Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.
Оценка 4.6

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
чтение
4 кл
31.10.2019
Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.
В феврале 2015 года в 4 "а" классе мною был проведён этот , целью которого было обобщить и углубить знания учащихся о произведении; помочь в постижении тайн поэзии; воздействовать на духовный мир учащихся; формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать;развивать речь и учить правильно строить свой монолог; воспитывать любовь к художественному слову, к природе, к окружающему миру; учить комментировать, выражать свои мысли, оценивать свои ответы и ответы товарищей......
Урок литературного чтения в 4.docx
Стихи живые сами говорят… Лингвистический Урок литературного чтения в 4 « а» классе Стихи живые сами говорят… Тема урока: «А.С.Пушкин « Зимнее утро». Лингвистический анализ. Цель урока: 1. Обобщить и углубить знания учащихся о произведении, помочь в постижении тайн поэзии, воздействовать на духовный мир учащихся. 2. Формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно 3. Воспитывать любовь к художественному слову, к природе,к читать. окружающему миру. 4. Учить комментировать, выражать свои мысли, оценивать свои ответы и ответы товарищей, приводить доказательства по предмету обсуждения. 5. Развивать самоконтроль. Оборудование: 1. Карточки с текстами. 2. Задания для практической работы. 3. Репродукции картин на тему зимы. 4. Карточки для тестов. 5. Выставка книг А.С.Пушкина. 6. Компьютерная графика. 7. Слайды к уроку. 8. Музыкальное сопровождение. 9. Аудиозаписи: «Зимнее утро», читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский (Смоктунович ). 10. Видеозаставка «Зимняя ночь» . Срок проведения : февраль. Ход урока. 1. Организационный момент (звучит музыка П.И.. Чайковского «Зимнее утро» . Дети стоя встречают гостей) Учитель: Сегодня у нас гости на уроке, поздоровайтесь с ними. Дети: Здравствуйте! Мы рады Вам! Учитель: А теперь тихо садитесь и посмотрите на доску и скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего урока? ( ответы детей). Прочтите эпиграф к уроку. « Лирика – это пейзаж души» 2. Постановка задачи уроки. 3. Проверка домашнего задания. В.Жуковский. Учитель: Как вы объясните эти слова? Дети: Лирические произведения изображают внутренний мир человека, его впечатления, раздумья, переживан7ия, настроения, мысли , чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни. Учитель: Дети, а вы любите стихи? ( ответы детей) вот и займемся сегодня любимым делом: лингвистическим анализом стихов. Чем больше мы работаем над этим, тем мудрее, чище душой, нравственнее мы становимся. Учитель: Посмотрите на эти иллюстрации… Что скажете? Дети: - К нам пришла зима. Кругом лежит глубокий снег, можно в сугробах увязнуть. Вьги бушуют, метели метут, пурга заметает следы… -Мороз колючий бодрит. - Снежок , прихваченный морозом, скрипит, наверное, под ногами. - Снежинки кружатся , танцуют вальс. Учитель: Да , правильно сказала Саида, наверное. Посмотрите за окно. У нас всё совсем по- другому. А вызнаете стихи о зиме? Прочтите , пожалуйста. ( дети читают стихи , подготовили их дома. К. Бальмонт «Снежинка», А.С.Пушкин « Зимний вечер», и т. д ) Учитель: Спасибо! Замечательно! 4. Актуализация темы урока. Учитель: Друзья мои, посмотрите на доску и скажите, вы кого-нибудь узнаете здесь? Дети: Конечно же, узнали! Это Пушкин! Учитель: Да, мы сегодня продолжим разговор с этим великим мастером слова. ( на доску выставляются другие портреты Пушкина, разных авторов) 5. Работа по теме урока. А) Рассказ о Пушкине. ( сообщения детей) 1 ученик. А.С.Пушкин – поэт, прозаик, драматург. Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве. Его родители – отец Пушкин Сергей Львович и мать Надежда Осиповна Ганнибал – принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам. Отец Пушкина был душой общества, не чуждый литературным интересам. 2 ученик. Мать происходила из семьи Ганнибалов, выходцев из Эфиопии, возвысившихся благодаря Петру1. Грамоте Пушкина обучила бабушка – Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернёры. 3 ученик. Воспитывала и прививала любовь к фольклору крепостная няня Арина Родионовна. В 12 лет Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей. Там он написал свои первые стихи. 4 ученик. Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга, в селе Павловском по дороге из Москвы в Петербург. Там он сочинил стихотворение « Зимнее утро». Учитель: Вот это произведение мы сегодня и будем анализировать. Но это будет чуть позже,а пока мы проведем маленький экзамен. Б) Тест по билетам. ( на листочках написаны разные вопросы, дети подходят , берут билетик , по своему выбору , читают вопрос вслух и отвечают на него) Вопросы: 1. Кто создал первую « Российскую грамматику», провёл реформу стихосложения? (М.В.Ломоносов) 2. Синоним преувеличения. ( гипербола) 3. На сколько родов делится литература? ( на три : эпос, лирика, драма) 4. На какой слог падает ударение в дактиле? ( на первый) 5. Что такое « эзопов язык» ? (иносказание,аллегория) 6. Как воздействует язык поэзии на людей? ( идея- на ум, чувство – на душу, образ – на воображение,музыка – на уши) 7. Что делает рифма в стихотворении? ( возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, все строки содержащие одну мысль держит вместе) 8. Какой волшебный посредник между нами и лирическими героями властвует? (воображение и волнение) 9. Что такое лингвистический анализ? ( характеристика речевых средств 10. Почему так важны для анализа словесные элементы текста? ( они являются образно – творческими) 11. Для чего задаётся риторический вопрос? (чтобы привлечь внимание языка) слушателя, читателя) 12. Что является ритмообразующим элементом стихов? (пять стопов: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест) 13. Какие типы рифмовки вы знаете? ( перекрёстная ( АБАБ); парная ( смежная) ВВГГ; кольцевая ( опоясывающая) ДЕЕД). 14. Какие ритмические паузы вы знаете? ( межстиховые, цезуры, леймы,…) 15. Что делает цезура? ( расчленяет стихотворную строку на две части) Учитель: И вот, наконец, Пушкин « Зимнее утро». Досконально вы его будете изучать в 6 классе, а пока то, что мы успеем. Наряду со всеми великолепными произведениями Пушкина стоит роман « Евгений Онегин». Его вы будете изучать в 9 классе, но я очень хочу, чтобы вы сейчас чуть-чуть с ним познакомились. Это вам не повредит? Дети: Нет! Нам интересно! Учитель: Я просто хочу, чтобы вы обратили внимание на рифмовку этого произведения и обозначили её. В) Работа в паре. ( на экране текст и перед детьми текст на карточках, дети самостоятельно определяют тип рифмовки одной строфы) 6. Работа над новым материалом. Гонимы вешними лучами, А С окрестных гор уже снега Б перекрёстная Сбежали мутными ручьями А На потопленные луга Б Улыбкой ясною природа В Сквозь сон встречает утро года, В парная ( смежная) Синея блещут небеса Г Ещё прозрачные , леса Г Как будто пухом зеленеют. Д Пчела за данью полевой Е Летит из кельи восковой. Е кольцевая ( опоясывающая) Долины сохнут и пестреют, Д Стада шумят, и соловей Ж Уж пел в безмолвии ночей. Ж парная УЧИТЕЛЬ: Вас ничто не удивляет? Дети: Строфа из 14 строк и все типы рифмовки. Учитель: Да, друзья, вот такой особой строфой написан весь роман. Учитель: Перед вами листочки с текстом произведения «Зимнее утро». Вы сможете его прочитать? Дети: Конечно , сможем! Учитель: А вы знаете, что по этому поводу сказал когда – то профессор Г. К. Бочаров, когда он увидел это произведение и ему предложили его прочитать? ( на слайде, дети читают с экрана) « Передо мной текст стихотворения, который я ещё не умею читать. Перечитывая стихотворение один и другой раз, начинаю его продумывать». Г. К. Бочаров. Учитель: Попробуем и мы?! Прочитаем его? ... ( дети читают) А) Чтение текста учащимися. Б) Словарная работа. Учитель: Там встречаются устаревшие и диалектные слова, какие? НЕГА – наслаждение ( устар.); ВЗОР – взгляд, но в тексте глаза ( устар.); ВЕЧОР – вчера (диал.) ; НЫНЧЕ – сейчас (устар.); ОЗАРЕНА – освещена ( устар.) ; ВЕЛЕТЬ – приказать ( устар.) ; ЗАПРЕЧЬ – запрячь, запрягать ( диал.) ; ПРЕДАДИМСЯ - отдадимся ( устар.) ; СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА – Венера . Г) Практическая работа ( в группе) ( текст работы на карточках , дети отмечают правильный ответ) 1. Заголовок произведения отражает: а) тему; б) идею. 2.Основной прием стихотворения: а) олицетворение; б)аллегория; в) антитеза; 3.Какие изобразительные средства вы заметили? а) аллитерация; б) оксюморон; в)анафора; г) риторический вопрос; д) эпитет; е) метафора. ( антитеза : противопоставление: радость и грусть - хмурый вечер радостному утру) аллитерация : в 1 строфе раскатистый «р», сонорные , носовые «л», «н»; анафора : «и ель… и речка…» УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы послушаем стихотворение « Зимний вечер» в исполнении актера И.Смоктуновского. Д) Аудиозаписи: «Зимнее утро», читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Е) Чтение стихотворения учителем . Ё) Чтение учениками, соревнование . ( дети выбирают лучшего чтеца) 7. Закрепление и обобщение темы урока. ( Фронтальный опрос) Примерный перечень вопросов и ответы в идеале. 1. Какими цветами описывается русская зима? ( голубой, черный, зеленый, золотисто – коричневый) 2. Какое чувство передано в этом стихотворении? Какое настроение? 3. Какие однокоренные слова заметили? Для чего, с какой целью автор их употребил? ((блестя, блестит, блеском) 4. Какие слова высокого стиля вы заметили? ( Аврора, прелестный, озарена,…) 5. В какой форме написано стихотворение? ( диалога) Для чего? (Интонация непринуждённого разговора) 6. Какие эмоционально – оценочные определения вы заметили? (день чудесный, друг прелестный, ковры великолепные, друг милый, берег милый) 7. Какова идея произведения? ( «жизнь прекрасна» - хочет сказать поэт) 8. Каким размером написано стихотворение? ( ямбом) 9. Почему именно этот размер использует поэт? ( быстрый, мажорный, выразительный, живописный) 10. Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие бы цвета преобладали? (белый, жёлтый…) 11. Что описывает автор? (небо, снег, лес,…) 8.Рефлексия. Учитель: Как вы себя чувствовали на уроке? Каким бы цветом вы это выразили? Оцените свою работу. Спасибо вам за работу!

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

Лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2019