Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Школа №4
Логопедическое занятие с младшими школьникамис ОВЗ
в 1 дополнительном классе
Тема: « Дифференциация звуков [ ж ]- [ш] в устной и письменной речи»
Магулий Наталья Фёдоровна, учитель-логопед
Цель: обучающиеся научатся дифференцировать согласные звуки [ ж ]- [ш] по глухости-звонкости в устной речи и на письме.
Содержание логопедического занятия разработано с учётом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей; направлено на решение проблемы повышения позитивной мотивации обучающихся. В процессе занятия развиваются коммуникативные компетенции учащихся через формирование жизненных и социально – бытовых навыков.
Задачи:
1.Актуализировать субъективный опыт учащихся по теме « Дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости»
2.Обеспечить развитие у обучающихся умений применять знания в разнообразных ситуациях с учётом их развития.
3.Обеспечить понимание учащимися цели занятия, научить применять полученные знания на практике.
4. Расширить и активизировать словарный запас, совершенствовать навыки чтения через чтение тестового материала (стихотворения, скороговорки на звуки Ж, Ш).
5.Развивать жизненные и коммуникативные компетенции через формирование социально-поведенческих навыков, умения ориентироваться в пространстве и времени (времена, месяцы года). Формировать умение работать в группе и индивидуально в бесконфликтной ситуации.
Ресурсы: индивидуальные поурочные карточки с заданиями, мяч, рабочие тетради, картинный план занятия.
Речевой материал: отработка умения строить ответ развёрнутыми предложениями, используя обороты речи «Я думаю…», «Я считаю,..», «Моё мнение…».
Этапы Задачи |
Деятельность логопеда |
Деятельность учащегося |
1.Организационный этап. Психологически подготовить учащихся к общению на занятии
|
Организует начало деятельности обучающихся. Приветствие логопеда, доброжелательный настрой. Развитие внимания, мышления, навыков правильного анализа и синтеза слов; повторение названий месяцев (проводится на каждом занятии в течение года) |
Устное определение места звука в слове на примере названий животных; месяцев года |
II. Актуализация субъективного опыта учащихся Обеспечить включение учеников совместную деятельность по определению цели учебного занятия
|
- Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные звуки, похожие по произношению. Прослушайте стихотворение: Шорох, шептанье, шумок за окном… Шлёпанье лёгкое…Кто это? Гном? Ш-Ш-Ш-Ш-Ш! Там за окошком, нам не видна Шустрым мышонком шуршит тишина… Какой звук повторяется чаще других? [ш]. Назовите слова со звуком « ш» из стихотворения. Повторяем скороговорку: Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука! Какой звук встречается часто? [ж]. Назовите слова со звуком [ж] из стихотворения. Какие звуки будем изучать? |
Полные ответы учащихся с использованием оборотов речи: «Я думаю…», « Моё мнение…».
Полные ответы учащихся с использованием оборотов речи «Я думаю…», « Моё мнение…».
|
Развитие фонематического восприятия, уточнение правильной артикуляции звуков [ж] –[ш.] Обеспечить включение обучающихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия |
Выделение звука в словах: жук, шуба, жираф, кружок, кощка. Сравнительная характеристика звуков [ж] – [ш]. - «Как надо чётко и правильно произносить звук [ш]? Произнесите вместе со мной: Ш-Ш-Ш. Обратите внимание на своё произношение и понаблюдайте в зеркале: Ш-Ш-Ш. Дайте полную характеристику звукам [ж] – [ш]. Делаем вывод: Звук [ж] говорим с голосом, значит он какой? Звук [ш] говорим без голоса, глухо, значит он какой? Правильно,молодцы.
|
Ответы учащихся: «Когда произносим звук [ж] – слышим голос, а при звуке [ш] нет голоса. В этом и есть главное различие звуков [ж] – [ш]».
Ученики:он звонкий
Ученики: он глухой |
Этап изучения нового материала Дифференциация звуков [ж]–[ш] на слух, в произношении, на письме. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: построение алгоритма деятельности
|
1.Работа с сигнальными карточками. Прослушать слог, слово, поднять нужную карточку: Ша, жа, шо, шу, жу, ши, жи, же, ше, ош, уш, аша, уже, ушу. Жара, шорох, шум, живот, кружок, парашок, Женя, шея, жасмин, движение, жалко, кружить, щтора. 2.Работа в индивидуальных поурочных карточках. Записать слова, добавляя недостающий слог жи или ши. Мы___, лы___, но___, лу___, кры___, малы___ пи___, ска___. (правописание сочетаний ЖИ, ШИ.) 3.Работа над словосочетанием в малой группе (по 2 человека). Выполнить следующую задание: подобрать нужное сочетание словам первого столбика. Запишите словосочетания. Книжный жеребёнок Железная жаба Бумажный жираф Длинношеий пушка Опасный мешок |
Работают с сигнальными карточками звуков Ш,Ж
Вспоминают правило Коллективная проверка после выполнения задания
Работают в группе в бесконфликтной ситуации. Записывают словосочетания. Устная проверка «Я думаю…» |
Обеспечить мотивацию учащихся. Развитие коммуникативных навыков общения
|
||
Физкультурная пауза
Обеспечить отдых учащихся в зависимости от утомления
|
Стихотворение «Жук» сопровождается движениями рук и пальцев) На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашкой Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь.
|
Повторяют упражнения за логопедом |
Содействовать усвоению учащимися алгоритма деятельности для осмысления и запоминания изучаемого материала |
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов (устно) Составить слова из букв, слогов: Ж, а, б, а. Л,у,ж,а. Ш,а,п,к,а. М,а,ш,и н,а. П,и,ж ,а.м ,а.К.н,и,ж,к,а.
Найдите звук на орфографической линеечке, Определите номер звука в слове. Проверьте слово «книжка» известным вам способом. Запишите слова. |
Учащиеся выполняют анализ и синтез слова устно Подбирают проверочное слово Отвечают, используя обороты ««Я думаю»
|
Весёлая разминка «Тётя Весельчак» Обеспечить отдых учащихся в зависимости от утомления |
Весёлая разминка под музыку со словами и движениями пальцев, кистей рук, тела, танцевальные движения |
Выполняют движения
|
Игра с мячом Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности в разнообразных ситуациях |
Игра «Четвёртый лишний». Машина, пижама, мишень, мышонок. Художник, баклажан, ежевика, карандаш. Жаба, кукушка, жаворонок, жёлудь. Шкаф, шмель, шакал, жираф.
|
Ловят мяч, анализируют состав слова, называют лишнее слово |
Этап применения знаний
Обеспечить развитие у обучающихся умений самостоятельно применять полученные ранее знания в разнообразных ситуациях |
«Я получила письмо. Все слова в нём зашифрованы. Составьте слова по известному вам способу (выделяя первую букву из картинки). Картинки для слов: 1.Хомяк,уточка,домик,одуванчик,жук,носорог,индюк,кошка (художник)
2.Шмель,одуванчик,фонарь,ёжик,рыба (шофёр). 3.Сова,аист,петух,облако,жираф,носорог,игла,крокодил (сапожник) Слова: Художник, Шофёр, Сапожник Названия каких животных здесь встретились? Запишите слова, составьте предложения с получившимися словами».
|
Выполняют анализ и синтез слова Составляют слова-профессии, устно – предложения. Отвечают, используя обороты речи: «Я думаю…», « Моё мнение…». |
Этап рефлексии Развитие позитивной мотивации
|
-Чему мы сегодня научились? Что мы делали для этого на занятии? Инициировать рефлексию учащихся по своей деятельности, эмоциональному состоянию, взаимодействию с одноклассниками.
|
Отвечают, используя обороты речи: «Я думаю…», « Моё мнение…».
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.