«Маркетинг в образовании»
Образовательная организация |
Панский филиал МБОУ Заворонежской СОШ |
Маркетинговые проблемы образовательной организации |
1.Конкурентная политика среди образовательных организаций; 2.Обеспеченность школы квалифицированными аттестованными кадрами, особенно педагогического персонала; 3.Определение стратегии развития нашей школы, приоритетных направлений деятельности, специализации - перечень предлагаемых образовательных услуг базового и дополнительного характера (на бюджетной и внебюджетной основе), чтобы иметь преимущество в конкурентной политике среди других школ; 4.Наполняемость материально-технической базы, предметно-пространственной развивающей среды, территории нашей школы.
|
Цели образовательного учреждения |
Одной из основных целей предоставления образовательных услуг является обеспечение качества школьного образования в соответствии с ФГОС. |
Исследование маркетинговой среды и рынка услуг, который предлагает Ваша образовательная организация |
В настоящее время образование также становится частью рыночной системы. Оно выступает и как продавец образовательных услуг, и как покупатель наиболее квалифицированного человеческого капитала, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества. Образовательное учреждение выступает в роли субъекта, формирующего предложение, оказывающего и продающего образовательные услуги. В его функции входит: - оказание обучающимся услуг по приобретению (передаче) желаемых и необходимых знаний, умений и навыков; - производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего. В ходе исследования в маркетинговой среде я выделил следующие мероприятия: анализ спроса и предложения образовательных услуг; − границы рынка и его сегментов, их емкость, в том числе по количеству потенциальных обучающихся и с учетом длительности оказания образовательных услуг; − внешнюю и внутреннюю маркетинговые среды; − конкурентов в предоставлении образовательных услуг на данном рынке; − конкурентоспособность образовательного учреждения; − поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов.
|
Стержневая компетенция конкретной образовательной организации |
Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур: - определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта; - оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации; - фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии; - разработка стратегии лидерства.
|
Эффективная маркетинговая стратегия: · Маркетинговый план по различным направлениям; · ….. |
Главными целями
маркетинговой стратегии образовательного учреждения являются: увеличение
клиентского потока, увеличение прибыли; увеличение доли рынка; лидерство в
своем сегменте. |
Таблица 1.
№ п/п |
Стратегические варианты развития маркетинга |
Мероприятия |
Влияние на другие аспекты деятельности |
1 |
Организация систематической работы в области стратегического планирования |
Создание отдела стратегического развития (ОСР) |
Повлечет за собой увеличение ФОТ, потребуется выделение дополнительного помещения. В последующем, после разработки стратегии потребуется пересмотр всех действующих формальных и неформальных регламентов и отношений. Потребуется качественное изменение понимания стратегического развития у ректора и ректората |
Поиск и прием на работу необходимых специалистов |
|||
Разработка стратегии развития |
|||
Информирование коллектива о стратегических приоритетах |
|||
2 |
Развитие маркетинга взаимоотношений |
||
Лучшее информирование коллектива о деятельности организации |
Повысятся затраты на PR |
||
|
|
||
Разработка уникальных образовательных курсов |
|||
3 |
Развитие бренда |
Аудит бренда |
Требуется набор квалифицированных сотрудников для работы с брендом |
Разработка нового видения, цели, сущности, имени, эмблемы и т.д. |
Директор может не пойти на изменение названия, посчитав, что в него уже много вложено усилий и менять его нецелесообразно |
||
4 |
Развитие дистанционного образования |
Внесение корректировок в систему оплаты труда с целью стимулирования преподавателей к разработке дистанционных курсов |
Увеличение ФОТ и резкое неудовольствие преподавателей в связи с возрастающей нагрузкой. Кроме того, неурерулированность вопроса о защите авторских прав на курсы, размещаемые в системе дистанционного обучения увеличитсопротивление преподавателей. |
В ходе исследования я пришел к таким выводам:
1. Образовательные услуги относятся к социально-культурным (нематериальным) – это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности (ГОСТ Р50646-94).
По характеру оплаты образовательные услуги условно делятся на платные и бесплатные. Бесплатность услуг во многом является формальной: их оплачивает государство либо организация, в других случаях оплата услуг закладывается в издержки учебного заведения.
Платными услугами называются услуги, оплачиваемые непосредственно покупателями (родителями).
А. Панкрухин среди основных характеристик образовательных услуг выделяет следующие:
· неотделимость от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, изменить и спрос.
· непостоянность по качеству: это связано прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жёстких стандартов на процессы и результаты оказания услуг, с изменчивостью обучающегося.
· несохраняемость: с одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объёме, складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса, с другой, - естественное для человека забывание полученной информации, знаний.
2.Обзор нормативно-правовых и программных документов показал, что для современного этапа развития образования характерен отказ государства от монополии в образовании, интеграция социального и государственного заказов, усиление самостоятельности и информационной открытости в деятельности школ, развитие системы общественно-государственной оценки качества образовательных услуг. Маркетинг становится одним из возможных направлений стратегического развития, обеспечивающих решение названных задач.
Использование VRIO-анализа позволил достаточно эффективно определить ресурсы и способности, которые являются основой формирования устойчивого конкурентного потенциала.
Характеристики |
Баллы |
|
|
|
|
V k i |
R ki i
|
I ki |
Oki |
VRIOik |
|
Материально-техническая и учебно- методическая база
|
10 |
4 |
8 |
10 |
32 |
Инфраструктура |
6 |
4 |
8 |
10 |
28 |
Современные образовательные технологии |
8 |
3 |
3 |
9 |
23 |
Финансовая доступность образовательных программ
|
8 |
3 |
0 |
8 |
19 |
Многоступенчатая система подготовки |
4 |
2 |
4 |
8 |
18 |
|
|
|
|
|
|
VRIO= V ki+Rki+ I ki+Oki
«0 – 10» - конкурентная слабость,
«10 – 20» - конкурентный паритет,
«20 – 30» - временное конкурентное преимущество,
«30 – 40» - устойчивое конкурентное преимущество (ключевые
факторы успеха).
.В ходе анализа современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности я пришла к таким выводам:
· сложившаяся ситуация требует от нашей школы серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска и набора обучающихся, качественному изменению образовательных технологий;
· придерживаться плана маркетинговой стратегии, которая была разработана в исследовательской работе.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.