2. Нарисовать фигуру, которая получится после выполнения алгоритма (на языке  ГРИС, исходное направление ­ вправо): шаг шаг поворот шаг шаг поворот шаг шаг поворот шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг. 3. Написать на алгоритмическом языке ГРИС алгоритм для изображения приведенного ниже рисунка. Использовать не более 15 команд. Ширина фигуры ­ 3 шага, высота ­  1 шаг. № 2 "Вспомогательные алгоритмы (процедуры). Последовательная детализация"  1. Используя алгоритмический язык ГРИС, написать программу изображения слова  НАГАН. Для написания программы использовать метод последовательной  детализации. Высота букв ­ 4 шага, ширина ­ 2 шага. Указать начальное направление  движения ГРИС. 2. Дан алгоритм на языке ГРИС: шаг шаг поворот поворот поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок шаг шаг  поворот поворот поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок шаг шаг поворот  поворот поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок шаг шаг поворот поворот  поворот шаг шаг прыжок прыжок прыжок

Лекция по информатике

Лекция по информатике

Лекция по информатике

Лекция по информатике

Лекция по информатике

Лекция по информатике

Лекция по информатике

Лекция по информатике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018