Маршрутный лист урока по теме "Творчество А. Рыбакова"
Оценка 5

Маршрутный лист урока по теме "Творчество А. Рыбакова"

Оценка 5
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "Творчество А. Рыбакова"
А. Рыбаков Документ Microsoft Office Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок №     Дата:        Группа:  

Тема: Творчество Анатолия Наумовича Рыбакова. Роман «Дети Арбата»

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве А.Н. Рыбакова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

Вы научитесь:

        определять роль эпизода, его взаимосвязь с тематикой и проблематикой произведения на основе анализа художественных средств и приемов;

        характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;

        сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и различия, влияющие на целостное восприятие образов, проблематики, оценивая степень эмоционального воздействия.

 

Задание 1.Хронологическая таблица жизни и творчества А.Н. Рыбакова (1911-1999)

Прочитайте материал учебника на стр. 250-255. В таблице обозначены ключевые даты жизни и творчества А. Рыбакова. Запишите события и произведения, связанные с этими датами.

Хронологическая таблица

Даты

События, произведения

1911 г.,

14 января

Родился в семье инженера Н.Б.Аронова и Д.А.Рыбаковой.

 

1919 г.

Переезд в Москву. Восьмой и девятый классы (тогда были девятилетки) он окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (МОПШК), где преподавали одни из лучших педагогов того времени. После окончания школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, затем шофером.

1930 г.

Поступил в Московский институт инженеров транспорта.

1933 г.

5 ноября был арестован и осужден на три года ссылки по статье 58-10 – контрреволюционная агитация и пропаганда.

1936 г.

По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по стране, работал шофером, слесарем, трудился на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина (ныне Тверь), Рязани.

 1938 г.

Был главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

1941 г.

Служил в Красной Армии, участвовал в обороне столицы и дошел до Берлина в звании инженер-майора.

1945 г

«За проявленное отличие в боях» был признан не имеющим судимости. Справка давала возможность писать в анкетах «не судим» и поселиться в Москве,

1946 г.

Демобилизовался, вернулся в Москву, начал свою литературную деятельность.

 

1948 г. – Опубликована его первая повесть «Кортик».
1951 г. – Получил Государственную премию Советского Союза за роман «Водители».

1956 г.

Повесть «Бронзовая птица».

1960 г.

Повесть «Приключения Кроша».

1975 г.

Повесть «Выстрел».

1978 г.

Роман «Тяжелый песок».

1987 г.

Опубликован роман «Дети Арбата», написанный еще в 1960-х гг.

1988 г.

Вышла вторая часть тетралогии, продолжение «Детей Арбата» – «Тридцать пятый и другие годы».

1989 г.

Президент советского Пен-клуба (Международное объединение писателей).

1990

Роман «Страх», третья часть тетралогии.

1991 г.

Секретарь правления Союза писателей СССР.

   1994 г.

Роман «Прах и пепел», четвёртая часть тетралогии.

1995 г.

Собрание сочинений Анатолия Рыбакова в семи томах.

1998 г.

23 декабря

Умер в Нью-Йорке.

1999 г.

6 января

Похоронен в Москве на Новокунцевском кладбище.

 

   

Задание 2. Прочитайте материалы минилекции о творчестве А.Н. Рыбакова

 

Предтекстовая работа. Устно ответьте на вопросы:

   1. Какие произведения А.Рыбакова вы знаете?

   2. Какие фильмы по его произведениям вы видели? Расскажите о своих впечатлениях.
   3. Объясните смысл эпиграфа к уроку.

   

Анатолий Наумович Рыбаков

   Роман вызвал смятение, ожесточенные споры. Ревностные служители вчерашнего режима сетовали на то, что автор посмел развенчивать Сталина и сталинизм. Читательское мнение большинства, напротив, звучало однозначно: произведения «Дети Арбата» и, затем, «Страх», «Прах и пепел» отвечают настроению умов. Эта оценка восторжествовала.

   Анатолий Наумович Рыбаков стал писателем, пройдя большую жизненную школу. За его плечами была юность во дворах московского Арбата и деятельность комсомольского активиста, преданного коммунистическим идеям всеобщего равенства и справедливости. Посчитав, что родине нужны не студенты, а рабочие, он пошёл после школы на завод. Работал на самых трудных участках, пока не получил профессию шофёра. Опыт этой профессиональной деятельности впоследствии был отражен в романе «Водители», который принес ему официальное признание.

   Желание стать инженером привело его все-таки на студенческую скамью. Учеба оборвалась не по его вине: сначала его исключили из института, а потом начался «крутой маршрут»: арест, допросы, приговор, ссылка, скитания по стране. Все – как у множества ни в чем не повинных людей в 30-е годы. Будущему писателю повезло: его не расстреляли, он не сгинул в колымских лагерях, не умер от истощения на «пересылке».

   Те, кто знаком с сюжетом знаменитого романа А. Рыбакова «Дети Арбата», узнали в этих событиях повороты судьбы главного героя романа – Саши Панкратова. Действительно, в этом образе много автобиографического.

   Война ворвалась в жизнь всего народа и перекроила ее по-своему. Молодой офицер автодорожных войск А. Рыбаков прошел по дорогам войны от Москвы до Берлина. За военную доблесть он был награжден  медалями. А также с него была снята судимость. Теперь можно было вернуться в Москву и попробовать рассказать о пережитом другим людям.
   Первая известность пришла к начинающему писателю как автору приключенческих повестей для подростков. Школьники с огромным интересом следили за опасными приключениями полюбившихся героев повестей «Кортик» и «Бронзовая птица». Рыбаков умел увлечь читателя загадками почти детективного сюжета, диалоги персонажей у него живые и непосредственные, характеры героев узнаваемые.

А взрослые читатели почувствовали в «производственной прозе» повестей «Водители» и «Екатерина Воронина» струю свежего воздуха начинавшейся «оттепели».
   В 60–70-е годы молодые читатели полюбили старшеклассника Кроша – немного наивного, но честного и искреннего мальчишку, который взрослел на глазах в трилогии «Приключения Кроша», «Каникулы Кроша», «Неизвестный солдат». 

   Тогда никто из поклонников популярного писателя не знал, какие замыслы зреют в его душе, какие черновики лежат в ящиках письменного стола. Не только книга о поколении автора (будущие «Дети Арбата»), но и роман о величии любви и ужасах войны, о трагедии Холокоста, о мужестве и человечности – «Тяжелый песок». Выход этого романа в 1978 г. не только стал потрясением для читателей, но и открыл им нового Рыбакова – мастера психологической прозы. 

   И все-таки для большинства любителей современной литературы этот писатель остается, прежде всего, автором романа «Дети Арбата». Как же получилось, что роман, начатый автором еще в конце 50-х годах, увидел свет только через 30 лет?

   История публикации романа «Дети Арбата». О своих соседях, о детях Арбата, Рыбаков начал писать в 1958 г. Через 9 лет он предложил роман журналу «Новый мир», редактором которого был Александр Твардовский. Но спустя год, не получив ответа из редакции, измученный ожиданием, автор обратился к редактору с письменной просьбой прочесть роман.
   А. Твардовский ответил по телефону: «Позавчера начал читать и прочел одним махом, не отрываясь. Арбат, улицы, эти мальчики и девочки, арбатские и дорогомиловские, первая юношеская любовь, тюрьма, все это прекрасно: такого удовольствия, такой радости от чтения я давно не получал. Роман, конечно, попадет под «табу», но не я это «табу» установил.

А когда «табу» будет снято, наш журнал сочтет за честь опубликовать его на своих страницах».
Идут годы, «Дети Арбата» все еще в глубине письменного стола. Рыбаков предлагал «Детей Арбата» напечатать в журналах «Октябрь», «Дружба народов», но везде получает отказ. Автор отступал, но не сдавался. Удалось переправить рукопись знакомым в Хельсинки и в Париж. Но Рыбаков не спешит публиковать роман за границей: он продолжает надеяться, что книга будет напечатана на родине.

   «Дети Арбата» пролежали в столе много лет. И наконец-то, благодаря огромным усилиям главного редактора журнала «Дружба народов» С. Баруздина, роман печатается. Рабочие типографии берут себе по десять экземпляров. На почте тревога: журнал воруют из ящиков в подъездах. В библиотеках очередь на роман на год вперед. На «черном рынке» – астрономические цифры стоимости журнала. В 1987–1988 гг. «Дети Арбата» по популярности вышли на первое место.

   Роман вызвал смятение, ожесточенные споры. Ревностные служители вчерашнего режима сетовали на то, что автор посмел развенчивать Сталина и сталинизм. Читательское мнение большинства, напротив, звучало однозначно: произведения «Дети Арбата» и, затем, «Страх», «Прах и пепел» отвечают настроению умов. Эта оценка восторжествовала.

   Анатолий Наумович Рыбаков стал писателем, пройдя большую жизненную школу. За его плечами была юность во дворах московского Арбата и деятельность комсомольского активиста, преданного коммунистическим идеям всеобщего равенства и справедливости. Посчитав, что родине нужны не студенты, а рабочие, он пошёл после школы на завод. Работал на самых трудных участках, пока не получил профессию шофёра. Опыт этой профессиональной деятельности впоследствии был отражен в романе «Водители», который принес ему официальное признание.

   Желание стать инженером привело его все-таки на студенческую скамью. Учеба оборвалась не по его вине: сначала его исключили из института, а потом начался «крутой маршрут»: арест, допросы, приговор, ссылка, скитания по стране. Все – как у множества ни в чем не повинных людей в 30-е годы. Будущему писателю повезло: его не расстреляли, он не сгинул в колымских лагерях, не умер от истощения на «пересылке».

 

Задание 3. Работа с литературоведческими терминами

Запишите определение терминов, указанных в таблице, в рабочей тетради (см. приложение).

«Перестройка»

 

«Гласность»

 

«Демократизация»

 

«Возвращенная»  литература

 

 

Предтекстовая работа

Какую литературу называют «возвращенной»? Устно назовите имена писателей русской и казахской литературы, которые были возвращены в национальную культуру в конце ХХ века.

 

«Возвращенная» литература

 Но даже страх смерти не всегда мог сломить сопротивление в человеке, желание жить в ладу с самим собой и со своей совестью. Об этом свидетельствует отрывок из романа «Дети Арбата».

   Демократические реформы эпохи перестройки начались с «гласности», с отмены политической цензуры, с обновления старых средств массовой информации и появления новых. Это привело к резкой активизации литературной жизни. Начался широкомасштабный процесс возвращения читателю той литературы, которая раньше находилась под запретом.
   «Возвращенная» литература не была однородной. В ней  можно выделить несколько пластов.
   1. Произведения классиков ХХ в., по тем или иным политическим причинам запрещенные советским режимом: это русская религиозная философия начало ХХ века, поэзия Н. Гумилева, «Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Мы» 
Е. Замятина, «Собачье сердце» и «Роковые яйца» М.Булгакова, «Самоубийца» и «Мандат» Н.Эрдмана, «Котлован» и «Чевенгур» А.Платонова, «Реквием» А.Ахматовой, многие стихотворения О.Мандельштама, «Доктор Живаго»  Б.Пастернака.

   2. Произведения периода «оттепели», которые вышли за пределы «оттепельной» свободы слова и не были опубликованы: «Жизнь и судьба» и «Все течет» В.Гроссмана, романы А.Солженицына и его «Архипелаг ГУЛАГ», «По праву памяти» А.Твардовского, мемуары Н.Я.Мандельштам и Л.К.Чуковской.

    К этому же ряду примыкают и произведения, начатые в период «оттепели», но завершенные уже тогда, когда публикация произведений о сталинщине или же просто антитоталитарных по своему пафосу была невозможна по политическим причинам. Здесь в первую очередь должны быть названы «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Новое назначение» А.Бека, «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровского, «Крутой маршрут» Е.Гинзбург, «Исторические новеллы» В.Тендрякова, «Московская улица» Б.Ямпольского, «Исчезновение» Ю.Трифонова, поэзия А.Галича и В.Высоцкого, полный текст «Сандро из Чегема» и «Кролики и удавы» Ф.Искандера, «Пушкинский дом»  А.Битова.

    3. Литература русской эмиграции – наследие В.Набокова, Вл.Ходасевича, Г.Иванова, Б.Поплавского, Г.Газданова, а также литература «третьей волны» эмиграции. Она была представлена в основном произведениями И.Бродского и А.Солженицына, В.Аксенова («Ожог» и «Остров Крым») и Ю.Алешковского, Г.Владимова («Верный Руслан»), В.Войновича, А.Гладилина, Ф.Горенштейна, С.Довлатова, А.Зиновьева, Э.Лимонова, Саши Соколова и  многих других.

       Публикации произведений, в основном написанных в 1970–1980-е годы, но запрещенных в силу их «авангардистского», экстремального характера, – это проза Вен.Ерофеева, поэзия Д.Пригова, драматургия Н.Садур и др.

      Характерно, что критические дискуссии завязывались не вокруг сложных и эстетически новаторских произведений (как романы Платонова или Набокова, Битова или Соколова), а вокруг тех текстов, которые в достаточно традиционной манере обсуждали острые политические вопросы и которые предлагали антитоталитарную модель советской истории. Именно роман А. Рыбакова «Дети Арбата», побивший в годы «перестройки» все рекорды по популярности, представляется в этом плане образцовым.

     Интерес к нему был таким большим, что тираж «Дружбы народов» в 1987 г. взлетел до 1,8 миллиона  экземпляров. Если бы публикация состоялась значительно раньше, то роман не имел бы такой многомиллионной аудитории в стране и за рубежом. Достоверно известно, что еще в апреле, когда только выходил четвертый номер «Дружбы народов», 60 крупнейших издательств мира запросили разрешение на право публикации романа. А главное: вне обстановки гласности у «Детей Арбата» не было бы такого могучего общественного резонанса: вероятно, народ книгу бы понял, но говорил бы о ней между собой, да и то вполголоса. Случилось иначе: о книге заговорили в полный голос. В романе «Дети Арбата» показана трагическая правда советской действительности 1930-х гг. Это была эпоха бурного расцвета карательных мер, репрессий, определенных политикой И.Сталина и его единомышленников по партии. 
   
В эпоху сталинизма люди были не уверены в своей судьбе, в своем завтрашнем дне, потому что за случайно сказанное слово, невинную эпиграмму в стенгазете, высказывание своих мыслей человек в лучшем случае мог быть арестован. Это была эпоха доносов, страха, предательства. Поэт ХХ века О. Мандельштам очень точно выражает состояние страха и недоверия, порожденного этим временем:

               
                 Не говори никому,
                 Все, что ты видел, забудь –
                 Птицу, старуху, тюрьму
                 Или еще что-нибудь.
                 Или охватит тебя,
                 Только уста разомкнешь,
                 При наступлении дня
                 Мелкая хвойная дрожь.
                 Вспомнишь на даче осу,
​​                 Детский чернильный пенал
​​                 Или чернику в лесу,
​​                 Что никогда не сбирал.

                                                       (1930)

 

 

Задание 4. Послетекстовая работа

1.      Изучите Хронограф. Какие события жизни писателя повлияли на его творческую работу?

2.      Назовите российских и казахских писателей, которые так же, как А. Рыбаков, подвергались репрессиям в годы сталинского режима.

3.      Вспомните произведения русской и казахской литературы, которые, как и «Дети Арбата», имеют трудную судьбу и вернулись к читателям через много лет после их написания.

4.      Найдите информацию о роли «толстых» литературных журналов в общественной жизни страны. Работая в парах, заполните таблицу (каждая пара отвечает за характеристику одного журнала).

Название журнала

Главный редактор

Годы работы редактора

Значительные произведения,
впервые опубликованные
в журнале

«Новый мир»

«Знамя»

«Дружба народов»

«Звезда»

«Нева»

«Октябрь»

«Юность»

«Простор»

 

 

Задание 5. Работаем с фрагментом текста 

Прочитайте отрывок из романа «Дети Арбата». Какие действия тюремного библиотекаря свидетельствуют о том, что человек способен даже под угрозой наказания и возможной смерти всегда оставаться человеком? Составьте кодекс закона и кодекс совести.

   Дело в том, что неизвестный тюремный библиотекарь отозвался на его голос, откликнулся на его мольбу, показал Саше пример человечности, бесстрашия и доверия.

   Что им руководило? Нарушил ли он служебный долг? Да, возможно. Зато выполнил другой, более высокий долг – человеческий. Законы, установленные людьми, не могут противоречить законам совести. Долг нарушают те, кто осуждает невинных, оставляет беззащитных без защиты, лишает последних прав бесправных.

   Саша не вскочил с койки, не забегал по камере. То, что произошло, было таким чистым, ясным, так соответствовало всему тому, что было в нем настоящего, человеческого, что он не испытал ни потрясения, ни волнения, ни шока. Он нашел то, что должен был найти. 
И испытал только стыд за то, что потерял мужество.

(Часть 1, глава 26)

   Принесли книги. Саша равнодушно их просмотрел. Без восторга, который испытал в первый раз. Третий и четвертый тома Гиббона, обтрепанная книжонка в картонном переплете – «Впечатления о поездке по СССР» французского сенатора Де-Монзи, мелкобуржуазного политика, левого радикала. В середине двадцатых годов он приезжал в СССР, написал об этом книжечку, бойкую, но поверхностную. Саша не выписывал ее. Зачем же библиотекарь прислал?
   
Де-Монзи писал о Советском Союзе, в общем, сочувственно, но кое о чем критически, особенно об уголовном и судебном законодательстве. И в доказательство приводил пятьдесят восьмую статью. Именно из-за этой статьи библиотекарь и прислал книгу вместо кодекса, который просил Саша и который библиотекарь прислать не мог.

   Ничего особенно важного и существенного из этой статьи Саша не узнал. И не в пятьдесят восьмой статье дело.  Дело в том, что неизвестный тюремный библиотекарь отозвался на его голос, откликнулся на его мольбу, показал Саше пример человечности, бесстрашия и доверия.

   Что им руководило? Нарушил ли он служебный долг? Да, возможно. Зато выполнил другой, более высокий долг – человеческий. Законы, установленные людьми, не могут противоречить законам совести. Долг нарушают те, кто осуждает невинных, оставляет беззащитных без защиты, лишает последних прав бесправных.

   Саша не вскочил с койки, не забегал по камере. То, что произошло, было таким чистым, ясным, так соответствовало всему тому, что было в нем настоящего, человеческого, что он не испытал ни потрясения, ни волнения, ни шока. Он нашел то, что должен был найти. 
И испытал только стыд за то, что потерял мужество.

(Часть 1, глава 26)

   Принесли книги. Саша равнодушно их просмотрел. Без восторга, который испытал в первый раз. Третий и четвертый тома Гиббона, обтрепанная книжонка в картонном переплете – «Впечатления о поездке по СССР» французского сенатора Де-Монзи, мелкобуржуазного политика, левого радикала. В середине двадцатых годов он приезжал в СССР, написал об этом книжечку, бойкую, но поверхностную. Саша не выписывал ее. Зачем же библиотекарь прислал?
   
Де-Монзи писал о Советском Союзе, в общем, сочувственно, но кое о чем критически, особенно об уголовном и судебном законодательстве. И в доказательство приводил пятьдесят восьмую статью. Именно из-за этой статьи библиотекарь и прислал книгу вместо кодекса, который просил Саша и который библиотекарь прислать не мог.

   Ничего особенно важного и существенного из этой статьи Саша не узнал. И не в пятьдесят восьмой статье дело.

 

Это интересно

 

Статья 58 Уголовного Кодекса Российской Социалистической  Федерации Советских Республик (РСФСР)

   Уголовный кодекс РСФСР, содержащий печально известную статью 58, был узаконен в 1927 году. Наказание за контрреволюционную деятельность, антисоветскую пропаганду, агитацию к свержению, подрыву или ослаблению советской власти включали в себя 14 пунктов 58 статьи. С 1921 по 1953 год по статье 58 было осуждено 3 777 380 человек, в том числе приговорены к высшей мере наказания – расстрелу – 642 980 человек.

По материалам информационных порталов

 

Всеобщей атмосфере страха и смерти в романе противостоит пространство жизни в лице Арбата. Именно он становится носителем вечных ценностей и символом Москвы, побеждающим мракобесие эпохи.

 

Задание 6. Прочитайте предложенный отрывок из романа. Объясните, какую функцию выполняет образ города. Сравните оба отрывка и определите, каким способом создается закрытое пространство тюрьмы и открытое пространство города.

   По вечерам так же сверкали на Арбате огни кинотеатров «Арбатский Арс», «Карнавал», «Прага», «Художественный».

   Прохаживались по тротуару арбатские девочки, и дорогомиловские, и девочки с Плющихи, воротники пальто опущены, цветные косынки развязаны, на ногах туфельки и тонкие чулки телесного цвета. И так же в воротах Сашиного дома вертелась стайка подростков. Варя прошла мимо, помахала приветственно рукой, спешила в Дом Красной Армии на выпускной вечер военных училищ.

(Часть 1, глава 27)

   Арбат жил своей прежней жизнью. Апрельское солнце заглядывало в окна, нагревало мостовые и тротуары. На бульварах оседали и чернели снежные сугробы, расщелины асфальта выдыхали теплый запах пробуждающейся земли. Школьники без пальто и без шапок гоняли в переулках футбольные мячи. На домах появились леса, на лесах каменщики и маляры, дома ремонтировались, красились, надстраивались. На Арбатской площади снесли сквер и дома, мешавшие движению. Москва обрастала новыми заводами, поселками, облеплялась бараками.

   По вечерам так же сверкали на Арбате огни кинотеатров «Арбатский Арс», «Карнавал», «Прага», «Художественный».

   Прохаживались по тротуару арбатские девочки, и дорогомиловские, и девочки с Плющихи, воротники пальто опущены, цветные косынки развязаны, на ногах туфельки и тонкие чулки телесного цвета. И так же в воротах Сашиного дома вертелась стайка подростков. Варя прошла мимо, помахала приветственно рукой, спешила в Дом Красной Армии на выпускной вечер военных училищ.

(Часть 1, глава 27)

   Арбат жил своей прежней жизнью. Апрельское солнце заглядывало в окна, нагревало мостовые и тротуары. На бульварах оседали и чернели снежные сугробы, расщелины асфальта выдыхали теплый запах пробуждающейся земли. Школьники без пальто и без шапок гоняли в переулках футбольные мячи. На домах появились леса, на лесах каменщики и маляры, дома ремонтировались, красились, надстраивались. На Арбатской площади снесли сквер и дома, мешавшие движению. Москва обрастала новыми заводами, поселками, облеплялась бараками.

Задание 7. Рефлексия. Мозговой штурм

 Выскажите предположения, почему роман «Дети Арбата» относится к произведениям «возвращенной литературы»?

 

Домашняя работа. Творческая работа

Напишите план эссе, критической статьи или сочинения «Автор и герой в прозе А.Рыбакова».

 

Пространство интермедиальности

В 2005 г. по мотивам романа «Дети Арбата» выпущен многосерийный телевизионный фильм режиссёра Андрея Эшпая. Посмотрите фильм и напишите на него рецензию, ограничив свои наблюдения ответом на вопрос: соответствуют ли исполнители главных ролей вашему  представлению о героях романа?

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/52ecfe0c-ca6b-4cc2-aa30-fdca4aff62de/1a723ce6-4500-4a3a-b923-e9b023f6146c_m.jpgКадр из фильма «Дети Арбата»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Опубликован роман «Дети Арбата», написанный еще в 1960-х гг

Опубликован роман «Дети Арбата», написанный еще в 1960-х гг

Приключения Кроша», «Каникулы Кроша», «Неизвестный солдат»

Приключения Кроша», «Каникулы Кроша», «Неизвестный солдат»

Перестройка» «Гласность» «Демократизация» «

Перестройка» «Гласность» «Демократизация» «

А главное: вне обстановки гласности у «Детей

А главное: вне обстановки гласности у «Детей

Задание 5. Работаем с фрагментом текста

Задание 5. Работаем с фрагментом текста

Статья 58 Уголовного Кодекса Российской

Статья 58 Уголовного Кодекса Российской

В 2005 г. по мотивам романа «Дети

В 2005 г. по мотивам романа «Дети
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020