Лингвистическая игра "Точка, точка, запятая"...

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 13.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра-презентация внеклассного мероприятия по русскому языку по теме "Служебные части речи", предназначена для учащихся 7-х классов. Содержание игры сформировано таким образом, что бы обеспечить помощь в подготовке к выполнению заданий ГИА, познакомить учащихся с главными функциями знаков препинания, а также показать роль русской пунктуации как средства эзопова языка.
Иконка файла материала Точка, точка, запятая.pptx
ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ… Лингвистическая игра для старшеклассников
 Пунктуация, как и орфография, составляет часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть также твердо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания. (А. Шапиро).  Знаки препинания – ноты при чтении. (А. Чехов).  Что такое вопросительный знак? Это состарившийся восклицательный! (М. Светлов).
ЗАДАНИЕ 1  1 КОМАНДА: Назвать самую маленькую единицу языка  2 КОМАНДА: Назвать самую большую единицу языка
ЗАДАНИЕ 1 (ОТВЕТ)  1 КОМАНДА: Назвать самую маленькую единицу языка (ЗВУК)  2 КОМАНДА: Назвать самую большую единицу языка (ПРЕДЛОЖЕ НИЕ)
ЗАДАНИЕ 2  1 КОМАНДА: Какой раздел лингвистики изучает словосочетание и предложение?  2 КОМАНДА: Какой раздел лингвистики изучает постановку знаков препинания?
ЗАДАНИЕ 2 (ОТВЕТ)  2 КОМАНДА: Какой раздел лингвистики изучает постановку знаков препинания?  1 КОМАНДА: Какой раздел лингвистики изучает словосочетание и предложение? ПУНКТУАЦ ИЯ СИНТАКСИ С
СПРАВКА  Синтаксис (учение о строе знаков препинания. Термин пунктуация происходит от латинского слова punctum. предложения и сочетаниях слов в нем) — от греческого syntaxis — строй, построение, составление. У греков слово синтаксис употреблялось также в военном деле в значении «строй войск».  Пунктуация — правила расстановки
ЗАДАНИЕ 3  1 КОМАНДА:  Что означает латинское слово punctum?  2 КОМАНДА:  Подсказка: так называется один из знаков препинания.
ЗАДАНИЕ 3 (ОТВЕТ)  1 КОМАНДА:  Что означает латинское слово punctum?  2 КОМАНДА: ТОЧКА. ПУНКТУАЦИЯ – БУКВАЛЬНО «НАУКА О ТОЧКАХ»
СПРАВКА  Знаки препинания могут о многом рассказать.  Говорят, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет новой книги «Отверженные», желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак.  Ответ издателя был не менее остроумным и кратким.
ЗАДАНИЕ 4  2  1 КОМАНДА: КОМАНДА:  Что написал в ответ Виктору Гюго издатель?
ЗАДАНИЕ 4 (ОТВЕТ)  2  1 КОМАНДА: КОМАНДА:  Что написал в ответ Виктору Гюго издатель?
ЗАДАНИЕ 5  2  1 КОМАНДА: КОМАНДА:  Какую страну принято считать родиной пунктуации?  Выберите один из предложенных вариантов: А) Англия; Б) Франция; В) Германия; Г) Греция; Д) Испания; Е) Польша.
ЗАДАНИЕ 5 (ОТВЕТ)  2  1 КОМАНДА: КОМАНДА:  Какую страну принято считать родиной пунктуации?  Выберите один из предложенных вариантов: А) Англия; Б) Франция; В) Германия; Г) ГРЕЦИЯ; Д) Испания; Е) Польша.
СПРАВКА  Родиной пунктуации принято считать Грецию.  Во многих древнегреческих рукописях употреблялись «разделения». Каждая отдельная фраза начиналась с новой строки, поэтому строки были разные по длине и текст приобретал вид неравномерного (белого) стиха.  В других языках все слова писались слитно. И в древнерусских рукописях до конца XV века текст писался без промежутков между словами или делился на нерасчлененные отрезки.
ЗАДАНИЕ 6  2  1 КОМАНДА: КОМАНДА:  Давайте попробуем прочитать текст, не разделенный на слова.  Прочитайте текст, разделите его на слова, поставьте знаки препинания, определите автора текста.
ЗАДАНИЕ 6 (ОТВЕТ)  1 КОМАНДА:  СрусскимязыкомможнотворитьчудесаНетничеготакого вокружающейнасжизниивнашемсознаниичтонельзябыл обыпередатьрусскимсловомЗвучаниемузыкиспектральн ыйблесккрасокигрусветашумитеньсадовнеясностьснатя жкоегромыханиегрозыдетскийшепотишорохморскогогр авия.  С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. (К. Г. Паустовский)
ЗАДАНИЕ 6 (ОТВЕТ)  2 КОМАНДА:  Берегитенашязыкнашпрекрасныйрусскийяз ыкэтокладэтодостояниепереданноенамнаши мипредшественникамивчислекоторыхблиста етопятьтакиПушкинОбращайтесьпочтительн осэтиммогущественныморудиемврукахумел ыхоновсостояниисовершатьчудесаБерегитеч истотуязыкакаксвятыню.  Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса... Берегите чистоту языка, как святыню.
СПРАВКА  Жизнь показала, что слова надо писать раздельно.  Впервые в истории русского письма слова были напечатаны отдельно в первой печатной книге «Апостол», выпущенной первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.
СПРАВКА  До середины XVI века знаки препинания существовали, но не было правил их употребления.  Система в употреблении знаков препинания установилась в XVIII веке, после введения гражданской азбуки.
ЗАДАНИЕ 7  1 КОМАНДА:  Как вы думаете, какой знак  2 КОМАНДА: препинания появился первым?
ЗАДАНИЕ 7 (ОТВЕТ)  1 КОМАНДА:  Как вы думаете, какой знак  2 КОМАНДА: препинания появился первым? ТОЧКА
СПРАВКА  С восьмидесятых годов XV века была введена точка, затем запятая.  В то время они носили другие названия, непохожие на наши современные.  Постепенно появлялись и другие знаки препинания.
ЗАДАНИЕ 8  Как называются следующие знаки препинания в современной пунктуации?  1 КОМАНДА:  Вместительный знак  Две точки  2 КОМАНДА:  Удивительный, или удивный знак  Полуточие
ЗАДАНИЕ 8 (ОТВЕТ)  Как называются следующие знаки препинания в современной пунктуации?  1 КОМАНДА:  Вместительный 2 КОМАНДА:  Удивительный, или удивный знак знак ()  Две точки : !  Полуточие ;
СПРАВКА  Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования:  точку с запятой называли «полуточием»,  кавычки — «пресекательным» или «отменительным» знаком,  перенос — «единительным».  Был даже такой знак препинания, которого сейчас нет, назывался он «примечательный».
ЗАДАНИЕ 9  1 КОМАНДА:  Что это за знак? Как выглядел этот  2 КОМАНДА: знак препинания? Пофантазируйте.
ЗАДАНИЕ 9 (ОТВЕТ)  1 КОМАНДА:  Что это за знак? Как выглядел этот  2 КОМАНДА: знак препинания? Пофантазируйте. ПОДЧЕРКИВАНИЕ ИЛИ ШРИФТОВОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
ЗАДАНИЕ 10  2 КОМАНДА:  1 КОМАНДА:  Сколько знаков препинания существует сейчас в русском языке?  Перечислите их.
ЗАДАНИЕ 10 (ОТВЕТ) В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 10 ОСНОВНЫХ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ: 1. ТОЧКА (.) 2. ЗАПЯТАЯ (,) 3. ТИРЕ (-) 4. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (?) 5. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (!) 6. СКОБКИ ( ) 7. КАВЫЧКИ « » 8. ОДИНОЧНАЯ СКОБКА ) 9. ЗНАК СНОСКИ (*) 10.ДВОЙНОЕ ТИРЕ (- -)
существующих средств письма особое значение придавали пунктуации.  «В настоящей литературе, - писал К.Г.Паустовский, - нет мелочей. Каждое, даже на первый взгляд ничтожное слово, каждая запятая и точка нужны…» СПРАВКА  Русские писатели и поэты из всех  Пунктуация в состоянии передать особенности интонации (мелодики, паузации).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ 1  Выбрать из лирики поэтов XIX века стихотворение, где в качестве знаков препинания используются только запятые.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ 2  Выбрать из лирики поэтов XX века стихотворение, где в качестве знаков препинания используются только точки.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ 1 (ОТВЕТ) Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А.А. Фет
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ 2 (ОТВЕТ) Крыша. Над крышей луна. Пруд. Над прудом бузина. Тихо. И в тишине Вспомнилось море мне. Н. Рубцов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Русская пунктуация была и средством эзоповского языка, например, И.А.Крылову удалось придать юридически и цензурно невинный характер оскорбительному, обличительному письму, адресованному директору театра Соймонову:  «И последний подлец, каков только может быть, Ваше превосходительство, огорчился бы…», «…видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не смеяться…»  Стоит изменить пунктуацию этих предложений, как становится очевидным скрытый смысл фраз.
О ПОЛЬЗЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в его собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять свои поступки. К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого- нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошел до точки. А. Каневский