Маршрутный лист урока по теме "Нравственный подвиг на войне. Поэзия о Великой Отечественной войне"
Оценка 4.9

Маршрутный лист урока по теме "Нравственный подвиг на войне. Поэзия о Великой Отечественной войне"

Оценка 4.9
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "Нравственный подвиг на войне. Поэзия о Великой Отечественной войне"
МЛ Нравственный подвиг на войне. Поэзия о ВОВ Документ Microsoft Office Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок №     Дата:        Группа: 

Тема: Уроки нравственности на войне. Поэзия о Великой Отечественной войне.

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве поэтов и писателей о Великой Отечественной войне, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Вы научитесь:

- сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки;

- давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о проблеме и  системе образов.

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/f3aa9c4b-2a1f-4f93-a4a6-5744a1dec63e/a850fdfd-fc4a-467a-a3a5-c1fb71eade7d_m.jpg

Бессмертный полк, г. Алматы

 

28 панфиловцев (Бессмертный полк)

Прослушайте песню «Памяти 28 панфиловцев...» группы "Motor-Roller" на сайте https://www.youtube.com/  Найдите в тексте песни строки, которые наиболее выразительно передают героизм казахстанцев – защитников Москвы.    

 

Задание 1.

Предтекстовая работа

 1. Что вы знаете о событиях Великой Отечественной войны?

 2. Есть ли в вашем городе акция Бессмертный полк?  

·         да

·         нет

·         не знаю об этой акции

Принимаете ли Вы в ней участие? 

·         да

·         нет

·         нет, но хотел(а) бы участвовать

3.Расскажите об общей атмосфере во время шествия Бессмертного полка. 
4. Чей портрет или портреты вы носите? Расскажите о ваших родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

5. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы знаете? Прочитайте наизусть любимые строки.

 

    Благодаря своей динамичности, возможности реагировать на события сиюминутно, поэзия с первых лет войны стала самым действенным жанром. В ней осмысление войны происходит на глазах. А человек словно вступает в нее прямо с поля битвы.

       Но после войны происходит еще один этап осмысления страшных событий войны. С высоты прошедшего времени писатели пытаются понять ее сущность, показать человека, сохранившего в себе человеческое. Поэт Д. Самойлов после войны очень точно сказал:


        Как это было! Как совпало –
         Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало
             
​​    И лишь потом во мне очнулось!..

   И в этом случае выдвигаются вперед прозаические жанры, способные показать не только действия человека на войне, но и приоткрыть внутренний мир его чувств и переживаний. Как выстоял человек на этой войне? Понять это помогут нам писатели-фронтовики, знающие о войне не понаслышке. Целый ряд произведений о войне, написанных в 70-е гг., пройдут перед нашим читательским взором и заставят задуматься и восхититься тем человеком, который выиграл в этой нечеловеческой войне, и подарил нам мир.

   Каждая литературная эпоха имеет свой центр, к которому сходятся основные пути художественного творчества. В XX веке таким центром, сформировавшим многие отличительные особенности литературы как единой эстетической системы, стала История с ее небывалыми социально-историческими и духовными катаклизмами, которая вовлекла в свою орбиту всех – от конкретного человека до народа и государства. Эпоха, время и человек в истории – это духовный мост, переброшенный через пропасть времен, – мост, «ведущий человека из прошлого в грядущее». Основу исторического сознания составляет идея связи времен, осознание движения во времени.

   Великая Отечественная война стала целой эпохой в жизни народа. Выполняя свой долг перед Родиной, писатели штыком и пером помогали народу в его борьбе с врагом.  Мобилизация творческих сил в помощь фронту выражалась не только в создании произведений, но и в выступлениях писателей по радио, в госпиталях, в колхозах, в поездках агитбригад на фронт, в участии во фронтовых газетах.

   Особо следует сказать о начинающих поэтах, студентах, которые ушли на войну, почти ничего не успев напечатать. Это поколение В. Быков назвал «убитым поколением». Павел Коган, Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Всеволод Багрицкий, Борис Смоленский невернулись с войны. Их стихи стали известны после войны, уже в «оттепельные» годы. Молодые поэты отчетливо слышали «далекий грохот, подпочвенный, неясный гул» приближающейся войны. Они предчувствуют свою судьбу:

Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли, не долюбив, 

Не докурив последней папиросы.     

 (Н. Майоров)

   По данным энциклопедии «Великая Отечественная война», в действующей армии служило свыше 1000 писателей. Из 800 членов московской писательской организации уже в первые дни войны ушло на фронт 250. 471 с войны не вернулись, 18 стали Героями Советского Союза. Погибли на войне А. Гайдар, Е.Петров, Ю. Крылов, И. Уткин, А. Лебедев; М. Джалиль был казнен в тюрьме Моабит.

   Первые стихи о войне появились уже в июне 1941 г. Это был живой, эмоциональный отклик на происходящее. «Священная война» В. Лебедева-Кумача, «Песня смелых» А. Суркова были написаны в первые дни войны и сразу стали широко известны.

   На войне выросло новое поколение, обретшее свой голос на полях сражений (С. Гудзенко, А. Недогонов, М.Дудин, С. Наровчатов, С. Орлов, Д. Самойлов, Ю.Друнина, Е. Винокуров, Б. Слуцкий, К. Ваншенкин). Некоторые из них выросли в крупных поэтов последующих десятилетий.

   Война обострила чувство Родины. Люди шли умирать за Отчизну, и им было важно представить, что это такое? О Родине написано много стихов, а в годы войны особенно. И часто именно на войне происходило новое открытие Родины.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина –   
Не дом городской, где я празднично жил,
 
А эти проселки, что дедами пройдены,      
 
С простыми крестами их русских могил.    

(К. Симонов)

   Стремление к действенности поэтического слова вызывает к жизни такие формы, как заклинание, проклятье, плач, клятва: «Убей его!» К. Симонова, «Наказ сыну» М. Исаковского, «Проклятье» И.Эренбурга. Форма заклинания характерна для наиболее значительного лирического стихотворения К. Симонова «Жди меня»:

                           Жди меня, и я вернусь,
                           Только очень жди.

                           Жди, когда наводят грусть
                           Желтые дожди.
                           Жди, когда снега метут,
                           Жди, когда жара,
                           Жди, когда других не ждут,
                           Позабыв вчера.

    В 12 строчках стихотворения 8 раз повторено одно и то же слово «жди», звучащее как заклинание.
   Это стихотворение первоначально не предназначалось для печати, оно было адресовано любимой женщине. Но когда было напечатано, солдаты носили переписанные стихи в кармане гимнастерки, посылали в письмах женам. Симонов выразил в нем то, что чувствовал каждый, сказал за каждого, говоря о себе.

​​   На этом же приеме построено и стихотворение, призывающее к смертельной ненависти к поработителям, вторгшимся на родную землю.

                           Сколько раз увидишь его,
​​                           Столько раз его и убей!

   В лексику, в образность военных стихов входит ощущение истории, особенностью поэзии этих лет стало использование высокой лексики, архаизмов. А.Сурков пишет: «На полчища Гитлера кованый меч поднимался...». Архаизмы мы встречаем и в стихах  О. Берггольц, и у М. Исаковского, и у многих других. Эта лексика отражала ощущение священного, справедливого характера войны.

​​   В первый период войны поэзия была по преимуществу агитационной, мобилизующей, она обратилась к жанрам стихотворного призыва, напутствия, в которых выражалось главное: любовь к Родине и ненависть к врагу. Ораторская интонация в этих стихах была искренней, а патетика – органичной и естественной.

  ​​ В годы тяжелейших испытаний возникает огромная потребность в задушевном слове, в лирике. Любовная лирика К. Симонова, М. Исаковского, М. Алигер, О.Берггольц не давала очерстветь и ожесточиться душам людей, втянутым в трудную и беспощадную войну. Нужен был разговор один на один, обращение не к читателям, а к читателю, такой разговор, в котором патетика и поза неуместны, фальшивы. «Опять мы отходим, товарищ...», «Не плачь!», «Когда в последний путь ты отправляешь друга...», «О дорогая, дальняя, ты слышишь?..», «Запомни эти дни...», «Положи на сердце эту песню...» – эти строки из стихов разных поэтов, подтверждающие общее для лирической поэзии войны. Любовная лирика заняла большое место, пользовалась огромной популярностью. Английский журналист Л.Верт свидетельствует, что «таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Следует отметить стихотворный цикл «С тобой и без тебя» К. Симонова, «Огонек», «В лесу прифронтовом» М.Исаковского, «Темную ночь» Вл. Агатова, «Моя любимая», «Случайный вальс» Е. Долматовского, «На солнечной поляночке» А. Фатьянова и др.
   В 1944 г. вышла тоненькая книжечка стихов молодого поэта, начавшего войну бойцом, получившего тяжелое ранение, Семена Гудзенко. Самым известным его стихотворением стало «Перед атакой» (1942):

      Когда на смерть идут – поют,
​      а перед этим можно плакать.
      Ведь самый страшный час в бою –
      час ожидания атаки.
      Снег минами изрыт вокруг
      И почернел от пыли минной.

      Разрыв – 
        и умирает друг.
       И, значит, смерть проходит мимо.
       Сейчас настанет мой черед,

             За мной одним
             идет охота.
             Будь проклят сорок первый год -
             ты, вмерзшая в снега пехота.
             Мне кажется, что я магнит,
             Что я притягиваю мины.
             Разрыв –
             и
лейтенант хрипит.
             И смерть опять проходит мимо.

             Но мы уже
             не в силах ждать.
             И нас ведет через траншеи
             Окоченевшая вражда,
             штыком дырявящая шеи.
             Бой был коротким.
           
А потом
           
​​ Глушили водку ледяную,
           
​​ И выковыривал ножом
            ​​Из-под ногтей я кровь чужую.

1.Какие чувства, переполняющие человеческую душу, выражены в стихотворении

С.Гудзенко?
​​ 2.Какую «жестокую правду» о войне оно открывает?
 

 Подведем итоги

Послетекстовая работа

   1. Расскажите о судьбах писателей в годы Великой Отечественной войны.
   2. Какие произведения вызвали у вас интерес и почему?

   3. Выучите понравившееся стихотворение и проанализируйте его.
   4. На примере одного из произведений покажите героизм народа в годы войны.
   5. Подготовьте исследовательский проект «Правда Великой Отечественной войны в лирике поэтов военного поколения».

Творческая работа

   1. Подготовьте мультимедийную презентацию об одном из поэтов, названных в этой статье.
​   2. Подготовьте литературно-музыкальную композицию «Ради жизни на земле».  ​

Библиографическая консультация

   Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. – М., 2000.
   ​Сухих И.Н. От стиха до пули // Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне. – СПб., 2005. – С. 5-54. – (Библиотека поэта. Малая серия).
   ​Музы не молчали: литература и искусство в годы Великой Отечественной войны: библиографический указатель. – Киров, 2015.


 

Скачано с www.znanio.ru

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Благодаря своей динамичности, возможности реагировать на события сиюминутно, поэзия с первых лет войны стала самым действенным жанром

Благодаря своей динамичности, возможности реагировать на события сиюминутно, поэзия с первых лет войны стала самым действенным жанром

Война обострила чувство Родины

Война обострила чувство Родины

Семена Гудзенко. Самым известным его стихотворением стало «Перед атакой» (1942):

Семена Гудзенко. Самым известным его стихотворением стало «Перед атакой» (1942):
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020