Маршрутный лист урока по теме "М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце"
Оценка 4.6

Маршрутный лист урока по теме "М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце"

Оценка 4.6
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце"
МЛ литература М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» Документ Microsoft Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок № 28 Дата 19.03.20  Группа ТД-119

Тема: М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце».

Апокалипсис, сотворённый человеком…

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о жизни и творчестве М.А. Булгакова и о художественных особенностях повести  «Собачье сердце»,  формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Задание 1.Хронологическая таблица жизни и творчества М.А. Булгакова

Прочитайте материал учебника на стр. 250-255. В таблице обозначены ключевые даты жизни и творчества Булгакова. Запишите события и произведения, связанные с этими датами.

Хронологическая таблица

Даты

События, произведения

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.  Прочитайте повесть «Собачье сердце» и охарактеризуйте  образ пса Шарика по вопросам (устно):

- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?

- Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.

- Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора?  Каково его отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.

- Охарактеризуйте образ Клима Чугунова по вопросам.

- Дайте характеристику Климу Чугунову.

Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.

- Охарактеризуйте образ Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему оценку.

- Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?

- Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой? (Разруху)

- Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу?

- Как Шариков в конечном счёте  поступает с профессором? ( Совершает на него донос)

- Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? (Из слов профессора)

Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.

- Охарактеризуйте образ профессора Преображенского.

- Опишите профессора глазами Шарика.

- Какими были интересы профессора?

- Считаете ли вы профессора тунеядцем и эксплуататором?

 

Задание 3. Составьте и запишите в рабочей тетради сравнительную таблицу героев, используя их высказывания (см. приложение характеристика героев):

 

Преображенский

Шариков

Взгляды на жизнь      

 

«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»          

- Почему же вы – труженик?

Интересы и развлечения       

 

«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»     

« В театр я не пойду…дуракаваляние…одна контрреволюция.»

Отношение к животным

«Никого драть нельзя. На человека  и на животное можно действовать только внушением»  

«Вчера котов душили, душили»

Отношение к людям  

«На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками» 

«И произносит контрреволюционные речи»

Портрет

 

 

Происхождение

 

 

 

Задание 4. Сделайте краткий анализ повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» (см. приложение)

История создания 

«Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Опубликовано произведение в 1987 году. Первоначально повесть носила название «Чудовищная история». Произведение к печати не допустили, но в литературных кругах Москвы оно было известно».

Тема

неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Идея

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма. Нельзя из собаки сделать человека. Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Система образов

Пес Шарик, профессор Преображенский, Доктор Борменталь, Полиграф Полиграфович Шариков, Швондер, Зинаида Прокофьевна Бунина, Дарья Петровна Иванова.

Композиция 

Кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования. Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку. Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.

Жанр 

социально-философская сатирическая повесть с элементами фантастики.

Направление  

сатира, фантастика (как способ подачи художественного текста).

Мое впечатление

 

 

Вывод: Булгаков предупреждает об ответственности науки (шире — теории) перед жизнью; нельзя скоропалительно, путём эксперимента, хирургическим путём изменить природу, натуру человека; невозможно ускоренное, искусственное воспитание “нового человека”. Вспомните Достоевского, который не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным. Он говорил о возможности “выделаться” в человека.

 

Домашнее задание предлагается на выбор студентов:

1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2. Написать мини - сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни»

3. Написать сочинение – миниатюру по теме: «Что такое шариковщина?»

 

Приложение

Анализ повести «Собачье сердце»  Булгакова М.А.

М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни – с Москвой. В московский период жизни Булгаков был не только писателем, но и театральным деятелем, автором сценариев и постановок в московском художественном театре. Перу Булгакова принадлежат романы: "Белая гвардия", "Театральный роман", "Мастер и Маргарита".

 Тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека вечные законы природы, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Булгаковым в повести "Собачье сердце".

 Вечная проблема лучших умов в России - взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься читателя автор рассказа в далекие 20-ые годы. В рассказе - элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека - хорошего и плохого. Его помощник доктор Борменталь благовейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского.

 Борменталь способен разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если это нужно для пользы дела. И вот эти два человека совершают невиданный в мировой науке эксперимент - пересаживают бродячему псу гипофиз человека. Результат получился с научной точки зрения неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам. Сформированное таким образом существо имеет облик своего человеческого донора - Клима Чугункина - трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен. Он при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему "шестнадцать аршин" жилплощади, даже пытается привести в дом жену.

Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского - все это блеф, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных - Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением солне подходящим для того общества, которое они с таким пафосом и упоением создают. Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение, сделали его маленьким начальником. Для него же стать начальником - значит преобразиться внешне, получить власть над людьми. Так оно и происходит. Он теперь одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой бедной девушки-секретарши.

 Профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. На деле вся жизнь профессора превращается в сплошной кошмар. В доме нет ни покоя, ни порядка. Целыми днями слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он стал грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома. А что способны натворить Шариковы, если дать им в жизни полную волю? Страшно представить себе картину той жизни, которую они способны сотворить вокруг себя.

 Так благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести "Собачье сердце" профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917-ом году.

В повести авторская оценка рассредоточена между несколькими персонажами: Преображенским, Борменталем и Шариком. Таким образом, существует конфликт между мировоззрением Преображенского, который стремится к научному постижению мира, и мировоззрением Шарика, в мире которого науке нет места. Преображенский – смешной персонаж, объект авторской иронии. Это видно, к примеру, по тому, как внутренняя речь пса (об операции) контрастирует с пафосной речью Преображенского по тому же поводу: «Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть». Впрочем, Преображенский и раньше сам признает свою неудачу: «Так вот вам как другу, сообщу, по секрету, конечно, я знаю, вы не будете срамить меня – старый осел  Преображенский нарвался на этой операции, как третьекурсник… Вы знаете, какую я работу проделал, уму непостижимо. И вот теперь спрашивается, зачем? Чтобы в один прекрасный день милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают! <…> Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу!»

Кроме того, в повести Преображенский не только смешон, но и страшен. В четвертой главе (описание операции) в тексте повествователя деятельность врача на лексическом уровне соотносится с деятельностью преступника, убийцы: «Борменталь отшвырнул машинку и вооружился бритвой. Он намылил беспомощную маленькую голову и стал брить», «Зубы Филиппа Филипповича сжались, глазки приобрели остренький, колючий блеск и, взмахнув ножичком, он метко и длинно протянул по животу Шарика рану», «Нож вскочил ему в руки как бы сам собой, после чего лицо Филиппа Филипповича стало страшным. Он оскалил фарфоровые и золотые коронки и одним приемом навел на лбу Шарика красный венец», «тело Шарика вдвоем начали разрывать крючьями, ножницами, какими-то скобками».

Здесь описание операции автором связано с оценкой Шарика, данной ранее: «Они (глаза Борменталя) были настороженные, фальшивые, и в глубине их таилось нехорошее, пакостное дело, если не целое преступление.

Безусловно, Преображенский – один из главных героев повести. Но его дурные и смешные черты отчетливо видны в книге, поэтому его высказывания нельзя приписывать автору. Будучи чрезвычайно скупым на прямую оценку излагаемых событий, повествователь в языковом отношении имитирует симпатичных ему персонажей. Более того, мы можем говорить о диффузии субъектно-речевых сфер, которая вызвана теснейшим взаимодействием текста повествователя с текстами персонажей.

Приложение

Характеристика героев «Собачьего сердца»

Главные герои

Профессор Преображенский

Будучи человеком культурным и независимым профессор открыто высказывается против Советской власти. Его стойким убеждением и позицией является уверенность в том, что противостоять разрухе нужно не насильственным принуждением, а культурой. В ходе эксперимента над бродячим псом профессор терпит поражение, но все же пытается привить ему элементарные культурные и нравственные навыки. Преображенский признает, что «новый человек» вышел абсолютно никудышным.

Доктор Борменталь

В “Собачьем сердце” герой Иван Арнольдович Борменталь – молодой и талантливый ассистент профессора. Крайне порядочный и воспитанный человек. Некогда профессор помог обездоленному студенту. Когда Шариков написал кляузу на профессора, его ученик выказал стойкость духа и твердость характера. Борменталь обратил творение профессора обратно в собаку.

Полиграф Полиграфович Шариков

Материалом для научной деятельности стал заурядный, но колоритный представитель тридцатых годов минувшего столетия. Пьющий человек без определенной работы, многократно преступавший закон. Он имеет вздорный характер. Как и основная масса обывателей, он мечтает выбиться в люди, но обучаться чему-либо он не желает. Плохое Шариков впитывает как губка. Страсть к убийству животных иллюстрирует готовность поступить так и со всяким человеком, если это потребуется.

Пес Шарик

От имени бродячего пса Шарика, которого подобрал на улице профессор Преображенский, ведется рассказ в начале повести и в конце. Шарик благодарный, ласковый, но хитрый пес, познавший на улице голод и лишения. Над этой собакой Филипп Филиппович Преображенский и провел эксперимент по “омоложению”, пересадив ему гипофиз и семенники умершего в пьяной драке Клима Чугункина. в результате произошло не омоложение, а полное очеловечивание пса, который превратился в мерзкого Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

 

Второстепенные персонажи

Клим Чугункин

Люмпен-пролетарий двадцати пяти лет. У Чугункина нет постоянного места работы, но есть стойкая тяга к употреблению спиртных напитков. В повести появляется не как живой человек, а уже покойником. Из его тела после кончины профессор Преображенский извлек гипофиз и семенники, чтобы пересадить их собаке. В результате этого эксперимента на свет появился Полиграф Полиграфович Шариков.

Швондер

Швондер – явный пример представителя нового общества, который полностью разделяет взгляды действующей власти. Он занимает должность председателя домового комитета. Его образ, одежда и поведение четко отражают и характеризуют описываемый исторический период. Сюда же можно причислить список «жилтоварищей», Пеструхина и Жаровкина — сослуживцев Швондера, члены домкома.

Зинаида Прокофьевна Бунина

Молодая девушка, служанка в доме профессора Преображенского, которая помогает ему по хозяйству. Или «социал-прислужница», как называет ее Шариков. Зинаида Прокофьевна добросовестно выполняет свою работу и откровенно боится Шарикова.

Дарья Петровна Иванова

Кухарка профессора Преображенского. Шариков «любит» ее собачьей преданностью. Но только за то, что она кормит его колбасой по просьбе профессора. Все, что его заботит – это «собачья радость» – теплый дом и еда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Интересы и развлечения «Сегодня в

Интересы и развлечения «Сегодня в

Композиция Кольцевая композиция, основанная на образе главного героя

Композиция Кольцевая композиция, основанная на образе главного героя

Он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других

Он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других

Более того, мы можем говорить о диффузии субъектно-речевых сфер, которая вызвана теснейшим взаимодействием текста повествователя с текстами персонажей

Более того, мы можем говорить о диффузии субъектно-речевых сфер, которая вызвана теснейшим взаимодействием текста повествователя с текстами персонажей

Характеристика героев «Собачьего сердца»

Характеристика героев «Собачьего сердца»

Маршрутный лист урока по теме "М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце"

Маршрутный лист урока по теме "М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть "Собачье сердце"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020