Русская литература. 1 курс.
Урок № 34 Дата 16.04.20 Группа ТД-119
Тема: М.А. Шолохов. «Судьба человека».
Маршрутный лист заданий
Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве М.А. Шолохова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.
Задание 1.Хронологическая таблица жизни и творчества М.А. Шолохова (1905-1984 )
Прочитайте материал учебника на стр.176-197. Запишите основные события и произведения писателя.
Даты |
События и произведения, связанные с этими датами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. Прочитайте повесть М.А. Шолохова «Судьба человека». Определите жанр произведения Жанр военного рассказа – малый эпический жанр литературы, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. В его основе – трагические конфликты между войной и миром, жизнью и смертью, любовью и ненавистью, человеком и природой. Эти противоречия нельзя разрешить в пределах сюжета произведения. Герой, делающий нравственный выбор, выходит на передний план. Нарастает психологизм и драматизма рассказа, что ведет за собой возрастание роли условности, возникновение новых форм повествования, усложнение композиционных связей и увеличение изобразительно-выразительной роли каждой художественной детали.
Судьба человека
1) Судьба – cтечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.
2) Судьба – будущее, то, что случится, произойдет.
3) Судьба – доля, участь
4) Судьба – история существования кого-нибудь, чего-нибудь.
5) Судьба – см. суждено (см. судить).
Задание 3. Какими перед читателем предстают Андрей Соколов и Мюллер в рассказе М.Шолохова? Сравнительная характеристика героев.
Обратимся к изображению личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Андрей Соколов и Мюллер – нравственные полюса рассказа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст рассказа, выявите авторское отношение к указанным персонажам.
|
Андрей Соколов |
Мюллер |
Идея |
Идея мира |
Идея войны |
Отношение к людям |
Стремление служить общему благу государства и народа, доброта, справедливость |
Властолюбие, стремление подчинить себе людей |
Внешность |
Непритязательная |
Непривлекательная |
Манера поведения |
Естественность и простота (“настоящий русский солдат ”)
|
Позёрство (“…правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить») |
Отношение к битве |
“Сражение” |
“Уничтожение» |
Мировоззрение |
Гуманизм, неприятие идей национальной замкнутости и исключительности |
Нацистские идеи национальной замкнутости и исключительности |
Я – реализация |
Единение со всем народом |
Эгоизм |
Мотив деятельности |
Защитник Отечества |
Завоеватель |
Вывод. Почему эту сцену с Мюллером можно определить как композиционный центр второй части рассказа? В этой сцене Андреем Соколовым была одержана нравственная победа над врагом. Герой демонстрирует настоящий русский характер: перед лицом смерти мужество и верность Отечеству Соколова заставляют восхищаться русским солдатом даже фашистов.
4. Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность
Эпизоды |
Элементы сюжета |
События и персонажи |
1 эпизод |
экспозиция |
Андрей Соколов рассказывает о довоенной жизни. |
2 эпизод |
завязка |
Начало войны с Германией. Андрей уходит на фронт. |
3 эпизод |
развитие действия |
Плен. Неудавшийся побег. Лагеря и работа в Германии. Два года фашистского плена. |
4 эпизод |
кульминация |
Комендант лагеря Мюллер вместо расстрела награждает за храбрость и мужество буханкой хлеба. Смерть прошла мимо Андрея. |
5 эпизод |
развязка |
Перевод в Потсдам. Работает шофером. Берет в плен офицера-инженера и переходит линию фронта. Узнает о гибели жены и детей в Воронеже. 9 мая 1945 г. хоронит сына Анатолия. Умер душой. Она окаменела от горя. |
6 эпизод |
Эпилог. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина». |
В Урюпинске встретил сироту Ванюшку. Рядом с ним отогрелся душой. Шагает с ним по русской земле… Жизнь продолжается. |
Образ мальчика Вани во II части - собирательный образ послевоенного поколения русских детей.
Докажите текстом (сиротство, голод, вера). «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью,грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя!(…) Возле чайной он кормился,- кто что подаст».
- Какой прием использует Шолохов, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика?
5. О чем повествует II часть рассказа? (О трагической судьбе Андрея Соколова, прошедшего дорогами войны и испытаний,, но не утратившего жизненную силу любви и сострадания. Жанр – рассказ-исповедь.) Заполните таблицу, опираясь на текст рассказа.
1 |
Каким нарисовал Шолохов Андрея Соколова в I части рассказа? Назовите основные черты портрета персонажа (статического и динамического), опираясь на текст. |
Высокий сутуловатый мужчина. У него большие черствые руки. Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть… Мертвые, потухшие глаза.(…) |
2 |
Каким представляет себе счастье герой рассказа? |
Мир и покой на душе. Умная жена-подруга, дети, дом, работа. |
3 |
Как изменилась жизнь Андрея Соколова во время войны?
|
Два ранения, плен, побег, лагеря, шахты, работа в Германии. «Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». |
4 |
Почему Андрей Соколов не ожесточился сердцем после этих испытаний судьбы? |
Вечное утверждение живого в жизни. Жизнь есть любовь. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло» |
5 |
Какова авторская позиция по отношению к этому герою?
|
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина |
6 |
Какова роль Ванюшки в раскрытии характера Андрея Соколова?
|
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет розовую холодную ручонку, а потом глаза, светлые, как небушко. Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова. |
6 |
Ваше отношение к персонажу.
|
Андрей Соколов не сломался под тяжестью испытаний судьбы. Сила духа, вера, надежда и любовь – вот духовные опоры настоящего русского характера. |
Вывод: Шолохов во II части рассказа представляет обобщенный портрет русского человека, рассказывая о судьбе миллионов русских людей периода второй мировой войны.
Шолохов заканчивает свое произведение утверждением: “Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина”. Прокомментируйте его.
В чем же особенность русского характера?
Вывод: Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу русского характера, его величие духа. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
Можно сделать вывод, что Шолохов выделяет такие черты русского советского характера: героизм, патриотизм, стойкость, мужество, щедрость, человеколюбие, умение сопереживать, любить, щедрость души, доброту, заботу о других, великодушие, сострадание, трудолюбие, удаль, гордость, чувство собственного достоинства.
Время накладывает свои отпечатки, но основные черты русского национального характера остаются неизменными.
Рефлексия: клип казахстанской группы «Motor-Roller», песня «О войне» Ильяса Аутова.
III. Домашнее задание: написать творческую работу к 75-летию Победы «Письмо неизвестному солдату».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.