Литературное чтение. 4 класс. Диагностика читательской грамотности. Ко всем действующим учебникам.

  • Контроль знаний
  • pdf
  • 10.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Пособие - авторская разработка, результат многолетней практики преподавания литературного чтения. Оно направлено не только на проверку техники чтения, но и на выработку у младших школьников умений понимать прочитанное, находить нужную информацию, сопоставлять и анализировать информацию, полученную из текста. Принципиально новая технология проверки техники чтения, представленная в пособии, способствует формированию навыков самоконтроля и самооценивания, снижению детской тревожности, связанной с боязнью ошибки.
Иконка файла материала Диагности 4 класс литер.pdf

          ФгосА      УМ]

О. Б. Панкова

Литературное

ЧТЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ко всем Действующим учебникам

класс

ассизы -

Учебно-методический комплект

О. Б. Панкова

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ гпмотности

Ко всем действующим учебникам

класс

Издательство

«ЭКЗАМЕН»

МОСКВА 2017

УДКЗ7З(О75.2)

П16

Панкова О. Б.

П16 Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 4 класс. ФГОС / О. Б. Панкова. — М. : Издательство «Экзамен», 2017. — 59, [1] с. (вкладка — 20 с.) (Серия «Учебно-методический комплект»)

ISBN 978-5-377-11728-5

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Пособие — авторская разработка, результат многолетней практики преподавания литературного чтения. Оно направлено не только на проверку техники чтения, но и на выработку у младших школьников умений понимать прочитанное, находить нужную информацию, сопоставлять и анализировать информацию, полученную из текста.

Принципиально новая технология проверки техники чтения, представленная в пособии, способствует формированию навыков самоконтроля и самооценивания, снижению детской тревожности, связанной с боязнью ошибки.

Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

удк 373(075.2) ББК

Подписано в печать 21.12.2016. Формат 70х100/16.

Гарнитура «TextBookC». Бумага офсетная. Уч.-изд. л. 1,35. Усл. печ. л. 6,5. Тираж 10 000 экз. Заказ №6252/17.


      ISBN 978-5-377-11728-5                               © Панкова О. Б., 2017

(Ф Издательство «ЭКЗАМЕН», 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

НАЧАЛО ГОДА

Работа 1

Работа 2

Работа З11

Работа 414

Работа 517

Работа 619

КОНЕЦ ПЕРВОГО полугодия

Работа 722

Работа 824 Работа 927

Работа 10

Работа 1 133 Работа 1236

КОНЕЦ ГОДА

Работа 1339

Работа 1442 Работа 1 546 Работа 1649

Работа 1752

Работа 1855 Литература59


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемые работы по проверке техники чтения адресованы учителям начальных классов, гувернёрам и родителям младших школьников.

В пособии представлена критериальная система оценивания читательской компетентности и предложен уровневый подход к оцениванию достижений учащихся. Новая технология проверки техники чтения способствует снижению детской тревожности, боязни ошибки.

Время, отводимое на выполнение работы, не регламентировано. Каждый учащийся может затратить на выполнение заданий столько времени, сколько необходимо лично ему.

НАЧАЛО ГОДА

РАБОТА 1

Ты услышал слово «зонтик» и сразу подумал о дожде, о серых тучах и больших лужах.

С первыми каплями дождя улица расцветает от множества открытых зонтиков. Будто оживают яркие солнечные краски, смытые косыми дождевыми струйками.

Но стих дождь, закрылись и спрятались зонтики, и через всё небо перекинулась радуга-дуга.

И никто не знает, о чём так весело рассказывали капли, барабаня по крыше твоего зонтика.

Зонтик придумали вовсе не от дождя, а от солнца. Слово «зонтик» обозначает «покрышка от солнца» .

Прекрасные римлянки, защищая свою нежную кожу от палящего солнца, приказывали держать над собой зонтик. Неприлично было знатной даме иметь коричневую кожу.

Имя изобретателя зонтика, как и многих древних вещей, неизвестно. Известно лишь, что изобрели зонтик примерно три с половиной тысячи лет назад. Затем про зонтик надолго забыли и только четыреста лет назад о нём вновь вспомнили. Ходить с зонтиком стало модно. Его брали на прогулки и в дождь, и в солнечную погоду. Модницы носили с собой шёлковые и парчовые 1 зонты, расшитые бисером. Кавалеры ходили, опираясь на длинную ручку зонта, как на трость.

В Россию зонтик пришёл во времена царя Петра 1. Зонтик называли «подсолнечник» и «тенник». За всё это время его вид почти не изменился.

(По Т. Нуждиной) (192 слова)

Как бы ты озаглавил этот текст? Запиши своё название.

Составь план текста.

1)

2)

3)

4)

5)

ткань из шёлка с узором. Выполнена с золотыми, серебряными или металлическими нитями.

Как ты думаешь, почему во времена Петра зонтик называли «подсолнечник» и «тенник»?


РАБОТА 2

В лесу Емеля был как дома. Да и как ему не знать этого леса, когда он целую жизнь бродил по нему с ружьём да с собакой. Все тропы, все приметы всё знал старик на сто вёрст кругом. А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далёкие горы. Да, чудно и хорошо было кругом, и Емеля не раз останавливался, чтобы перевести дух и оглянуться назад. Тропинка, по которой он шёл, змейкой взбиралась на гору, минуя большие камни и крутые уступы. Крупный лес был вырублен, а около дороги ютились молодые берёзки, кусты жимолости [1] , и зелёным шатром [2] раскидывалась рябина. Там и сям попадались густые перелески из молодого ельника, который зелёной щёткой вставал по сторонам дороги и весело топорщился лапистыми и мохнатыми ветвями. В одном

РАБОТА З

Серьёзная птица

В лесу у болота колония цапель. Каких только цапель нет! Большие и маленькие: белые, серые, рыжие. И дневные, и ночные.

Разные цапли по росту и цвету, но все очень важные и серьёзные. И больше всех важна и серьёзна цапля-краква.

Цапля-кваква ночная. Днём она отдыхает на гнезде, а ночью ловит на болоте лягушат и рыбьих мальков.

Ночью на болоте ей хорошо прохладно. А вот днём на гнезде — беда.

В лесу духота, солнце печёт. Кваква сидит на краю гнезда, на самом припёке. Клюв от жары разинула, крылья широкие свесила совсем разомлела. И дышит тяжело, с хрипом.

Подивился я: серьёзная на вид птица, а такая глупая! В тень спрятаться и на то ума не хватает. И гнездо построила кое-как птенцов ноги в щели проваливаются.

Жара. Хрипит на припёке, разинув клюв, кваква. Медленно движется по небу солнце. Медленно передвигается по краю гнезда кваква...

И вдруг кровь ударила мне в лицо так стало стыдно. Ведь кваква телом своим птенцов от жгучего солнца закрывала!

Птенцам ни холодно, ни жарко: сверху тень, снизу в щели гнезда ветерок поддувает. Сложили они длинные носы свои один на другого, ноги в щели свесили и спят. А как проснутся и есть запросят, кваква полетит на болото ловить им лягушат и мальков. Накормит птенцов и опять на гнездо сядет. Носом по сторонам водит караулит.

Серьёзная птица!

(Н. Сладков) (219 слов)

Закончи предложение. Отметь знаком

В этом тексте в основном говорится о том, какие цапли обитают на наших болотах каким образом цапли добывают себе пищу как выглядит и ведёт себя цапля-кваква как цапли-кваквы заботятся о своих птенцах как автор наблюдал за белыми, серыми, рыжими цаплями

РАБОТА 4

На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.

Есть такое твёрдое правило, сказал мне после Маленький принц. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как

В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый плотными подушками на земле и на ветках деревьев, и деревья стоят в снежном плену. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут с часу на час освобождения.

Наконец приходит этот жаркий час, самый счастливый для неподвижных деревьев и страшный для зверей и птиц.

Пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытый её широкими ветками, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться...

Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула.

Заяц метнулся, побежал, опять сел столбиком и слушает: откуда беда, куда ему бежать?

И только стал на задние лапки, только оглянулся, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпрямится, как закачается целая берёза, как махнёт рядом ветка ёлки!

РАБОТА 6

Заводь

Среди обгорелых от лесного пожара в прошлом году деревьев сохранилась одна небольшая осинка на самом краю высокого яра, против нашей Казённой заводи. Возле этой осинки летом стог поставили, и теперь осенью от времени он стал жёлтым, а осинка ярко-красной, пылающей. Далеко видишь этот стог и осинку и узнаёшь нашу заводь, где сомов столько же, сколько в большом городе жителей, где по утрам шелеспёр 1 , страшный хищник, набрасывается на стаю рыбок и так хлещет хвостом по воде, что рыбки перевёртываются вверх брюхом, а хищник их поедает.

Мелкой рыбицы (мальков) так много в воде, что от удара весла впереди часто выскакивает наверх целая стайка, будто кто-то её вверх подбросил. На удочку уже плохо рыба берётся, а сомы по ночам идут на лягушку, только лягушек в этом году очень мало, так же мало и пауков, и этими красными осенними днями в лесу вовсе нет паутины.

Несмотря на морозы, на Кубре ещё встречаются цветущие лилии, а маленьких мелких

1 Шелеспёр           рыба семейства карповых.

9 Объясни, как ты понимаешь смысл последнего предложения.


КОНЕЦ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ

РАБОТА 7

Осень приходила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. Она делала дали нежно-голубыми и глубокими, небо чистым и кротким. Тогда можно было различить самый отдалённый курган в степи, на открытой и просторной равнине жёлтого жнивья [3] . Осень убирала и берёзу в золотой наряд. А берёза радовалась и не замечала, как недолговечен этот убор, как листок за листком осыпается он, пока, наконец, не оставалась вся раздетая на его золотистом ковре. Очарованная осенью, она была счастлива и покорна и вся сияла, озарённая из-под низу отсветом сухих листьев. А радужные паутинки тихо летали возле неё в блеске солнца, тихо садились на сухое, колкое жнивьё... И народ называл их красиво и нежно «пряжей богородицы».

Зато жутки были дни и ночи, когда осень сбрасывала с себя кроткую личину. Беспощадно

трепал тогда ветер обнажённые ветви берёзы! Избы стояли, нахохлившись, как куры в непогоду, туман в сумерки низко бежал по голым равнинам, волчьи глаза светились ночью на задворках. А с начала ноября и до апреля бури неустанно заносили снегами и поля, и деревню, и берёзу. Бывало, выглянешь из сенеи[4]в поле, а жёсткая вьюга свистит, дымится по сугробам и со стоном проносится по равнине, заметая следы по ухабистой дороге.

(По И. Бунину) (200 слов)

Подчеркни в каждом абзаце предложение, в котором выражен смысл этого абзаца.

Как бы ты озаглавил этот текст? Запиши своё название перед текстом.

Что народ называет «пряжей богородицы»? Объясни почему.

РАБОТА 8

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком.

Остатки решётки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелёными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Жёлтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего сквозь её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

(По В. Гаршину) (239 слов)

Когда можно было любоваться крапивой? Запиши ответ.

 Гаршин сравнивает запах розы? Запиши ответ.

Составь план текста из трёх пунктов.

1)

2)

3)

РАБОТА 9

Арбат

Не бывает городов без улиц. А у любой улицы, даже самой маленькой, обязательно есть имя. Очень часто это имя живёт столетия. Разные названия у старых московских улиц, и если вдумаемся в них, то поймём, что они не случайны. Есть улицы, названные по древним дорогам, например, знаменитая Тверская. От ремесленных слобод получили названия Гончарная, Таганка, Бронная, Новокузнецкая. Свои имена давали улицам церкви и монастыри: Ильинка, Петровка, Покровка, Сретенка. Древние городские укрепления оставили о себе память в названиях Земляной вал, Рогожский вал, Покровские ворота. По имени владельцев домов чаще всего называли переулки: Лаврушинский, Калошин. Улицы Полянка и Пресня, переулок Сивцев Вражек, где некогда протекал по овражку ручей Сивец, напоминают о природе, окружавшей москвичей в древние времена.

По названиям улиц и переулков можно прочитать историю города. Правда, на некоторых страницах этой толстой книги время стёрло слова, и мы можем только догадываться, что было на них написано.

Есть в Москве улица, известная всем, Арбат. Но никто точно не скажет, откуда пришло и что означает это название, ставшее таким привычным. Предполагают, что произошло оно от арабского слова «рабат». С давних вреМён Москву посещали иностранцы —- по суше и по воде шли сюда торговые пути. Приезжали купцы и с далёкого сказочного Востока. Жили они в Москве подолгу, селились в ' разных местах и называли их по-своему. Слово «рабат», что означало «пригород», стало привычным для москвичей.

Может быть, это так, а может быть, и нет, но только нельзя себе представить Москву без этой улицы со странным названием.

Арбат это целая страна. Сколько событий и имён помнят эта улица и прилегающие к ней переулки, которые так и называют арбатскими, хотя каждый • из них имеет своё имя. (Азбука московская для детей и родителей) (267 слов)

Объясни, как получил своё название переулок Сивцев Вражек.

переулки. Заполни таблицу.

Название улицы или џереулка

Признак

Петровка

 

Лаврушинский

 

Таганка

 

Земляной вал

 

Покровские ворота

 

Бронная

 

Сретенка

 

Тверская

 

Раздели текст на три части и озаглавь каждую часть.

1)

2)

3)


РАБОТА 10

Первый шаг

Погружается лес в вечернюю прохладу и тень. Берёзы, подняв гибкие вершины, нежатся в закатных лучах солнца и розовеют светлой корой. Стоят, распустили зелёные косы. Ёлки, повесив хвойные лапы, как уши, вроде спят...

И писк птенцов не нарушит тишину: этито, конечно, спят. Покричи-ка день-деньской:

«Дай! Дай!»        умаешься.

И муравьи не шуршат лапками по хвое убрались в муравейник на ночлег.

Вдруг откуда-то взялась над лесом птица. Необычного облика иначе я бы так не насторожился! Кто это? Полёт птицы плавен, медлителен. На хищника она никак не похожа, а в лапах несёт добычу.

Птица летела вдоль просеки. Скоро узнал я в ней лесного кулика вальдшнепа. По длинному клюву и ржавчато-бурой окраске, которая казалась в свете заката рыжей, почти красной. Вальдшнеп тянул низко, с усилием взмахивал крыльями и в лапах бережно держал собственного птенца. Живого и невредимого! Клюв кулика опущен, крупные влажные глаза устремлены вниз, словно выбирает он себе дорогу.

Птенец был пуховый, кажется, весь состоял из клюва и больших глаз. Пока вальдшнеп удалялся, я успел рассмотреть, что птенчик повёл клювиком по сторонам...

Вальдшнепа с выводком, очевидно, потревожили: рядом железная дорога, дачники. Поэтому решилась мама-вальдшнеп переселиться с потомством в более уединённое и безопасное место.

Первый полёт, первый свой шаг в мир океан света, простора полей и лесов маленькие вальдшнепы делали на маминых крыльях... (И. Полуянов) (211 слов)

Почему рассказчик насторожился, когда увидел вальдшнепа? Запиши развёрнутый ответ на вопрос.

РАБОТА 11

Моя родина

(Из воспоминаний детства)

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

 Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками,

горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда, и теперь в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался...

Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные экивотные будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу значит охранять родину.

(М. Пришвин) (275 слов)

РАБОТА 12

Уже я возвращался домой, когда мой слух поразила неожиданно наступившая в лесу тишина: одна за другой перестали петь птицы. Через две-три минуты я понял причину: вдруг потемнело, налетел сильный шквал„ и почти сейчас же хлынул дождь.

Ка}$ это часто бывает в начале лета, он продолжался несколько минут. Но шуму наделал много. Когда я вышел из лесу на пожню так здесь называют заливные луга я был поражён контрастом между полной тишиной этого открытого места и шумом леса. Шум позади меня и тишина впереди были сами по себе, и чёткой границей между ними стояла стена леса. Птицы ещё не начали петь ни на пожне, ни в лесу, ветер ещё не улёгся, мотал ветви деревьев и сбрасывал с них обильные брызги; они падали на нижние ветви, с ветвей на землю. Одним словом, в лесу была бурная звонкая капель; казалось, там всё ещё шёл дождь. А на пожне капель могла быть заметна, потому что тут росли только отдельные деревья, открытые ветру, и ветер уже стряхнул с них последние капли дождя.

Тишина бывает разная. Тишину этого освежённого ливнем луга никак, разумеется, нельзя было назвать «мёртвой» тишиной. Как почти всегда в природе днём ли, ночью ли, тишина вся полнилась незаметными нашему слуху маленькими звуками. Она, можно даже сказать, вся состояла из этих почти неуловимых звуков: лёгкого шелеста травы, шороха пробегающих в кочках мышей шум, доступный разве только ушам совы, звона падения с листьев отдельных капель, тихого пения ручейка. Я даже явственно различал где-то слева от себя стрекотание кузнечиков. Однако и этот звук наиболее определённый из всех других нисколько не нарушал тишины, как нарушила бы её звонкая песня зяблика, или скрип телеги, или крик человека. Он был лишь фоном, аккомпанементом в этом, если дозволительно так выразиться, богатейшем немом оркестре луга.

(По В. Бианки) (284 слова)

Отметь знаком предложение (предложения), соответствующее (соответствующие) тексту.

Птицы начали петь, потому что и на пожне, и в лесу ветер уже улёгся.

 Я уже возвращался домой, когда мой слух поразила неожиданно наступившая в роще тишина.

 Шум впереди меня и тишина позади были сами по себе.

Тишина вся состояла из этих почти неуловимых звуков: лёгкого шелеста травы, шороха пробегающих в кочках мышей, звона падения с листьев отдельных капель, тихого пения ручейка.

Через одну-две минуты дождь закончился.

2 Объясни, о каком немом оркестре луга говорится в тексте.

5 Составь план текста.

КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

РАБОТА 13

Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на неё шёл полк солдат. Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому её удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт [5] и всей пятернёй сделал под козырёк. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка ещё громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.

Когда она опомнилась, музыка уже не играла и полка не было. Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. Она бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дороГУ, но столяр точно сквозь землю провалился... Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти хозяина по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошёл в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с острою каучуковою вонью. Так что ничего нельзя было разобрать.

Каштанка бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Шёл крупный пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя её поле зрения и толкая её ногами, безостановочно взад и вперёд проходили незнакомые заказчики. (Всё человечество Каштанка делила на две очень неравные части: на хозяев и на заказчиков; между теми и другими была существенная разница: первые имели право бить её, а вторых она сама имела право хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не обращали на неё никакого внимания.

Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас.

(А. Чехов) (263 слова)

Составь план текста.

а Как бы ты озаглавил этот текст? Запиши своё название.

5 Объясни, почему «Каштанкою овладели отчаяние и ужас»? Запиши развёрнутый ответ на вопрос.

РАБОТА 14

Хорошее занятие рыбная ловля! Иной раз хоть и ничего не поймаешь, зато посидишь на берегу, на солнышке, да понаблюдаешь, что вокруг творится. Только одно условие: сидеть нужно тихо.

Прошлым летом пошёл я на речку за окунями. Рыба никак не клюёт. Стой, думаю, мы тебя перехитрим. Не хочешь на червяка браться, другую приманку предложим.

Снял я свою соломенную шляпу и тут же на отмели наловил ею, как сачком, мальков.

А вот хранить мне их не в чем: ведёрко-то я дома забыл. Не беда.

Выкопал в песке у самой реки ямку вода в неё сразу же набралась и пустил туда рыбок. Отличный «аквариум» получился.

Двух мальков вместо червей на крючки насадил. Попробуем: не будет ли окунь на эту насадку браться. Опять жду, и опять ничего не клюёт. Я даже слегка задремал под кустом.

Вдруг вижу летит над речкой зимородок. Птица такая, немножко побольше воробья. Очень красивая птица: брюшко оранжевое, спинка ярко-зелёная, а нос длинный, прямой, как палочка. Им зимородок без промаха мелких рыбёшек хватает.

Подлетел зимородок к моим удочкам и уселся прямо на удилище. Меня и не замечает, сидит, в воду поглядывает.

Потом кинулся вниз, да не в речку, а прямо в мой «аквариум», выхватил оттуда рыбёшку и опять на удилище сел. Проглотил, отряхнулся, второй раз туда же нырь. Поймал другую рыбку, есть не стал, а улетел с нею куда-то.

Эх, жалко, пусть бы ещё половил, уж очень он занятный. А мальки мне всё равно ни к чему: и на них окуни не берутся.

Только я об этом подумал, гляжу, а мой длинноносый рыбак уж опять тут как тут, да не один: второй следом за ним явился птенец, ещё как следует летать не умеет.

Уселись оба рядышком на удилище. Потом «старый рыбак» нырь в мой «аквариум», вытащил рыбку и к птенцу. Тот рот широко разинул: давай, мол, еду. А еду давать не трудно, она тут же вот, рядом, только бери.

Сунул старый зимородок птенцу в рот пару рыбёшек. Смотрю, и малыш тоже начал вниз поглядывать. Глядел, глядел да как бросится! Цоп клювом рыбку, взлетел на удилище, голову

вверх запрокинул, с таким аппетитом свою первую добычу глотает.

Теперь ему нечего ждать, • когда его кто покормит, сам научился рыбу ловить. Тут уж они вдвоём взялись за моих мальков, в один миг всех переловили.

А я ни с чем остался, ни одного окуня не поймал. Не беда, я доволен: разве часто увидишь такую картинку?

(Г. Скребицкий) (390 слов)

Отметь знаком предложение (предложения), соответствующее (соответствующие) тексту.

Прелесть рыбалки заключается в том, чтобы наловить много рыбы.

У зимородка брюшко оранжевое, спинка тёмно-зелёная, а нос длиннющий, прямой, как палочка.

Герой не расстроился, что ничего не поймал на рыбалке, потому что увидел, как зимородок учит птенца ловить рыбу.

Герой пошёл на рыбалку, чтобы покормить птенцов зимородка.

Старый зимородок научил своего птенца ловить мальков.

Как бы ты озаглавил этот текст? Запиши своё название.

Объясни, него предложения.


РАБОТА 15

Наверное, подошёл полдень, солнце над моей головой стояло почти отвесно. Будто онемело всё вокруг, мне показалось, весь мир. Я не слышал птичьих голосов в саду нашего дома: птицы молчали, попрятались, затаились. Ничто не шевелилось там, в саду; укороченные, иссиня-чёрные тени кустов и деревьев неподвижно лежали на дорожке. Даже ветер будто затаился. Столько живого было вокруг меня птицы, цветы, деревья, я сразу чувствовал эту огромную, разнообразную жизнь, и всё замерло, будто затаило дыхание и вслушивалось, вслушивалось: вот кто-то скажет слово Удивительное, неслыханное слово, и разом рухнет эта непонятная мне немота.

Когда я теперь вспоминаю себя ребёнком, именно так мне представляется моё тогдашнее ощущение этого безмолвия. Тишина, внезапно наступившая, мне казалась таинственной, я не мог её разгадать своим детским умом и замер сам и вслушивался, ждал, что вот в самой этой неподвижности полдня, в самом пространстве, наполненном зноем, с минуты на минуту что-то произойдёт тайна исчезнет.

Тишина длилась. Был полный штиль. Полный штиль был и внутри меня. Я затаил дыхание.

Только ровно, сильно тукало сердце. Сколько времени это длилось, я не мог бы сказать.

Теперь-то я хорошо знаю, что это за тишина. Она наступает на переломе знойного летнего дня, в полуденные часы. Утомлённые жарой, смолкают птицы; хищники, с рассвета парившие в небе на своих распластанных крыльях, прячутся в тень; рыба перестаёт играть на зеркале рек и прудов глубже уходит в тёмные подводные заросли, и даже кувшинки прячут под воду свои жёлтые и белые чашечки. Зной. Безветрие. Солнце стоит отвесно. И чем жарче день, тем удивительнее это затишье, - наступающее в природе. Почувствовать его можно только в лесу, в поле, на море. В городе оно незаметно. Может быть, час пройдёт после полудня, может быть, меньше, и так же неуловимо, неощутимо, как настаёт эта немота, мир опять наполняется звуками.

(По В. Бианки) (284 слова)

        Закончи предложение. Отметь знаком     

В этом тексте в основном говорится о... красоте летнего леса сезонных изменениях в лесу том, какая бывает тишина тишине в середине знойного летнего дня

Почему в середине знойного дня наступает тишина? Дай развёрнутый ответ на вопрос.

Составь план текста, состоящий из четырёх пунктов.

1)

2)

3)

4)

РАБОТА 16

«Замечательно умно! думает сердито девятилетний Даня Иевлев, лёжа животом на шкуре белого медведя и постукивая каблуком о каблук поднятых кверху ног. Замечательно! Только большие и могут быть такими притворщиками. Сами заперли меня в тёмную гостиную, а сами развлекаются тем, что увешивают ёлку. А от меня требуют, чтобы я делал вид, будто ни о чём не догадываюсь. Вот они какие взрослые!»

На улице горит газовый фонарь и золотит морозные разводы на стёклах, и, скользя сквозь листья латаний и фикусов, стелет лёгкий золотистый узор на полу. Слабо блестит в полутьме изогнутый бок рояля.

«Да и что весёлого, по правде сказать, в этой ёлке? продолжает размышлять Даня.

Ну, придут знакомые , мальчики и девочки и будут притворяться, в угоду большим, умными и воспитанными детьми... За каждым гувернантка[6] или какая-нибудь старенькая тётя... Заставят говорить всё время по-английски... Затеют какую-нибудь прескучную игру, в которой непременно нужно называть имена зверей, растений или городов, а взрослые будут вмешиваться и поправлять маленьких. Велят ходить цепью вокруг ёлки и что-нибудь петь и для чего-то хлопать в ладоши. А потом подарят готовальню, глобус и детскую книжку с картинками... А коньков или лыж уж наверно не подарят... И пошлют спать.

Нет, л ничего не понимают эти взрослые... Вот и папа... он самый главный человек в городе и, конечно, самый учёный.“ недаром его называют городской головой... Но и он мало чего понимает. Он до сих пор думает, что Даня маленький ребёнок, а как бы он удивился, узнав, что Даня давным-давно уже решился стать знаменитым авиатором • и открыть оба полюса. У него уже и план летающего корабля готов, нужно только достать где-нибудь гибкую стальную» полосу, резиновый шнур и большой, больше дома, шёлковый зонтик. Именно на таком , аэроплане Даня чудесно летает по ночам во сне».

(По А. Куприну) (279 слов)

0 Какие подарки хочет получить Даня на праздник?

РАБОТА 17

Окно выходит в соседний двор. Странный, необычный огонь, который колеблется в воздухе из стороны в сторону, поднимается и опускается, исчезает на секунду и опять показывается, вдруг остро привлекает внимание Дани. Продышав ртом на стекле дыру побольше, он приникает к ней глазами, закрывшись ладонью, как щитом, от света фонаря. Теперь на белом фоне свежего, только что выпавшего снега он ясно различает небольшую, тесно сгрудившуюся кучку ребятишек.

Даня хорошо знает, что всё это детвора из соседнего бедного и старого дома, «уличные мальчишки» и «дурные дети», как их называют взрослые: сыновья сапожников, дворников и прачек. Но Данино сердце холодеет от зависти, восторга и любопытства. От няньки он слыхал о местном древнем южном обычае: под рождество дети в складчину устраивают звезду и вертеп, ходят с ним по домам знакомым и незнакомым, поют колядки и рождественские кантики и получают за это в виде вознаграждения ветчину, колбасу, пироги и всякую медную монету.

Безумно-смелая мысль мелькает в голове у Дани, настолько смелая, что он на минуту

даже прикусывает нижнюю губу, делает больплие, испуганные глаза и съёживается. Но разве в самом деле он не авиатор и не полярный путешественник? Ведь рано или поздно придётся же откровенно сказать отцу: «Ты, папа, не волнуйся, пожалуйста, а я сегодня отправляюсь на своём аэроплане через океан». Сравнительно с такими страшными словами, одеться потихоньку и выбежать на улицу сущие пустяки. Лишь бы только на его счастье старый толстый швейцар не торчал в передней, а сидел бы у себя в каморке под лестницей.

Пальто и шапку он находит в передней ощупью, возясь бесшумно в темноте. Нет ни гамаш1 ни перчаток, но ведь он только на одну минутку! Слава богу, ярко освещённая передняя пуста. Задержав дыхание, с бьющимся сердцем, Даня, как мышь, проскальзывает в тяжёлые двери, едва приоткрыв их, и вот он на улице! Чёрное небо, белый, скользкий неэкный, скрипящий под ногами снег, беготня света и теней под фонарём на тротуаре, вкусный запах зимнего воздуха, чувство свободы, одиночества и дикой смелости всё как сон!..

(По А. Куприну) (320 слов)

1 Гам5ши верхние тёплые чулки, закрывающие ногу от ступни до колена.

Какая «безумно-смелая мысль мелькает в голове у Дани»?

а Как бы ты озаглавил своё название.

этот текст?

Запиши

 

 

 

53 Составь план текста.

 

 

РАБОТА 18

Стёклышко

Красное стёклышко поблёскивало в пыльной траве. В траве возле асфальтированной дорожки через газон большого дома. Это было чудесное красное стёклышко, яркое, весёлое, живое. Острые изломы, о которые разбивались солнечные лучи, гладкие стороны в них, становясь лиловым, отражалось синее небо. Красное стёклышко ловило луч солнца, подбрасывало его, переворачивало, кидало с грани на грань (как с ладони на ладонь) и потом стреляло им из всех сил в самую неожиданную сторону.

Маленький обыкновенный котёнок, как зачарованный, смотрел на стёклышко. Котёнок прижался к пыльной траве, чтобы стёклышко его не видело, и старался угадать, куда бросит солнышко этот луч или тот. Угадывал он или ошибался всё равно ему страшно хотелось схватить зайчика, появлявшегося на траве. Сначала котёнок стеснялся, а потом подошёл к красному стёклышку. Вежливо поздоровался и сказал:

я Котя. Из этого дома. Можно я буду ловить ваших зайчиков?

Конечно, Котя. Конечно! Разве ты не знаешь, что вдвоём играть веселее? ответило стёклышко.

Они долго играли. Конечно, чудесное красное стёклышко немного подыгрывало Коте: ведь оно было взрослым.

Мимо шли люди. Люди, люди ноги для котёнка и стёклышка: туфли, босоножки, сапоги. Котя и красное стёклышко играли и не заметили, как какие-то красивые, глубоко задумавшиеся туфли задели красное стёклышко, подбросили его. Оно подскочило, подпрыгнуло несколько раз, ударилось об асфальт и рассыпалось, рассыпалось... И вот уже пять, шесть, семь осколков сверкнули на асфальте.

Котя очень удивился такому странному превращению. Котя растерялся, огорчился. Котя чуть не плакал: он не мог найти среди осколков стёклышка, своего приятеля.

Стёклышко! Стёклышко! звал Котя. Вы которое из них?

 я осколок! Я не стёклышко... Я осколок. Я не стёклышко. Я осколок. Я осколок, звенело со всех сторон.

Осколки... Осколки... Осколки... Ну разве так можно?! Разве можно не понимать, что каждый осколок это крохотное стёклышко. Крохотные искры солнца разлетаются от крохотных граней, в крохотной серединке лиловеет небо. Осколок крохотное стёклышко.

Пройдёт много времени, и ещё много времени, и ещё много, прежде чем осколок поймёт это.

(Н. Абрамцева) (309 слов)

Отметь знаком предложение (предложения), соответствующее (соответствующие) тексту. Это было чудесное красно-лиловое стёКЛЫШКО, яркое, весёлое, живое.

Котя наблюдал за тем, куда стёклышко бросит солнечного зайчика.

Котя и стёклышко видели у людей только ноги.

 Осколки очень быстро понимают, что они маленькие стёклышки.

2 Выпиши из текста предложения, в которых выражается главная мысль.

Почему СТёКЛЫШКО подыгрывало Коте? Дай развёрнутый ответ на вопрос.


ЛИТЕРАТУРА

Абрамцева Н. Стёклышко / А я кто? Сказки для добрых сердец. — М.: «Оникс», 2009.

Азбука московская для детей и родителей. / Сост.: О. Тесленко, В. Соломенцева. — М.: «Московские учебники и картолитография», 2009.

Антуан Де Сент-Экзюпери. Маленький принц. — М.: «АСТ Астрель», 2007.

Бианки В. В. Неслышимка. УММБ / В. В. Бианки. Повести и рассказы о природе. — М.: «Правда», 1988.

Бунин И. А. Эпитафия / И. А. Бунин. Повести и рассказы. — М.: «Правда», 1982.

Гаршин В. М. Сказка о жабе и розе. — М.: «Новый Ключ», 2006.

Куприн А. И. Бедный принц. А. И. Куприн. Собрание сочинений: в 5 т. Т. З. — М.: «Правда», 1982.

Мамин-Сибиряк Д. Н. Емеля-охотник /Д. Н. Мамин-Сибиряк. Избранные произведения для детей. — М.: «Государственное Издательство Детской Литературы», 1962.

НужДина Т. Д. Круглый год: Стихи и рассказы о детях, о школе, о природе / Сост.: В. В. Занков, Ю. Н. Оленичева. — М.: «Оникс», 2008.

Полуянов И. Д. Первый шаг / Мой мир, моя страна, мои друзья: стихи и рассказы / Сост.: В. В. Занков, Ю. Н. Оленичева. — М.: «Оникс», 2010.

Пришвин М. М. Жаркий час. Моя Родина / М. М. Пришвин. Кладовая солнца: Повесть и рассказы. — Минск: «Народная асвета», 1980.

Пришвин М. М. Заводь / М. М. Пришвин. Лесная капель. — М: «ЭКСмо», 2008.

Скребицкий Г. А. Лесной прадедушка. — М.: «Дениз», 1956.

Слайсов Н. И. Серьёзная птица / Н. И. Сладков. Лесные сказки. «Искатель», 2014.

Чехов А. П. Каштанка. — М.: «Рипол КИТ», 2010.


Учебное изДание

Панкова Ольга Борисовна

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ДИАГНОСТИКА

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

4 класс

Издательство «ЭКЗАМЕН»

Гигиенический сертификат

№ РОСС и.ПЩО1.НОО199 от 19.05.2016 г.

Главный редактор Л. Д. Лаппо

Редактор А. В. Птухина

Художественный редактор Л. В. Демьянова

Технический редактор Л. В. Паа,това

Корректоры Л. В. Дьячкова, Л. В. Краденых Дизайн обложки Л. В. Демьянова

 Компьютерная вёрстка М. В. Дёмина

107045, Москва, Луков пер., д. 8. www.examen.biz

E-mail: по общим вопросам: info@examen.biz; по вопросам реализации: sale@examen.biz тел./факс 8 (495) 641-00-30 (многоканальный)

Общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, брошюры, литература учебная

Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «ИПК Парето-Принт», г. Тверь, www.pareto-print.ru

По вопросам реализации обращаться по тел.: 8 (495) 641-00-30 (многоканальный).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ РАБОТ

Тетрадь для 4-го класса содержит работы, позволяющие проверить уровень сформированности синтагматического чтения, предметные, а также метапредметные умения.

В наших тетрадях предложена иная технология проверки техники чтения. Подробное описание этой технологии представлено в проверочных работах по литературному чтению для 1-го класса.

Требования по периоду безошибочного чтения, по способу чтения в начале года соотносимы с требованиями, предъявляемыми на конец 3-го класса (см. приложения 1—3). Для стартовой проверки техники чтения возможно использовать тексты, которые предлагались учащимся в конце 3-го класса. Это даст возможность учителю сравнить результаты итоговой (за 3-й класс) и стартовой проверки и зафиксировать динамику. В тетради же предложены ещё несколько вариантов работ.

Оценивание выполнения данных работ представлено в таблице.

задания

Варианты ответа

Баллы

 

Т. Н ждина «Зонтик»

 

1

зонтик

10

2

1 ) Услышал слово «зонтик» — поДумал о ДожДе

2) «Зонтик» — покрышка от солнца

З) Как использовали зонтик в Древнем Риме

4) Имя изобретателя зонтика неизвестно

5 КогДа появился зонтик в России

30

(6 баллов за каждый пункт плана)

з

«Подсолнечник» им прикрывались, когда ходили под ярким солнцем.

«Тенник» — в жа к ю погоД Даёт тень

30 (15 баллов за каждое объяснение

 

. Мамин-Сиби як «Лес»

 

1

рябину сравнивают с зелёным шатром. Ветви и листья рябины очень густые, крона де ева по о ме напоминает шатё

15 (без объяснения)

30 (с объяснением)

2

как выглядел лес, в котором охотился Емеля

20

з

Емеля всю жизнь охотился в этом лесу и очень хо ошо его знал

20

 

Н. Сладков «Се ьёзная птица»

 

1

о том, как цапли-кваквы заботятся о своих птенцах

10

2

цапля-кваква во время жары не прячется в тень, потому что своим телом прикрывает птенцов от паля его солнца

20

задания

Варианты ответа

Баллы

з

1 ) Каких только цапель нет!

2) Цапля-кваква — цаплямочная З) Какая глупая птица!

4 огаДался

40

(10 баллов за каждый пункт плана)

Ант ан де Сент-Экзюпе и «Маленький п

инц»

1

о том, что надо привоДить в поряДок свою планет

10

2

дано объяснение

15—20 (без цитат)

30 с цитатами

з

Даже скучную работу нужно обязательно выполнять. Для того чтобы был поряДок, ничего нельзя зап скать

зо

М. П ишвин «Жа кий час»

1

о наст плении весны

10

2

дано объяснение

15—20 (без цитат)

30 с цитатами

з

жа кий час

зо

М. П ишвин «Заводь»

1

сомов в завоДи очень много и по ночам они охотятся на лягушек.

Осенью ещё цветут воДяные лилии. Шелеспёр — это хищная рыба семейства ка повых

зо

2

дано объяснение

10 (без цитат)

20 с цитатами

з

дано объяснение

10 (без цитат)

20 с цитатами

Интерпретация выполнения работы:

Количество баллов

У овень

159-210

повышенный

105-158

базовый

до 104 включительно

ниже базового

 Индивидуальный оценочный лист к работам 1, 4, 5

Техника чтения. Дата

З. Осмысленность: задание 1

 

10

задание 2

 

30

задание З

 

зо

 

Итого 210

 

Индивидуальный оценочный лист к работам  2, 6

Техника чтения. Дата

4 класс. ФИ

Работа

1. Период безошибочного чтения но ма 70 слов

 

2. Способ чтения: слог + слово

20

слово

зо

слово + словосочетание

50

словосочетание (норма

 

З. Осмысленность: задание 1

зо

задание 2

20

задание З

20

Итого

210

 

Техника чтения. Дата

4 класс. ФИ

Работа ЛЬ 3. Н. Сладков «Серьёзная птица»

 

1. Период безошибочного чтения (норма 70 слов)

 

2. Способ чтения: слог + слово

20

слово

зо

слово + словосочетание

50

словосочетание но ма

70

З. Осмысленность: задание 1

10

задание 2

20

задание З

40

итого 210

 

Требования по периоду безошибочного чтения и по способу чтения к концу первого полугодия представлены в приложениях 4—7. Учащимся 4-х классов необходимо придумать название к тексту, составить план, ответить на вопрос, предложить объяснение. Следует отметить, что при составлении плана в задании может быть указание на то, сколько частей необходимо выделить в тексте — объясняется это тем, что работа по обучению составлению плана ещё не завершена.

 

ЛЬ задания

Ва ианты ответа

Баллы

И. Б ин «Осень»

1

осень прихоДила к нам светлая и тихая, так мирно и спокойно, что, казалось, конца не буДет ясным Дням.

Зато жутки были дни и ночи, когДа осень сб асывала с себя к отк ю личин

30 (15 баллов за каждое предложение)

2

осень

20

з

названо, что называют «пряжей богородицы».

дано объяснение

40 (20 баллов за каждое предложение

В. Га шин «Сказка о жабе и озе»

1

крапивой можно было любоваться тогда, когДа её зелень служила фоном для нежного и оскошного бледного ветка озы

20

2

В. Гаршин сравнивает запах розы с её словами, слезами и молитвой

25

з

1 ) Запущенный цветник

2) Сорные травы

З Роза п спилась в хо ошее майское т

45 (15 баллов за каждый пункт)

А бат Азб а московская для детей и одителей

1

дано объяснение, откуда получил название пе е лок Сивцев В ажек

20

2

названы признаки, по которым получили названия лицы и пе е лки

40 (10 баллов за каждый п изнак

з

1 ) У любой улицы обязательно есть имя 2) «По названиям улиц и переулков можно прочитать историю гороДа» з        бат

30 (10 баллов за каждый пункт плана)

И. По янов «Пе вый шаг»

1

рассказчик насторожился, когДа увиДел вальДшнепа, потому что птица необычно выглядела: она не была похожа на хищника, летела медленно, плавно, оДнако в лапах несла Добыч

20 (без цитат)

30 (с цитатами)

2

вальдшнеп с усилием взмахивал КРЫЛЬЯМИ и в лапах бе жноДе жал собственного птен

20

з

объяснён смысл последнего предложения

20 (без цитат)

40 с цитатами

М. П ишвин «Моя одина»

1

вставать и начинать работать надо рано, тогда, когДа все животные и растения тоже пробуждаются.

Человек, который охраняет прироДу, охраняет и свою один

20 (10 баллов за каждое предложение)


.ТЧђ задания

Ва ианты ответа

Баллы

2

герой начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю с МОЛОКОм. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегДа покрывалось румяной пенкой, а под этой пенкой оно было необыкновенно вк сное, и чай от него Делался п ек аСНЫМ

40

з

нужно было найти в прироДе такое, чего я ещё не виДел, и может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не вст ечался...

20

В. Бианки «Тишина бывает азная»

1

тишина вся состояла из этих почти неулоВимыХ звуков: лёгкого шелеста травы, шороха пробегающих в кочках мышей, звона паДения с листьев отДельных капель, тихого пения чейка

10

2

немой оркестр луга — лёгкий шелест травы, шорох пробегающих в кочках мышей, звоњ паДения с листьев отдельных капель, тихое пение чейка, ст екотание к знечиков

50 (10 баллов за каждый «музыкальный инструмент» о кест а

з

1 ) Неожиданно наступившая тишина

2) Летний дождь

З Тишина бывает азная

30 (10 баллов за каждый пункт плана


Интерпретация выполненйя работы:

Количество баллов

У овень

205-270

повышенный

135-204

базовый

0-134

ниже базового

Индивидуальный оценочный лист к работам Л) 7, 10

Техника чтения. Дата

4 класс. ФИ

Работа

1. Период безошибочного чтения (норма 90 слов

 

2. Способ чтения:

слово

20

слово + синтагма

зо

синтагма

50

синтагма + фраза (норма)

70

З. Осмысленность: задание 1

30

задание 2

20

задание З

40

Итого

270

 

Техника чтения. Дата

4 класс. ФИ

Работа 8. В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

1. Пе иод безошибочного чтения но ма 90 слов

 

2. Способ чтения: слово

20

слово + синтагма

зо

синтагма

50

синтагма +

аза но

ма

70

3. Осмысленность: задание 1

20

задание 2

25

задание З

45

Итого 270

 

Индивидуальный оценочный лист к работам Л) 9, 11

1. Пе иод безошибочного чтения но ма 90 слов

 

2. Способ чтения:

слово

20

слово + синтагма

зо

синтагма

50

синтагма +

аза но

ма

70

З. Осмысленность: задание 1

10

задание 2

50

задание З

зо

Итого

270

 


Техника чтения. Дата

       4 класс. ФИ           

Работа Л)

1. Пе иод безошибочного чтения но ма 90 слов

 

2. Способ чтения: слово

20

слово + синтагма

зо

синтагма

50

синтагма +

аза но

ма

70

3. Осмысленность: задание 1

20

задание 2

40

задание З

зо

Итого

270

 

Техника чтения. Дата

4 класс. ФИ

Работа N2 12. В. Бианки «Тишина бывает разная»


К концу учебного года период безошибочного чтения должен составить 110 слов при чтении фразами. Увеличение периода безошибочного чтения вносит изменения и в количество баллов, присуждаемых за выполнение заданий (см. приложения 8—11).

задания

Варианты ответа

Баллы

 

А. Чехов «Каштанка»

 

1

1 ) Каштанка испугалась 2) Потерялась!

З «Каштаюсою овлаДелц отчаяние и жас»

45 (15 баллов за каждый пункт плана

2

Каштанка поте ялась

25

з

дан развёрнутый ответ на вопрос

25 (без цитат)

40 (с цитатами

 

Г. Скребицкий «Рыбная ловля»

 

1

герой не расстроился, что ничего не поймал на рыбалке, потому что увиДел, как зимородок учит птенца ловить рыбу. Старый зимородок научил своего птенца ловить мальков

зо

2

ыбная ловля

зо

з

дано объяснение

25 (без цитат)

50 с цитатами

 

В. Бианки «Полуденная тишина»

 

1

о тишине в се еДине знойного летнего дня

15

2

в середине дня солнце стоит высоко в небе, очень жарко. Полуденная тишина в жаркий день наступает, потому что смолкают птицы, утомлённые жарой, хищники прячутся в тень, рыба перестаёт играть в реках и озёрах. Ничто не шевелится и не изДаёт никаких зв ков

20 (без цитат)

35 (с цитатами)

з

1 ) Внезапно наступившая тишина

2)  Таинственное ощущение безмолвия

3)  Полный штиль

4)  Полуденная тишина

60 (15 баллов за каждый пункт плана)

 

А. Куприн «Бедный принц»

 

1

коньки и лыжи

зо

2

Даня Иевлев мечтает стать авиатором и отк ыть оба полюса

20

з

1 ) ОжиДанце

2) Размышления Дани о новогодних поДарках

З) Мечта Дани

60 (20 баллов за каждый пункт плана)


Лђ задания

Варианты ответа

Баллы

А. Куприн «Бедный принц»

 

1

Даня решил одеться потихоньку и выбежать на улицу к «уличным мальчишкам» и «Дурным Детям»

зо

2

смелый поступок

20

з

1)              Что привлекло внимание Дани?

2)              Древний южный обычай З) Безумно-смелая мысль 4) Даня на улице!

60 (15 баллов за каждый пункт плана)

Н. Абрамцева «Стёклышко»

 

1

Котя наблюдал за тем, куда стёклышко бросит солнечного зайчика

Котя ц стёклышко виДели у людей только ноги

зо

2

Ну разве так можно?! — разве можно не понимать, что кажДый осколок это крохотное стёклышко. Осколок крохотное стёклышко

зо

з

дан развёрнутый ответ на вопрос

50


Интерпретация выполнения работы:

Количество баллов

Уровень

250-330

повышенный

165-249

базовый

до 164 включительно

ниже базового

Техника чтения. Дата

4 класс. ФИ

Работа Л) 13. А. Чехов «Каштанка»

1. Пе иод безошибочного чтения (но ма 110 слов

 

2. Способ чтения: слово + синтагма

 

синтагма

60

синтагма + фраза

80

 

аза но ма)

110

З. Осмысленность: задание 1

45

задание 2

25

задание З

40

Итого

330

 

Индивидуальный оценочный лист к работам Л) 14, 18

Техника чтения. Дата

4 класс. ФИ

Работа

1. Пе ио безошибочного чтения но ма 110 слов

 

 

2. Способ чтения:

слово + синтагма

40

синтагма

60

синтагма + фраза

80

 

аза но ма

 

110

З. Осмысленность:

з ание 1

30

за ание 2

30

за ание З

50

Итого

330

 

Техника чтения. Дата

1. Пе ио безошибочного чтения но ма 110 слов

 

2. Способ чтения:

слово + синтагма

 

синтагма

60

синтагма +

аза

80

 

аза но ма

110

З. Осмысленность:

з ание 1

зо

з ание 2

20

з ание З

60

Итого

330

 


4 класс. ФИ

Работа 15. В. Бианки «Полуденная тишина»

1. Пе ио безошибочного чтения но ма 110 слов

 

 

2. Способ чтения:

слово + синтагма

40

синтагма

60

синтагма +

аза

80

 

аза но ма

110

З. Осмысленность:

з ание 1

15

з ание 2

35

з ание З

60

Итого 330

 

Индивидуальный оценочный лист к работам 16, 17

Техника чтения. Дата

4 класс. ФИ

Работа Л)

 

чнаною«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(0I6) ЛОХИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(02) rrB9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) Г аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) а аинвйвг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(01) аинвйвг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(BNd0H) (ОД) •ноаоното

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) •ьооонои•о + онои•о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) оаои•о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) oaoro + дота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     (ОД)         'Hifada

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

винЭшь •шо/9 Поис\ап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

яоушо оашоаникоя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиашошЛоиЩ_1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(016) ОШИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(02) С1.гв9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) Г аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) б аинвйвг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) аинвЕве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

(ОД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(BWd0H) (ОД) •ьоооаото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) •ьоаоаои•о + оаои•о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) онои•а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) oaoro + дота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       (ОД)            •Hifada

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИНЭШЬ •шо/9 Eorrdau

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

яоришо оашоаьии•оя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиншошЛоиЩ1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

qI--1¶H0dR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ото ЛОХИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(02) ттв9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОР) Г аинвЕвг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) б аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОШ) аинв#ве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(виОн) (ОД) •rxoooaoro

пппппапппп

(09) •ьоооаои•о + ogoro

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(02) ogora

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) оного + ,roro

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       (ОД)         •mrado

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИНЭШН •шо/9 E0}Idau

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*09ишо оашоэышоя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиашошЛоиЧ1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



янаною«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(026) ЛОХИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) ooduoa

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) аинваевн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) ти.гв9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) BEBd(P + ВИЫВШНИО

аппппапппс

(09) видвљниа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) ВИИВШНИО + оного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Об) оного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) rrB9 •Hifada

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИНЭШЋ •шо/9 tt0Ffdau

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

яоушо оашааьии-он

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиашошЛOИ(1п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

чнаною«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ода) „ЮШИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(96) б аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) аинвйвг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) вгвф + ВВиВШниО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) ВРЫВШНИО + oaora

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) oaoro

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) rn•B9 •mrada

пппппппппг

ВИНэШН •шо/9 rorrdau

папппппппп

я09ишо оншааьшсоя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиншошЛош1п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



(11--I¶HOdR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(026) ОШИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) Г аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) б аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) rrB9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    (06)                 + ВР.ывшниа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) ВРЫВШНИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) ВИПВШНИО + oaora

ппспппвопс

(06) oaoro

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          (06)             •Hifada

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

винашь •шо/9 itorrdau

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я09ишо оашоаьигсоя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиашошЛоиЩј

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

чнааоа,«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ода) оШИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) нвп•п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) аинановчо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОТ) винажои•йафл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) ш.св9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) вевф + ВРЫВШНИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) Ви,твљниа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) ВидВШНИО + oaoro

пппппппппп

(06) oaoro

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       (06)          •mtada

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кинешь •шо/9 поиФп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

яоушо оашоаьип•он

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиншошЛарТп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00

 

 



чнааоал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(оее) лОхИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) е аинвЕве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ga) а аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(gp) аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(()II) вевк¶ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) BEBd(t) + вл,гвшниа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) ввывљнио

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) виывшниа + онота

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(()II) If1.fB9 •urado

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИНа.Т,Ь •шо/9 поиФп

пппппппппп

я09иш0 оашэаьип•оу

пппппппспп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аИНШОШЛОИЩ_1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

чнаноал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(оее) оШИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОП) ттв9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) Г аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) а аинвйвг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОП)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) B2Bd(P + ВИДВШНИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) ВИЫВШНИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) ВЛЈВШНИО + oaoro

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      (ОП)          •mtada

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИНЭШН •mo/9 Eorrdau

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я09ишо оашоаышоя

опппппгоп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиншашЛаш1п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



чнаноал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(оее) лохи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОП) ITB9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(98) б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(91) аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОП) ITB9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ОП) BEBd(t)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    (08)                  + ВиыВШНИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) ВИДВШНИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) ВИыВШНИО + oaora

пппппппппп

(ОП) тп•в9 •mtada

опапппсппс

КИНЭШћ •ШО/9 it011dau

ппапппаппп

яоушо оашаанитоя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиаљаљЛои(1п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00

 

 



 

 

чнаноал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(оге) оШИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(06) б аинвйве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(02) аинвйвг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

(ОП) птв9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(01 Т) вгвЩ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(08) вевф + ВИЈВШНИО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(09) влавшниа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ор) виывшниа + oaoro

пппвпппппг оппппппппс

       (ОП)          •mtada

винэшь •шо/9 iforrdau

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ясщишо оншоанитон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

аиншошЛоис1п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00

О

 




[1] ЭКЙмолость кустарниковое, иногда вьющееся растение с душистыми цветками.

[2] Шатёр                 большая палатка, крытая тканью, коврами.

[3] Жнивьё       1. Поле, где сжаты злаки. 2. Срезанные стебли злаков, оставшиеся после жатвы.

[4] Сёни помещение между жилой частью дома и крыльцом.

[5] Во фрунт встать навытяжку, по стойке «смирно» .

[6] Гуверн{нтка женщина, приглашённая в семью для воспитания детей.