Маршрутный лист урока по теме "М.А. Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон"
Оценка 5

Маршрутный лист урока по теме "М.А. Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон"

Оценка 5
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "М.А. Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон"
МЛ литература М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» Документ Microsoft Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок № 35.  Дата: 17.04.20  Группа ТД-119

Тема: М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». 

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве М.А. Шолохова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Задание 2.Работа с литературоведческими терминами

           Запишите определение терминов, указанных в таблице, в рабочей тетради.

Термины

Определение

Роман-эпопея

 

Социалистический

реализм

 

Партийность литературы

 

Революция

 

Гражданская война

 

 

Задание 4. Запишите анализ  романа-эпопеи «Тихий Дон»

План анализа

 

История создания

Тихий Дон -  великое произведение русской и мировой классики. Его по праву называют главной книгой XX века. Основное внимание в романе-эпопее уделено изображению казачества, наряду с этим в нем изображены и другие социальные слои.

Время действия — 1912—1922 гг.

Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году.

История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году.

Тема романа

жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны. в переломные годы для России меняется не только политическая ситуация и жизнь людей, меняются взгляды и принципы людей, война ломает судьбы и создаёт новый уклад.

Идея произведения

показать жизнь донского казачества в сложные для родины времена, дух и законы, уклад и философию их жизни, вечные ценности этого свободного народа.

Проблематика

Проблематика книги подчинена идее романа – жизненный уклад казачества в связи с историческими событиями – это то, что является сюжетообразующим и смысловым центром романа.

Чтобы обозначить смысл названия романа (изначально автор хотел назвать его “Донщина”), нужно увидеть скрытую антитезу в смысловом плане произведения и образе тихой спокойной реки. Она была и будет, её течение спокойно и неспешно, а жизнь людей (которая тесно связана с матушкой-рекой) бурная, стремительная и неспокойная. У тихого Дона стремительно меняются поколения, идёт братоубийственная война, меняются устои и традиции. Философская суть книги: жизнь человека и течение реки очень похожи, но люди уходят, а стихия остаётся.

Композиция

4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении. Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге.

Жанр

Роман-эпопея – широкий  охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя.

Литературное направление

соцреализм либо исторический реализм.

 

Система образов

Главные герои романа

Григорий Мелехов противоречив и многогранен. Это запутавшийся искатель правды. Его жизнь бездумна, но подчинена традициям. Григорий будто живет без интереса, следуя традиционным принципам и правилам. Даже страстная любовь к Аксинье не всколыхнула в нем жажду жизни. не являясь сторонником кровавых мер, Григорий был вынужден взять в руки саблю.

Особое место в романе отведено образу Наталью. Ее образ связан с любовным треугольников, в котором две женщины полюбили одного мужчину. Жизнь Натальи трагична. Наталья – трудолюбивая, работящая женщина. Ее образ является олицетворением незыблемых нравственных устоев.

Образ Аксиньи является центральным в произведении. Аксинья сильная, независимая, привлекательная женщина, способная пожертвовать собой во имя любви. Образ Аксиньи – образ истинной казачки. Героиня шла за любимым, подчиняясь любви и страсти.

Второстепенные персонажи

Степан Астахов, обладатель железных рук и свинцовых кулаков. Муж Аксиньи.

Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория. Горяч и своенравен, но трудолюбив и энергичен.

Василиса Ильинична Мелехова, мать семейства Мелеховых. Гостеприимная хозяйка. После смерти мужа и сына Петра умирает, не дождавшись Григория.

Петр Мелехов, старший брат Григория. Покладистый и располагающий к себе человек. Жена Дарья изменяет ему со Степаном.

Дарья, жена Петра. Дерзка, остра на язык и любительница мужчин. Заразилась сифилисом и покончила собой.

Дуняша, младшая сестра Григория и Петра. Вышла замуж за Мишу Кошевого вопреки протестам семьи.

Мирон Коршунов, тесть Григория. Гордится своим богатством. С приходом советской власти его арестовывают.

Всего в романе более 800 персонажей.

Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения)

Язык романа "Тихий Дон" Михаила Шолохова неординарен.
Привлекает внимание диалектная лексика и просторечия. Используются они не только для обозначения бытовых реалий ("майдан", "баз", "курень", "жалмерка" и т.п.), но значительно шире: и реплики персонажей, и авторский описания, частично изложены на диалекте ("гутарили про него на хутору чудное …"). Кроме того, экспрессивность текста значительно повышается благодаря частому (по два-три раза на страницу) появлению эмоциональных морфологических производных: "непролазь", "клешнятый", "заосенять". Такое пристрастие Шолохова к диалектизмам объясняется желанием полнее погрузить читателя в мир донского казачества.

Следующая особенность стиля "Тихого Дона" – это его высокая метафоричность. Причем метафоры слабо организованны или неотобранны: они не выстраиваются в смысловой ряд, ассоциации носят локальный, дробный характер. Особенно нагружены метафорами пейзажи, картины природных явлений можно показать на примере описания грозы, разворачивающегося в пределах полутора страниц: сначала "первые зерна дождя засевали отягощенную внешней жарой землю", затем "над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон", и, наконец, "дождь царапал ставни".

Мое отношение

 

 

 

Рефлексия. Устные вопросы для обобщения:

1.Какие эпиграфы выбрал Шолохов для романа «Тихий Дон»? Объясните, какое событие предсказывают эпиграфы?

2.Какие традиции русской литературы в изображении войны продолжает Шолохов?

3.Докажите на примере истории семьи Мелеховых справедливость утверждения «история проходит через дом человека».

 

Домашнее задание. Черновик сочинения темы по выбору (4-5 страниц с планом).

Рефлексия: свободный микрофон: Каково отношение М. Шолохова к войне? Какие эпизоды романа это подтверждают? Что противопоставляет М. Шолохов войнам? Как авторская позиция проявляется в финальной сцене?


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий

События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий

Мое отношение

Мое отношение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020