Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. В 1817 году умерла мать Лермонтова. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце. В 1831 году, в год смерти отца, Лермонтов писал с горечью и мукой: Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть...
«ОДИНОЧЕСТВО С ДЕТСТВА»
Одиночество – мотив, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, выражающий умонастроение поэта. Это центральная тема его поэзии, в которой ярко проявилось личное « я » автора. Это центральная тема его поэзии, в которой ярко проявилось личное « я » автора. Тема одиночества связана с неприятием лермонтовским героем мира. Тема одиночества связана с неприятием лермонтовским героем мира.
Михаил Юрьевич Лермонтов творил в тяжелый исторический период — эпоху «безвременья», начавшуюся после разгрома декабристского восстания. В это время общество жаждало перемен. В творчестве Лермонтова отразились эти проблемы. Известный критик В. Г. Белинский писал, что «для человека все старое разрушено, а нового еще нет». Лермонтов мощно
отразил это
«переходное состояние человеческого духа»
в своем творчестве.
Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение Смерть поэта. Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта.
За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли.
И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды…Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… Но кого же?.. На время – не стоит труда,А вечно любить невозможно.В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недугИсчезнет при слове рассудка;И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –Такая пустая и глупая шутка…
1840 г.
И скучно и грустно…
Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (Дума ). Дума - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно...
Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтов огорчает то, что многие его современники живут ошибками отцов и поздним их умом. Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви...
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства...
Мы иссушили ум наукою бесплодной...
К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно малодушныИ перед властию – презренные рабы.
Дума - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. Дума - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.
Воля и свобода Воля и свобода - центральные мотивы, определяющие мятежный пафос поэтического наследия Лермонтова. Воля и свобода для Лермонтова есть такие формы бытия личности, которые характеризуют самые принципы ее существования, обязательные условия для самоопределения. Эти мотивы служат критериями оценки всего сущего.
Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении « Парус ». Лирический герой здесь противопоставлен судьбе, обыденному миру, однако одиночество для него — попытка обрести истину. Парадоксален в этой связи поиск покоя в бурях (он «просит бури», «как будто в бурях есть покой»). В этом стихотворении парус — обобщённый образ, символ странничества, бесприютности, одиночества — всех качеств и состояний, характерных для лирического героя Лермонтова.
Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит...Увы! Он счастия не ищетИ не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой...А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!
1832 г.
Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова . Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями.
Лермонтов
салон Карамзиной
Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1840 г.
Стихотворение «Желание» (1831) — свобода от общества, картина бурного, мятежного проявления страстей:
Зачем я не птица, не ворон степной,Пролетевший сейчас надо мной?Зачем не могу в небесах я паритьИ одну лишь свободу любить? На запад, на запад помчался бы я,Где цветут моих предков поля,Где в замке пустом, на туманных горах,Их забвенный покоится прах. На древней стене их наследственный щит,И заржавленный меч их висит.Я стал бы летать над мечом и щитомИ смахнул бы я пыль с них крылом; И арфы шотландской струну бы задел,И по сводам бы звук полетел;Внимаем одним, и одним пробужден,Как раздался, так смолкнул бы он. Но тщетны мечты, бесполезны мольбыПротив строгих законов судьбы.Меж мной и холмами отчизны моейРасстилаются волны морей. Последний потомок отважных бойцовУвядает средь чуждых снегов;Я здесь был рожден, но нездешний душой…О! зачем я не ворон степной?
Отворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня,Черноглазую девицу,Черногривого коня.Дайте раз по синю полюПроскакать на том коне;Дайте раз на жизнь и волю,Как на чуждую мне долю,Посмотреть поближе мне.
Дайте мне челнок дощатыйС полусгнившею скамьей,Парус серый и косматый,Ознакомленный с грозой.Я тогда пущуся в море,Беззаботен и один,Разгуляюсь на простореИ потешусь в буйном спореС дикой прихотью пучин.
Дайте мне дворец высокойИ кругом зеленый сад,Чтоб в тени его широкойЗрел янтарный виноград;Чтоб фонтан не умолкаяВ зале мраморном журчалИ меня б в мечтаньях рая,Хладной пылью орошая,Усыплял и пробуждал… 1832
С тяжелым ощущением в душе идет поэт по жизни и с годами лишь сильнее понимает "безысходность своего существования, потому что его страдания связаны со всем укладом жизни, таким далеким от идеального. Так рождаются его самые трагические образы, где жизнь видится поэту огромной темницей, в которой заключена его душа и откуда невозможно вырваться:
Зачем я не птица, не ворон степной,Пролетевший сейчас надо мной?Зачем не могу в небесах я паритьИ одну лишь свободу любить?На
Отворите мне темницу,Дайте мне сиянье дня,Черноглазую девицу,Черногривого коня.
Один среди людского шума,Возрос под сенью чуждой я,И гордо творческая думаНа сердце зрела у меня.И вот прошли мои мученья,Нашлися пылкие друзья,Но я, лишенный вдохновенья,Скучал судьбою бытия.И снова муки посетилиМою воскреснувшую грудь,Изменой душу заразилиИ не давали отдохнуть.Я вспомнил прежние несчастья,Но не найду в душе моейНи честолюбья, ни участья,Ни слез, ни пламенных страстей.
1830 г.
Теме одиночества сопутствует мотив изгнания. В стихотворении "Нет, я не Байрон, я другой...» лирический герой осознает, что он избран, чтобы стать поэтом, но одновременно обречен быть странником, гонимым миром:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой .
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами:
«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем? "
Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть...
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтов явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: Я поэт другой эпохи
В раннем детстве великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов часто говорил в рифму. … – Какое дитя интересное! – говорили некоторые гости. – Еще и ходить не умеет как следует, на четвереньках ползает, а уже говорит, да все в рифму . Будучи разносторонне талантливым человеком, помимо литературного творчества был хорошим художником и любил математику. Это не шутка. Элементы высшей математики, аналитическая геометрия, начала дифференциального и интегрального исчисления увлекали Лермонтова в течение всей его жизни. Он всегда возил с собой учебник математики французского автора Безу. Поэт за свои 26 лет успел поучаствовать в 3 дуэлях, еще несколько дуэлей удалось отменить в последний момент.
Мятежная душа лирического героя поэзии Лермонтова обречена на вечные одинокие скитания. Такое мироощущение отличает поэта от обычного заурядного человека толпы, живущего бессознательной жизнью. Именно оно стало источником конфликта поэта с обществом, конфликта который болезненно переживался Лермонтовым в течение всей его жизни и привел его к безвременной трагической смерти .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.