Русская литература. 1 курс.
Урок № 36 Дата 21.04.20 Группа: ТД-119
Тема: А.Т. Твардовский. Стихотворения. «Василий Теркин»
Маршрутный лист
Цель: создать условия для обобщения и закрепления учебного материала о жизни и творчестве А.Т. Твардовского, формировать читательскую грамотность, формировать навыки практического применения литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия компонентов краткого анализа художественного произведения, провести контроль над степенью усвоения учебного материала.Продолжить формировать навык командной работы на занятии.
Теория литературы: композиция, выразительные средства языка: тропы, стилистические фигуры, лексика, синтаксис, звукопись (аллитерация, ассонанс), характеристика героя, анализ поэтического произведения, особенности жанра, лирический герой, идея произведения.
Маршрутный лист заданий
Задание №1. Сформулируйте ваши цель и задачи на урок. Определите конечный результат изучения данной темы.
Задание №2. Прочитайте материал учебника на стр.197-211, где обозначены ключевые даты жизни и творчества А.Т. Твардовского. Запишите в форме хронологической таблицы
Даты |
События, связанные с этими датами |
|
|
|
|
Вывод: Какие исторические события и обстоятельства личной жизни повлияли на творчество А.Т.Твардовского?
Задание №3. Работа с литературоведческими терминами. Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.
Термины |
Определение |
Просветительство |
|
Классический стиль |
|
Народность литературы |
|
Задание №4. Анализ лирики о Великой Отечественной войне
Выберите любое из приведенных стихотворений, прочитайте и проанализируйте его по плану.
Стихотворения А. Твардовского. |
План разбора: |
«Рассказ танкиста», «Минское шоссе», «Я убит под Ржевом», «Спичка», «Две строчки», «Я знаю, никакой моей вины…» __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________
|
-история создания; -жанр: публицистический призыв, стихотворение-новелла, картина солдатского быта, стихотворение раздумье; -композиция: линейная, кольцевая, зеркальная; -тема; -идея; -каков лирический герой, его чувства; -выразительные средства языка: тропы, стилистические фигуры, лексика, синтаксис, звукопись (аллитерация, ассонанс); -стихотворный размер, рифмовка; -ваше поэтическое впечатление. |
Пример: Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит под Ржевом»
План анализа |
Ответы |
История создания |
История создания – произведение было написано спустя год после окончания Великой Отечественной войны – в 1946 г. |
Тема стихотворения |
Тема стихотворения – долг перед Отечеством, умение жертвовать собой ради счастья следующих поколений. |
Композиция |
Стихотворение по смыслу можно разделить на две части, которые, однако, не идут одна за другой, а чередуются, тесно переплетаясь между собой. В одной из частей лирический герой рассказывает, как он погиб и где его похоронили. Вторая часть – послание сослуживцам и соотечественникам, которое призывает защищать Родину и быть счастливыми в новой жизни. Стихотворение А. Твардовского – монолог лирического героя, в котором можно выделить воспоминания о собственной гибели и обращение к живым соотечественникам. Формальная его организация – 42 катрена (четверостишия). Строфы логической цепочкой раскрывают заявленные темы. |
Жанр |
Послание, так как его основу составляет обращение к другим людям. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики – рассказ героя о гибели и освобождении территорий от захватчиков. |
Стихотворный размер |
двухстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ. |
Система образов |
Лирический герой, … |
Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения) |
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции. Ключевую роль играет метафора: «корни слепые ищут корма во тьме», «ходит рожь на холме», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем», «нас, что вечности преданы». Эпитеты придают раздумьям целостности, а чувствам и эмоциям – выразительности: «родимая отчизна», «безымянное болото», «суровая борьба». Сравнения – «фронт горел, не стихая, как на теле рубец». Языковые средства, использованные в тексте, отличаются оригинальностью, помогают передать настроение лирического героя и атмосферу стиха в общем. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллитерации. Например: согласных «ш», «ч», «с»: «Наши очи померкли, пламень сердца погас». |
Мое поэтическое впечатление |
|
Задание №4. Анализ поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского
План анализа |
Ответы |
История создания |
Замысел поэмы пришёл к Твардовскому ещё во время русско-финской войны в 1939 году, когда он участвовал в боевых событиях в качестве военного корреспондента. Великая отечественная война, в которой принимал участие сам автор, стала толчком к написанию произведения, в котором угадываются реальные события: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина. В 1942 году после участия в самых горячих сражениях автор возвращается в Москву и начинает работу над поэмой. Она была написана в 1942-1945г. Главный герой – полностью вымышленный персонаж, повествование о нём автор закончил вместе с победой русской армии в Великой отечественной войне. В 1942 году были написаны и опубликованы первые главы легендарной поэмы. До 1945 года она печаталась в газетах частями, в 1942 году было опубликовано первое издание поэмы, ещё неполное. Таким образом, Твардовский работал над поэмой в течение трёх лет. Она оказалась настолько востребованной, что известия о том, что работа над ней закончена, вызвало множество писем с просьбой написать продолжение истории о Василии Тёркине. |
Тема поэмы |
Тему можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку. |
Идея |
Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав). |
Композиция |
Поэма состоит из 30 глав с прологом и эпилогом, автономных, но объединённых общей целью и образом главного героя. Время действия – Великая отечественная война, место – фронтовые дороги – именно эта универсальность и обобщённость образа Тёркина сделала произведение бессмертным. “У войны сюжета нету” – говорил сам автор поэмы. Автор собрал воедино несколько историй, объединив их образом главного героя. Ещё одной особенностью построения художественного текста является диалог самого автора со своим персонажем – они однополчане, земляки. Многие важные моменты автор подаёт в форме споров или бесед со своим героем. Каждая глава поэмы может считаться отдельным стихотворением – все они закончены и имеют слабую связь, относительную автономность. Это обусловлено тем, что поэма печаталась отдельными главами, и читатель мог быть не знаком с содержанием предыдущих частей. |
Жанр |
поэма, лиро-эпическое произведение, “книга про бойца”. |
Литературное направление |
реализм |
Система образов |
Главный герой Василий Теркин - это образ всей советской, армии стоящей на защите своей Родины. Это обыкновенный парень, среднего роста и обычной внешности. Простой русский солдат, он бывал и в окружении, вместе с другими бойцами возвращался к своим, проходя по своей же земле, занятой немцами. Теркин – это весельчак и балагур, своими шутками и байками поднимающий боевой дух бойцов, геройский боец, любящий свою Родину. Во время боевых действий – отважный и храбрый солдат, во время отдыха – веселый гармонист и песенник. Второстепенные герои Дед и баба - старый солдат, участник Первой мировой войны. Дед с бабой уже пережили оккупацию, на старик уверен в победе советской армии. Все ее неудачи и потери он оправдывает, он убежден, что главный удар еще впереди, и враг будет разбит. Он ведет себя как настоящий герой и защитник, на защиту своей старухи, своего родного дома, он готов вступить и с топором. Старуха уважительно стала относится к мужу, чувствуя в нем защиту и оборону, теперь она относится к нему с почтением и благодарностью. Старый генерал, переживший на своем веку немало битв и сражений. Он пошел большой боевой путь, и его, как и всех солдат, волнует судьба своей любимой страны. Награждает Теркина, дополнительно отправляет его в отпуск. Теркин объясняет, что его родная сторона занята немцами. И боевой генерал обещает бойцу советской армии, что их войска освободят все занятые немцами города и села, и Теркин сможет съездить в отпуск. Прощается с солдатом, дружески его обняв, и крепко пожав на прощание руку. |
Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения) |
|
Мое поэтическое впечатление |
|
Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение (по выбору) А.Т. Твардовского.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.