Игра-презентация внеклассного мероприятия по русскому языку по теме "Служебные части речи", предназначена для учащихся 7-х классов. Содержание игры сформировано таким образом, что бы обеспечить помощь в подготовке к выполнению заданий ГИА, познакомить учащихся с главными функциями знаков препинания, а также показать роль русской пунктуации как средства эзопова языка.
ТОЧКА,
ТОЧКА,
ЗАПЯТАЯ…
Лингвистическая игра для
старшеклассников
Пунктуация, как и орфография,
составляет часть графической
системы, принятой для данного
языка, и должна быть также твердо
усвоена, как и буквы алфавита с их
звуковыми значениями, для того
чтобы письмо точно и полностью
выражало содержание высказывания.
(А. Шапиро).
Знаки препинания – ноты при чтении.
(А. Чехов).
Что такое вопросительный знак? Это
состарившийся восклицательный!
(М. Светлов).
ЗАДАНИЕ 1
1
КОМАНДА:
Назвать самую
маленькую
единицу языка
2
КОМАНДА:
Назвать самую
большую
единицу языка
ЗАДАНИЕ 1 (ОТВЕТ)
1
КОМАНДА:
Назвать самую
маленькую
единицу языка
(ЗВУК)
2
КОМАНДА:
Назвать самую
большую
единицу языка
(ПРЕДЛОЖЕ
НИЕ)
ЗАДАНИЕ 2
1
КОМАНДА:
Какой раздел
лингвистики
изучает
словосочетание
и
предложение?
2
КОМАНДА:
Какой раздел
лингвистики
изучает
постановку
знаков
препинания?
ЗАДАНИЕ 2 (ОТВЕТ)
2 КОМАНДА:
Какой раздел
лингвистики
изучает
постановку
знаков
препинания?
1
КОМАНДА:
Какой раздел
лингвистики
изучает
словосочетание
и
предложение?
ПУНКТУАЦ
ИЯ
СИНТАКСИ
С
СПРАВКА
Синтаксис (учение о строе
знаков препинания. Термин
пунктуация происходит от
латинского слова punctum.
предложения и сочетаниях слов в
нем) — от греческого syntaxis —
строй, построение, составление. У
греков слово синтаксис
употреблялось также в военном деле
в значении «строй войск».
Пунктуация — правила расстановки
ЗАДАНИЕ 3
1
КОМАНДА:
Что означает латинское слово punctum?
2
КОМАНДА:
Подсказка: так называется один из
знаков препинания.
ЗАДАНИЕ 3 (ОТВЕТ)
1
КОМАНДА:
Что означает латинское слово
punctum?
2
КОМАНДА:
ТОЧКА. ПУНКТУАЦИЯ –
БУКВАЛЬНО «НАУКА О
ТОЧКАХ»
СПРАВКА
Знаки препинания могут о многом
рассказать.
Говорят, что французский писатель
Виктор Гюго в день выхода в свет
новой книги «Отверженные», желая
узнать, как идет распродажа, послал
издателю записку, в которой стоял
один вопросительный знак.
Ответ издателя был не менее
остроумным и кратким.
ЗАДАНИЕ 4
2
1
КОМАНДА:
КОМАНДА:
Что написал в ответ Виктору Гюго
издатель?
ЗАДАНИЕ 4 (ОТВЕТ)
2
1
КОМАНДА:
КОМАНДА:
Что написал в ответ Виктору Гюго
издатель?
ЗАДАНИЕ 5
2
1
КОМАНДА:
КОМАНДА:
Какую страну принято считать родиной
пунктуации?
Выберите один из предложенных
вариантов:
А) Англия;
Б) Франция;
В) Германия;
Г) Греция;
Д) Испания;
Е) Польша.
ЗАДАНИЕ 5 (ОТВЕТ)
2
1
КОМАНДА:
КОМАНДА:
Какую страну принято считать родиной
пунктуации?
Выберите один из предложенных
вариантов:
А) Англия;
Б) Франция;
В) Германия;
Г) ГРЕЦИЯ;
Д) Испания;
Е) Польша.
СПРАВКА
Родиной пунктуации принято считать
Грецию.
Во многих древнегреческих рукописях
употреблялись «разделения». Каждая
отдельная фраза начиналась с новой
строки, поэтому строки были разные по
длине и текст приобретал вид
неравномерного (белого) стиха.
В других языках все слова писались
слитно. И в древнерусских рукописях до
конца XV века текст писался без
промежутков между словами или делился
на нерасчлененные отрезки.
ЗАДАНИЕ 6
2
1
КОМАНДА:
КОМАНДА:
Давайте попробуем прочитать текст,
не разделенный на слова.
Прочитайте текст, разделите его на
слова, поставьте знаки препинания,
определите автора текста.
ЗАДАНИЕ 6 (ОТВЕТ)
1 КОМАНДА:
СрусскимязыкомможнотворитьчудесаНетничеготакого
вокружающейнасжизниивнашемсознаниичтонельзябыл
обыпередатьрусскимсловомЗвучаниемузыкиспектральн
ыйблесккрасокигрусветашумитеньсадовнеясностьснатя
жкоегромыханиегрозыдетскийшепотишорохморскогогр
авия.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего
такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании,
что нельзя было бы передать русским словом. Звучание
музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и
тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы,
детский шепот и шорох морского гравия.
(К. Г. Паустовский)
ЗАДАНИЕ 6 (ОТВЕТ)
2 КОМАНДА:
Берегитенашязыкнашпрекрасныйрусскийяз
ыкэтокладэтодостояниепереданноенамнаши
мипредшественникамивчислекоторыхблиста
етопятьтакиПушкинОбращайтесьпочтительн
осэтиммогущественныморудиемврукахумел
ыхоновсостояниисовершатьчудесаБерегитеч
истотуязыкакаксвятыню.
Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык, это клад, это достояние,
переданное нам нашими
предшественниками, в числе которых
блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь
почтительно с этим могущественным
орудием; в руках умелых оно в состоянии
совершать чудеса... Берегите чистоту языка,
как святыню.
СПРАВКА
Жизнь показала, что слова надо
писать раздельно.
Впервые в истории русского письма
слова были напечатаны отдельно в
первой печатной книге «Апостол»,
выпущенной первопечатниками
Иваном Федоровым и Петром
Мстиславцем в 1564 году.
СПРАВКА
До середины XVI века знаки
препинания существовали, но не
было правил их употребления.
Система в употреблении знаков
препинания установилась в XVIII
веке, после введения гражданской
азбуки.
ЗАДАНИЕ 7
1
КОМАНДА:
Как вы думаете, какой знак
2
КОМАНДА:
препинания появился первым?
ЗАДАНИЕ 7 (ОТВЕТ)
1
КОМАНДА:
Как вы думаете, какой знак
2
КОМАНДА:
препинания появился первым?
ТОЧКА
СПРАВКА
С восьмидесятых годов XV века была
введена точка, затем запятая.
В то время они носили другие
названия, непохожие на наши
современные.
Постепенно появлялись и другие
знаки препинания.
ЗАДАНИЕ 8
Как называются следующие знаки
препинания в современной
пунктуации?
1 КОМАНДА:
Вместительный
знак
Две точки
2 КОМАНДА:
Удивительный, или
удивный знак
Полуточие
ЗАДАНИЕ 8 (ОТВЕТ)
Как называются следующие знаки
препинания в современной
пунктуации?
1 КОМАНДА:
Вместительный
2 КОМАНДА:
Удивительный, или
удивный знак
знак
()
Две точки
:
!
Полуточие
;
СПРАВКА
Другие знаки препинания раньше
тоже имели иные наименования:
точку с запятой называли
«полуточием»,
кавычки — «пресекательным» или
«отменительным» знаком,
перенос — «единительным».
Был даже такой знак препинания,
которого сейчас нет, назывался он
«примечательный».
ЗАДАНИЕ 9
1
КОМАНДА:
Что это за знак? Как выглядел этот
2
КОМАНДА:
знак препинания?
Пофантазируйте.
ЗАДАНИЕ 9 (ОТВЕТ)
1
КОМАНДА:
Что это за знак? Как выглядел этот
2
КОМАНДА:
знак препинания?
Пофантазируйте.
ПОДЧЕРКИВАНИЕ
ИЛИ ШРИФТОВОЕ
ВЫДЕЛЕНИЕ
ЗАДАНИЕ 10
2
КОМАНДА:
1
КОМАНДА:
Сколько знаков препинания
существует сейчас в русском
языке?
Перечислите их.
ЗАДАНИЕ 10 (ОТВЕТ)
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ 10 ОСНОВНЫХ
ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ:
1. ТОЧКА (.)
2. ЗАПЯТАЯ (,)
3. ТИРЕ (-)
4. ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (?)
5. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК (!)
6. СКОБКИ ( )
7. КАВЫЧКИ « »
8. ОДИНОЧНАЯ СКОБКА )
9. ЗНАК СНОСКИ (*)
10.ДВОЙНОЕ ТИРЕ (- -)
существующих средств письма особое
значение придавали пунктуации.
«В настоящей литературе, - писал
К.Г.Паустовский, - нет мелочей.
Каждое, даже на первый взгляд
ничтожное слово, каждая запятая и
точка нужны…»
СПРАВКА
Русские писатели и поэты из всех
Пунктуация в состоянии передать
особенности интонации (мелодики,
паузации).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ДЛЯ КОМАНДЫ 1
Выбрать из лирики поэтов XIX века
стихотворение, где в качестве знаков
препинания используются только
запятые.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ДЛЯ КОМАНДЫ 2
Выбрать из лирики поэтов XX века
стихотворение, где в качестве знаков
препинания используются только
точки.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ
КОМАНДЫ 1 (ОТВЕТ)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А.А. Фет
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ
КОМАНДЫ 2 (ОТВЕТ)
Крыша. Над крышей луна.
Пруд. Над прудом бузина.
Тихо. И в тишине
Вспомнилось море мне.
Н. Рубцов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская пунктуация была и средством
эзоповского языка, например, И.А.Крылову
удалось придать юридически и цензурно
невинный характер оскорбительному,
обличительному письму, адресованному
директору театра Соймонову:
«И последний подлец, каков только может
быть, Ваше превосходительство, огорчился
бы…», «…видя глупое, Ваше
превосходительство, можно ли не смеяться…»
Стоит изменить пунктуацию этих
предложений, как становится очевидным
скрытый смысл фраз.
О ПОЛЬЗЕ ЗНАКОВ
ПРЕПИНАНИЯ
Человек потерял
запятую, стал бояться сложных
предложений, искал фразы попроще. За несложными
фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить
тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не
возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал
задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его
любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на
Земле или даже в его собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал
объяснять свои поступки.
К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не
высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-
нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошел до
точки.
А. Каневский