Литературная гостиная как средство развития языковой и речевой компетентности обучающихся

  • doc
  • 21.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литературная гостиная.doc

Литературная гостиная как средство развития языковой   и речевой
 компетентности обучающихся

 

Развитие человека – это движение от знания слова к умению владеть словом. И этому, безусловно, способствуют уроки русского языка и литературы. Свою задачу, как учителя словесности, я вижу не только в том, чтобы научить грамотно писать, читать, не только в том, чтобы вести своих учеников по маршрутам учебных программ. Главное-помочь увидеть, почувствовать и сделать своим достоянием разнообразие родного языка, его богатство, его поэзию, почувствовать красоту литературного слога, мастерство писателя

Мониторинговые исследования (анкетирование, наблюдение учителей, качество образования), проведенные в школе, показали, что около 80% обучающихся владеют лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У них слабо сформированы навыки рассуждения, аргументации, убеждения, умения излагать свои мысли, делать выводы и обобщения к предложенным текстам, литературным произведениям. Затруднения в общении  связаны со страхом публичного выступления. Школьники недостаточно инициативны, избегают групповой коммуникации, трудно вовлекаемы в коллективные формы учебной и внеурочной деятельности.

Решением данной проблемы в нашей школе стало традиционное проведение литературной гостиной. Это особая форма организации внеурочной деятельности обучающихся. Многолетний опыт работы убеждает меня в полезности проведения такого мероприятия, т.к. имеются положительные результаты участия в муниципальных и областных творческих и интеллектуальных конкурсах. (Слайд с результатами)

Использую разнообразие форм: (литературно-музыкальная композиция, литературно – поэтическая встреча, литературно - поэтические вечера, театрализованные постановки и др.), что  способствует формированию и развитию языковой   и речевой компетенций.

В своей работе придерживаюсь четкого алгоритама

 

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ МЕРОПРИЯТИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скругленный прямоугольник: «Подведение итогов». Рефлексия
 

 

 


        

       

1.     Вовлекаю в работу детей разного возраста, разных способностей, с разным уровнем развития языковой и речевой компетентности

2.     Обозначение темы гостиной (например,  по творчеству писателя, по юбилейной дате писателя или произведения, или связанное  с исторической        дате)

3.     Дети самостоятельно (индивидуально или в группах) находят информацию по теме и представляю на следующей встрече.

4.     Начинаются обсуждения, где каждому участнику предоставляется возможность высказаться и сформулировать свое мнение, как должно выглядеть или пройти мероприятие. Они доказывают , убеждают, спорят , тем самым развивают свою речевую компетенцию.

5.     На этом же этапе начинаются репетиции, которые проходят блоками,  сценами, на которых идет отработка речи и интонации

6.     Генеральная репетиция

7.     Подготовка диалога с  аудиторией, продумывание возможных вопросов, комментариев с целью последующей рефлексии

8.     Приглашение аудитории в соответствии с темой гостиной (приглашение составляются и оформляются детьми)

9.     Проведение гостиной ВИДЕОФРАГМЕНТЫ

10.  Рефлексия в форме круглого стола (отзывы, учителей, родителей, детей, высказывания аудитории, замечания, вопросы). Приглашаются участники, зрители.

 

          Считаю, что Литературная гостиная позволяет устранить выявленные затруднения, тем самым обеспечивая формирование личности, способной к сотрудничеству, творчеству, успешной коммуникации  и самореализации.

У детей  формируются  навыки рассуждения, аргументации, убеждения.  Дети излагают свои мысли правильным литературным языком, делают выводы и обобщения к предложенным текстам, литературным произведениям. Справляются со страхом публичного выступления. Исчезают трудности работы в группе, становятся более общительными, терпимыми друг к другу, способными отстаивать свою точку зрения

         В заключение хочу сказать, несмотря на трудности, с которыми я столкнулась (большой объем предварительной работы, преодоление  пассивности, внутренней закомплексованности у детей, низкий уровень языковой и речевой компетентностей у обучающихся)  актуальность и результативность литературной гостиной  позволяет использовать их во время урока ( 9 кл. при изучении романа Лермонтова «Герой нашего времени», при изучении темы Стихи о родном крае в рамках изучения родной литературы(поэтический вечер с поэтом Алапаевска Владимиром Шишляевым), во внеклассной работе в начальной,  средней и старшей школе(Литературная гостиная «С чего начинается Родина»),  при подготовке к итоговому собеседованию, сочинению, ОГЭ и ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также