Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Капелька»
Статья:
«Магнитный конструктор Магформерс: развивающие возможности для малышей»
(конструирование)
Заместитель заведующего по ВМР:
Черных Ирина Евгеньевна
Воспитатели:
Игошина Светлана Анатольевна
Карлова Наталья Николаевна
г. Протвино, 2019 г.
«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский [5,51].
Слайд 1. Стремление творить одинаково во всех детях - мальчиках и девочках.
Самое важное это воображение - НЕ умение. Пусть строят то, что приходит в голову, так как хотят: кровать это или грузовик, кукольный домик или космический корабль. Многие мальчики любят кукольные домики. Они ближе к реальности, чем космические корабли. Многие девочки любят космические корабли. Они интереснее кукольных домиков. Самое главное - дать подходящий инструмент и позволить делать с ним то, что хочется.
Слайд 2. Наукой доказано, что конструирование побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работают два полушария головного мозга[8,264]
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию.
Конструирование, как и все другие виды творческой деятельности, основывается на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении [3, 101]
Современному обществу нужны творческие, неординарно мыслящие личности. Детское конструирование - вид детского творчества, важнейшее условие формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В процессе конструктивной деятельности развиваются психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творческие конструктивные способности [3,101].
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Конструируя, дети имеют неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
На опыте дети познают конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. Увлеченность конструированием способствует развитию у детей пространственного, логического, ассоциативного мышления и памяти. Это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Современные конструкторы открывают ребенку новый мир, предоставляют возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения [3, 24].
Слайд 3. Совсем недавно на отечественном рынке детских игрушек появились магнитные конструкторы. Они очень быстро стали невероятно популярными. В магнитных конструкторах детали сами притягиваются друг к другу, никогда не отталкиваются и ребенок может закреплять их практически под любым углом.
Слайд 4 . Создание сложных магнитных конструкций не только развивает абстрактное и пространственное мышление, но и вызывает массу положительных эмоций и неизменный интерес у детей.
Слайд 4. Педагогической находкой во взаимодействии с детьми раннего и младшего возраста в соответствии с ФГОС, является магнитный конструктор «Магформерс»
Слайд 5. «Магформерс» — принципиально новый магнитный конструктор. Всем известно, что он используется в играх детей старшего дошкольного возраста, но мы решили предложить его младшим детям.
Слайд 6. Данный магнитный конструктор соответствует требованиям безопасности, предъявляемым сегодня к детским игрушкам в работе с детьми раннего возраста.
В этом конструкторе все магниты надежно скрыты внутри панелей из очень прочного пластика, что исключает возможность их извлечения и проглатывания, детали конструктора гладкие, имеют скругленные углы.
Таким образом, магнитный конструктор «Магформерс» не
просто качественный и интересный, но и безопасный для детей младше трех лет [4, 41].
Слайд 7. Основная цель использования
магнитного конструктора «Магформерс» развитие способности познания
окружающего мира через практическую конструктивную деятельность.
Слайд 8. В игре с конструктором решаются следующие задачи:
ü Развивается интерес к конструктивной деятельности.
ü Способствует пониманию пространственных соотношений [2,120].
ü Формируются сенсорные способности детей.
ü Происходит стимулирование слухового восприятия с помощью легких щелчков при соединении деталей.
ü Дети запоминают названия геометрических фигур (квадрат, треугольник, куб, пирамида), математических понятий (маленький – большой, низкий - высокий).
ü В работе с конструктором развивается мелкая моторика рук.
ü Развивается умение концентрировать внимание на одной игре. 8. Развивается речь: усвоение названий форм, цветов, пространственных обозначений.
ü Улучшается настроение.
Конструктор «Магформерс» основан на нетрадиционных способах скрепления деталей между собой:
· Стягивание – плоская развертка объемной модели выкладывается и вытягивается вверх за центральный элемент.
· Скручивание – плоская развертка выкладывается и скручивается в объемную модель.
· Сгибание – плоская развертка объемной модели складывается в объемную модель.
· Строительство – плоская развертка объемной модели выкладывается и окружается «стеной» из элементов Магформерс.
· Сложение (комбинирование) – способ сборки более сложных моделей
· из нескольких предварительно собранных объемных фрагментов.
· Преобразование – превращение одной модели в другую заменой одной или нескольких деталей.
Слайд 9. Конструктор «Магформерс», привлекает внимание малышей, т.к. он яркий, разноцветный, необычной формы, и при соединении деталей происходит щелчок, который также привлекает внимание детей. При соединении элементов детали всегда притягиваются и никогда не отталкиваются.
Слайд 10. Интересно ещё и то, что детали можно соединять на плоскости придумывая им названия (солнышко, пицца, котик, рыбка, лиса, торт и др.), а также создавать простые объёмные фигуры (куб, пирамида, домик, замок для Деда Мороза).
Слайд 11, 12. При создании построек используются сюжетно – отобразительные игры («Рыбка для котика», «Пицца для куклы», «Как цыплёнок искал солнышко», «Испекли мы каравай», «Гараж для машины», «Мостик для козлика», «Взлетная полоса»), где инициатором игр выступает воспитатель [6, 92].
Слайд 13. В процессе выполнения постройки воспитатель следит за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали, помогает некоторым (не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машина в эти ворота?»), иногда и практическим действием. Если же воспитатель видит, что многие дети не могут выполнить задание, или замечает общие ошибки, он использует повторное объяснение и показ, акцентируя при этом внимание на моментах, вызывающих затруднения [8,153].
Играя с детьми, воспитатель использует разнообразные мелкие сюжетные игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт по размеру подходящими к постройке (маленькие машинки, маленькие фигурки животных. Применение игрушек делает конструирование более осмысленным и целенаправленным, способствует дальнейшему развитию игровой деятельности.
Воспитатель учит малышей находить сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни, на прогулке, при рассматривании иллюстраций к сказкам.
В обучении детей конструированию воспитатель использует разнообразные методы. Но основное место занимают информационно - рецептивный и репродуктивный [8, 35]. Детей знакомят с тем, что и как надо построить, т. е. демонстрируют образец, выполненный воспитателем, показывают и подробно объясняют процесс возведения постройки. Дети играют с данной постройкой, и предоставляет эту возможность (2 — 3 мин). Тем самым формируется интерес к игровой деятельности. И хотя игрушки первоначально отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении младших дошкольников их используют особенно часто. Игрушка побуждает ребенка играть.
Игра становится более интересной, если в работе с детьми воспитатель использует стихотворения, художественное слово, потешки.
Например, при строительстве домика:
Строим, строим дом, дом - будем дружно жить в нём.
Когда делаем мордочку кота:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
За хвостом гоняется. (Котик).
Для машинки гараж:
Дом от ветра и дождей,
Но совсем не для людей.
В нем автомобиль спит наш
Строим мы с тобой гараж.
Мастерим пиццу для куклы и приговариваем:
На стол накрываем,
Минутки считаем –
Отличная пицца должна получиться.
А для солнышка:
Солнышко – покажись,
Красное нарядись.
А так же используют сюжеты знакомых сказок (например, постройка мебели для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя»).
Детей очень волнует отношение взрослых, родителей, сверстников к их творчеству. Они стараются вызвать интерес окружающих, стремятся показать свою работу. В группе для родителей была организована выставка детских работ «Занимательный Магформерс».
Вот уже два года мы применяем этот конструктор в своей работе и наблюдаем, что к концу года дети называют цвет и форму деталей конструктора «Магформерс», могут выполнять постройки по образцу, а также проявляют инициативу, самостоятельность. На слайде хорошо видно, что ребенок сам, по своему замыслу придумал постройку – башенку и очень горд своим сооружением.
Слайд 14. Таким образом, можно сказать, что конструктор является эффективным и новым средством всестороннего развития ребёнка раннего возраста.
Слайд 15. А для пап и мам это великолепная возможность самим с пользой провести время, играя со своим ребенком! Слайд 16.
Список литературы
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013года.
3. Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014, - 354 с.
4. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада./ Составитель С. Н. Теплюк. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2008. -132 с.
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - Сан-ПиН 2.4.1.3049 – 13.
6. Выгодский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.: Просвещение 1991. – 65 с.
7. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.-М.:- МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010, -240 с.
8. Лиштван З. В.. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада / - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 384 с.
10. Интернет источники: https://infourok.ru/doklad-dlya-roditeley-na-temu-vozrastnie-osobennosti-detey-let-637092.html
11.http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-garazh
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.