Литературный ринг (7 класс). Итоговое повторение в конце года
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
русская литература
7 кл
04.03.2018
Данный материал представляет собой урок в форме игры "Литературный ринг". Игра проводится в течение 2-х уроков. Учащиеся делятся на две команды. Можно пригласить для участия родителей. Материал для игры подобран таким образом, чтобы можно было повторить всё, что учащиеся изучали на уроках литературы с 5 по 7 класс. Интересно и увлекательно!
7 класс. Литературный ринг. Итоговое повторение в конце года. 2 часа.
Цель игры: повторить материал в рамках программы по литературе и внеклассному
чтению за курс 5 – 7 классов; способствовать развитию мышления, грамотной речи
учащихся; воспитание интереса к предмету.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня мы проводим литературный ринг, завершающий изучение
художественных произведений за курс 5 7го класса. Первый конкурс – это
представление команд.
2. Представление команд. Итоги первого конкурса.
3. Конкурс знатоков. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. Если в течение
минуты нет ответа, то вопрос передаётся команде соперников.
Вопросы 1 команде.
в
учителя
Кто подарил А.С. Пушкину свой портрет с
надписью:
«Победителюученику от
побеждённого
тот
высокоторжественный день, в который он
окончил свою поэму «Руслан и Людмила»,
1820, марта 26, Великая Пятница»? (На
квартире у Жуковского Пушкин прочёл
последнюю – шестую песню поэмы. По
окончании чтения Жуковский достал
свой портрет и, сделав надпись, вручил
его Пушкину.)
Издателем какого журнала был Некрасов?
Кто был первым основателем этого
Журнал «Современник».
журнала?
Основан А.С.Пушкиным.
Видеовопрос.
Фрагмент сказки «Конёк
горбунок». Назовите сказку, её автора. Что
должен был сделать царь, чтобы снова
помолодеть? («Конёкгорбунок. Ершов.
Искупаться в трёх котлах, стоящих на
костре: с водой студёной, варёной и в
молоке.)
Дайте полное название «Сказки о царе
Салтане…» («Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди».)
Чему в судьбе летописца Пимена в драме
«Борис Годунов» завидует проснувшийся
Григорий?
Как весело провёл свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани.
Ты рать Литвы при Шуйском
отражал,
Вопросы 2 команде.
Почему писатель В.А.Соллогуб сказал
«Смерть Пушкина возвестила России о
появлении нового поэта – Лермонтова»?
(Под впечатлением известия о дуэли и
гибели Пушкина, Лермонтов написал
стихотворение «Смерть поэта». Оно
распространилось по Петербургу,
Москве, по всей стране в тысячах стихов,
его пересылали за границу.)
Пушкина?
Как звали мать, отца, сестру, брата и няню
(Надежда Осиповна,
А.С.
Сергей Львович, Ольга Сергеевна, Лев
Сергеевич, Арина Родионовна.)
Видеовопрос. Фрагмент сказки «Двенадцать
месяцев». Назвать сказку, её автора. Кто
помог героине сказки собрать целую
«Двенадцать
корзину подснежников?
месяцев». С.Я. Маршак. Месяц апрель.
Дайте полное название «Песни про царя
Ивана Васильевича…» («Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова».)
…Пирует Пётр…
И царский пир его прекрасен…
В шатре своём он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок поднимает.
Назовите тех, кому благодарен Пётр 1 за Ты видел двор и роскошь Иоанна!
какого
творчестве
О
писателя
В.Г.Белинский сказал: «Не пишет, а рисует;
его изображения дышат живыми красками
действительности. Видишь и слышишь их…»
(О творчестве Н.В. Гоголя.)
(В своих
науку военного искусства.
примечаниях к поэме «Полтава» Пушкин
пишет на французском языке, что такой
же вопрос Петру задал Реншильд, и он
ответил, что пьёт за шведских генералов.)
Двое молодых людей на одной маленькой
станции по дороге в Москву, сняв шапки и
поклонившись в пояс этому человеку,
произнесли такие слова: «Кланяемся Вам в
знак уважения и благодарности от лица
всего русского народа». Кому были
адресованы эти слова? И.С.Тургеневу.
Подведение итогов конкурса.
4. Следующий конкурс называется «Что в имени тебе моём…»
Узнай, о ком идёт речь.
Вопросы 1 команде.
Кто из знакомых вам героев говорит о себе:
…Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
(Монахлетописец Чудова монастыря
Пимен из драмы Пушкина «Борис
Годунов».)
Какой героиней А.С. Пушкин любуется и
восхищается:
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
(Мария, дочь Кочубея из поэмы Пушкина
«Полтава».)
Он не был Примерным Мальчиком, каким
мог бы гордиться весь город. Зато он
отлично знал,
кто был примерным
мальчиком, и ненавидел его. Впрочем, через
две минуты – и даже скорее – он позабыл
все невзгоды. Не потому, чтобы они были
для него менее тяжки и горьки, чем
невзгоды, обычно мучающие взрослых
людей, но потому, что в эту минуту им
овладела новая могучая страсть и вытеснила
Вопросы 2 команде.
Его луга необозримы,
Там табуны его коней
Пасутся вольны, не хранимы.
Кругом Полтавы хутора
Окружены его садами,
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.
Кто же является хозяином этих богатств?
(Василий Леонтьевич Кочубей –
генеральный судья из поэмы Пушкина
«Полтава».)
Но самым известным среди них был малыш,
по имени… Он носил яркую голубую шляпу,
жёлтые, канареечные брюки и оранжевую
рубашку с зелёным галстуком. Он вообще
любил яркие краски.
(Незнайка.
Незнайки и его друзей».)
Н.Носов «Приключения
И хвост и мех были у него как у маленькой
кошки, а голова и все повадки – как у
ласочки. Глаза у него были розовые, и
кончик его беспокойного носа тоже был
розовый. И так умел он распушить свой
хвост, что хвост делался похожим на
круглую длинную щётку.
(РиккиТиккиТави. Р. Киплинг.) у него из головы все тревоги.
(Том Сойер. Марк Твен «Приключения
Тома Сойера».)
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным…
(Старуха. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке».)
Подвести итоги конкурсов.
5. Конкурс капитанов.
Поднять цифру с номером правильного ответа.
ЭПИТЕТ:
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
(Молодая царевна. А.С.Пушкин «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях».)
1. Художественное, поэтическое определение, подчёркивающее какоелибо
свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и
по поводу которого хочет выразить своё отношение.
2. Коротенький текст, помещённый перед текстом какоголибо произведения,
выражает основную идею
3. Подчёркнутая выразительность чеголибо (чувств, слов, поведения).
МЕТАФОРА:
1. Сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет
обозначаются с помощью других слов и понятий.
2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или
явления по сходству или контрасту: скрытое сравнение.
3. Художественное преуменьшение величины силы, значения явления.
ИНВЕРСИЯ:
1. Нарушение общепринятой грамматической последовательности речи.
2. Обман чувств, нечто кажущееся, несбыточное, эффект сходства с реальным при
отсутствии его на деле.
3. Быстрое, без предварительной подготовки, сочинение на заданную тему,
поэтический отклик на события.
РИФМА:
1. Ритмически организованная стихотворная строка.
2. Употребление одинаковых слов в стихотворной строке.
3. Созвучие окончаний в стихотворной строке.
Итоги конкурса.
6. Последний конкурс, который поможет подвести окончательный итог турнира. Вам
предстоит узнать героя по его словам.
Вопросы 1 команде.
Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее.
Зеркальце.
Везде, куда вы пойдёте и где остановитесь,
напоите и накормите просящего.
В.Мономах.
Вопросы 2 команде.
Я оставил сошку во бороздочке
Не дляради прохожегопроезжего,
А дляради мужичка да деревенщины.
Микула Селянинович.
Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе всевышний.
Пимен. Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Кудесник.
Как увижу её, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие.
Кирибеевич.
Божья помочь тебе, оратайоратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати…
Вольга.
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время.
Князь Олег.
Послушай: если было б нам,
Ему иль мне, погибнуть надо,
А ты бы нам судьёй была,
Кого б ты в жертву принесла,
Кому бы ты была ограда?
Мазепа.
Борис! Борис!
Всё пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца…
Григорий.
Я – врач, но даров мне не надо. Мой слово
таково: если не буду его супругой, нечего
мне и лечить его.
Феврония.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Пётр 1.
Итоги конкурса. Итоги игры.
Закончить нашу встречу я хочу словами Д.С.Лихачёва: «У человека должны быть
любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в
деталях… Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или
иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь».
Литературный ринг (7 класс). Итоговое повторение в конце года
Литературный ринг (7 класс). Итоговое повторение в конце года
Литературный ринг (7 класс). Итоговое повторение в конце года
Литературный ринг (7 класс). Итоговое повторение в конце года
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.