Лекция "Техника работы пастелью"
Оценка 4.8

Лекция "Техника работы пастелью"

Оценка 4.8
Лекции
docx
искусство +1
Взрослым
28.06.2018
Лекция "Техника работы пастелью"
Лекция создана для обучающихся в учреждениях дополнительного образования по предмету "Беседы об искусстве". Здесь рассказывается о видах пастели, способах работы с ней. Преподаватель объясняет детям не только методику создания работ с помощью этого многогранного материала, но и то как их сохранить и грамотно оформить.
Техника работы пастелью.docx
ТЕХНИКА РАБОТЫ ПАСТЕЛЬЮ. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАРИСОВОК С НАТУРЫ (КОЖА, МЕХ, ПЕРЬЯ, ЧЕШУЯ И ДР.). Техника пастели появилась давно. Она берёт своё начало от рисунка мягкими материалами — сепией, углём, сангиной, угольным карандашом. При работе пастелью следует ограничивать количество используемых мелков. Например, отложить нужные для начатой работы мелки в отдельную коробочку. Это позволяет добиваться большей цельности работы. Сухая пастель Техника работы сухой пастелью кажется начинающим не очень сложной. Но на деле она требует опыта и последовательности в работе. Пастель позволяет пользоваться разнообразными приёмами работы. Предварительный рисунок для работы сухой пастелью следует намечать легонько любым мелком пастели, не сильно отличающимся от тона бумаги, например, серого цвета или угольком, который легко смахивается тряпочкой. ! Графитный карандаш для нанесения предварительного рисунка непригоден в силу того, что на него пастель затем плохо ложится. При работе на светлой бумаге хороший результат даёт предварительный тоновой рисунок углём, чёрным и серыми мелками. Таким методом пользовался художник И. И. Левитан, который оставил нам в наследство множество мастерски исполненных пастелей. Метод работы художника хорошо виден на незаконченной работе «Сжатое поле». В процессе работы старайтесь сохранять найденные тональные отношения. Затем, отломив кусочек от мелка длиной около 2-3 см., работая им «плашмя», наносим основные тона. Если бумага подобрана в тон рисунка, то оставляем её, где это необходимо. После того, как найдены основные цветовые и тоновые отношения, можно приступить к уточнению рисунка. На этом этапе уточняется форма, прорабатывается объём предметов. На этом этапе можно применить такие приёмы работы пастелью: штрих, линия, точки и т. п. В отдельных местах кладём мазки плашмя. Техника зависит от задач, которые ставятся перед рисующим, пастель позволяет хорошо передавать материальность предметов. Для обобщения формы пастель хорошо растирается. Растирать можно растушкой, пальцем. При нанесении штриха, хорошо сочетать дополнительные цвета. Например, сделаем зелёную подложку, на неё нанесем красные штрихи. Таким способом можно получить любой оттенок — от зелёного до красного, при этом выглядеть всё будет интереснее, чем просто ровно выкрашенная поверхность. В работах начинающих самая распространённая ошибка — неумение соблюдать тональные отношения. Помимо лепки объёмной формы, нужно помнить о том, что каждый предмет имеет свой собственный тон. Для правильной передачи тональных отношений следует определить, что самое тёмное, что светлее, что самое светлое. Особенностью сухой пастели является то, что все мелки содержат обыкновенный белый мел. Из-за этого сухая пастель не позволяет получить насыщенных по цвету теней. В тенях следует отдать предпочтение правильному тону. Предлагается использовать такой приём: темные участки прокрашиваются черным, тёмно-серым, затем поверх вводится цвет, как штриховкой, так и методом растушёвки. После того, как проработаны все части рисунка, следует снова посмотреть на рисунок в целом. На этом этапе идёт работа над выделением главного в рисунке. Второстепенные, излишне контрастные детали в пастели легко смягчаются растушёвкой. То, что нужно подчеркнуть, выделяется за счёт объёма, лучшей проработки деталей. В сухой пастели одна из основных проблем — сохранение рисунка. Закрепление пастели всегда приводит к изменению тона. Пастель можно не закреплять. Но в этом случае следует заранее озаботиться о её сохранности. 1. Во-первых, исполнить рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться: лучше на наждачной или бархатной бумаге, или на бумаге с ярко выраженной фактурой, с которой пастель заведомо не осыпется. 2. Во-вторых, незакреплённая работа помещается под стекло. При этом стекло не должно касаться работы. Для этого служит паспарту. Паспарту белое самое универсальное, подходит для большинства работ, цветное паспарту при неудачном подборе только испортит работу. Желательно, чтобы лист паспарту был потолще и работа не касалась стекла. 3. Можно закреплять пастель лаком для волос, но от него она сильно темнеет. В результате закрепления пастель становиться темнее, несколько контрастнее, а также теряет бархатистость поверхности. Поэтому при работе лучше учесть потемнение пастели. После закрепления я рекомендую, если это необходимо, легкими штрихами немного поправить рисунок, чтобы компенсировать произошедшие изменения. После этого рисунок можно ещё раз закрепить, а если предполагается держать рисунок под стеклом, то лучше не закреплять во 2-й раз. 4. Закреплённая сухая пастель всё равно требует бережного обращения. Предпочтительнее рисунок поместить под стекло. Если пастель хранить в папке, то с лицевой стороны необходимо переложить рисунок тонкой гладкой бумагой, а ещё лучше калькой. Незакреплённую пастель хранить в папке недопустимо, она осыпется и смажется. Масляная пастель Техника работы масляной пастелью несколько отличается от работы сухой. Я предпочитаю в работе масляной пастелью использовать светлую бумагу. Если сухая пастель легко растирается пальцем, растушкой, то для того, чтобы растереть масляную пастель, требуются некоторые усилия, делающие работу неудобной. Для растушёвки масляной пастели можно использовать разбавитель №4 (пинен) и кисть. Предварительный рисунок под масляную пастель можно нанести сухим углём или мелком масляной пастели. Рисунок, нанесённый угольком, перед началом работы пастелью следует смахнуть, чтобы остались лишь следы его, иначе он вызовет почернение пастели. После нанесения рисунка плашмя отломанным куском мелка или штриховкой наносим основные тона. Затем берём плоскую щетинную кисть (№12-14) и размываем рисунок разбавителем для масляных красок (пинен или аналоги). В итоге получаем своеобразный подмалёвок, похожий на тёмную живопись акварелью. В тенях стараемся, чтобы тон соответствовал конечному результату, а в светах и полутонах лучше, если подмалёвок будет чуть темнее. В дальнейшем подмалёвок в тенях останется, и тени получатся прозрачными. Затем прорисовываем детали, уточняя рисунок, форму, фактуры. Пастель подразумевают большую свободу приёмов работы. Можно размывать, растушёвывать кистью, пальцем, тряпочкой, намотанной на палец. Рисовать плашмя, штрихом, линией, точками. В процессе работы можно снова прибегать к размыванию, если это нужно. Бывает, что работы пастелью выглядят слишком растушёванными, мыльными. Мне такой подход видится неправильным. Хорошо, когда в пастели есть и размытые участки, так и прорисованные, акцентированные места, наиболее важные по замыслу автора. Масляная пастель немного подсыхает в течение месяца-двух. Часть масла впитывается в бумагу. После высыхания я замечал, что рисунки становились темнее, особенно в светах. Я всегда немного правлю работу, если вижу, что она стала темнее. Масляная пастель, в отличие от сухой, не требует закрепления. Иногда масляную пастель покрывают лаком, но я считаю это излишним. Хранить в папке пастель следует аккуратно, чтобы она ни к чему не прилипла. Лучше всего рисунок держать под стеклом. Стекло не должно касаться работы. Рисование перьев пастельными карандашами. Попробуем новый материал на примере рисунка 2 птичьих перышек (одно светлое, другое темное). Для удобства рисования, перья положила на бумагу того же цвета что и фон рисунка. Процесс работы: 1. Первый этап выполнения рисунка пастелью заключается в отрисовке композиции на отдельном листе простым карандашом и переносе его на пастельный лист. 2. Для удобства начинаем вырисовывать сверху. 3. Яркое пятно на пере получаем при наложении синего и фиолетового цветов, таким образом, чтобы получился переход от одного цвета к другому. Оставшуюся темную часть пера закрываем коричневым цветом (в данном случае сепия). 4. Сверху накладываем штрихи черного цвета для усиления тона. Переход к пушку на пере заштриховываем серым. 5. По аналогии с первой половиной пера выполняем вторую. Иногда для достижения необходимого тона приходится накладывать штрихи в несколько слоев. 6. Волны на пере. Выделяем тень с помощью черного слегка растушевывая, далее свет светло серым. 7. Глядя на натуру постепенно детализируем перышко. Если белый карандаш не дает необходимой насыщенности можно расставить акценты в освещении пастельным мелком. В проработке серединки пера надо обратить внимание на то, что она округлая, соответственно есть освещенная сторона и тень. 8. Тень. Падающая тень самая темная. Удаляясь от предмета, она постепенно рассеивается. Непосредственно по краю пера проводим насыщенную линю, далее более легкий штрих. Бумажной растушевкой аккуратно растираем штрихи учитывая растяжку от темного к краю тени. 9. Пушок. Темным серым карандашом прорисовываем пушинки. Далее белым карандашом накладываем белые штрихи, стараясь не повторять контуры серых. На данном этапе рисование темного пера закончено. Второе перо практически полностью рисуется по аналогии с первым. 1. Для фона светлого пера был использован желто-охристый цвет. но так как перо не такого насыщенного оттенка, разбавила штрихами светло серого карандаша. Для пятен на пере - умбра. 2. Далее. Усиливаем пятна и прорисовываем вторую часть пера. 3. Светло серым карандашом прорисовываем серединку пера. Делаем тени на ней, а так же на изгибе с теневой стороны. 4. Усиливаем тон с помощью наложения штрихов черного, слегка растушевывая. Штрихи накладываем соответственно росту волокон пера. Детализируем светотень. 5. Тень под пером делается так же как и в первом случае. Накладываем штрихи черного цвета и растушевываем бумажной растушевкой. 6. Пушок. Темным серым карандашом прорисовываем пушинки. Далее белым карандашом накладываем белые штрихи, стараясь не повторять контуры серых.

Лекция "Техника работы пастелью"

Лекция "Техника работы пастелью"

Лекция "Техника работы пастелью"

Лекция "Техника работы пастелью"

Лекция "Техника работы пастелью"

Лекция "Техника работы пастелью"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2018