Маршрутный лист урока по теме "А.Т. Твардовский. Стихотворения. Поэма "Василий Тёркин"
Оценка 4.7

Маршрутный лист урока по теме "А.Т. Твардовский. Стихотворения. Поэма "Василий Тёркин"

Оценка 4.7
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "А.Т. Твардовский. Стихотворения. Поэма "Василий Тёркин"
МЛ литература А.Т. Твардовский. Стихотворения. «Василий Теркин» Документ Microsoft Word (2).docx

Русская литература. 1 курс.

Урок № 36  Дата 21.04.20  Группа: ТД-119

Тема: А.Т. Твардовский. Стихотворения. «Василий Теркин»

Маршрутный лист

Цель: создать условия для обобщения и закрепления учебного материала о жизни и творчестве А.Т. Твардовского, формировать читательскую грамотность, формировать навыки практического применения литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия компонентов краткого анализа художественного произведения, провести контроль над степенью усвоения учебного материала.Продолжить формировать навык командной работы на занятии.

Теория литературы: композиция, выразительные средства языка: тропы, стилистические фигуры, лексика, синтаксис, звукопись (аллитерация, ассонанс), характеристика героя, анализ поэтического произведения, особенности жанра, лирический герой, идея произведения.

Маршрутный лист заданий

Задание №1. Сформулируйте ваши цель и задачи на урок. Определите конечный результат изучения данной темы.

Задание №2. Прочитайте материал учебника на стр.197-211, где обозначены ключевые даты жизни и творчества А.Т. Твардовского. Запишите в форме хронологической таблицы

Даты

События, связанные с этими датами

 

 

 

 

Вывод: Какие исторические события и обстоятельства личной жизни повлияли на творчество А.Т.Твардовского?

Задание №3. Работа с литературоведческими терминами. Раскройте смысл терминов, указанных в таблице.

Термины

Определение

Просветительство

 

Классический стиль

 

Народность литературы

 

 

Задание №4. Анализ лирики о Великой Отечественной войне

Выберите любое из приведенных стихотворений, прочитайте  и проанализируйте его по плану.

Стихотворения А. Твардовского.

План разбора:

«Рассказ танкиста», «Минское шоссе», «Я убит под Ржевом», «Спичка», «Две строчки», «Я знаю, никакой моей вины…»

__________________________________________

__________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

 

-история создания;

-жанр: публицистический призыв, стихотворение-новелла, картина солдатского быта, стихотворение раздумье;

-композиция: линейная, кольцевая, зеркальная;

-тема;

-идея;

-каков лирический герой, его чувства;

-выразительные средства языка: тропы, стилистические фигуры, лексика, синтаксис, звукопись (аллитерация, ассонанс);

-стихотворный размер, рифмовка;

-ваше поэтическое впечатление.

Пример: Анализ стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит под Ржевом»

План анализа

Ответы

История создания

История создания – произведение было написано спустя год после окончания Великой Отечественной войны – в 1946 г.

Тема стихотворения

Тема стихотворения – долг перед Отечеством, умение жертвовать собой ради счастья следующих поколений.

Композиция

Стихотворение по смыслу можно разделить на две части, которые, однако, не идут одна за другой, а чередуются, тесно переплетаясь между собой. В одной из частей лирический герой рассказывает, как он погиб и где его похоронили. Вторая часть – послание сослуживцам и соотечественникам, которое призывает защищать Родину и быть счастливыми в новой жизни.

Стихотворение А. Твардовского – монолог лирического героя, в котором можно выделить воспоминания о собственной гибели и обращение к живым соотечественникам. Формальная его организация – 42 катрена (четверостишия). Строфы логической цепочкой раскрывают заявленные темы.

Жанр

Послание, так как его основу составляет обращение к другим людям. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики – рассказ героя о гибели и освобождении территорий от захватчиков.

Стихотворный размер

двухстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Система образов

Лирический герой, …

Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения)

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.

Ключевую роль играет метафора: «корни слепые ищут корма во тьме», «ходит рожь на холме», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем», «нас, что вечности преданы».

Эпитеты придают раздумьям целостности, а чувствам и эмоциям – выразительности: «родимая отчизна», «безымянное болото», «суровая борьба».

Сравнения«фронт горел, не стихая, как на теле рубец».

Языковые средства, использованные в тексте, отличаются оригинальностью, помогают передать настроение лирического героя и атмосферу стиха в общем. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации. Например: согласных «ш», «ч», «с»: «Наши очи померкли, пламень сердца погас».

Мое поэтическое впечатление

 

 

Задание №4. Анализ поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского

План анализа

Ответы

История создания

Замысел поэмы пришёл к Твардовскому ещё во время русско-финской войны в 1939 году, когда он участвовал в боевых событиях в качестве военного корреспондента. Великая отечественная война, в которой принимал участие сам автор, стала толчком к написанию произведения, в котором угадываются реальные события: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина. В 1942 году после участия в самых горячих сражениях автор возвращается в Москву и начинает работу над поэмой. Она была написана в 1942-1945г. Главный герой – полностью вымышленный персонаж, повествование о нём автор закончил вместе с победой русской армии в Великой отечественной войне. В 1942 году были написаны и опубликованы первые главы легендарной поэмы. До 1945 года она печаталась в газетах частями, в 1942 году было опубликовано первое издание поэмы, ещё неполное. Таким образом, Твардовский работал над поэмой в течение трёх лет. Она оказалась настолько востребованной, что известия о том, что работа над ней закончена, вызвало множество писем с просьбой написать продолжение истории о Василии Тёркине.

Тема поэмы

Тему можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.

Идея

Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав).

Композиция

Поэма состоит из 30 глав с прологом и эпилогом, автономных, но объединённых общей целью и образом главного героя. Время действия – Великая отечественная война, место – фронтовые дороги – именно эта универсальность и обобщённость образа Тёркина сделала произведение бессмертным. “У войны сюжета нету” – говорил сам автор поэмы. Автор собрал воедино несколько историй, объединив их образом главного героя. Ещё одной особенностью построения художественного текста является диалог самого автора со своим персонажем – они однополчане, земляки. Многие важные моменты автор подаёт в форме споров или бесед со своим героем.

Каждая глава поэмы может считаться отдельным стихотворением – все они закончены и имеют слабую связь, относительную автономность. Это обусловлено тем, что поэма печаталась отдельными главами, и читатель мог быть не знаком с содержанием предыдущих частей.

Жанр

поэма, лиро-эпическое произведение, “книга про бойца”.

Литературное направление

реализм

Система образов

Главный герой Василий Теркин - это образ всей советской, армии стоящей на защите своей Родины. Это обыкновенный парень, среднего роста и обычной внешности. Простой русский солдат, он бывал и в окружении, вместе с другими бойцами возвращался к своим, проходя по своей же земле, занятой немцами. Теркин – это весельчак и балагур, своими шутками и байками поднимающий боевой дух бойцов, геройский боец, любящий свою Родину. Во время боевых действий – отважный и храбрый солдат, во время отдыха – веселый гармонист и песенник.

Второстепенные герои

Дед и баба - старый солдат, участник Первой мировой войны. Дед с бабой уже пережили оккупацию, на старик уверен в победе советской армии. Все ее неудачи и потери он оправдывает, он убежден, что главный удар еще впереди, и враг будет разбит. Он ведет себя как настоящий герой и защитник, на защиту своей старухи, своего родного дома, он готов вступить и с топором. Старуха уважительно стала относится к мужу, чувствуя в нем защиту и оборону, теперь она относится к нему с почтением и благодарностью.

Старый генерал, переживший на своем веку немало битв и сражений. Он пошел большой боевой путь, и его, как и всех солдат, волнует судьба своей любимой страны. Награждает Теркина, дополнительно отправляет его в отпуск. Теркин объясняет, что его родная сторона занята немцами. И боевой генерал обещает бойцу советской армии, что их войска освободят все занятые немцами города и села, и Теркин сможет съездить в отпуск. Прощается с солдатом, дружески его обняв, и крепко пожав на прощание руку.

Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения)

 

Мое поэтическое впечатление

 

 

Домашнее задание: выучить наизусть одно стихотворение (по выбору)  А.Т. Твардовского.

 

 


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Пример: Анализ стихотворения

Пример: Анализ стихотворения

Эпитеты придают раздумьям целостности, а чувствам и эмоциям – выразительности: « родимая отчизна», «безымянное болото», «суровая борьба»

Эпитеты придают раздумьям целостности, а чувствам и эмоциям – выразительности: « родимая отчизна», «безымянное болото», «суровая борьба»

Идея Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает

Идея Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает

Система образов Главный герой

Система образов Главный герой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020