Маркетинг в образование малокомплектной школе

  • docx
  • 08.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Маркетинг в образовании».docx

 

 

«Маркетинг в образовании»

 

Образовательная организация

Панский филиал МБОУ Заворонежской СОШ

Маркетинговые проблемы образовательной организации

1.Конкурентная политика среди образовательных организаций;

2.Обеспеченность школы квалифицированными аттестованными кадрами, особенно педагогического персонала;

3.Определение стратегии развития нашей школы, приоритетных направлений деятельности, специализации - перечень предлагаемых образовательных услуг базового и дополнительного характера (на бюджетной и внебюджетной основе), чтобы иметь преимущество в конкурентной политике среди других школ;

4.Наполняемость материально-технической базы, предметно-пространственной развивающей среды, территории нашей школы.

 

Цели образовательного учреждения

Одной из основных целей предоставления образовательных услуг является обеспечение качества школьного образования в соответствии с ФГОС. 

Исследование маркетинговой среды и рынка услуг, который предлагает Ваша образовательная организация

 В настоящее время образование также становится частью рыночной системы. Оно выступает и как продавец образовательных услуг, и как покупатель наиболее квалифицированного человеческого ка­питала, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества. Образовательное учреждение выступает в роли субъекта, формирующего предложение, оказывающего и продающего образовательные услуги. В его функции входит:

- оказание обучающимся услуг по приобретению (передаче) желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;

- производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего.

В ходе исследования в маркетинговой среде я выделил  следующие мероприятия: анализ спроса и предложения образовательных услуг;

− границы рынка и его сегментов, их емкость, в том числе по количеству потенциальных обучающихся и с учетом длительности оказания образовательных услуг;

− внешнюю и внутреннюю маркетинговые среды;

− конкурентов в предоставлении образовательных услуг на данном рынке;

− конкурентоспособность образовательного учреждения;

− поведение действующих на рынке образовательных услуг поставщиков и посредников, реальных и потенциальных потребителей и конкурентов.

 

 

Стержневая компетенция конкретной образовательной организации

 Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:

- определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;

- оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации;

- фокусирование внимания организации на стержневых компетенциях, которые составляют основу стратегии;

- разработка стратегии лидерства.

 

Эффективная маркетинговая стратегия:

·         Маркетинговый план по различным направлениям;

·         …..

Главными целями маркетинговой стратегии образовательного учреждения являются: увеличение клиентского потока, увеличение прибыли; увеличение доли рынка; лидерство в своем сегменте.
Таблица 1.
 

 

Таблица 1.

№ п/п

Стратегические варианты развития маркетинга

Мероприятия

Влияние на другие аспекты деятельности

1

Организация систематической работы в области стратегического планирования

Создание отдела стратегического развития (ОСР)

Повлечет за собой увеличение ФОТ, потребуется выделение дополнительного помещения. В последующем, после разработки стратегии потребуется пересмотр всех действующих формальных и неформальных регламентов и отношений. Потребуется качественное изменение понимания стратегического развития у ректора и ректората

Поиск и прием на работу необходимых специалистов

Разработка стратегии развития

Информирование коллектива о стратегических приоритетах

2

Развитие маркетинга взаимоотношений

Лучшее информирование коллектива о деятельности организации

Повысятся затраты на PR

 

 

Разработка уникальных образовательных курсов

3

Развитие бренда

Аудит бренда

Требуется набор квалифицированных сотрудников для работы с брендом

Разработка нового видения, цели, сущности, имени, эмблемы и т.д.

Директор может не пойти на изменение названия, посчитав, что в него уже много вложено усилий и менять его нецелесообразно

4

Развитие дистанционного образования

Внесение корректировок в систему оплаты труда с целью стимулирования преподавателей к разработке дистанционных курсов

Увеличение ФОТ и резкое неудовольствие преподавателей в связи с возрастающей нагрузкой. Кроме того, неурерулированность вопроса о защите авторских прав на курсы, размещаемые в системе дистанционного обучения увеличитсопротивление преподавателей.

 

В ходе исследования я пришел к таким выводам:

1.     Образовательные услуги относятся к социально-культурным (нематериальным) – это услуги по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей личности и поддержанию нормальной ее жизнедеятельности (ГОСТ Р50646-94).

По характеру оплаты образовательные услуги условно делятся на платные и бесплатные. Бесплатность услуг во многом является формальной: их оплачивает государство либо организация, в других случаях оплата услуг закладывается в издержки учебного заведения.

Платными услугами называются услуги, оплачиваемые непосредственно покупателями (родителями).

А. Панкрухин среди основных характеристик образовательных услуг выделяет следующие:

·         неотделимость от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, изменить и спрос.

·         непостоянность по качеству: это связано прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жёстких стандартов на процессы и результаты оказания услуг, с изменчивостью обучающегося.

·         несохраняемость: с одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объёме, складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса, с другой, - естественное для человека забывание полученной информации, знаний.

2.Обзор нормативно-правовых и программных документов показал, что для современного этапа развития образования характерен отказ государства от монополии в образовании, интеграция социального и государственного заказов, усиление самостоятельности и информационной открытости в деятельности школ, развитие системы общественно-государственной оценки качества образовательных услуг. Маркетинг становится одним из возможных направлений стратегического развития, обеспечивающих решение названных задач.

Использование VRIO-анализа позволил достаточно эффективно определить ресурсы и способности, которые являются основой формирования устойчивого конкурентного потенциала.

Характеристики

Баллы

 

 

 

 

V k

i

R ki

i

 

ki

Oki

VRIOik

Материально-техническая и учебно-

методическая база

 

10

4

8

10

32

Инфраструктура

6

4

8

10

28

Современные образовательные технологии

8

3

3

9

23

Финансовая доступность образовательных

программ

 

8

3

0

8

19

Многоступенчатая система подготовки

4

2

4

8

18

 

 

 

 

 

 

 

VRIO= V ki+Rki+ I ki+Oki

«0 – 10» - конкурентная слабость,

«10 – 20» - конкурентный паритет,

«20 – 30» - временное конкурентное преимущество,

«30 – 40» - устойчивое конкурентное преимущество (ключевые

факторы успеха).

.В ходе анализа современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности я пришла к таким выводам:

·        сложившаяся ситуация требует от нашей школы серьезных маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, которые должны привести к совершенствованию управления образовательным процессом, методов поиска и набора обучающихся, качественному изменению образовательных технологий;

  • необходимо протестировать родителей и утвердить обновленный список образовательных услуг, в том числе и платных;

·            придерживаться плана маркетинговой стратегии, которая была разработана в исследовательской работе.


 

·