Литературный праздник, посвящённый творчеству поэтессы Е.А. Благининой
Оценка 4.6

Литературный праздник, посвящённый творчеству поэтессы Е.А. Благининой

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
doc
3 кл—5 кл
27.01.2020
Литературный праздник, посвящённый творчеству поэтессы Е.А. Благининой
сценарий литературного праздника, посвящённого юбилею поэтессы Е.А.Благининой
Серова И.Г..doc

Литературный праздник, посвящённый творчеству поэтессы Е.А. Благининой

Подготовила учитель-логопед

ГКОУ СО «Школа АОП №1 г.Саратова»

Серова Инна Григорьевна

 

Цель и задачи:

познакомить детей с творчеством Е.А. Благининой;

прививать интерес к её творческому наследию;

прививать интерес и любовь к музыке П.И. Чайковского;

прививать любовь и бережное отношение к книге; воспитывать гражданские чувства, преемственность.

 

Сценарий праздника:

Ведущий:

Над рожью, дождиком примятой,
Стоит денёк почти сквозной.
Орловский ветер пахнет мятой,
Полынью, мёдом, тишиной…

Ведущий:  Автор этих строк  -  поэтесса Елена Александровна Благинина. И сегодня, мы поговорим о творчестве этой замечательной поэтессы, юбиляре 2018 года. Этой весной ей исполнилось бы 115 лет со дня рождения.

Ведущий: Родилась она в конце мая 1903 года в Орловской губернии. Мать и бабушка вели хозяйство, отец работал на железнодорожной станции.

 

Ведущий: Выросла Лена среди просторных лугов, лесов. И, когда в детстве слушала сказки, то верила, что сказочное случилось рядом. В лесочке стояла улыбающаяся Снегурочка, а по соседнему лугу скакал Иван-царевич на Сером Волке.

Ведущий: Елена любила природу, восторгалась её красотой, все эти чувства проявились в творчестве, в поэзии. Первое стихотворение написала в восьмилетнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в Курске, и в институте в Москве. А училась она в педагогическом институте, так как мечтала стать учительницей.

Ведущий: Но любовь к поэзии, творчеству изменила её планы. Елена окончила литературный институт и посвятила свою жизнь поэзии.

Ведущий: Первую книжку для детей Благинина выпустила в 1936 году. Она называлась «Осень».  В неё вошли стихи про все времена года.

- Какие вы знаете времена года?

- Какое сейчас время года?

 Давайте послушаем песню о весне.

(песня о весне)

Ведущий:

- Назовите весенние месяцы.

Давайте послушаем стихотворения Е.Благининой о весне в сопровождении музыки русского композитора П.И.Чайковского и подумайте, о каком весеннем месяце

рассказывается.

(Чайковский  «Времена года. Март»)

 

Ученик 1

С крыши – кап,

С крыши – кап…

Стал морозец

Очень слаб,

А снега осели.

Солнце

В горенке живёт,

Солнце

Горенкой плывёт,

Как на карусели.

 

Ученик 2

Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт, 
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;

Ещё мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны

И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду 
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.

А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу.

 

Ученик 3

Сиянье, плеск и щебет во дворе…

А верба вся в пушистом серебре:

Вот- вот сорвутся, да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь – как нежны

Доверчивые первенцы весны.

 

Ведущий:

- О каком весеннем месяце говорится в этих стихах?

- Правильно! Это первый весенний месяц март.

- А какой замечательный праздник отмечаем в начале марта и кому он посвящён?

 

Ведущий: Правильно. А теперь загадка от Елены Благининой.

Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Чьи волосы снега белее,
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?

Ведущий: Конечно же, эти строки написаны о мамах и бабушках. Детскими воспоминаниями о близких людях поэтесса делится с нами, читателями.

Ведущий:  Перед вами обложка сборника «Посидим в тишине».

Так называется одно из стихотворений в этом сборнике. У Елены Александровны написано много стихов о маме, о бабушке. Каждому читателю эти стихи становятся близкими, потому что они написаны о самых родных и дорогих нам людях. Давайте вместе послушаем это стихотворение.

Ученик 4

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..

Ученик 5

Всё хожу, всё думаю, смотрю:
"Что ж я завтра маме подарю?
Может куклу? Может быть конфет?"
Нет!
Вот тебе, родная, в твой денёк
Аленький цветочек - огонёк!

Ведущий:  Как не послушать добрые строки о бабушках?

Ученик 6


Если внуки веселы,
Бабушка — подавно:
— Ишь щебечут, как щеглы.
До чего же славно!

Если внуки есть хотят
Бабушке — отрада:
— Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!

Если внуки вышли в сад,
Бабушка в тревоге:
— Ну как дождь или град —
Ведь промочат ноги!


         Вот какая она —
         Бабушка-забота!

Ведущий: Мы собрались незадолго до большого праздника, Дня Победы – 9 мая. Все в нашей стране хорошо знают, какой ценой далась нам победа над фашистской Германией, сколько погибло в той войне солдат. Елена Александровна своими стихотворениями напоминает нам: не забывайте героев, не забывайте простых солдат, помните о том, что  они завоевали для нас эту мирную жизнь.


Ученик 7

—  Почему ты шинель бережёшь?—
Я у папы спросила. 
— Почему не порвёшь, не сожжёшь?— 
Я у папы спросила. —

—Потому я её берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа,—

Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели 
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

 

Ведущий: А мы продолжаем знакомиться с творчеством поэтессы Благининой.

В её стихах природа живёт, дружит с детьми, вызывает их удивление и любовь, под музыку Чайковского.

(Чайковский  «Времена года. Июль»)

Ученик 8

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

- С добрым утром!

- С ясным днём!

Вот как славно мы поём!

 

Ученик 9

Я дома не люблю сидеть,

Мне нравится ходить.

Люблю ходить, люблю глядеть,

Друзей с собой водить.

Люблю глядеть на облака,

На солнечный восход.

 

Ученик 10

Солнце жёлтым косяком

Улеглось на лавке

Я сегодня босиком

Бегала по травке.

Я видала, как растут

Острые травинки,

Я видала, как цветут

Синие барвинки.

 

Ведущий: А в какое время года можно бегать босиком по травке?

Интересно, сможете ли вы отгадать загадки, написанные Е. Благининой про это время года?


Как на стёжке на дорожке 
Вижу алые серёжки.
 
За одною наклонилась,
 
А на десять набрела!
 
Я клонилась – не ленилась, 
Кружку с верхом набрала.
   Земляника


Кто всю ночь по крыше бьёт, 
да постукивает,
 
И бормочет, и поёт,
 
Убаюкивает?     
Дождь

Ведущий: Давайте послушаем стихотворение про летний дождик.

Ученик 11

Широко надо мною

Туча встала стеной.

Дождь идёт стороною,

Он пройдёт стороной.

Ну, а если захочет,

Пусть, бурля и звеня,

Хоть до нитки промочит –

Пусть промочит меня!

 

И сниму босоножки,

И по стёжке прямой,

По протоптанной стёжке

Побегу я домой.

(песня о лете)

 

Ведущий: Лето – это пора каникул, игр, развлечений, считалок и прибауток. Елена Благинина сочиняла не только стихи. Из-под её пера вышло большое количество загадок, считалок, песен, потешек.

Вот какую считалку можно использовать, чтобы выбрать ведущего:

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнём!

Сколько перышек на нем?

Раз – два – три – четыре – пять,

Невозможно сосчитать!

 

Ну вот, ведущего мы выбрали, и сейчас мы поиграем в игру «Венок», автором которой тоже является Елена Благинина.

(игра Луша-цветочница, Ромашка, Гвоздика, Колокольчик, Одуванчик)

 

Луша

Я плету, плету венок,

Заплетаю полевой.

Ай-люли, ай-люли

Заплетаю полевой.

Ромашка

Белая рубашка,

Желтенький платок…

Меня зовут ромашка,

Полевой цветок.

Луша    Нам нужна ромашка?  (спрашивает у детей)

Дети    Да.

Луша    Ну беги тогда сюда.

Все

Мы плетём, плетём венок,

Заплетаем полевой.

Ай-люли, ай-люли

Заплетаем полевой.

Гвоздика

Я цветик – невеличка,

Алый, огневой.

Меня зовут гвоздика,

Цветик полевой.

Луша    Нам нужна гвоздика?  (спрашивает у детей)

Дети    Да.

Луша    Ну беги тогда сюда.

Все

Мы плетём, плетём венок,

Заплетаем полевой.

Ай-люли, ай-люли

Заплетаем полевой.

Колокольчик

В глуши еловой

Вы видели меня.

Я цветок лиловый,

Колокольчик я.

Луша    Нам нужен колокольчик?  (спрашивает у детей)

Дети    Да.

Луша    Ну беги тогда сюда.

Все

Мы плетём, плетём венок,

Заплетаем полевой.

Ай-люли, ай-люли

Заплетаем полевой.

Одуванчик

Жёлтый сарафанчик,

Прямо как желток.

Я одуванчик,

Полевой цветок.

Луша     Нам нужен одуванчик?  (спрашивает у детей)

Дети     Да.

Луша     Ну беги тогда сюда.

Все

Мы сплели, сплели венок

Из цветочков полевых.

Ай-люли, ай-люли

Из цветочков полевых.

 

Ведущий: Ну вот в игру мы поиграли, лето закончилось, и на пороге - осень.

(песня про осень)

 

Ведущий: Давайте вспомним и назовём осенние месяцы.

 

Ведущий: А сейчас послушаем осенние стихотворения Благининой  в музыкальном сопровождении Чайковского.

(Чайковский  «Времена года. Октябрь»)

 

Ученик 12

Если встанешь на заре –

Крыша в сером серебре…

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

 

Разгуляется денёк,

В полдень сядешь на пенёк,

Смотришь – на припёке

Прыгают сороки.

 

А в обед совсем теплынь –

Пахнет горькая полынь,

Тянет мёдом, мятой

И травой примятой.

 

Только этому не верь, -

Осень всё-таки  теперь:

Солнышко бледнее,

Небо холоднее.

 

Ученик 13

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

 

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

 

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели, улетели и грачи.

 

Ведущий: Осенью меняется погода и природа, и школьники после летних каникул садятся за парты, начинается учебный год. И в творчестве Благининой нашлось место для школьной  азбуки в книге «Научусь-ка я читать».

На каждую букву алфавита она сочинила весёлое стихотворение. Вы сможете прочитать эту книгу, взяв её в библиотеке.

 

Ведущий: В нашей школе ребята не только учатся читать и писать, но и учатся  трудиться. И Елена Благинина тоже писала стихи о труде, о том, как важно быть опрятными и аккуратными. Давайте послушаем стихотворение о девочках опрятных и не очень.

 

Ученик 14

Как у нашей Ирки

На чулках по дырке!

Почему,

Почему

На чулках по дырке?

Потому что неохота

Штопать нашей Ирке.

Как у нашей Натки

Штопка на пятке!

Почему,

Почему

Штопка на пятке?

Потому что неохота

Быть неряхой Натке.

 

Ведущий: И в нашей школе девочки стараются быть опрятными, аккуратными. Ведь они на уроках швейного дела учатся шить и всегда смогут зашить и заштопать.

 

Ведущий:  А теперь, давайте отгадаем загадки, которые сочинила Елена Благинина.

Что за звёздочки сквозные

На пальто, и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмёшь – вода в руке?   (снежинки)

 

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз?          (мороз)

 

Ведущий:  В какое время года бывают снежинки и мороз?  ( зимой)

(песня о зиме)

 

Ведущий:  Елена  Благинина написала красивые стихи о зиме. Давайте их послушаем.

(Чайковский  «Времена года. Декабрь»)

 

Ученик 15

Зима негаданно-нежданно

Пришла на чёрные поля

Ещё вчера была туманна

Дождём одетая земля.

 

Деревья жалобно скрипели,

Ручьи холодные текли

И вдруг метели налетели

И столько снега намели.

 

Ученик 16

Морозы жестокие

В этом году1

Тревожно за яблоньки

В нашем саду.

 

Но больше всего

Беспокойно за птиц-

За наших воробышков,

Галок, синиц.

 

Но птицы! Как холодно

В воздухе им!

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

 

Поможем! Их надо кормить

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

 

Ученик 17

Как пошла,

Пошла

Метелица

 Мести!

Заметает

Все дорог,

Все пути.

Сыплет снегом

На озябшие поля,

Согревается родимая

Земля.

Ты пляши, пляши

Метелица, пляши!

Урожаи нынче будут

Хороши!

 

Ведущий:  Сегодня у нас состоялась встреча с творчеством поэтессы  Елены Александровны Благининой. Её стихи похожи на музыку, они такие же мелодичные, плавные, нежные. И не случайно мы слушали стихи Благининой под музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в музыке смог передать всю красоту родной природы.

 

Ведущий:  В творчестве  поэта и композитора воедино сплелись стихи, музыка и природа. Мы надеемся, что и стихи, и музыка глубоко проникли в ваши сердца, и у вас появится желание продолжить знакомство с творчеством других поэтов и композиторов.

 

Ведущий:  В нашей школьной библиотеке вы можете выбрать книги не только Елены Александровны Благининой, но и других поэтов.

Благодарим за внимание!




Литературный праздник, посвящённый творчеству поэтессы

Литературный праздник, посвящённый творчеству поэтессы

Назовите весенние месяцы. Давайте послушаем стихотворения

Назовите весенние месяцы. Давайте послушаем стихотворения

Ведущий: - О каком весеннем месяце говорится в этих стихах? -

Ведущий: - О каком весеннем месяце говорится в этих стихах? -

Ничего, – шепнул он будто, –

Ничего, – шепнул он будто, –

Потому мне она дорога, Что вот в этой шинели

Потому мне она дорога, Что вот в этой шинели

Ведущий: Давайте послушаем стихотворение про летний дождик

Ведущий: Давайте послушаем стихотворение про летний дождик

Ай-люли, ай-люли Заплетаем полевой

Ай-люли, ай-люли Заплетаем полевой

Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Чайковский «Времена года. Октябрь»)

На чулках по дырке! Почему,

На чулках по дырке! Почему,

В нашем саду. Но больше всего

В нашем саду. Но больше всего
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2020