Лекция "Язык - наш дар бесценный"
Оценка 4.9

Лекция "Язык - наш дар бесценный"

Оценка 4.9
Конкурсы +3
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
02.04.2017
Лекция "Язык - наш дар бесценный"
Предлагаю поговорить о воспитании любви к русскому языку. Ведь язык – часть родной культуры. Безусловно, любовь к Отечеству, готовность защищать его подразумевает бережное отношение к родной словесности. И не самая ли насущная наша задача в годы реформ и модернизаций – защитить, сберечь наше величайшее достояние, наше великое русское Слово. Одна школа с проблемами не справится, нужно мощное общественное усилие. Уверена, что должны активно поработать средства массовой информации – убедить молодых людей, что разговаривать правильно, внятно, без ошибок – это в духе времени.лекция о языке
Лекция.doc
Язык – наш дар бесценный (слайд) Предлагаю   поговорить о воспитании любви к русскому языку. Ведь язык – часть родной культуры.   Безусловно,   любовь   к   Отечеству,   готовность   защищать   его   подразумевает   бережное отношение к родной словесности.     И   наш   разговор   хочется   перевести   в   более   практическую,   живую   плоскость,   чтобы   не уподобиться персонажам, появившимся в конце первого тома гоголевских «Мёртвых душ»: Кифе Мокиевичу и Мокию Кифовичу.   Пока Кифа Мокиевич, живший философом, рассуждал на абстрактные темы, сын его, Мокий Кифович,   вырос,   что   называется,   недорослем.   Так   и   в   современной   жизни.   Пока   мы,   взрослые, занимаемся «глобальными» проблемами, наши дети разучились грамотно говорить по­русски.  И сегодня, в 2012 году, могучее, значимое определение русского языка, данное Н.В.Гоголем в «Мёртвых   душах»,   актуальности   своей   не   утратило.   Позвольте   напомнить   эти   слова: «Сердцеведением   и мудрым  познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно­худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так   вырывалось   бы   из­под   самого   сердца,   так   бы   кипело   и   животрепетало,   как   метко сказанное  русское слово». (слайд)  В наше время слова писателя не воспринимаются мёртвым архаизмом, а помогают нам глубже узнать самих себя, полнее осознать свои сущностные, национальные корни. Без сомнения, наш язык – предмет национальной гордости. Это великий зодчий, через него мы помогаем   ученикам   вспомнить   истоки   и   народные   традиции,   знакомим   с   русским   складом мышления, значит, знакомим с самим собой. Язык Пушкина, Гоголя, Тургенева, Лескова, Платонова… За этими именами пласт духовной культуры. Через слово художника, осмысление его произведения преодолевается пропасть между подростками   и   далёким   прошлым.   Так   создаётся   русская   картина  мира,   так,  уверена,   творится Человек.  И   это   кропотливая,   внимательная   и   каждодневная   работа   на   уроке   со   словом   через определение его смысла, места и роли в предложении, в тексте.  Например, как много значит приставка «со» у русского народа! Сколько слов образовано с её помощью! Сопереживание, сочувствие, сострадание, соседи, сотрудники, соучастие, сообща… ­ слова,   рассказывающие   об   общинной   жизни,   жизни   всем   миром:   вместе   легче   решать   сложные проблемы,   переносить   испытания,   трудиться   и       радоваться.     Так   через   слово   обогащается моральный и практический опыт школьников: перерабатывая слово, они выходят из круга эгоизма  в пространство   большого   мира,   осваивают   культуру   прошлого   и   настоящего.   Так   воспитывается чувство коллективизма, патриотизма, бережного отношения к своим культурным традициям.  И всё же язык, хоть и культурная ценность, но не музейный экспонат, а живая структура, «живой, как жизнь». Он отражает ту реальность, которая существует вокруг нас, которую мы сами создаём. В   90­е   годы   в   Россию     вместе   с   импортными   товарами   хлынули   и   иноязычные   слова: консенсус вместо  согласие, бартер вместо обмен, саммит вместо встреча. Совсем недавно, в связи с кризисом, получило новое значение  слово – коллектор: сегодня это работник банка, специалист по возвращению кредитных долгов. Но разве все эти дилеры, риэлторы, дистрибьютеры и прочие обогащают наш  язык?   Во   Франции   уже   давно   принят   закон   о   защите   государственного   языка,   по   которому журналист,  употребивший иностранное слово при наличии такого же во французском, наказывается довольно солидным штрафом. Мы же такого закона не имеем. У   широких   слоев   населения,   потребляющих   книжные   суррогаты   в   глянцевых   обложках, основу лексикона составляют примитивные клише рекламного происхождения. Произошло засилье вульгарной брани: она проникла в печатные издания, на радио и телевидение.  Сегодня   уже   можно   говорить     о   том,   что   выродилось   само   языковое   пространство современной молодёжи. На рубеже 20 и 21 веков на язык наложила печать виртуальная реальность, перенеся существование людей из социального мира в Интернет – пространство. Что притягивает наших детей в Интернете? В первую очередь это возможность говорить без правил, свобода. Во Всемирной   паутине   есть   привлекательная  возможность  представить   себя   кем   угодно,   это абсолютная   нестеснённость,   что,   несомненно,   сужает   лексикон,   уродует   язык,   коверкает пнктуацию и орфографию. А падение грамотности, интеллекта, общей культуры – одна из самых насущных проблем воспитания.     Если   мы   сбережем   дар   родной   речи,     то   сохраним   собственную   самобытность.   В древнерусском   языке   слово   «язык»   имело   значение   «народ»,   в   этом   случае   он   выступает   как элемент национальной безопасности. Это такое же национальное сокровище, как живопись, наука. Неужели до наших внуков мы донесем усеченный, выхолощенный, загрязненный язык?! Не верю! Выражение «Вначале было Слово» нынче в большом ходу, но мало кто знает продолжение этой фразы. Далее в Евангелии от Иоанна идут главные, исполненные великого смысла слова: «В Слове жизнь и свет человеков. И свет этот во тьме светит, и тьма не объяла его». Понятно, что речь идет не о дневном свете, а о свете духовном. Надо ли доказывать, что русское слово светит на весь мир и во тьме, и при солнце?!  И не самая   ли насущная наша задача в годы реформ и модернизаций – защитить, сберечь наше величайшее достояние, наше великое русское Слово, которым так восхищался Н.В.Гоголь!  Одна школа с проблемами не справится, нужно мощное общественное усилие. Уверена, что должны   активно   поработать   средства   массовой   информации   –   убедить   молодых   людей,   что разговаривать   правильно,   внятно,   без   ошибок   –   это   в   духе   времени.   Свою   роль   как   учителя   и воспитателя я вижу в участии общественного движения «Грамотно говорить по­русски модно!», в сплочении вокруг него учеников и их родителей.

Лекция "Язык - наш дар бесценный"

Лекция "Язык - наш дар бесценный"

Лекция "Язык - наш дар бесценный"

Лекция "Язык - наш дар бесценный"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017