Известно, что летописание было одним из ярчайших проявлений литературного достояния Киевской Руси. Мы имеем блестящее историографическое наследство, представленное целой плеядой выдающихся имён. И Нестору, без сомнения, принадлежит среди них первое место. Его имя как составителя «Повести» названо в более позднем Хлебниковском списке этого произведения (XVI в.).Лекция по истории "Нестор летописец"
Нестор летописец
Галина Николаевна Иващенко, преподаватель истории
Известно, что летописание было одним из ярчайших
проявлений литературного достояния Киевской Руси. Мы
имеем блестящее историографическое наследство,
представленное целой плеядой выдающихся имён. И
Нестору, без сомнения, принадлежит среди них первое
место. Его имя как составителя «Повести» названо в более
позднем Хлебниковском списке этого произведения (XVI в.).Летопись Нестора начинается словами, давшими
название всему произведению: «Вот повесть временных лет,
откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее
княжити и откуда Русская земля стала есть». «Повесть»
создана в соответствии с канонами мировой средневековой
историографии. В её основу положен написанный около 1095
г. в Печерском монастыре так называемый Начальный извод,
начинавшийся коротким рассказом об основании Киева
братьями-полянами Кием, Щеком и Хоривом. Этот рассказ
автор предварил обширным историко-географическим
вступлением, где описываются происхождение и древнейшая
история славян, дана картина их расселения на огромном
пространстве Европы.
В летопись внесены важные документальные материалы
–- тексты договоров князей Олега, Игоря и Святослава с
греками, а также документы великокняжеского архива,
давшие автору возможность реально отобразить
политическую историю Древней Руси. В «Повести временных
лет» помещены такие литературные произведения, как
«Поучение» Владимира Мономаха, рассказ об ослеплении
Василька Теребовлянского, а также византийские и
западноевропейские памятники письменности. В 1107 г.
Нестор посетил Владимир-Волынский и Зимненский
Святогорский монастыри. Результатом путешествия стало
включение почти в полном объёме в «Повесть временных
лет» Волынской летописи.
Но главным в «Повести» является то, что это произведение,
являясь хронологическим изложением исторических событий
на Руси, в то же время откликалось на болезненные
социальные проблемы современной автору жизни. Несторжил в сложное время, когда на Руси началась феодальная
раздробленность и князья погрузились в междоусобные
войны. Нестор был свидетелем начальной стадии этого
процесса. На его глазах происходили грандиозные усобицы
1078, 1096, 1097 годов. Государство постепенно теряло
былое могущество; половецкие орды, пользуясь тяжёлым его
положением, опустошали пограничные земли.
Для жителей Киевской Руси начала XII в. «Повесть» была
книгой о современности и современниках. Значительная
часть её героев ещё была жива и так или иначе должна была
реагировать на содержание произведения. Некоторые
учёные обвиняют автора «Повести» в том, что он был
приверженцем киевского князя Святополка Изяславича
(1093-1113 гг.), всячески угождал своему патрону и «лепил»
из исторических фактов лишь то, что тому нравилось. Это
мнение не является безосновательным, но не следует
обвинять Нестора. Как известно, летописание на Руси было
поставлено на уровень государственного дела. И хотя
летописи как правило создавались в монастырях, проходили
они через княжескую канцелярию, а чаще заказчиками
выступали сами князья.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским
инокамлетописцам продолжение своего труда. Преемниками Нестора в
летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести
временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года,
наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из
дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора
(«Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции
печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский,
спасатель «КиевоПечерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанныхс жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается,
среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного
Антония Печерского.