Литературная гостиная (для учащихся 10 класса) :
Мир восхищался и зрел Вас воочию,
Царские дочери, царские дочери…
Цели:1. Дать представление учащимся о жизни великих княжон .
2.Развивать умения творчески мыслить, анализировать предложенный материал, делать выводы и обобщения.
3.Воспитывать чувства сострадания, доброты, взаимного участия , стремления к духовному росту ,зрелости своей души.
Подготовка: Класс делится на группы, каждой группе дается задание подготовить материал о жизни одной княжны, дочери Николая II.
(Группе предлагается подготовить материал о том. какими были дочери царя ,о чём мечтали и чего уже успели достичь в своих коротких, но замечательных судьбах)
Для сопровождения своего выступления учащиеся готовят презентацию.
В литературную гостиную учащиеся приглашают класс из их параллели.
Ведущим может быть классный руководитель или учитель литературы.
Ход мероприятия:
Ученик читает стихотворение
ЦАРСКИЕ
ДОЧЕРИ
Царские дочери, царские дочери,
Счастье и славу Вам в жизни пророчили,
Мир восхищался и зрел Вас воочию,
Царские дочери, царские дочери.
Из лихолетья гляжу в Ваши очи я,
Полные скорби, страдания ночи…
Память в народе о Вас обесточили,
Царские дочери, царские дочери.
Дни наши ныне и мига короче,
Нет у России царевен, лишь прочие,
Есть "мисс Вселенной", "красавицы
Сочи",
Царские дочери, царские дочери.
Души забвеньем у нас заколочены
И клеветой на Царя опорочены.
Вечным укором стоят у обочин
Совести нашей … царские дочери!
Ведущий :
1.Кому посвящено это стихотворение?
2.Какие события нашли в нем отражение?
3.Каким настроением проникнуто стихотворение?
3.Что волнует автора стихотворения?
Ведущий дает возможность ответить на эти вопросы всем желающим, поразмышлять.
Ведущий: Действительно, автора стихотворение волнует отношение нашего поколения к царевнам: в начале 20 века многие «знавшие их воочию» восхищались не только их красотой , но и богатством внутреннего мира. «Души забвеньем у нас заколочены..»- эти строки о нас, сегодня живущих… Автор стихотворения обращается к нашей совести, чтобы не были преданы забвению их жизни, чтобы мы помнили о них .
И сегодня мы постараемся рассказать о жизни царских дочерей , отдавая дань памяти этим замечательным девушкам, жизнь которых оказалась так коротка и так трагична.
Семья императора Николая II – тот самый случай, когда семья состоит из семи «я» не только в буквальном смысле (родители и пятеро детей), но и во всех остальных. Дети Николая II росли в атмосфере взаимного уважения и любви своих родителей, но в строгости. Государь говорил: «Мне нужны нормальные здоровые русские дети».
Перед вами фото, на котором четыре великие княжны так похожи, что можно перепутать.
На самом деле царские дочери— очень разные. И хотя они всегда старались быть вместе, жизнь каждой — своя отдельная история с трагическим концом.
Из воспоминаний воспитателя царевича Алексея Пьер Жильяр
"Великие княжны были прелестны своей свежестью и здоровьем. Трудно было найти четырех сестер, столь различных по характерам и в то же время столь тесно сплоченных дружбой. Последняя не мешала их личной самостоятельности и, несмотря на различие темпераментов, объединяла их живой связью. Из начальных букв своих имен они составили общее имя "Отма" Под этой общей подписью они иногда делали подарки или посылали письма, написанные одной из них от имени всех четырех".
"Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим, поскольку так была воспитана сама Александра Федоровна — внучка королевы Виктории, да и государя Николая в детстве не баловал отец — император Александр Третий. Царевны спали на походных кроватях, каждое утро принимали холодную ванну. Александра Федоровна, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям наряжаться. Великая Княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая в этом отношении других сестер. Каждый рубль, сэкономленный на роскошном платье, шел в царской семье на благотворительность. Может быть, Александра Федоровна, будь она обычной матерью, и побаловала бы дочерей, но она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных: когда началась Первая Мировая война, новые платья вообще перестали шиться."
Выступление первой группы: Княжна Ольга: «Я русская и хочу жить в России»
1 ученик Старшая из княжон- Ольга Она родилась в ноябре 1895-го, через год после венчания родителей.
«Очень начитанна», «замечательно умна», «хрустальная душа», «имела абсолютный слух», «любила уединение и книги». Так говорили о великой княжне Ольге, старшей дочери царя. Впервые причастилась после крещения, когда ей было 11 дней, в церкви Царскосельского дворца. По характеру тонко чувствующая, не склонная к лидерству. Роль ведущей она охотно уступала сестре Татьяне, хотя та была младше на полтора года. Они одинаково одевались, спали в одной комнате, делились сердечными тайнами. Ольгу называли «папина дочка». Если не могла ответить на вопрос, говорила: «Спросите у папы». Она носила на шее медальон с портретом Николая II. Это изображение найдут потом в Екатеринбурге, в Ганиной Яме.
2 ученик С мамой иногда случались размолвки. Александра Фёдоровна нашла ей жениха — румынского принца Кароля. Ольга насмешливо звала его Карлушей. Когда зашла речь о замужестве, заявила: «Я русская и хочу жить в России». Её увлёк великий князь Дмитрий Павлович. Красавец, спортсмен, храбрый офицер, он не скрывал своей неприязни к Распутину. Царица была категорически против такого зятя, и дочь смирилась с её волей.
3 ученик В дневниках Ольга редко пишет «я», в основном «мы». Четыре сестры придумали себе общее «название» ОТМА — по первым буквам имён. Вместе играли в теннис, устраивали конные прогулки… Но боль, страдания, смерть были рядом. Тяжело болел маленький Алексей. Случались нервные приступы у матери. Осенью 1914 года великая княжна пошла работать медсестрой в лазарет.
«Ольга подавала нитки в иголки при первой ампутации, — писала царица мужу. — Один солдат умер прямо во время операции — такой ужас! Девочки выказали мужество, хотя никогда не видели смерти так близко… Как близка смерть!»
4 ученик
Отправляясь в Сибирь, княжна взяла с собой несколько икон, книги на русском и французском. Между страницами положила сухие цветы из Царского Села — напоминание о прежнем счастье.
Она не знала, что их ожидает, но, судя по некоторым поступкам, многое предчувствовала. В Тобольске сожгла почти все свои дневники, а незадолго до расстрела переписала в тетрадь «Молитву» — стихи, тайно переданные семье поэтом Сергеем Бехтеевым: «…И у преддверия могилы / Вдохни в уста Твоих рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за врагов!»
Выступление второй группы
Княжна Татьяна: «Пусть Божье благословение тебя защищает!»
1 ученик
Вторую дочь назвали Таней, как у Лариных в «Евгении Онегине». Но получилось не по Пушкину: мечтательной была Ольга, а Татьяна оказалась энергичной, отлично ездила верхом, шефствовала над уланским полком и гордилась этим. Внешне она походила на Александру Фёдоровну и из всех сестёр была, пожалуй, ближе всех к матери. Придворные отмечали утончённую красоту Татьяны, аристократизм, решительность и практический ум. Когда царица болела, вторая дочь ведала распорядком в доме, иногда её в шутку звали гувернёром. Она часто сопровождала царя на прогулках. Сёстры знали: если папá нужно о чём-то попросить, лучше всех это сделает Таня.
В сентябре 1911-го у неё на глазах убили Петра Столыпина. Вместе с отцом она сидела в театральной ложе, когда прозвучали выстрелы. Девочка видела кровь на его кителе, слышала его последние слова… «На Татьяну это произвело сильное впечатление, она долго плакала», — писал Николай II своей матери.
2 ученик
В сентябре 1914-го по инициативе великой княжны создали комитет помощи пострадавшим от войны. Генерал Мосолов вспоминал, что семнадцатилетняя дочь царя «активно, разумно и толково» участвовала во всех делах. Тогда же у неё проявился талант сестры милосердия. Она ассистировала при сложных операциях, уверенно и умело перевязывала тяжёлые раны. Доктора отмечали, что им редко приходилось встречать такую спокойную и ловкую хирургическую сестру. Благодаря сильному характеру она стала опорой для матери. После ареста, в Сибири, ухаживала за ней: помогала одеваться, укладывала волосы, старалась отвлечь от тяжёлых мыслей. 31 декабря 1917 года подарила красивую тетрадь для дневника. Надписала: «Моей любимой дорогой мам с лучшими пожеланиями счастливого Нового года. Пусть будет Божье благословение с тобой и всегда тебя защищает!»
3 ученик
Вечером 16 июля 1918 года Татьяна допоздна читала Александре Фёдоровне Библию. Через несколько часов их разбудили, велели одеться и спуститься в подвал — якобы для переезда в другое здание, но сначала — для фотографирования. Всю семью выстроили в ряд. Позже участники казни говорили, что Татьяна встала рядом с царицей, поближе, — последнее, что она смогла сделать для мамы...
Выступление 3 группы
Княжна Мария: «Ужасно грустно, что не удалось приложиться к мощам святого»
1 ученик
Третью дочь считали похожей на деда — богатыря Александра III. В 18 лет она забавы ради поднимала своего учителя английского языка сухопарого Чарльза Гиббса. Статная русская красавица с роскошными волосами и большими глазами (в семье их ласково называли «Машкины блюдца»), она отличалась добродушием, простотой, умела найти общий язык с разными людьми — с офицерами, солдатами и даже с красногвардейцами. В детстве ей рассказывали о небесной покровительнице — святой Марии Магдалине, которая осталась одна в пещере, где был похоронен Иисус, и первой увидела воскресшего Спасителя. Великая княжна тоже была не робкого десятка. В феврале 1917-го, когда в Петрограде началось вооружённое восстание, а царь ещё не вернулся с фронта, она не побоялась вместе с Александрой Фёдоровной выйти к воинам, которые их охраняли. Вдали слышались звуки выстрелов, бунтовщики могли напасть на дворец. «Царица и её дочь переходили от одной шеренги к другой, ободряя солдат, забыв о смертельной опасности, которой подвергались», — вспоминала фрейлина Анна Вырубова.
2 ученик
Позже, в Екатеринбурге, арестованная княжна общалась с конвоирами, набранными из местных рабочих. Их сальные шутки шокировали Ольгу и Татьяну, но Мария не терялась: спокойно и строго отвечала грубиянам. Одного охранника, Ивана Скороходова, она пыталась учить музыке.
14 июня, за месяц до расстрела, ей исполнилось 19 лет. Так хотелось сделать общее фото на память! Но конвоиры запретили. Скороходов в тот день приготовил ей подарок — хотел тайно пронести в дом Ипатьева именинный пирог. Его задержал чекистский патруль на входе. Пирог конфисковали, а парня чуть не посадили. Больше он не приходил.
3 ученик
Смелость и сила сочетались в Марии с мягкостью характера. «Машка, неси меня!» — звал больной цесаревич, когда хотел перебраться в другую комнату. А как горячо она молилась за брата! «Когда я вышла из комнаты Алексея после молитвы, у меня было такое чувство, будто я пришла с исповеди… Такое приятное, небесное ощущение», — писала она матери.
«Мы всегда радуемся, когда нас пускают в церковь, — сообщала подруге весной 1918 года. — Но ужасно грустно, что нам ни разу не удалось приложиться к мощам св. Иоанна Тобольского». Кто её убил, точно не известно. По словам чекиста Медведева, после первого залпа уцелевшая Мария бросилась к запертой двери — дёргала, пыталась открыть. Тогда комиссар Ермаков разрядил в неё свой пистолет...
Выступление 4 группы
Княжна Анастасия: «Как забавно вооружены красногвардейцы!»
1 ученик
Даже на парадных фото в её глазах — смешинка, а губы, кажется, вот-вот улыбнутся. Невысокая, широкая в кости, малышка Анастасия ничуть не переживала из-за своего сложения, наоборот, подшучивала, называла себя «швыбзик».Быть младшей — особое преимущество: всеми любимая «кубышка», «солнышко», «пострелёнок» имела максимальную свободу. В четыре года залезала под стол и щипала за ноги великих князей (за это влетало от папы). В парке легко карабкалась на высокое дерево и отказывалась спускаться. Пряталась в буфете от докторов. Раскрашивала лицо цесаревича на манер индейца клубничным соком. Надевала накладные зубы и всех пугала. А ещё любила есть шоколад, рисовать и качаться на качелях.
2 ученик
Анастасия быстро поняла свою роль в доме — быть источником веселья, разряжать обстановку. Скорбная мама, строгая Татьяна, задумчивая Ольга не выдерживали и начинали смеяться, глядя на её комические импровизации. Но главным её поклонником стал маленький Алексей. «Тебе нужно играть в театре», — говорил он. Настя сразу принимала официальный вид: «Нет. У меня другие обязанности».
Когда цесаревич болел, она часами сидела у его кровати, читала вслух, рассказывала истории, которые тут же, на ходу придумывала, и в каждой после всех перипетий побеждало добро.
3 ученик
Когда семью арестовали, ей было 15 лет. В Тобольске пилила с отцом брёвна, каталась с ледяной горы, играла для родных комедийные пьески. Каждый день находила повод для радости и делилась ею в письмах: «Теперь чудная погода, солнце так хорошо светит!», «Я больше всех загорела, прямо акробатка!», «Упала с качелей — такое замечательное было падение!»
«Как забавно вооружены красногвардейцы — прямо увешаны оружием, всюду что-нибудь висит или торчит», — писала она родителям весной 1918-го. «Мы ужасно хорошо устроили иконостас к Пасхе!» А в конце письма: «Милые, дорогие, как вас жалеем. Верим, что Господь поможет своим!!!»
После расстрела царской семьи в Екатеринбург вошли белые. В доме Ипатьева, в комнате, где жили великие княжны, следователи нашли рисунок Анастасии: две берёзы и между ними — пустые детские качели.
Ученик читает стихотворение:
Четыре
Царственные розы (Ирина Скорик)
От рук проклятых и ужасных
Погибнуть были вы должны,
Четыре девушки прекрасных,
Четыре русские княжны.
Ваш взор молитвенно лучистый,
Последний в жизни взгляд очей
Сказал, что вы душою чистой
Простить сумели палачей.
Одна беда была за вами –
Любовью к Родине горя,
Её вы были дочерями
Как дщери русского царя.
Последний вздох, утихли слёзы,
Исчезла жизни суета.
Четыре царственные розы
Прошли сквозь райские врата
Ведущий : Поделитесь своими впечатлениями об услышанном сегодня.
В самом начале гостиной мы прочитали стихотворение о царских дочерях, в котором есть такие строки:
Нет
у России царевен, лишь прочие,
Есть "мисс Вселенной", "красавицы
Сочи"…
Как вы понимаете эти строки, о чем они заставляют нас задуматься?
( Строки заставляют задуматься о нравственных ценностях нашего поколения, о том, что порой мы неверно ориентируемся в жизни, выбирая за образец для подражания внешнюю мишуру и духовную пустоту, забывая о действительно достойных людях, каковыми и являются княжны.)
Литература:
1. Марина Кравцова . : Журнал "Покров"
2. «Царские дети» Издательство « Сретенский монастырь»
3. Источник «Крестовый мост» . Статьи на сайте https://pravoslavie.ru/114025.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.