данное мероприятие проведено в 7-м классе. учащиеся побывали в гостиной времен А.С.Пушкина, познакомились с играми, забавами, танцами и увлечениями молодежи восемнадцатого века. кроме этого ученики читали стихи поэта, сами танцевали танцы с загадочными названиями "Вальс", "Мазурка". все мероприятие подготовлено силами самих учеников.сценарий гостиной
музыкальная гостиная.docx
мМуниципальное образовательное учреждение
Деревянкская средняя школа №5
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ ДЛЯ 7 КЛАССА
НА ТЕМУ:
«Души прекрасные порывы…»
Разработан учителем русского
языка и литературы
Чудовой Еленой Владимировной
Деревянка, 2015 Цели: Расширение и систематизизация знаний учащихся о непростой судьбе и уникальном
таланте А.С. Пушкина
1. Развивать способности к литературнотеатральному творчеству.
2. Воспитывать интерес к поэтическому слову.
Художественное оформление зала:
Участники и гости вечера одеты в стиле XVIIIго века, юноши в белых рубашках и черных
брюках, девушки – в длинных вечерних платьях.
Рабочий стол А.С.Пушкина: белая расшитая скатерть, резной подсвечник со свечами,
чернильница с гусиным пером, лист бумаги.
Сцена: зажженные свечи, цветной рисунок с изображением С.Пушкина,
Ход мероприятия
Учитель: Уважаемые гости, я рада вас приветствовать на нашем литературно музыкальном
вечере, посвященном творчеству Пушкина. Сегодня мы еще раз окунемся в прекрасный мир
произведений великого поэта, чтобы вновь насладиться его творчеством и открыть для себя
новые уголки его таланта.
1 чтец Ряды томов пушкинианы…
Как много накопилось их!
Одни солидны, как романы,
Другие трепетны, как стих.
Всё выясняем, проясняем,
Разыскиваем, узнаём,
И кажется: чем больше знаем,
Тем меньше знаем мы о нём.
2 чтец.
Тут даже сетовать напрасно –
Закономерность!!! Но зато
Про нас – так беспощадно ясно,
Как под рентгеном: кто есть кто.
Кто мыслью дорожит, кто сплетней,
Кто неподделен и глубок.
А кто отличник школы средней,
Всё затвердивший назубок.
Кто честолюбием снедаем,
Кто мудр и смел – не напоказ…
Всё проясняем, проясняем…
Нет!!! Пушкин проясняет нас!
Он подсказал нам всё, что мы таили.
Он объяснил, что в нас самих живёт.
Нас подчинил своей чудесной силе.
1 чтец. Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
2 чтец
Знакомый стих любимого поэта!
Он прозвучал, и вот – душа ясней!
Живым лучом властительно согрета,
Скользнувшим отблеском
Далёких, милых дней! Учитель. Вы уже очень отличаетесь от детей, которые жили во времена Пушкина. Весь мир за
двести с лишним лет неузнаваемо изменился! Он наполнен такими техническими новшествами,
которые современникам Пушкина и не снились!
Нам с вами сейчас тоже трудно представить то время, в котором Александр Пушкин появился
на свет, рос и развивался. Но тайны прошлого волнуют людей не меньше, чем загадки
будущего. И нам порой очень хочется оказаться не на быстро мчащейся машине или самолете, а
оказаться в старинной, размеренной жизни. Наши девочки тогда бы были барышнями. Они
должны были бы уметь носить платья невиданной красоты и сложнейшие прически. А наши
мальчики, став мужчинами, защищали бы свою честь и честь своих дам, вызывая обидчиков на
дуэль.
Учитель: Часто писатели и режиссеры придумывают фантастическую «машину времени», а
нам с вами ее придумывать не надо! Такая «машина времени» есть у каждого из нас в голове!
Это наше воображение! Когда мы хотим переместиться во времени и пространстве, то
заставляем наше воображение работать и видим тогда все, как наяву! Давайте окажемся сейчас
с помощью нашего воображения в гостиной времен Александра Пушкина. Итак, включаем
отчет времени назад!
Слышится звук метронома или другой размеренный стук, усиленный с помощью
микрофона
Учитедь.
Мы приглашаем вас в литературномузыкальную гостиную.
В девятнадцатом веке такие салоны пользовались большой популярностью. Здесь вели
разговоры о литературе, искусстве, ставили спектакли, играли в различные литературные игры,
музицировали, танцевали. Пушкин был душой таких собраний. Еще долго после гибели Поэта
гости, собиравшиеся в салонах Петербурга и Москвы, делились воспоминаниями о Пушкине,
восхищались его личностью и творчеством.
1 ведущий
Глухая полночь. Строем длинным,
Осеребренные луной,
Стоят кареты на Тверской
Пред домом пышным и старинным
Пылает тысячью огней
Обширный зал; с высоких хоров
Ревут смычки; толпа гостей;
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.
Кружатся дамы молодые, не
чувствуют себя самих;
Драгими камнями у них горят уборы
головные;
По их плечам полунагим
златые локоны мелькают;
Одежды легкие, как дым, их
легкий стан обозначают.
2 ведущий
Однообразный и безумный, Фильм «Вальс»
Сценка.
Разговор на балу гостей о Пушкине
1 гость: (раздраженно) Только и слышно: Пушкин! Пушкин! Да чем он лучше Жуковского или
Батюшкова? Я не понимаю, господа! Сочинительство – марание бумаги.
2 гость: Пушкин? Да это же сгусток желчи, господа! Ему только дай повод посмеяться.
Надменен, резок, гневен!
1гость: Вы слышали, этот дерзкий поэт отхлестал эпиграммой графа Ф.И. Толстого, участника
первого кругосветного путешествия русских кораблей.
3гость: Вы напрасно защищаете графа. Я слышала он шулер, дуэлянт, игрок да еще и
развратник. А за недостойное поведение его отправили в отставку.
4 гость: Господа, я немного знаком с Пушкиным. Да, он вспыльчивый и резкий, готовый
наговорить дерзостей обидчику или пустому, чванливому человеку. Но он никогда не копит в
себе злобы, уже через некоторое время жалеет об инциденте и ищет пути к примирению. Мы с
ним стрелялись, господа (в сторону) изза одной дамы. Так он явился на дуэль с горстью
черешен и картинно плевался косточками, пока я целился. Я промахнулся. Пушкин же
отказался от своего выстрела. Мы обнялись.
3 гость Господа! Давайте поиграем в буриме. Попробуйте написать стихи, используя рифмы.
Рассказ о буримэ. Выполняем задание.
Взоры – Авроры
Чудесный прелестный
Проснись явись
Учитель. Как видите, очень трудно сочинить и несколько строк из предложенных мною рифм.
А у Пушкина это выглядит так:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь. Друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Учитель
1 Это Вам не тяжеловесные оды Тредиаковского или Ломоносова.
2 Никакой назидательности.
3 А язык? Он выразителен, пластичен.
4 А какой богатейший мир чувств.
1 Его стихи обжигающие. Опьяняющие.
2 Их можно петь, читать во весь голос, их можно шептать.
3 Да, Пушкин – неслыханное явление на Руси.
Кто же он, этот истинный гений России, чьи стихи будто поднимают тебя над землей, и ты
чувствуешь, видишь все, о чем написал поэт? Как много в них тепла, сердечности, золотистого
цвета! Чудо Пушкина. Мудрость Пушкина. Что же это такое?
Влад. А.С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из
старинного дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ганнибала, “арапа
Петра Великого”, ставшего впоследствии русским генералом. Александр Сергеевич проявлял
большой интерес к своей родословной.
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор…
Родов дряхлеющих обломок
Бояр старинных я потомок.
… черный дед мой Ганннибал
Был куплен за бутылку рома
И в руки шкиперу попал.
Сей шкипер деду был доступен,
И сходно купленный арап
Возрос усерден, неподкупен,
Царю наперсник, а не раб.
Влад. Страсть к поэзии появилась у Пушкина с детства. В восьмилетнем возрасте он уже
сочинял стихи. В детские годы познакомился с произведениями русской и зарубежной
литературы.
Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора – Царскосельский Лицей.
Вспоминая впоследствии о лицейских годах, в своем послании к друзьям поэт так
характеризует лицейское “святое братство”: Витя. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Илья.По выходу из Лицея поэт вполне воспользовался своей молодостью и независимостью.
Его привлекал большой свет, балы.
Но веселясь от души, поэт в тоже время подмечал все, что происходит вокруг. Три года после
Лицея были наполнены горячими спорами с друзьями, будущими декабристами, . серьезными
размышлениями над своей поэтической судьбой и судьбой России.
Учитель: Любимым развлечением молодежи на балах были “фанты”. Давайте и мы поиграем в
эту игру.
Собираем фанты от каждого стола.
Ведущий отворачивается, а ведущая показывает один из фантов.
Что сделать этому фанту?
Задания для игры в фанты.
Прочитать наизусть любимое стихотворение Тютчева.
Показать без слов “Я пришел к тебе с приветом…”
Сочинить стихотворение с рифмой:
___________розы
___________слезы
___________страсть
___________украсть
Сочинить эпиграмму на одноклассника.
Написать пожелание в альбом светской красавице
Показать, как в 19 веке кавалеры приглашали на танец дам.
Назвать поэта, на чьи стихи написаны романсы.
Спеть песенку, зажав в зубах конфетку
Станцевать
Съесть лимон и при этом все время улыбаться Нарисовать ведущего
Побыть экстравагантным фотографом: расставить моделей на свой вкус, рассказать
каждому его выражение лица
Сказать правдивый комплимент каждому из присутсвтующих
Покормить соседа справа с ложечки
Прикинуться иностранцем и говорить только на чужом языке, можно на знаменитом
албанском
Изобразить на лице 10 эмоций, а гости должны постараться их угадать
Составить карикатурную карту класса, нанести на нее все стратегические объекты
Рассказать гороскоп для каждого гостя на будущий год
Сесть на воздушный шарик так, чтобы он лопнул
Изобразить зеркало (каждый желающий может в тебя посмотреться, нужно копировать
мимику и движения)
Прочитать, не улыбаясь, стихотворение:
Звучит «Весна и осень» Г. Свиридова (музыкальные иллюстрации к
повести Пушкин «Метель»)
Диана. Осень восхваляли многие поэты, но особенно любимым это время года было у
великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина! Но была в жизни Пушкина
особенная осень, – осень, которую он провёл в деревне Болдино: все три месяца.
В связи с предстоящей свадьбой Пушкин 1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать
имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь – холера. На
многие города был наложен карантин, и Александр Сергеевич не мог выехать из Болдино три
месяца.
Поэт в это время работал с невиданной творческой энергией, много и плодотворно. В
Болдино написаны им множество стихотворений, закончено величайшее произведение «Евгений
Онегин», создана «Сказка о попе и работнике его Балде», повести «Метель», «Каменный
гость», «Моцарт и Сальери». Всё, что написано Пушкиным в Болдинскую осень, трудно даже
перечислить.
Послушайте, как красиво и образно писал Пушкин об осени
Звукозапись. Стихи об осени
Учитель. У нас, людей третьего тысячелетия, свеча связывается в воображении со временем
А.С. Пушкина. Ведь вечерами и ночами он мог писать тогда только при свечах. Свеча была
связана с понятием творческого огня и вдохновения. Творческий огонь самого Пушкина –
самый сильный и самый яркий в мировой литературе!
Но в каждом человеке, который чтото сочиняет, творит, живет свой огонек творчества… Такой огонек живет и вас, ведь вы тоже создаете свои произведения, вы – наследники Пушкина.
И с особым удовольствием мне хочется предоставить слово вам, мои ученики.
Ученики читают выразительно отрывки из произведений А.С.Пушкина
Учитель. Дорогие друзья, творческие выступления подошли к концу. Пока звучит музыка, вы
можете в нашем альбоме, как во времена Пушкина, оставить свои памятные слова, пожелания,
поставить свои подписи, вписать ваши любимые поэтические строчки. Мы прощаемся с нашими
гостями и друг с другом, но перед этим давайте все вернемся в наш двадцать первый век!
Включается самый яркий свет, гасятся свечи, звучит музыка, дети и гости оставляют записи в
альбоме. После ВЕДУЩАЯ зачитывает несколько наиболее удачных пожеланий. Вновь звучит
музыка и дети уходят из зала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.