Русская литература. 1 курс.
Урок № 35. Дата: 17.04.20 Группа ТД-119
Тема: М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон».
Маршрутный лист заданий
Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве М.А. Шолохова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.
Задание 2.Работа с литературоведческими терминами
Запишите определение терминов, указанных в таблице, в рабочей тетради.
Термины |
Определение |
Роман-эпопея |
|
Социалистический реализм |
|
Партийность литературы |
|
Революция |
|
Гражданская война |
|
Задание 4. Запишите анализ романа-эпопеи «Тихий Дон»
План анализа |
|
История создания |
“Тихий Дон” - великое произведение русской и мировой классики. Его по праву называют главной книгой XX века. Основное внимание в романе-эпопее уделено изображению казачества, наряду с этим в нем изображены и другие социальные слои. Время действия — 1912—1922 гг. Год написания – начало работы в 1925 году, к 1932 году были готовы первые три тома. Четвёртый том книги “Тихий Дон” был закончен в 1940 году. История создания – роман создавался 15 лет, претерпел массу изменений, но принципиальные вопросы сюжета и смысловой стороны автор не изменил, несмотря на отказ публикации, давление цензуры и критики “Тихого Дона”. Опыт, литературный талант и удивительная работоспособность молодого автора принесли заслуженные плоды – Нобелевскую премию в 1958 году. |
Тема романа |
жизнь донского казачества в период первой мировой войны, революции и гражданской войны. в переломные годы для России меняется не только политическая ситуация и жизнь людей, меняются взгляды и принципы людей, война ломает судьбы и создаёт новый уклад. |
Идея произведения |
показать жизнь донского казачества в сложные для родины времена, дух и законы, уклад и философию их жизни, вечные ценности этого свободного народа. |
Проблематика |
Проблематика книги подчинена идее романа – жизненный уклад казачества в связи с историческими событиями – это то, что является сюжетообразующим и смысловым центром романа. Чтобы обозначить смысл названия романа (изначально автор хотел назвать его “Донщина”), нужно увидеть скрытую антитезу в смысловом плане произведения и образе тихой спокойной реки. Она была и будет, её течение спокойно и неспешно, а жизнь людей (которая тесно связана с матушкой-рекой) бурная, стремительная и неспокойная. У тихого Дона стремительно меняются поколения, идёт братоубийственная война, меняются устои и традиции. Философская суть книги: жизнь человека и течение реки очень похожи, но люди уходят, а стихия остаётся. |
Композиция |
4 тома, масштабность событий и большой временной отрезок – 10 лет жизни донского казачества описывается в произведении. Жизненная правда и небольшая доля художественного вымысла превратило произведение Шолохова в шедевр, который выходил в СССР многомиллионными тиражами. Композиция держится на образе главного героя Григория Мелехова, именно его образ центральный, сюжетообразующий. События всех четырёх томов романа происходят на протяжение 1912-1922 года, это огромный временной отрезок, который обусловил масштабность и наличие большого количества сюжетных линий. Проведённый литераторами анализ произведения говорит о наличии более 500 героев в книге. |
Жанр |
Роман-эпопея – широкий охват исторических событий, показ смены эпохи, традиций, порядков, а не отдельных судеб людей. Эпопея всегда общезначима, не привязана к конкретной точке. Второй том эпопеи позволяет сделать вывод, что эта книга наиболее подходит под определение романа, здесь много личного, повествование держится на образе главного героя. |
Литературное направление |
соцреализм либо исторический реализм.
|
Система образов |
Главные герои романа Григорий Мелехов противоречив и многогранен. Это запутавшийся искатель правды. Его жизнь бездумна, но подчинена традициям. Григорий будто живет без интереса, следуя традиционным принципам и правилам. Даже страстная любовь к Аксинье не всколыхнула в нем жажду жизни. не являясь сторонником кровавых мер, Григорий был вынужден взять в руки саблю. Особое место в романе отведено образу Наталью. Ее образ связан с любовным треугольников, в котором две женщины полюбили одного мужчину. Жизнь Натальи трагична. Наталья – трудолюбивая, работящая женщина. Ее образ является олицетворением незыблемых нравственных устоев. Образ Аксиньи является центральным в произведении. Аксинья сильная, независимая, привлекательная женщина, способная пожертвовать собой во имя любви. Образ Аксиньи – образ истинной казачки. Героиня шла за любимым, подчиняясь любви и страсти. Второстепенные персонажи Степан Астахов, обладатель железных рук и свинцовых кулаков. Муж Аксиньи. Пантелей Прокофьевич Мелехов, отец Григория. Горяч и своенравен, но трудолюбив и энергичен. Василиса Ильинична Мелехова, мать семейства Мелеховых. Гостеприимная хозяйка. После смерти мужа и сына Петра умирает, не дождавшись Григория. Петр Мелехов, старший брат Григория. Покладистый и располагающий к себе человек. Жена Дарья изменяет ему со Степаном. Дарья, жена Петра. Дерзка, остра на язык и любительница мужчин. Заразилась сифилисом и покончила собой. Дуняша, младшая сестра Григория и Петра. Вышла замуж за Мишу Кошевого вопреки протестам семьи. Мирон Коршунов, тесть Григория. Гордится своим богатством. С приходом советской власти его арестовывают. Всего в романе более 800 персонажей. |
Изобразительно-выразительные средства (поэтика произведения) |
Язык романа "Тихий Дон" Михаила Шолохова неординарен. Следующая особенность стиля "Тихого Дона" – это его высокая метафоричность. Причем метафоры слабо организованны или неотобранны: они не выстраиваются в смысловой ряд, ассоциации носят локальный, дробный характер. Особенно нагружены метафорами пейзажи, картины природных явлений можно показать на примере описания грозы, разворачивающегося в пределах полутора страниц: сначала "первые зерна дождя засевали отягощенную внешней жарой землю", затем "над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон", и, наконец, "дождь царапал ставни". |
Мое отношение |
|
Рефлексия. Устные вопросы для обобщения:
1.Какие эпиграфы выбрал Шолохов для романа «Тихий Дон»? Объясните, какое событие предсказывают эпиграфы?
2.Какие традиции русской литературы в изображении войны продолжает Шолохов?
3.Докажите на примере истории семьи Мелеховых справедливость утверждения «история проходит через дом человека».
Домашнее задание. Черновик сочинения темы по выбору (4-5 страниц с планом).
Рефлексия: свободный микрофон: Каково отношение М. Шолохова к войне? Какие эпизоды романа это подтверждают? Что противопоставляет М. Шолохов войнам? Как авторская позиция проявляется в финальной сцене?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.