Логопедическое занятие: « В гости к старичку Лесовичку»
Тема: Дифференциация С- Ш в слогах, словах, предложениях.
( подгрупповое занятие 4-6 детей)
Цель занятия: Закрепление навыков дифференциации согласных звуков [с] - [ш].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить артикуляцию звуков [с] - [ш], выделяя сходство и различия.
- Продолжать учить внимательно слушать и определять позицию данных звуков в словах.
- Продолжать закреплять умения дифференцировать данные звуки, как в разных словах, так и в одном слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать речевое дыхание.
- Развить моторику речевого аппарата.
- Закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах и фразовой речи.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение внимательно слушать и правильно выполнять задания.
- Воспитывать умение сохранять интерес на протяжении всего занятия.
Оборудование: зеркала для каждого ребёнка, перчаточный театр, шарики Су Джок, наборы предметных картинок
,
Ход занятия
I часть занятия – организационная:
- Сегодня мы с вами, ребята, отправимся на прогулку по сказочному лес, по пути нас ждут различные неожиданные встречи и приключения. Путь наш будет сложный, не из лёгких, поэтому нам нужно подготовиться и набраться сил. Поэтому нам нужно перед тем как отправиться в путь сде6лать гимнастику для язычка( артикуляционную гимнастику).
Кто скажет для че6го нам нужно делать такую гимнастику? ….. Правильно, чтобы наш язычок размялся и начал чётко и правильно произносить звуки. (Раздаю зеркала)
1-е упражнение: «Качели» ( Рот широко открыт, язычок тянется вверх, затем в низ . Сначала медленно, затем быстро. 6-8 раз);
2-е упражнение: «Часики» (Рот широко открыт, язычок тянется на право-на лево, Сначала медленно, затем быстро. 6-8 раз);
3-е упражнение: «Горочка» (Рот широко открыт, язычок прогибает спинку, упираясь кончиком об нижние зубы. 6-8 раз);
4-е упражнение: «Грибочек» (Рот широко открыт, язычок присасывается к нёбу.
4-5 раз);
5-е упражнение: «Чашечка» (Рот широко открыт, язычок загнуть в виде глубокой чашечки. 4-5 раз.)
- Молодцы, ребята, а теперь давайте выполним Дыхательную гимнастику. А для чего мы учимся делать дыхательную гимнастику? ….. Правильно, чтобы научиться произносить звуки длинными и чёткими.
1-е упражнение: «Ветерок». В лесу подул тёплый ветерок Ш-Ш-Ш-Ш. И мы подуем Ш-Ш-Ш-Ш. А сейчас дует холодный ветерок С-С-С-С. И мы подуем С-С-С-С.(Проверяем ладонью, подставив ко рту – тёплая или холодная струя воздуха 3-4 раза)
2-е упражнение: «Лети, лети листок!» ( Листики деревьев на ниточке: выдувается целенаправленная сильная, длинная струя воздуха, губы трубочкой 3-4 раза).
- Молодцы, ребята,! Мы сильные? (Сильные!) Мы смелые? (Смелые!) А теперь в путь.
II часть занятия – основная: (Декорации леса, перчаточный театр)
1. действие
- Здравствуй ,лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Что в глуши твоей творится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
( На встречу выходит старичок Лесовичок)
- Здравствуйте, ребята! Я, старичок Лесовичок, охраняю лес от непрошеных гостей. А вы как сюда попали?
- Не сердись на нас, старичок Лесовичок, что мы пришли без приглашения, мы готовы вместе с тобой оберегать лес и лесных жителей от неприятностей и помогать всем попавшим в беду.
- Ну, тогда, я буду рад с вами познакомиться. А вы знаете как нужно вести себя в лесу?
(Дети рассказываю правила поведения в лесу) А теперь я вам покажу вам мои владения.
Выбегает заяц и кричит: « Спасите! Помогите!» Лесовичок: «Что случилось?»
- Волк говорит, что в лесу всё его, и грибы, и ягоды, и трава, и шишки, и даже зайцы!
- Сейчас мы волку объясним, что вести себя так нельзя, ведь нас вон какая сила, он не посмеет ни кого обидеть.
Волк: Прилетела Шарока, смеялась надо мной и кидала в меня сысками вот я и рассердился.
- Ой, волк, что - то ты не понятно нам объясняешь, все звуки перепутал. Давай мы с тобой поиграем и научим правильно выговаривать звуки.
- Ребята, какие звуки волк перепутал?... Повторите правильно эти слова…..А теперь в игре научим волка внимательно слушать и повторять правильно чистоговорки.
1 задание: Са-ша-са – укусила в нос оса.
Ша-са-ша –санки, шарф у малыша.
Са-ша, са-ша – спит мышонок в камышах.
Ши – сы – ши наши ушки хороши.
Ос – ош – ос над кустами много ос.
Аш – ос – аш у нас большой шалаш.
2 задание: Распределить карточки-слова – для волка со звуком [Ш],а зайцу с [С]
Дети делятся на две команды, распределяют карточки. Прошу проверить друг друга, требую чёткого произношения. ( карточки-слова: шапка, шарф, санки, слон, сушки, машина, кошка, кастрюля, космонавт)
- Вот видишь, волк, как всем вместе весело и интересно проводить время, а заодно можно и научиться правильно произносить звуки, и над тобой уже ни кто смеяться не будет.
Физкультминутка.
- Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вправо, влево посмотрели,
На пенёчке посидели.
Наклонились под кусток,
Перешли через мосток.
Потянули ручки к солнышку и тучке.
(движения выполнять по тексту)
2. действие (На полянке сидят Медвежонок и Лисичка.)
Медвежонок жалуется лисичке: «Меня все дразнят неповоротливым, неловким, у меня всё из лап падает, а вот ты такая быстрая, ловкая.»
Лисичка: « Как же тебе помочь Мишутка»
- Не грустите , зверята, сейчас ребята научат как правильно тренировать пальчики, чтобы они были ловкими.
Лесовичок: « А у меня есть волшебные шарики-ёжики, разноцветные» (Раздаёт детям и героям)
1 упражнение с шариками Су Джок. (Дети катают шарики между ладоней вдоль, поперёк, по кругу и зажимают ладонями.)
Слова для упражнения:
Бегал ёжик по дорожке,
Промочил он свои ножки.
Раз, два, три, четыре пять,
Я поймал его опять.
2 упражнение . Пальчиковая игра «Замок» со словами:
Н двери висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, по крутили,
Постучали и открыли!
3 упражнение . А теперь все вместе мы поиграем в игру « Где спрятался звук? В начале слова, в середине или конце», а лисичка будет проверять. ( можно перчатку Лисички надеть ребёнку).
Вопросы: Какой звук спрятался в этом слове - [Ш] или [С]? В какой части слова стоит в начале, средине или конце? ( Напоминаю, что слушать нужно очень внимательно. За верный ответ можно давать фишки в виде, шишек, ягод или цветочков.)
Картинки-слова:
Мышка, неваляшка, нос, шина, сосна, доска, шапка, шалаш, насос, солнце.
4 упражнение . Дифференциация звуков [с - ш] в разных частях слова,
«Слушай внимательно и повторяй правильно»
Сутки – шутки суметь – шуметь стуки – штуки
Стык – штык сытый – шитый сайка – шайка
Усы – уши маска – Машка ириска – Иришка
Усат – ушат масса – Маша басенка – башенка
Нас – наш брось – брошь
Вас – ваш плюс – плюш
5 упражнение . Дифференциация звуков [с - ш] в словах, где звуки С – Ш в одном слове
«Слушай внимательно и повторяй правильно»
Са-ша, су-шу, су-ша, со-шёл, су-шить, ше-лест, шос-се, суш-ка, сош-ка, Саш-ка, ско-шу, сти-шок, шес-ток, спе-шить, смеш-ная, спеш-ка, сплош-ной, шанс, шест, сшить, су-шё-ный, Са-шень-ка, сы-ниш-ка, ду-шис-тый, пу-шис-тый.
6 упражнение . Дифференциация звуков [с - ш] в словосочетаниях.
«Слушай внимательно и повторяй правильно»
Смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок.
7 упражнение . Дифференциация звуков [с - ш] в предложениях из 3 слов.
«Слушай внимательно и повторяй правильно»
Саша ест сушки. У Маши - санки. На сосне - шишки. Наш дедушка - машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит.
- Молодцы, ребята. Давайте посчитаем у кого сколько фишек.
Звери: Спасибо, друзья, теперь мы знаем, как интересно можно проводить свободное время, и к тому же ещё и учиться.
Физкультминутка.
- Вместе по лесу идём… повторяется
3 действие ( на полу разложены картинки-слова изображением вниз)
Лесовичок: Смотрите, ребята, кто же это мусор разбросал в лесу? Не порядок, надо убрать.
- Ребята, почему нельзя разбрасывать мусор?.... Правильно, давайте поможем Лесовичку навести порядок в лесу.
1 задание: « Назови, что изображено» (Дети собирают картинки и называют , что на них изображено. Предлагаю объединиться в две команды – одна в словах которых слышится звук [Ш], другая команда со звуком [С].)
2 задание: «Поймай мяч» (Каждый ребёнок команды Зв. [Ш] – придумывают слова со зв. [С] и кидают мяч, а те ловят, если слово придумано и произнесено правильно, и наоборот – другая команда в ответ.)
III часть – итоговая
- Ну вот друзья нам пора возвращаться из леса. Давайте попрощаемся с Лесовичком, поблагодарим его за чудесную прогулку по лесу.
- А теперь скажите мне какие звуки мы повторяли сегодня и чем они отличаются друг от друга?
- Все сегодня молодцы, фишки которые вы получили можете забрать с собой и положить в свои достижения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.