Игры с сыпучими материалами для работы с сенсорным развитием и межполушарным взаимодействием у первоклассников

  • Работа в классе
  • docx
  • 23.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Развитие сенсорного восприятия и координации движений у первоклассников посредством игр с сыпучими материалами, а также укрепление межполушарного взаимодействия для улучшения когнитивных функций и мелкой моторики.
Иконка файла материала Игры с сыпучими материалами для работы с сенсорным развитием у первоклассников.docx

Игры с сыпучими материалами для работы с сенсорным развитием и межполушарным взаимодействием у первоклассников

Цель работы

Развитие сенсорного восприятия и координации движений у первоклассников посредством игр с сыпучими материалами, а также укрепление межполушарного взаимодействия для улучшения когнитивных функций и мелкой моторики.

Задачи

  1. Развить тактильную чувствительность и сенсорное восприятие у детей.
  2. Стимулировать работу обоих полушарий головного мозга.
  3. Улучшить координацию движений и мелкую моторику рук.
  4. Способствовать концентрации внимания и развитию пространственного мышления.
  5. Создать комфортную и познавательную игровую среду для обучения.

Особенности работы

Игры с сыпучими материалами позволяют детям активно задействовать тактильные ощущения, что способствует развитию речи, внимания и памяти. Использование таких материалов, как песок, крупы, соль или манка, обеспечивает мягкую и безопасную среду для сенсорных упражнений. Особое внимание уделяется двуручным упражнениям, которые помогают активизировать межполушарные связи.

Условия проведения

  • Игры проводятся в спокойной обстановке, без отвлекающих факторов.
  • Дети работают за удобными столами или на специальных игровых зонах с подносами.
  • Используются натуральные, безопасные материалы (песок, соль, манка, фасоль и др.).
  • Занятия должны быть короткими (10-15 минут), чтобы избежать переутомления.
  • Игры проводятся как индивидуально, так и в малых группах.

Примеры игр и упражнений

1. «Рисование на песке»

Материалы: поднос с песком. Шаги:

  1. Разровнять песок по поверхности подноса.
  2. Попросить ребёнка нарисовать пальцем простые фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  3. Усложнить задание, предложив написать буквы или цифры.
  4. Использовать обе руки поочерёдно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий.

2. «Найди сокровище»

Материалы: коробка с манкой или фасолью, небольшие игрушки. Шаги:

  1. Спрятать мелкие предметы в манке или фасоли.
  2. Попросить ребёнка найти их руками, ориентируясь на тактильные ощущения.
  3. Можно усложнить, предложив искать предметы только одной рукой или с закрытыми глазами.

3. «Следы в песке»

Материалы: песок, фигурки животных. Шаги:

  1. Дать ребёнку фигурки животных.
  2. Попросить оставить следы в песке и угадать, какому животному они принадлежат.
  3. Развить игру, предлагая создать «историю» по следам.

4. «Засыпай дорожки»

Материалы: поднос с манкой, палочки или ложки. Шаги:

  1. Нарисовать дорожки (линии, волны) в манке.
  2. Попросить ребёнка засыпать дорожки пальцами или ложечкой.
  3. Менять руки для выполнения задания, активизируя межполушарное взаимодействие.

5. «Песочные буквы»

Материалы: песок, карточки с буквами. Шаги:

  1. Разровнять песок.
  2. Вытянуть карточку с буквой.
  3. Попросить ребёнка написать букву на песке пальцем.
  4. Повторять с разными буквами и цифрами.

6. «Сортировка по цвету»

Материалы: разноцветные крупы (чечевица, фасоль, рис), небольшие ёмкости. Шаги:

  1. Насыпать смесь из разноцветных круп.
  2. Попросить ребёнка рассортировать их по цветам.
  3. Можно добавить задание на скорость или выполнять двумя руками одновременно.

7. «Лабиринт в крупе»

Материалы: поднос с крупой, палочка. Шаги:

  1. Нарисовать палочкой лабиринт на поверхности крупы.
  2. Попросить ребёнка провести пальцем или игрушечной машинкой по лабиринту.
  3. Повторить задание другой рукой.

Заключение

Игры с сыпучими материалами – эффективный способ развития сенсорных навыков и межполушарного взаимодействия у первоклассников. Они помогают детям лучше воспринимать информацию, улучшают координацию движений и формируют базовые навыки, необходимые для письма и учебной деятельности.