Литературный праздник "Волшебный мир зверей и птиц"
Оценка 4.7

Литературный праздник "Волшебный мир зверей и птиц"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
чтение
2 кл—3 кл
05.06.2024
Литературный праздник "Волшебный мир зверей и птиц"
Разработка литературного праздника по творчеству Е.Чарушина.
волебный мир зверей и птиц.doc

Волшебный мир зверей и птиц.

 

(Праздник посвящён 120-летию со Дня Рождения Евгения Ивановича Чарушина)

 

Звучит мелодия – заставка к передаче «В мире животных».

 

    Ведущий: Ребята, кто узнал эту мелодию? Эта мелодия перенесёт нас в волшебный мир зверей и птиц. Наш праздник посвящён творчеству известного детского писателя Евгения Ивановича Чарушина ( портрет писателя) и называется «Волшебный мир зверей и птиц».

    11 ноября Е. И. Чарушину исполнилось бы 120 лет.

    Давайте вместе с героями Чарушина окунёмся в этот волшебный мир. Но сначала пролистаем страницы его биографии.

 

    Рассказывают дети:

    1. 11ноября 1901 года в день смерти немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, которого назвали Женей.

 

    2. …Семья губернского  архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.

 

    3. Любовь к природе родители прививали сыну с детства. Позднее Чарушин писал: «Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе – всё это я с детства полюбил и пережил».

 

    4. Мать, Любовь Алдексеевна, учила ребёнка «Смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…»

 

    5. Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили.

 

    6. Мальчик рос озорным и весёлым. Однажды за какой-то проступок мать поставила его в угол за ширму. Время шло, понемногу семья обеспокоилась, что ребёнок слишком долго стоит в углу: вон же его ботинки под ширмой. Когда же ширму убрали, оказалось, что Жени там нет. Одни ботинки стоят…

 

   Ведущий: с самого раннего детства всё, что видел и слышал Женя Чарушин, он старался нарисовать. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа.»

 

    Рассказывают дети:

    8. Закончив среднюю школу, в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию. В1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств.

    9. Одеваться молодой художник любил по моде. По воспоминаниям его близкого друга Валентина Кудрова, Чарушин тогда «ходил в гольфах и пёстрых чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю, собачьего меха, короткую шубу».

 

    10. Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича – рассказ В. Бианки «Мурзук» (1928) – привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

  

     11. Его собственной первой книжкой со словами стал рассказ «Щур» (1930). Чарушин стремился «понимать животное – понимать его движение и мимику». И передовать это в рисунке и в слове.

 

    12. Став детским писателем, Чарушин создал неповторимую коллекцию правдивых и трогательных образов звериных детёнышей в рисунках, литографиях и даже в фарфоре.

    Литография – печатание с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок.

 

    13. В годы войны Чарушин жил в родном Кирове. Рисовал плакаты, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. А ещё расписал один из детских садов города, превратив его в настоящее сказочное царство.

 

    14. В 1945 году Евгений Иванович вернулся в Ленинград. И снова работал над книгами и рисунками. Уже известный художник-иллюстратор – он пробовал себя в скульптуре. И чарушинский фарфоровый заяц с морковкой был таким же тёплым, мягким и пушистым как нарисованные «зверьки».

 

    15. последней книжной работой художника были иллюстрации к «Деткам в клетке» Маршака. За неё он получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге. Было это незадолго до смерти, в 1965 году.

 

    Ведущий: Вот таким, ребята, был Евгений Иванович Чарушин – писатель и художник.

    -  Ребята, назовите произведения этого писателя. О ком все эти рассказы? (О животных.) Какими вы их увидели, читая рассказы? (Смешными, глупыми, умными, весёлыми, забавными…)

    Читая рассказы Е. И. Чарушина «…всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то немножко ироничная улыбка».

    - Давайте послушаем несколько отзывов о прочитанных книгах. ( 3-5 человек зачитывают свои отзывы)

   

    Ведущий: Посмотрите на выставку книг.

    Больше всего Чарушин любил писать о животных-малышах, но при этом всегда где-то рядом взрослые животные: мама или папа. У Чарушина есть книга, которая так и называется «Большие и маленькие». Давайте послушаем два небольших рассказа из этой книги.

 

    Рассказывают дети:

Зайчата.

    Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь не увидит.

    А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет – кто вас найдёт?

 

Медведица и медвежата.

    А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки! Не свались, не ушибись!

    Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем – лошадь догоним.

    На деревья лазим, в воду ныряем.

    Тяжёлые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.

    Мы мёд и траву едим, корешки и ягоды.

    А дичинка попадёт – и ей рады.

   

     Ведущий: « …Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. д. Всё это надо наблюдать и прочувствовать.»

   

     Ведущий:  У писателя есть рассказы, которые помогают детям преодолеть трудности. Послушаем один из них. Он называется «Как мальчик Женя научился говорить букву –Р». (Рассказ читает подготовленный ученик.)

 

    Библиотекарь: ( проводит викторину по произведениям Е. И. Чарушина)

  

     Ведущий: Работая над книгой, Чарушин придавал большое значение единству слова и текста. Вдумчиво подходил к выбору шрифтов, считая, что в книге не должно быть ничего случайного. Как правило, он предпочиталрубленные шрифты, удобные для детского чтения. На обложка часто рисовал шрифт вручную, считая, что так он органичнее сочетается с рисунками. Иногда пробовал « играть» со строчками в наборном шрифте. Как в книгах В. Бианки «Теремок», «Щур». (Показ любой книги, где можно увидеть, как построен текст.) 

    Рассказывая биографию Чарушина, мы не раз отметили, что он был не только писателем, но и художником. Некоторые свои рассказы он так и начинал «Я рисую…». Вот послушайте отрывки из рассказа «Кабаны» и посмотрите рисунки, которые нарисовал к этому рассказу Е. И. Чарушин. (Выборочное чтение и показ рисунков.)

 

    Ведущий: А теперь рассмотрите иллюстрации к другим рассказам нарисованные Чарушиным. Его звери всегда очень трогательны и эмоциональны. Главное – крупным планом показать животное, при этом не только создать художественный образ, но и изобразить своего героя правдиво с точки зрения биологии. Он считал, что рисунок должен быть живым и трогательным.

  

            ( Ведущий обращает внимание на выставку детских рисунков.)

 

    Ведущий: А вот рисунки, которые нарисовали вы к произведениям Е. И. Чарушина. Многие рисунки очень похожи на чарушинские, потому что кто-то срисовал, а кто-то читая рассказы, увидел животных такими же, как и сам Чарушин.

 

    Ведущий: Чарушин рисовал иллюстрации не только к своим произведениям, но и к произведениям других писателей. Более 100 книг проиллюстрировал Чарушин за свою жизнь.

    Читая отзывы друзей и знакомых Чарушина, он был человеком  страстным, эмоциональным и очень увлекающимся.

     «Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и называли «Евгеша-изобретатель»), - вспоминал Валентин Курдов.

 

    Ведущий: Деятельным Чарушин был с детства. Так, в 6 лет Женя заболел брюшным тифом, наевшись каши из грязног куриного корыта. Плавать научился в 11 лет, когда вместе со стадом переплывал широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Мало кто знает, что у Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

    Вот таким интересным и талантливым человеком был Евгений Иванович Чарушин.

    « Моя задача – открывать новые живописные ощущения мира и передать их через рассказы и рисунки своим читателям» (цитата написана на доске).

    Мне кажется, что Чарушин со своей задачей справился. Искусство Чарушина доброе, человечное, радует не одно поколение читателей, учит их любить ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ. (Звучит любая песенка про животных.)

 

 


Волшебный мир зверей и птиц. (Праздник посвящён 120-летию со

Волшебный мир зверей и птиц. (Праздник посвящён 120-летию со

Одеваться молодой художник любил по моде

Одеваться молодой художник любил по моде

Медведица и медвежата. А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки!

Медведица и медвежата. А ну-ка, лезь на пенёк, сорви ягодки!

Ведущий: Деятельным Чарушин был с детства

Ведущий: Деятельным Чарушин был с детства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2024