фгосВ Ylill
О. Б. Панкова
Литературное
ДИАГНОСТИКА
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Ко всем Действующим учебникам класс
Учебно-методический комплект
0. Б. Панкова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ДИАГНОСТИКА чиптыьской гпмотности
Ко всем действующим учебникам
класс
Издательство
«ЭКЗАМЕН»
МОСКВА 2017
удк 373(075.2)
ББК
Тб
Панкова О. Б.
[116 Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 1 класс. ФГОС / О. Б. Панкова. — М. : Издательство «Экзамен», 2017. — 24 с. (вкладка — 8 с.) (Серия «Учебно-методический комплект»)
ISBN 978-5-377-11725-4
Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
Пособие — авторская разработка, результат многолетней практики преподавания литературного чтения. Оно направлено не только на проверку техники чтения, но и на выработку у младших школьников умений понимать прочитанное, находить нужную информацию, сопоставлять и анализировать информацию, полученную из текста.
Принципиально новая технология проверки техники чтения, представленная в пособии, способствует формированию навыков самоконтроля и самооценивания, снижению детской тревожности, связанной с боязнью ошибки.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных орга-
удк 373(075.2)
Учебное изДание
Панкова Ольга Борисовна
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ димностип ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
1 класс
Издательство «ЭКЗАМЕН»
Гигиенический сертификат № РОСС от 19.05.2016 г.
Главный редактор Л. Д. Лаппо. Редактор А. В. Птухина
Художественный редактор Л. В. Демьянова. Технический редактор Л. В. Павлова Корректоры Л. В. Дьячкова, Л. В. Краденых. Дизайн обложки Л. В. Демьянова Компьютерная вёрстка М В. Дёмина
Подписано в печать 21.12.2016. Формат 70х100/16. Гарнитура «TextBookC». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 0,55. Усл. печ. л. 2,6. Тираж 10 000 экз. Заказ №6249/17
107045, Москва, Луков пер., д. 8.
www.examen.biz; E-mail: по общим вопросам: info@examen.biz по вопросам реализации: sale@examen.biz; тел./факс 8 (495) 641-00-30 (многоканальный)
Общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры, литература учебная
Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «ИПК Парето-Принт», г. Тверь, www.pareto-print.ru
ISBN 978-5-377-117254 © Панкова о.Б., 2017
© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2017
Предисловие
ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД
Работа 1
Работа 2
Работа З
Работа 4 Работа 5
Работа 610
КОНЕЦ ГОДА
Работа 712 Работа 814 Работа 916 Работа 1018 Работа 1 120
Работа 1222
Литература24
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемые работы по проверке техники чтения адресованы учителям начальных классов, гувернёрам и родителям первоклассников. Начать работу с пособием мы предлагаем после окончания букварного периода, то есть перед тем, как первоклассники приступают к изучению такого предмета как «Литературное чтение». Ещё один блок проверочных работ рекомендуем использовать в конце учебного года.
В пособии представлена критериальная система оценивания читательской компетентности, а предложенный уровневый подход к проверке и оцениванию достижений учащихся способствует снижению детской тревожности.
Разное количество заданий к текстам позволяет подготовить детей к тому, чтобы они ориентировались не на знакомый формат, а работали в зависимости от предложенных условий.
Время, отводимое на выполнение работы, не регламентировано. Каждый первоклассник может затратить на выполнение заданий столько времени, сколько необходимо лично ему.
РАБОТА 1
После дождя
Не знаю, как кому, а Брызгам очень нравится, когда после дождя Лягушки прыгают по лужам.
Особенно, когда они со всей силы шлёпаются в воду!..
Потому что тогда Брызги могут лететь, куда душа пожелает во все стороны.
(В. Хмельницкий) (38 слов)
О ком или о чём ты прочитал?
Отметь правильный ответ знаком
2 Почему Брызгам нравится, когда Лягушки со всей силы шлёпаются в воду? Подчеркни ответ в тексте.
2
Несла Жучка кость через мост. Смотрит, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а другая собака и кость. Она и отпустила свою кость, чтобы ту взять. Другую кость не взяла, а своя ко дну пошла.
(По Л. Толстому) (41 слово)
О ком или о чём ты прочитал?
Отметь правильный ответ знаком -0
о Жучке и другой собаке о Жучке о Жучке и её отражении в воде
Почему у Жучки не стало кости?
Отметь правильный ответ знаком
кость отняла другая собака Жучка хотела взять другую кость и потеряла свою Жучка спрятала кость
З
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на самом дне. Галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камушки. Кидала, кидала и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.
(По Л. Толстому) (42 слова)
Как галке удалось напиться? Отметь правильный ответ знаком
п галка напилась из колодца галка накидала в кувшин камушки, и вода поднялась п галка наклонила кувшин
Какая была галка? Запиши ответ.
5
Ходит Мороз по двору, постукивает. Ночь звёздная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал.
Ай да Мороз!
Ходит Мороз: то отряхнёт иней с берёзы, то вспугнёт задремавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдёт на реку, стукнет по льду, станет звёзды считать.
Что Мороз нарисовал на окне? Отметь знаком правильный ответ.
ледяные узоры цветы ледяные цветы
2 Что Мороз делает от скуки? Подчеркни ответ в тексте.
5 Кого пугал Мороз? Запиши ответ.
6
Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел стучит. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает мурашей да козявок из-под коры вытаскивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугались мураши да козявки. Со страху за корою прячутся не хотят вон идти.
Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.
(По К. Ушинскому) (57 слов)
Поясни слово. Отметь правильный ответ знаком
Мураши это
крошки мухи муравьи
О чём рассказал автор? Отметь правильный ответ знаком о том, как дятел мурашей и козявок ловил о том, как дятел по деревьям стучал о том, как мураши и козявки играли
5 С чем или с кем автор сравнивает мурашей? Отметь правильный ответ знаком с рыбками
с жучками с ромашками
РАБОТА 7
Сосулькина вода
(По Н. Сладкову) (46 слов)
О ком прочитанное произведение? Запиши ответ.
На что похожа сосулькина капелька? Отметь правильный ответ знаком
на маленькую лужицу на леденец на капельку солнца
9 Кто такой Чив? Запиши ответ. Объясни, почему ты так решил.
8
Гнездо
Дрозд в развилку берёзы положил первый пучок сухой травы. Положил, расправил клювом и задумался.
Вот он торжественный миг, когда всё позади и всё впереди. Позади зимовка в чужих южных лесах, тяжёлый далёкий перелёт. Впереди гнездо, птенцы, труды и тревоги.
Развилка берёзы и пучок травы как начало новой жизни.
Что ни день, то выше гнездо и шире. Берёза баюкает птичий дом.
(По Н. Сладкову) (61 слово)
На каком дереве дрозд начал строить своё гнездо? Запиши ответ.
Какой миг автор назвал торжественным? Подчеркни ответ в тексте.
Что осталось позади, а что ждало дрозда впереди? Выпиши ответ из текста.
9
Черёмуха
Под самым окном нашего домика распустилась и цветёт черёмуха.
Черёмуха очень весёлое деревце. Она всегда улыбается, а весною, когда душистые белые цветы сплошь её покрывают, даже смеётся. Любуясь цветущей черёмухой, сам начинаешь улыбаться.
Ранней весной мы приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись зелёные почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
(По И. Соколову-Микитову) (58 слов)
О чём ты прочитал? Отметь знаком правильный ответ.
о весне о весёлом настроении о черёмухе
Как автор называет черёмуху? Выпиши ответ из текста.
9 Как мы узнаём, что весна вошла в полную силу? Подчеркни
ответ в тексте.
10
Весной
С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как вокруг всё весело, ласково, приветливо!
Река надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревёт. Деревья голы, но уже экивут, дышат.
(По А. Чехову) (65 слов)
О чём прочитанный текст? Запиши ответ.
Что изменяется весной? Отметь правильный ответ знаком земля, воздух, солнце земля, река, деревья земля, воздух, солнце, река, деревья
Что
происходит с деревьями? Подчеркни ответ в тексте.
11
Пушистый барашек
Жил на белом свете чёрный пушистый барашек. Любил он всё пушистое-пушистое.
Утром вставал пушистой мыльной пеной умывался.
Летели по небу пушистые облака. А однажды из пушистых облачков полетели пушистые снежинки.
Барашек надел пушистые валенки, пушистую шапку и пошёл гулять.
Идёт по улице, а ему навстречу всё пушистое: пушистые дома, пушистые-пушистые звери.
Вернулся барашек домой, мама его не узнала: чёрный барашек в белых снежных пушинках.
(По Г. Цыферову) (68 слов)
В какое время года происходили описываемые события? Запиши ответ.
12
Разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах. Ну как было не позавидовать беличьей памяти!
(По М. Пришвину) (78 слов)
Видел ли рассказчик в лесу белку? Запиши ответ.
Как рассказчик догадался, что белка ела орехи? Запиши ответ.
О каком чуде говорит автор? Отметь правильный ответ знаком
о том, что зимой в лесу есть орехи о том, что белка чует запах ореха через снег о том, что белка помнит о своих запасах
ЛИТЕРАТУРА
Пришвин М. М, Беличья память / М. М. Пришвин. Разговор деревьев. — М.: «Детская литература», 1983.
Слайсов Н. И. Сосулькина вода / Н. И. Сладков. Лесные тайнички: Рассказы. — М.: «Детская литература», 1970.
Слайсов Н. И. Гнездо / Н. И. Сладков. Мой мир, моя страна, мои друзья. Стихи и рассказы. — М.: «ОНИКС», 2009.
Соколов-Микитов И. С. Зима вьюжная / И. С. Соколов-Микитов. От весны до весны: Рассказы. — Л.: «Детская литература», 1975.
Соколов-Микитов И. С. Черёмуха / Мой мир, моя страна, мои друзья. Стихи и рассказы. -— М.: «ОНИКС», 2009.
Толстой Л. Н. Жучка. Галка / Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. (Школьная библиотека) — М.: «Амфора», 2011.
Ушинский К. Д. Дятел / Внеклассное чтение. 1 класс. — М.: «Омега», 2010.
Хмельницкий В. И. После дождя. Дождик / В. И. Хмельницкий. Для больших и маленьких. — Киев: «Спалах ЛТД», 1992.
Цыферов Г. М. Пушистый барашек. — М.: «Малыш», 1983. Чехов А. П. Весной / Мой мир, моя страна, мои друзья. Стихи и рассказы. — М.: «ОНИКС», 2009.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНИВАНИЮ РАБОТ
В тетради для 1-го класса предложены задания, позволяющие фиксировать индивидуальный прогресс в овладении синтагматическим1 способом чтения. Мы предлагаем вам новый подход к оцениванию техники чтения. Критериями оценки уровня сформированности данного умения являются:
• безошибочность;
• способ чтения;
• осознанность.
Показатель безошибочности — период безошибочного чтения. Для того чтобы высчитать период безошибочного чтения, необходимо зафиксировать порядковые номера слов, на которых учащиеся делают первую, вторую и третью ошибки. Если ученик не делает ошибок в тексте вообще или делае[1]1—2 ошибки, то он дочитывает весь текст до конца. Не имеет возможности дочитать весь текст вслух только тот ребёнок, который допустил З ошибки. Формула расчёта периода безошибочного чтения приводится ниже, при описании самой процедуры проверки.
Только безошибочное чтение способствует осознанности. Безошибочное чтение даёт возможность не только читать художественное произведение, точно интерпретируя его и постигая авторский замысел, но и адекватно воспринимать информацию, представленную в разных текстах.
Для формирования читательской компетентности также важен способ чтения. Нельзя требовать от учеников перехода к следующему способу чтения до тех пор, пока они не «начитаются» в данном. Чтение удобным для учащегося способом даёт возможность увеличить период безошибочного чтения. Переход на следующий, более сложный, уровень должен происходить самостоятельно, без принуждения со стороны взрослых, когда ученик начинает чувствовать себя свободно в «старом» способе.
При формировании читательского умения ценность всех трёх составляющих равнозначна.
Отказ от традиционной методики проверки техники чтения и применение описанной технологии способствуют тому, что страх младших школьников перед чтением исчезает, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на формирование читательской компетентности младших школьников.
В данной тетради предлагается уровневый подход к оцениванию достижений учащихся. Уровень сложности заданий описан при оценивании каждой работы.
В процессе освоения программного материала учащиеся могут достичь базового или повышенного уровня. Достижение базового уровня учащимися 1-го класса показывает, что их предметные и метапредметные результаты достаточны для продолжения обучения. Выполнение части заданий показывает достижение только базового уровня. В других заданиях заложены два уровня выполнения — базовый и повышенный. Определяться уровень каждого ученика будет полнотой выполнения задания. Следует отметить, что ни учащимся, ни учителю не нужно выбирать какое-либо задание для определения достигнутого уровня. Это способствует формированию у школьников мотивации к выполнению всех заданий.
Проверочная работа ЛЬ 1.
Чтение текста вслух позволяет проверить:
• правильность прочтения (период безошибочного чтения);
• способ чтения.
Мы предлагаем вам ознакомиться с тем, как должна быть проведена данная работа. Для удобства работы при проверке техники чтения и для возможности дальнейшего анализа полученных результатов целесообразно воспользоваться сводной оценочной таблицей (см. приложение 1).
Период безошибочного чтения на конец первого полугодия 1-го класса должен составлять 25 слов при слоговом чтении. Однако первоклассники могут читать и другими способами, что тоже зафиксировано в таблице. Так как и безошибочность, и способ чтения, и осмысленность равноценны, то и «цена» этих позиций будет одинакова: максимально способ чтения и осмысленность оцениваются в 25 баллов (это и отмечено в таблице). В итоге ученики могут набрать 75 баллов.
Методика работы с пособием проста. Первоклассник читает текст вслух, а учитель фиксирует в таблице номера слов, на которых сделана первая, вторая и третья ошибки, и отмечает способ чтения. Для удобства работы в приложении представлены пронумерованные варианты текстов. После чтения вслух ученик возвращается на своё место и выполняет задания. Он имеет возможность сколько угодно раз прочитывать текст для ответа на вопросы или выполнения другого задания к тексту. Это способствует формированию у учащихся потребности в перечитывании текста для поиска необходимой информации, так как не всегда возможно «ухватить» всё при однократном прочтении.
Пока учащиеся выполняют работу, учитель высчитывает период безошибочного чтения. Если ученик не сделал ни одной ошибки или допустил одну ошибку, то период безошибочного чтения равен количеству слов в тексте. Если допущено две ошибки, то период равен количеству слов в тексте,
поделённому на два. При трёх ошибках от номера слова, на котором сделана третья ошибка, необходимо вычесть три, а оставшееся число разделить на три. Это и будет период безошибочного чтения при трёх ошибках. Если ученик не допустил ни одной ошибки или сделал одну ошибку, период его безошибочного чтения будет превышать максимальное количество баллов, начисляемых по этому параметру. Однако при оценивании работы максимально можно начислить только 25 баллов за безошибочность. Реальный период безошибочного чтения будет зафиксирован в сводной таблице и индивидуальном оценочном листе, что даст возможность отслеживать динамику.
ЛЕ задания |
Варианты ответа |
Баллы |
1 |
о Брызгах |
7 |
о Лягушках |
7 |
|
о Брызгах и Лягушках |
15 |
|
2 |
потому что тогДа Брызги могут лететь, куда душа пожелает — во все стороны |
10 |
Все собранные данные вносятся в таблицу.
Результаты выполнения этой работы могут быть интерпретированы таким образом:
Количество баллов |
Уровень |
57-75 |
повышенный |
38-56 |
базовый |
до 37 (включительно) |
ниже базового |
После проведения и проверки работы учащиеся и их родители получают выполненную работу с выделенными маркером словами, которые были прочитаны неверно, и оценочные листы. Необходимость такой обратной связи бесспорна. Учитель не даёт оценку выполненной работы, а лишь фиксирует то, что было предъявлено учеником во время работы. Ученик самостоятельно делает заключение о том, насколько его результаты соответствуют «идеалу». Если соответствие по какому-либо параметру недостаточно, то первоклассник определяет (с помощью учителя) траекторию своей дальнейшей учебной деятельности.
Изменение количества заданий меняет «цену» каждого задания. Эти изменения обязательно должны быть зафиксированы в оценочных листах. В таблице представлены варианты ответов и оценивание заданий.
№ задания |
Ва ианты ответа |
Баллы |
|
Л. Толстой «Ж а и кость» |
|
1 |
о Ж чке и её от ажении в воде |
10 |
о НС чке |
15 |
|
2 |
Ж чка хотела взять д г ю кость и поте яла свою |
10 |
|
Л. Толстой «Галка» |
|
1 |
галка наклонила к вишн |
5 |
галка накиДала в к вишн кам шки, и вода поДнялась |
10 |
|
2 |
хит ая, мная, находчивая |
15 |
|
В. Хмельницкий « ождик» |
|
1 |
дождь мечтал п ойти незаметно |
10 |
2 |
поливальные машины |
15 |
|
И. Соколов-Микитов «Мо оз» |
|
1 |
ледяные цветы |
5 |
2 |
от скуки пойДёт на реку, стукнет по льду, станет звёзДы считать |
5 |
з |
зад емавших галок |
15 |
|
К. Ушинский « ятел» |
|
1 |
м авьи |
10 |
2 |
о том, как Дятел м ашей и козявок ловил |
10 |
з |
с ыбками |
5 |
Интерпретация результатов выполнения работ 1—4 предложена ниже.
Индивидуальный оценочный лист к работам № 1—4.
Техника чтения. Дата
1 класс. ФИ
Работа Л)
|
В проверочных работах № 5—6 увеличивается количество вопросов к прочитанному тексту, поэтому их оценивание меняется (см. приложение 2).
Индивидуальныи оценочный лист к работам № 5 и 6.
Техника чтения. Дата
1 класс. ФИ
Критерии оценивания |
Баллы |
1. Период безошибочного чтения (но ма 25 слов) |
|
2. Способ чтения: поб венное |
5 |
отрывистый слог |
10 |
плавный слог (норма |
15 |
слог + слово |
20 |
слово |
25 |
З. Осмысленность: задание 1 |
5 |
задание 2 |
5 |
задание З |
15 |
Итого максим м 75 баллов |
|
К концу первого класса требования к периоду безошибочного чтения и способу чтения становятся другими. Период безошибочного чтения увеличивается до 30 слов, а способ чтения первоклассников меняется от слогового к чтению словами. Но говорить о полном переходе на чтение словами ещё рано. Поэтому целесообразно принять за норму чтение таким способом, как «слог + слово».
Изменение периода безошибочного чтения приводит к изменению «цены» способа чтения и осмысленности. Принятый за норму способ — «слог + слово» — оценивается в 30 баллов, суммарное выполнение всех заданий — тоже в 30 баллов (см. приложение З).
№ з ания |
Ва ианты ответа |
Баллы |
|
|||
|
Н. Сл ов «Сос лысина во а» |
|
|
|||
1 |
о Чиве |
5 |
|
|||
2 |
на капельк солн а |
10 |
|
|||
з |
Чив — во обей. Он чи икает чи икают во обьи |
15 |
|
|||
|
Н. Сладков «Гнездо» |
|
|
|||
1 |
на бе ёзе |
5 |
|
|||
2 |
когДа всё позаДи и всё впе еди |
10 |
|
|||
з |
позаДи зимовка в чужих южных лесах, тяжёлый далёкий перелёт. Впереди гнездо, птенцы, труДы и тревоги |
15 |
|
|||
|
И. Соколов-Микитов «Че ём ха» |
|
|
|||
1 |
о че ём хе |
5 |
|
|||
2 |
весёлое де ев о |
10 |
|
|||
з |
ранней весной мы приглядываемся к черёмухе. Если на ней раскрылись зелёные почки, значит, окончательно потеплела земля, а весна вошла в полн ю сил |
15 |
|
|||
|
|
А. Чехов «Весной» |
||||
|
1 |
о наст плении весны |
10 |
|||
|
2 |
земля возд х, солн е ека Де евья |
10 |
|||
|
з |
же жив т Дышат |
10 |
|||
|
|
Г. ы е ов «П шистый ба ашек» |
||||
|
1 |
зимой |
5 |
|||
|
2 |
любил он всё п шистое-п шистое |
15 |
|||
|
з |
чё ный ба ашек в белых снежных п шинках |
10 |
|||
|
|
М. П ишвин «Беличья память» |
||||
|
1 |
нет |
10 |
|||
|
2 |
видел о еховые ско л пки |
10 |
|||
|
з |
о том, что белка помнит о своих запасах |
10 |
|||
Ниже предложены индивиуальные оценочные листы проверки техники чтения.
Индивидуальный оценочный лист к работам № 7—12.
Техника чтения. Дата
1 класс. ФИ
Работа ЛЕ
К ите ии о енивания |
Баллы |
||
1. Пе ио безошибочного чтения но ма 25 слов |
|
|
|
2. Способ чтения: от ывистый слог |
15 |
||
плавный слог |
20 |
||
слог + слово но ма |
|
25 |
|
слово |
зо |
||
З. Осмысленность: з ание 1 |
5 |
||
з ание 2 |
10 |
||
з ание З |
15 |
||
Итого максим м 90 баллов |
|
||
Результаты выполнения работы (учитывая период безошибочного чтения и способ чтения)
Количество баллов |
У овень |
67-90 |
повышенный |
45-70 |
базовый |
о 45 |
ниже базового |
Предложенная технология проверки техники чтения даёт возможность учителю, родителю и самое главное ученику наблюдать и фиксировать динамику формирования читательской компетентности, способствует формированию действий самооценки. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения одной из важнейших задач, поставленных перед начальной школой, обозначают формирование у младших школьников основ умения учиться. Подход к оцениванию, предложенный в данной тетради, способствует формированию у учащихся начальной школы основ оценочной самостоятельности, без которых невозможно формирование современного ученика (субъекта, а не объекта учения) начальной школы.
|
|
|
[1] Способ чтения, при котором смысловой отрезок фразы (предложения) объединяет несколько слов в одну звуковую цепочку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.