ТЕМА: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР. МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. 6 КЛАСС
ЦЕЛЬ: развивать интерес к русскому языку как национальному языку; воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; развивать правильную речь учащихся, логическое мышление; закрепить знания учащихся, полученные на уроках по теме; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, портреты ученых-лингвистов.
Без корня и полынь не растет.
Пословица
СЦЕНАРИЙ УРОКА.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
В ходе урока формируются |
|
I. Мотивация.
|
- Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир. Вы знаете, что лингвистка – это… наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык. (1 слайд) Язык, великолепный наш язык, Речное и степное в нём раздолье, В нём клекоты орла и волчий рык, Напев и звон, и ладан богомолья. В нём воркованье голубя весной, Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше. Берёзовая роща. Свет сквозной. Небесный дождь, просыпанный по крышам. К.Бальмонт 1 мин |
Отвечают, что такое лингвистика. |
Коммуникативные УУД Учащийся учится владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
|
Целеполагание.
|
- Любая игра начинается с разминки. Сейчас мы с вами определим тему урока. А поможет в этом волшебная таблица. (2 слайд) 3 мин
Зачёркивая буквы б, г, д, ж, вы получите предложение. Запишите его. Какие ключевые слова в нём мы видим? Подчеркните их. Так о чем мы будем говорить на уроке. (3 слайд) - А какой раздел всегда сопутствует данному? - Поскольку тема уже изучена, то на уроке мы будем закреплять полученные знания, развивать свои умения. Сформулируйте задачи, которые нам предстоит нам решить. На листочках напишите, что вы ждите от сегодняшнего урока.
3 мин |
Зачеркивают в таблице буквы б, г, д, ж, получают предложение и записывают его: «В морфемике изучаются наименьшие значимые части слова: корень, суффикс, приставка, окончание». Выделяют слова. Определяют тему урока.
Отвечают «Словообразование»
Формулируют задачи. Пишут на листочках. |
Коммуникативные УУД Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД: Учащийся учится самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения. |
|
ІІ. Актуализация знаний. Групповая работа |
- Представление групп. Марш-старт. (4 слайд) 10 мин |
Обсуждают и записывают все ассоциации по данным темам. |
Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала. Коммуникативные УУД Свободно излагать свои мысли в устной форме. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные УУД Учится проявлять интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты; проявлять толерантность к чужому мнению. |
|
|
||||
III. Закрепление материала.
|
Конкурс « Узнай морфему по описанию». (5 слайд)
2 мин |
Отвечают на вопросы. |
Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала |
|
Конкурс «Одним словом». (6 слайд)
2 мин |
Записывают слова. |
Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала.
|
||
Конкурс «Собери слово». (7 слайд)
2 мин |
Записывают слова. |
Предметные результаты: Знание материала. |
||
«Знакомьтесь, выдающиеся филологи». (8 слайд)
7 мин |
Показывают свои презентации, рассказывают об ученых-лингвистах. |
Личностные УУД Учится проявлять интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; проявлять толерантность к чужому мнению. Регулятивные УУД: Учащийся учится владеть основами использования при выполнении заданий различных средств: справочной литературы, ИКТ. |
||
|
||||
|
Установить соответствия. (9 слайд)
5 мин |
Выполняют задание. |
Личностные УУД Выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты. |
|
|
Резерв. Является ли швейцар жителем Швейцарии? 10 приставок на букву «п». Какую часть слова можно в земле найти? Выписать слова, образованные бессуффиксным способом. (10-12 слайд) |
|
|
|
IV. Рефлексия
|
- Сегодня на уроке мы повторили материал по теме… - Выполнили следующие задания… - Если ваши ожидания оправдались, то переместите свои листочки на дерево. (13 слайд) - Итоги турнира. Объявление победителя. 5 мин |
Отвечают на вопросы, подводят итог. Учащиеся отмечают достигнутые результаты, высказывают мнение.
|
Предметные результаты: Знание материала. Самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет.
|
|
Домашнее задание. |
Записать не менее 5 слов, соответствующих схеме: «без(с) +корень+н+ый» со значением отсутствия признака. Составить предложения. (14 слайд) |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.