Маршрутный лист урока по теме "М.А. Шолохов. "Судьба человека"
Оценка 4.8

Маршрутный лист урока по теме "М.А. Шолохов. "Судьба человека"

Оценка 4.8
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "М.А. Шолохов. "Судьба человека"
МЛ литература М.А. Шолохов. «Судьба человека» Документ Microsoft Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок № 34   Дата 16.04.20  Группа ТД-119

Тема: М.А. Шолохов. «Судьба человека».

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве М.А. Шолохова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Задание 1.Хронологическая таблица жизни и творчества М.А. Шолохова (1905-1984 )

Прочитайте материал учебника на стр.176-197. Запишите основные события и произведения писателя.

Даты

События и произведения, связанные с этими датами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Прочитайте повесть М.А. Шолохова «Судьба человека». Определите жанр произведения Жанр военного рассказа – малый эпический жанр  литературы, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. В  его основе – трагические конфликты между войной и миром, жизнью и смертью, любовью и ненавистью, человеком и природой.  Эти противоречия нельзя разрешить в пределах  сюжета  произведения. Герой, делающий нравственный выбор, выходит на передний план. Нарастает психологизм и   драматизма рассказа, что ведет за собой возрастание роли условности, возникновение новых форм повествования, усложнение  композиционных связей  и увеличение изобразительно-выразительной  роли  каждой художественной детали.

Судьба человека

1) Судьба – cтечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.

2) Судьба – будущее, то, что случится, произойдет.

3) Судьба – доля, участь

4) Судьба – история существования кого-нибудь, чего-нибудь.

5) Судьба – см. суждено (см. судить).

 

 Задание 3.  Какими перед читателем  предстают  Андрей Соколов и Мюллер в рассказе М.Шолохова? Сравнительная характеристика героев.

 Обратимся к изображению   личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный.  Андрей Соколов и Мюллер – нравственные полюса рассказа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст рассказа, выявите авторское отношение к указанным   персонажам.

 

 Андрей Соколов

 Мюллер

Идея

Идея мира

Идея войны

Отношение к людям

  Стремление служить общему благу государства и народа,  доброта, справедливость

Властолюбие, стремление подчинить себе людей

Внешность

Непритязательная

Непривлекательная

Манера поведения

Естественность и простота

(“настоящий русский солдат ”)

 

Позёрство  (“…правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить»)

Отношение к битве

“Сражение”

“Уничтожение»

 Мировоззрение

Гуманизм, неприятие идей национальной замкнутости и исключительности

 Нацистские идеи национальной замкнутости и исключительности

Я – реализация

Единение со всем народом

Эгоизм

Мотив деятельности

 

Защитник Отечества

 

Завоеватель

Вывод.  Почему эту сцену с Мюллером  можно определить как композиционный центр второй части рассказа?   В этой сцене Андреем Соколовым была одержана нравственная победа над врагом. Герой  демонстрирует настоящий русский характер:   перед лицом смерти мужество и верность Отечеству Соколова  заставляют восхищаться русским солдатом  даже фашистов.

4. Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность

  Эпизоды

Элементы сюжета

События и персонажи

1 эпизод

экспозиция

 Андрей Соколов рассказывает  о довоенной жизни.

2 эпизод

завязка

Начало  войны с Германией. Андрей уходит на фронт.

3 эпизод

развитие действия

Плен. Неудавшийся побег. Лагеря и работа в Германии. Два года фашистского плена.

4 эпизод

кульминация

Комендант лагеря Мюллер вместо расстрела награждает за храбрость и мужество буханкой хлеба. Смерть прошла мимо Андрея.

5 эпизод

развязка

Перевод в Потсдам. Работает шофером. Берет в плен офицера-инженера и переходит линию фронта. Узнает о гибели жены и детей в Воронеже. 9 мая 1945 г. хоронит сына Анатолия. Умер душой. Она окаменела от горя.

6 эпизод

Эпилог.  «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

 В Урюпинске  встретил сироту Ванюшку. Рядом с ним отогрелся душой.  Шагает с ним по русской земле… Жизнь продолжается.

  Образ мальчика Вани во II части -  собирательный образ послевоенного поколения русских детей.

Докажите текстом (сиротство, голод, вера). «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью,грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя!(…) Возле чайной он кормился,- кто что подаст».

- Какой прием использует  Шолохов, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика?

5. О чем повествует II часть рассказа? (О трагической  судьбе Андрея Соколова, прошедшего дорогами войны и испытаний,, но не утратившего жизненную силу любви и сострадания.  Жанр – рассказ-исповедь.)     Заполните таблицу, опираясь на текст рассказа.

 

1

Каким  нарисовал Шолохов  Андрея Соколова в  I части рассказа? Назовите основные черты портрета персонажа (статического и динамического), опираясь на текст.

Высокий сутуловатый мужчина. У него большие черствые руки. Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть… Мертвые, потухшие глаза.(…)

2

 Каким представляет себе счастье герой рассказа?

Мир и покой на душе. Умная жена-подруга, дети, дом, работа.

3

Как изменилась жизнь  Андрея Соколова  во время войны?

 

Два ранения, плен, побег, лагеря, шахты, работа в Германии. «Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет смотришь, за то, что на них, сволочей,  работаешь».

4

Почему Андрей Соколов не ожесточился сердцем после этих испытаний судьбы?

Вечное утверждение живого в жизни. Жизнь есть  любовь. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло»

5

Какова авторская позиция по отношению к этому  герою?

 

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина

6

 Какова роль Ванюшки в раскрытии характера Андрея Соколова?

 

Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет розовую холодную ручонку, а потом глаза, светлые, как небушко. Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.

6

Ваше отношение к персонажу.

 

Андрей Соколов не сломался под тяжестью испытаний судьбы. Сила духа, вера, надежда и любовь – вот духовные опоры настоящего  русского характера.

Вывод: Шолохов  во II части рассказа  представляет обобщенный портрет  русского человека, рассказывая о судьбе миллионов русских людей периода второй мировой войны.

Шолохов заканчивает свое произведение  утверждением: “Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина”. Прокомментируйте его.

В чем же особенность русского характера?

Вывод: Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу русского характера, его величие духа. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. 

Можно сделать вывод, что   Шолохов выделяет  такие  черты русского советского характера: героизм, патриотизм, стойкость, мужество, щедрость, человеколюбие, умение сопереживать, любить, щедрость души, доброту, заботу о других, великодушие, сострадание, трудолюбие, удаль, гордость, чувство собственного достоинства.

Время накладывает свои отпечатки, но основные черты русского национального характера остаются неизменными.

Рефлексия: клип казахстанской группы «Motor-Roller», песня «О войне» Ильяса Аутова.

 

III. Домашнее задание: написать  творческую работу к 75-летию Победы «Письмо неизвестному солдату».

 

 

 


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Я – реализация Единение со всем народом

Я – реализация Единение со всем народом

Почему Андрей Соколов не ожесточился сердцем после этих испытаний судьбы?

Почему Андрей Соколов не ожесточился сердцем после этих испытаний судьбы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020