лингвистический анализ." Зимнее утро" А.С.Пушкин. Литературное чтение.

  • Работа в классе
  • docx
  • 31.10.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В феврале 2015 года в 4 "а" классе мною был проведён этот , целью которого было обобщить и углубить знания учащихся о произведении; помочь в постижении тайн поэзии; воздействовать на духовный мир учащихся; формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно читать;развивать речь и учить правильно строить свой монолог; воспитывать любовь к художественному слову, к природе, к окружающему миру; учить комментировать, выражать свои мысли, оценивать свои ответы и ответы товарищей......
Иконка файла материала Урок литературного чтения в 4.docx
Стихи живые сами говорят… ЛингвистическийУрок литературного чтения в 4 « а» классе Стихи живые сами говорят… Тема урока: «А.С.Пушкин « Зимнее утро». Лингвистический анализ. Цель урока: 1. Обобщить и углубить знания учащихся о произведении, помочь в постижении тайн поэзии, воздействовать на духовный мир учащихся. 2. Формировать общеучебное умение осознанно, грамотно, выразительно 3. Воспитывать любовь к художественному слову, к природе,к читать. окружающему миру. 4. Учить комментировать, выражать свои мысли, оценивать свои ответы и ответы товарищей, приводить доказательства по предмету обсуждения. 5. Развивать самоконтроль. Оборудование: 1. Карточки с текстами. 2. Задания для практической работы. 3. Репродукции картин на тему зимы. 4. Карточки для тестов. 5. Выставка книг А.С.Пушкина. 6. Компьютерная графика. 7. Слайды к уроку. 8. Музыкальное сопровождение. 9. Аудиозаписи: «Зимнее утро», читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский (Смоктунович ). 10. Видеозаставка «Зимняя ночь» . Срок проведения : февраль. Ход урока. 1. Организационный момент (звучит музыка П.И.. Чайковского «Зимнее утро» . Дети стоя встречают гостей) Учитель: Сегодня у нас гости на уроке, поздоровайтесь с ними. Дети: Здравствуйте! Мы рады Вам! Учитель: А теперь тихо садитесь и посмотрите на доску и скажите мне, пожалуйста, какова тема нашего урока? ( ответы детей). Прочтите эпиграф к уроку. « Лирика – это пейзаж души»2. Постановка задачи уроки. 3. Проверка домашнего задания. В.Жуковский. Учитель: Как вы объясните эти слова? Дети: Лирические произведения изображают внутренний мир человека, его впечатления, раздумья, переживан7ия, настроения, мысли , чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни. Учитель: Дети, а вы любите стихи? ( ответы детей) вот и займемся сегодня любимым делом: лингвистическим анализом стихов. Чем больше мы работаем над этим, тем мудрее, чище душой, нравственнее мы становимся. Учитель: Посмотрите на эти иллюстрации… Что скажете? Дети: - К нам пришла зима. Кругом лежит глубокий снег, можно в сугробах увязнуть. Вьги бушуют, метели метут, пурга заметает следы… -Мороз колючий бодрит. - Снежок , прихваченный морозом, скрипит, наверное, под ногами. - Снежинки кружатся , танцуют вальс. Учитель: Да , правильно сказала Саида, наверное. Посмотрите за окно. У нас всё совсем по- другому. А вызнаете стихи о зиме? Прочтите , пожалуйста. ( дети читают стихи , подготовили их дома. К. Бальмонт «Снежинка», А.С.Пушкин « Зимний вечер», и т. д ) Учитель: Спасибо! Замечательно! 4. Актуализация темы урока. Учитель: Друзья мои, посмотрите на доску и скажите, вы кого-нибудь узнаете здесь?Дети: Конечно же, узнали! Это Пушкин! Учитель: Да, мы сегодня продолжим разговор с этим великим мастером слова. ( на доску выставляются другие портреты Пушкина, разных авторов) 5. Работа по теме урока. А) Рассказ о Пушкине. ( сообщения детей) 1 ученик. А.С.Пушкин – поэт, прозаик, драматург. Родился поэт 6 июня 1799 года в Москве. Его родители – отец Пушкин Сергей Львович и мать Надежда Осиповна Ганнибал – принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам. Отец Пушкина был душой общества, не чуждый литературным интересам. 2 ученик. Мать происходила из семьи Ганнибалов, выходцев из Эфиопии, возвысившихся благодаря Петру1. Грамоте Пушкина обучила бабушка – Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернёры. 3 ученик. Воспитывала и прививала любовь к фольклору крепостная няня Арина Родионовна. В 12 лет Пушкина увезли наобучение в Царскосельский лицей. Там он написал свои первые стихи. 4 ученик. Пушкин много путешествовал. В 1829 году поэт гостил у дяди своего друга, в селе Павловском по дороге из Москвы в Петербург. Там он сочинил стихотворение « Зимнее утро». Учитель: Вот это произведение мы сегодня и будем анализировать. Но это будет чуть позже,а пока мы проведем маленький экзамен. Б) Тест по билетам. ( на листочках написаны разные вопросы, дети подходят , берут билетик , по своему выбору , читают вопрос вслух и отвечают на него) Вопросы: 1. Кто создал первую « Российскую грамматику», провёл реформу стихосложения? (М.В.Ломоносов) 2. Синоним преувеличения. ( гипербола) 3. На сколько родов делится литература? ( на три : эпос, лирика, драма) 4. На какой слог падает ударение в дактиле? ( на первый) 5. Что такое « эзопов язык» ? (иносказание,аллегория) 6. Как воздействует язык поэзии на людей? ( идея- на ум, чувство – на душу, образ – на воображение,музыка – на уши) 7. Что делает рифма в стихотворении? ( возвращает нас к предыдущей строке, заставляет вспомнить её, все строки содержащие одну мысль держит вместе) 8. Какой волшебный посредник между нами и лирическими героями властвует? (воображение и волнение) 9. Что такое лингвистический анализ? ( характеристика речевых средств 10. Почему так важны для анализа словесные элементы текста? ( они являются образно – творческими) 11. Для чего задаётся риторический вопрос? (чтобы привлечь внимание языка) слушателя, читателя) 12. Что является ритмообразующим элементом стихов? (пять стопов: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест) 13. Какие типы рифмовки вы знаете? ( перекрёстная ( АБАБ); парная ( смежная) ВВГГ; кольцевая ( опоясывающая) ДЕЕД). 14. Какие ритмические паузы вы знаете? ( межстиховые, цезуры, леймы,…) 15. Что делает цезура? ( расчленяет стихотворную строку на две части) Учитель: И вот, наконец, Пушкин « Зимнее утро». Досконально вы его будете изучать в 6 классе, а пока то, что мы успеем. Наряду со всеми великолепными произведениями Пушкина стоит роман « Евгений Онегин». Его вы будете изучать в 9 классе, но я очень хочу, чтобы вы сейчас чуть-чуть с ним познакомились. Это вам не повредит? Дети: Нет! Нам интересно! Учитель: Я просто хочу, чтобы вы обратили внимание на рифмовку этого произведения и обозначили её. В) Работа в паре. ( на экране текст и перед детьми текст на карточках, дети самостоятельно определяют тип рифмовки одной строфы)6. Работа над новым материалом. Гонимы вешними лучами, А С окрестных гор уже снега Б перекрёстная Сбежали мутными ручьями А На потопленные луга Б Улыбкой ясною природа В Сквозь сон встречает утро года, В парная ( смежная) Синея блещут небеса Г Ещё прозрачные , леса Г Как будто пухом зеленеют. Д Пчела за данью полевой Е Летит из кельи восковой. Е кольцевая ( опоясывающая) Долины сохнут и пестреют, Д Стада шумят, и соловей Ж Уж пел в безмолвии ночей. Ж парная УЧИТЕЛЬ: Вас ничто не удивляет? Дети: Строфа из 14 строк и все типы рифмовки. Учитель: Да, друзья, вот такой особой строфой написан весь роман. Учитель: Перед вами листочки с текстом произведения «Зимнее утро». Вы сможете его прочитать? Дети: Конечно , сможем! Учитель: А вы знаете, что по этому поводу сказал когда – то профессор Г. К. Бочаров, когда он увидел это произведение и ему предложили его прочитать? ( на слайде, дети читают с экрана) « Передо мной текст стихотворения, который я ещё не умею читать. Перечитывая стихотворение один и другой раз, начинаю его продумывать». Г. К. Бочаров. Учитель: Попробуем и мы?! Прочитаем его? ... ( дети читают) А) Чтение текста учащимися. Б) Словарная работа. Учитель: Там встречаются устаревшие и диалектные слова, какие? НЕГА – наслаждение ( устар.); ВЗОР – взгляд, но в тексте глаза ( устар.); ВЕЧОР – вчера (диал.) ; НЫНЧЕ – сейчас (устар.); ОЗАРЕНА – освещена ( устар.) ; ВЕЛЕТЬ – приказать ( устар.) ; ЗАПРЕЧЬ – запрячь, запрягать ( диал.) ; ПРЕДАДИМСЯ - отдадимся ( устар.) ; СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА – Венера . Г) Практическая работа ( в группе) ( текст работы на карточках , дети отмечают правильный ответ) 1. Заголовок произведения отражает: а) тему; б) идею.2.Основной прием стихотворения: а) олицетворение; б)аллегория; в) антитеза; 3.Какие изобразительные средства вы заметили? а) аллитерация; б) оксюморон; в)анафора; г) риторический вопрос; д) эпитет; е) метафора. ( антитеза : противопоставление: радость и грусть - хмурый вечер радостному утру) аллитерация : в 1 строфе раскатистый «р», сонорные , носовые «л», «н»; анафора : «и ель… и речка…» УЧИТЕЛЬ: Сейчас мы послушаем стихотворение « Зимний вечер» в исполнении актера И.Смоктуновского. Д) Аудиозаписи: «Зимнее утро», читает Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Е) Чтение стихотворения учителем . Ё) Чтение учениками, соревнование . ( дети выбирают лучшего чтеца) 7. Закрепление и обобщение темы урока. ( Фронтальный опрос) Примерный перечень вопросов и ответы в идеале. 1. Какими цветами описывается русская зима? ( голубой, черный, зеленый, золотисто – коричневый) 2. Какое чувство передано в этом стихотворении? Какое настроение? 3. Какие однокоренные слова заметили? Для чего, с какой целью автор их употребил? ((блестя, блестит, блеском) 4. Какие слова высокого стиля вы заметили? ( Аврора, прелестный, озарена,…) 5. В какой форме написано стихотворение? ( диалога) Для чего? (Интонация непринуждённого разговора) 6. Какие эмоционально – оценочные определения вы заметили? (день чудесный, друг прелестный, ковры великолепные, друг милый, берег милый) 7. Какова идея произведения? ( «жизнь прекрасна» - хочет сказать поэт) 8. Каким размером написано стихотворение? ( ямбом) 9. Почему именно этот размер использует поэт? ( быстрый, мажорный, выразительный, живописный) 10. Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие бы цвета преобладали? (белый, жёлтый…) 11. Что описывает автор? (небо, снег, лес,…) 8.Рефлексия. Учитель: Как вы себя чувствовали на уроке? Каким бы цветом вы это выразили? Оцените свою работу. Спасибо вам за работу!