Литературный ринг "Знатоки сказок"
Оценка 5

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа
5 кл
13.02.2019
Литературный ринг "Знатоки сказок"
Эта методическая разработка рассчитана на обучающихся 5 класса. Благодаря ей легко можно проверить знание русских народных сказок, литературных сказок и их особенности и отличия. Мероприятие построено в виде игры, где каждый участник может почувствовать себя как индивидуальный участник и лицо всей команды
Брейн-ринг.doc
Литературный ринг «Знатоки сказок» Цель:  Активизировать имеющиеся у детей знания о сказках. Задачи: Закрепить понятия: народная и литературная сказка.    Проверить знания у детей видов сказок, умения приводить примеры среди  литературных сказок  Формировать и развивать умения чётко и правильно формулировать ответы,  быстро находить верное решение  Продолжить обогащение словаря детей новыми словами.    Повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора Развивать творческие способности, логическое мышление учащихся; учащихся.  Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам;  Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного  отношения друг к другу.  Оборудование:        Книжная выставка «Сказки».  Красивая надпись на доске, название игры  Бубен вместо гонга.  Музыкальные молоточки Магнитофон с записями для музыкальных пауз.  «Волшебный сундук», из которого извлекается «Черный ящик» и т.п.  Предметы для «Черного ящика»: цветок, мочалка, фрукты и овощи  (луковица, помидор, апельсин, лимон), веретено, иллюстрации к сказкам   Конверты с вопросами игры.   Призовые фишки за правильные ответы.  Ход занятия Оргмомент: Встать в круг. Взяться за руки. Пожелание друг другу.  I. Вступительная беседа ­На   уроках   литературы   вы   читаете   литературные   сказки.  Сегодня   наша игротека посвящается разным сказкам. С этим жанром вы знакомы с раннего детства.  ­ Какие самые первые сказки узнают все дети в нашей стране? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»). ­ Какие это сказки? ­ А кто автор этих сказок? (Это русские народные сказки) ­ Есть сказки, которые сочиняет народ, а есть сказки авторские. Их мы называем литературные. ­ Кто автор этих сказок? (Писатели). ­ Каких писателей­сказочников вы знаете? (Отечественные: А.С.Пушкин, К.Ушинский, К.Чуковский, Е.Шварц и др. Зарубежные: Шарль Перро, Ханс Кристиан Андерсен, братья Гримм и др.) ­ Все сказки бывают трёх видов. Назовите их. Особенности этих видов? Те,   в   которых   действуют   необычные   герои:   предметы,   вещи,   которые совершают разные чудеса, называются? (Волшебные).  Приведите   примеры   литературных   волшебных   сказок  («Золушка», «Летучий корабль», «Карлик­Нос»). ­   Сказки,   в   которых   описываются   отношения   людей,   называются бытовыми.  ­ Какие из прочитанных вами сказок можно отнести к бытовым сказкам? («Бабушка   метелица»   братья   Гримм,   «Мужик   и   огурцы»,   «Два   брата» Л.Н.Толстой, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин). ­   Очень   много   сказок,   в   которых   действующими   лицами   являются животные.   Назовите   такие   сказки  («Серая   Шейка»,   «Алёнушкины   сказки» Д.Н.Мамин­Сибиряк, «Лев и мышь» «Ёж и Заяц» Л.Н.Толстой, «Лягушка­ путешественница» В.М.Гаршин). ­ В сказках собрана народная мудрость. Казалось бы, такая простая и всем знакомая русская народная сказка «Волк и семеро козлят» чему она нас учит? (Основам безопасности жизнедеятельности).  ­ А литературная сказка Л.Н. Толстова «Два брата»? (взаимовыручке) ­Каждая   сказка,   будь   то   народная   или   литературная,   обогащает   нас жизненным опытом, учит добру и справедливости. II. Правила игры Сегодня   мы   с   вами   сыграем   в   замечательную   игру   «Литературный   ринг»   и выясним, хорошо ли вы знаете литературные сказки. В игре принимают участие две команды. Команда 5 кл. и команда 6 кл. Поприветствуем их. (Называть игрока и качество, ему присущее) Игра состоит из трёх раундов и конкурсом «Актёрское мастерство» В каждом по несколько вопросов. После удара в бубен я буду задавать вопрос командам.  На обсуждение даётся не более 1 минуты. Та команда, которая первой знает ответ, оповещает сигналом молоточка.  Капитаны команд выносят окончательное решение, кто будет отвечать на вопрос.  Если ответ неполный, то команда может дополнить ответ своего участника.  За правильный и полный ответ команда получает две призовые фишки.  Если ответ неверный, то право ответа переходит к другой команде.  Неполный   ответ   может   дополнить   другая   команда,   и   тогда   призовые   фишки делятся между обеими командами.  Выкрики с места не засчитываются. Зрители могут поддержать свою команду различными речевками или  лозунгами III. Начало игры Первый раунд: «Разминочный» • Героиня, какой сказки, так говорит о себе:  «Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5см. Как меня зовут?» Кто автор этой сказки? (Дюймовочка) (Г.Х.Андерсен) • Назовите автора и сказку, отрывок из которой вы услышите:  «Появился   на   птичьем   дворе   маленький   птенец,   и   до   того   он   был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью»                                      (Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок») «Давным­давно в маленьком городке жил старый шарманщик. Он жил в каморке под лестницей, где ничего не было, кроме красивого очага в стене».              (А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино») «Сын мельника, получив в наследство от отца лишь кота, загоревал. Тогда умный кот решил помочь своему хозяину» (Е.Л.Шварц «Кот в сапогах» • Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала, и я все стал видеть   злым   и   безобразным».  (Кай,   герой   сказки   Г.Х.Андерсена   «Снежная королева») «Моё призвание – помогать всем, кто себя плохо чувствует. И совсем не важно, где он находится, потому что я готов прийти на помощь даже на край света».  (Айболит, герой сказки К.И.Чуковского )   В какой сказке герой – чудак пел: Эх, как неловки божие коровки!                                                              То ли дело – муравьи или ящерицы! Эх, вот так чудеса! Жуки ловят зайца. Под кустом сидит лиса, очень удивляется! («Про Иванушку­дурачка», рус.нар сказка в обработке М.Горького) Второй раунд: «Волшебный» • Внимание – Маска! (по 1 минуте) ­ Назовите героя, название и автора сказки по описанию одного из героев. 1. …Она была вся, как зимний снег, бела, Грива в землю, золотая, в мелки кудри завитая.                                    (Кобылица, П.П.Ершов «Конёк­горбунок») 2. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плётку.  (А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино») 3.Герой   этот   лет   десяти,   он   хрупкий,   тоненький,   быстрый,   как ящерица,   пёстрые   лохмотья   болтаются   на   узких   плечах,   в бесчисленные дыры выглядывает кожа, тёмная от солнца и грязи.         (Пепе, М.Горький Из «Сказок об Италии»)  –   «Волшебный сундучок»! (1 минута) • Внимание    Им   можно   любоваться,   преподнести   в   подарок,   им   можно   разбить человеческое   сердце,   а   в   сказке   ­   это   символ   верности   и   преданности, бесстрашия перед неизвестностью и от него зависела жизнь другого существа.. (Аленький цветочек, С.Т. Аксаков) • Внимание – «Волшебная папка»!  Узнайте сказку по иллюстрациям. Назовите ее полное название и автора.   Загадка Ответьте на вопрос автора.  1. Есть, вишь, море; Чудо­кит поперёк его лежит: Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты… Он, бедняк, меня прошал, чтобы я тебя спрошал: Скоро ль кончится мученье? И на что он тут лежит?...»  Кто кого спрашивает? (Пётр Павлович Ершов «Конёк­горбунок»,  «Он за то несёт мученье, что без божия веленья Проглотил среди морей три десятка кораблей. Если даст он им свободу, снимет бог с него невзгоду. Вмиг все раны заживит, долгим веком наградит».) • Внимание – «Волшебная корзинка»! В какой сказке эти овощи и фрукты (луковица, помидор, лимон, апельсин) действуют как живые существа? Кто написал эту сказку?  (Д. Родари «Приключения Чипполино») Какие ещё фрукты и овощи вы бы добавили в корзину?  • Внимание – «Волшебная шкатулка»! (1 минута) Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Что это за вещь? Из какой сказки? Кто ее автор?  (Крокодил проглотил мочалку в сказке К.Чуковского «Мойдодыр») • Внимание – «Черный ящик»! Здесь   находится   вещь,   которую   обронила   в   колодец   одна   из   главных героинь сказки братьев Гримм? (Веретено, Сказка братьев Гримм «Бабушка Метелица») Третий раунд: «Самый внимательный» • Внимательность и наблюдательность: 1. Как звали храброго портного из сказки братьев Гримм? (Ганс) 2. Как звали братьев из сказки П. П. Ершова «Конёк­горбунок»? (Данила, Гаврила, Иван) 3. Какие имена были у девочек из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» (Рукодельница и Ленивица) • Внимание – реклама!   Вот вам дети по стреле: И стреляйте на заре. Где стрела­то упадет Там и счастье ваше ждет. По   какой   сказке   сделана   эта   реклама?  (В   сказке   «Царевна­лягушка» братья пускали стрелы, чтобы найти себе жен. Стрела младшего ­ Ивана попала в болото, где ее подобрала заколдованная царевна­лягушка.)  Каким   очень   необычным   видом   транспорта   воспользовался   герой русской   народной   сказки,   чтобы   попасть   к   царю   во   дворец?   Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал по печке в сказке «По щучьему велению») • Объясните выражение (1 минута) «Двух коней, коль хошь, продай, но конька не отдавай Ни за пояс, ни за шапку, ни за чёрную, слышь, бабку» Кто эта бабка из сказки Ершова «Конёк­горбунок»? (Бабка – игральная кость, надкопытный сустав коровы; употреблялась, как бита) «…особливо   в  вакантное   время,   когда   он   бывал   разлучен   надолго   со своими   товарищами,   когда   часто   целые   дни   просиживал   в   уединении,   юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам».  О каком вакантном времени идёт речь в сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»?  (Вакантное время – свободное от занятий время, каникулы)  О   каких   двух   важных   открытиях   узнал   Миша,   герой   сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», от колокольчика. Они имеют прямое отношение одно к рисованию, а другое к музыке? Связь сказки с жизнью (1 минута) (Вдали   все   предметы   кажутся   маленькими,   а   вблизи   –   большими. Высота звука зависит от размера инструмента: чем больше, тем ниже (толще), а чем меньше, тем выше (тоньше) • Какие слова надо было сказать, чтобы цветик­семицветик исполнил все желания? (Лети,   лети   лепесток,   через   запад   на   восток,   через   север,   через   юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли быть по­моему… вели.) Кто автор сказки «Цветик­семицветик»? (В.Катаев) В каких ещё сказках есть заговор, волшебные слова?  Какие литературные сказки имеют двойные названия? «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н.Толстой  Актёрское мастерство  Домашним заданием команд было подготовить инсценирование одной из литературных сказок. На выступление отводится 5 минут. Пока   наши   команды   готовятся   показать   своё   домашнее   задание, викторина для болельщиков. Вы можете заработать дополнительные жетоны своей команде или команде соперников. 1. Кто написал сказку “Карлик Нос” (Вильгельм Гауф)  2. Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)  3. Кто такая Матильда в мультфильме о Малыше и Карлсоне? (кошка)  4. Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей) 5. (для взрослых)  Однажды Дж. Свифт  спросил своего слугу: ­ Том, что это значит? Мои сапоги не вычищены? ­ Нет, сэр – ответил Том – Вы же собираетесь идти гулять, так я подумал:  они всё равно станут грязными. ­ Хорошо, собирайся, Том, пойдёшь со мной. ­ Но, сэр, я ещё не завтракал… Вопрос: Что же ответил Дж. Свифт?!  (Не беда, всё равно опять проголодаешься”) IV. Завершение игры Подведение итогов игры.  Награждение команд. Награждение отдельных участников игры. Исполнение песни «Маленькая страна»

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"

Литературный ринг "Знатоки сказок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2019