Логопедическое занятие "Дифференциация звуков "Ж"-"З"
Оценка 5

Логопедическое занятие "Дифференциация звуков "Ж"-"З"

Оценка 5
Работа в классе
docx
дефектология
6 кл—8 кл
20.05.2022
Логопедическое занятие "Дифференциация звуков  "Ж"-"З"
Содержание логопедического занятия разработано с учётом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей с ОВЗ; направлено на решение проблемы повышения позитивной мотивации обучающихся. В процессе занятия развиваются коммуникативные компетенции учащихся через формирование жизненных и социально – бытовых навыков.
ЗАНЯТИЕ.docx

Краевое  государственное казённое  общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Школа №4

 

Логопедическое  занятие с  младшими школьникамис ОВЗ

в 1 дополнительном   классе

 

Тема: « Дифференциация  звуков [ ж ]- [ш] в устной и письменной речи»

 

Магулий  Наталья Фёдоровна, учитель-логопед

 

Цель: обучающиеся  научатся  дифференцировать согласные  звуки [ ж ]- [ш]   по глухости-звонкости в устной речи и на письме.

 

Содержание логопедического занятия разработано  с учётом индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей; направлено на решение проблемы  повышения позитивной мотивации обучающихся. В процессе занятия развиваются коммуникативные компетенции учащихся через формирование  жизненных и социально – бытовых  навыков.

 

 Задачи:

1.Актуализировать субъективный опыт учащихся по теме « Дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости»

2.Обеспечить  развитие у обучающихся умений  применять  знания в разнообразных ситуациях с учётом их развития.

3.Обеспечить понимание учащимися цели занятия, научить применять полученные знания на практике.

4. Расширить и активизировать словарный запас, совершенствовать навыки чтения через чтение тестового материала (стихотворения, скороговорки на звуки Ж, Ш).

5.Развивать жизненные и коммуникативные   компетенции через  формирование социально-поведенческих навыков, умения ориентироваться в пространстве и времени (времена, месяцы года). Формировать  умение работать в группе и индивидуально в бесконфликтной ситуации.

Ресурсы: индивидуальные поурочные  карточки с заданиями, мяч,  рабочие тетради,  картинный план занятия.

Речевой материал: отработка умения  строить ответ   развёрнутыми предложениями, используя обороты речи «Я думаю…», «Я считаю,..»,  «Моё мнение…».

Этапы

Задачи

Деятельность логопеда

Деятельность учащегося

1.Организационный  этап.

Психологически подготовить учащихся к общению на занятии

 

 

 

Организует начало деятельности  обучающихся. Приветствие логопеда, доброжелательный настрой. Развитие внимания, мышления,  навыков правильного  анализа и синтеза слов; повторение названий месяцев (проводится на каждом занятии в течение года)

Устное  определение  места звука в слове на примере названий

животных; месяцев года

II. Актуализация субъективного опыта учащихся

Обеспечить включение учеников совместную

деятельность по определению цели учебного занятия

 

- Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные звуки, похожие по произношению. Прослушайте стихотворение:

Шорох, шептанье, шумок за окном…

Шлёпанье лёгкое…Кто это? Гном?

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш!

Там за окошком, нам не видна

Шустрым мышонком шуршит тишина…

 Какой  звук повторяется чаще других? [ш].

Назовите слова со звуком « ш»  из стихотворения.

Повторяем скороговорку:

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука!

Какой звук встречается часто? [ж].

Назовите слова со звуком [ж]  из стихотворения. Какие звуки будем изучать?

Полные  ответы учащихся с использованием оборотов речи: «Я думаю…», « Моё мнение…».

 

 

 

 

 

 

Полные ответы учащихся с использованием оборотов речи «Я думаю…», « Моё мнение…».

 

Развитие  фонематического  восприятия,  уточнение правильной

артикуляции звуков [ж] –[ш.]

Обеспечить включение обучающихся  в совместную деятельность по определению  целей учебного занятия

Выделение  звука в словах:  жук, шуба, жираф, кружок, кощка. Сравнительная характеристика звуков [ж] – [ш].

- «Как надо чётко и правильно произносить звук [ш]? Произнесите вместе со мной: Ш-Ш-Ш. Обратите внимание на своё произношение и понаблюдайте в зеркале: Ш-Ш-Ш. Дайте полную характеристику звукам [ж] – [ш].

Делаем вывод:

Звук [ж]  говорим с голосом, значит он какой?

 Звук [ш] говорим без голоса,  глухо, значит он какой?

Правильно,молодцы.

 

 Ответы учащихся: «Когда произносим звук [ж] – слышим голос, а при звуке [ш] нет голоса. В этом и есть главное различие звуков [ж] – [ш]».

 

 

 

Ученики:он звонкий

 

Ученики: он глухой

Этап изучения нового материала

Дифференциация звуков [ж]–[ш] на слух, в произношении, на письме.

Обеспечить восприятие,

осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала: построение алгоритма деятельности

 

 

 

1.Работа с сигнальными карточками.

Прослушать слог, слово, поднять нужную карточку:

Ша, жа, шо, шу, жу, ши, жи, же, ше, ош, уш, аша, уже, ушу.

Жара, шорох, шум, живот, кружок, парашок, Женя, шея, жасмин, движение, жалко, кружить, щтора.

2.Работа в индивидуальных поурочных  карточках. Записать слова, добавляя недостающий слог жи или ши.

Мы___, лы___, но___, лу___, кры___, малы___  пи___, ска___.  (правописание сочетаний ЖИ, ШИ.)

3.Работа над словосочетанием в малой группе (по 2 человека). Выполнить следующую задание: подобрать нужное  сочетание словам первого столбика. Запишите словосочетания.

Книжный                жеребёнок

Железная                жаба

Бумажный               жираф              

Длинношеий           пушка

Опасный                  мешок                       

Работают с сигнальными карточками звуков Ш,Ж

 

 

 

 

 

 

Вспоминают правило

Коллективная проверка после выполнения задания

 

 

Работают в группе  в бесконфликтной

ситуации.

Записывают словосочетания.

Устная проверка

«Я думаю…»

Обеспечить мотивацию учащихся.  Развитие коммуникативных навыков общения

 

 

Физкультурная пауза

 

Обеспечить отдых учащихся в зависимости от утомления 

 

Стихотворение «Жук» сопровождается движениями рук и пальцев)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашкой

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

 

Повторяют  упражнения за логопедом

Содействовать усвоению учащимися алгоритма деятельности для осмысления и запоминания изучаемого материала

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов (устно)

Составить слова из букв, слогов:

 Ж, а, б, а.  Л,у,ж,а. Ш,а,п,к,а.                               

 М,а,ш,и н,а. П,и,ж ,а.м ,а.К.н,и,ж,к,а.

 

Найдите звук на орфографической линеечке, Определите номер звука в слове.   

Проверьте слово «книжка» известным вам способом. Запишите слова.

Учащиеся выполняют анализ и синтез слова устно

Подбирают проверочное слово Отвечают, используя обороты ««Я думаю»

 

 

Весёлая разминка «Тётя Весельчак»

Обеспечить отдых учащихся в зависимости от утомления

Весёлая разминка под музыку со словами и движениями  пальцев, кистей рук, тела, танцевальные движения

Выполняют движения

 

Игра с мячом

Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности в разнообразных ситуациях

Игра «Четвёртый лишний».

Машина, пижама, мишень, мышонок.

Художник, баклажан, ежевика, карандаш.

Жаба, кукушка, жаворонок, жёлудь.

Шкаф, шмель, шакал, жираф.

 

Ловят мяч, анализируют состав слова, называют лишнее слово

Этап применения знаний

 

Обеспечить развитие у обучающихся умений самостоятельно применять  полученные ранее знания  в разнообразных ситуациях

«Я получила письмо. Все слова в нём зашифрованы. Составьте слова по известному вам способу (выделяя первую букву из картинки). Картинки для слов:

1.Хомяк,уточка,домик,одуванчик,жук,носорог,индюк,кошка (художник)

 

2.Шмель,одуванчик,фонарь,ёжик,рыба

(шофёр).

3.Сова,аист,петух,облако,жираф,носорог,игла,крокодил (сапожник)

Слова: Художник, Шофёр, Сапожник

Названия каких животных здесь встретились?

Запишите слова,  составьте предложения с получившимися  словами».

 

 Выполняют анализ и синтез слова Составляют слова-профессии, устно – предложения.

 Отвечают,

используя обороты речи: «Я думаю…», « Моё мнение…».

 

Этап рефлексии

Развитие позитивной мотивации  

           

-Чему мы сегодня научились?

Что мы делали для этого на занятии?

Инициировать рефлексию учащихся  по своей деятельности, эмоциональному состоянию, взаимодействию с одноклассниками.

 

Отвечают,

используя обороты речи: «Я думаю…», « Моё мнение…».

 

 


 

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Школа №4

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Школа №4

Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные звуки, похожие по произношению

Сегодня на занятии мы будем учиться различать согласные звуки, похожие по произношению

ЖИ, ШИ.) 3.Работа над словосочетанием в малой группе (по 2 человека)

ЖИ, ШИ.) 3.Работа над словосочетанием в малой группе (по 2 человека)

Я получила письмо. Все слова в нём зашифрованы

Я получила письмо. Все слова в нём зашифрованы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2022