Русская литература. 1 курс.
Урок № Дата: Группа:
Маршрутный лист заданий
Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве В. Некрасова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.
Вы научитесь:
· характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
· определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;
· сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.
· понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;
· определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;
· характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;
· характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
· определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;
· сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.
· понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;
· определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;
· характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения.
1. Что вы знаете о Сталинградской битве?
2. Почему она считается переломным этапом в Великой Отечественной войне?
3. Смотрели ли вы фильм режиссера Ф. Бондарчука «Сталинград» (2013)?
· да
· нет
Поделитесь своими впечатлениями.
Книга В.Некрасова
Это интересно
Если
Сталинградская битва определила ход войны, то в советской литературе была
книга, которая определила ход развития литературы о войне. Это была повесть
В.Некрасова « В окопах Сталинграда» (1946). Многие
писатели-фронтовики, в том числе В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев, писавшие о войне, говорили: «Все мы вышли из
некрасовских «окопов». Почему именно Некрасов становится эталонным писателем
для тех, кто обращался к теме войны? Вероятно, потому что он показывает
нравственность простого человека, сердцем пережившим войну. Благодаря его
чистоте и внутренней силе была одержана одна из величайших побед в истории
человечества. Каким же был этот человек на войне? Мы с вами поймем, обратившись
к рассказу В.Некрасова «Вася Конаков» (1956).
1. Как вы думаете, о чем пойдет
речь в рассказе В.Некрасова «Вася Конаков»?
2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните
задания.
Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. Участок его обороны находился у самого подножья Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее ожесточенные бои.
Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищенный, а главное с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. Днем пятая рота была фактически отрезана от остального полка. Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. Все это очень осложняло оборону участка.
Надо было что-то предпринимать. И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. Расстояние между ними было небольшое, метров двадцать, не больше, но кусочек этот был так пристрелян немецкими снайперами, что перебегать его днем было просто немыслимо. В довершение всего был декабрь, грунт промерз, и лопатами и кирками с ним ничего нельзя было поделать. Надо было взрывать.
И вот тогда-то – я был в то время полковым инженером – мы и познакомились с Конаковым, а позднее даже и сдружились. До этого мы только изредка встречались на совещаниях командира полка да во время ночных проверок обороны. Обычно он больше молчал, в лучшем случае вставлял какую-нибудь односложную фразу, и впечатления о нем у меня как-то не складывалось никакого.
Однажды ночью он явился ко мне в землянку. С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. Смуглый кудрявый парень, с густыми черными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами. Просидел он у меня недолго – выкурил цигарку, погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чертов грунт сломал».
–Ладно,– сказал я. – Присылай солдат, я дам сколько надо.
– Солдат? – Он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперед. Давай мне, сам понесу. – И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.
На следующую ночь он опять пришел, потом его старшина, потом опять он.
– Ну, как дела? – спрашивал я.
– Да ничего. Работаем понемножку. С рабочей-то силой не очень, сам знаешь.
С рабочей и вообще с какой-либо силой у нас тогда действительно было «не очень-то». В батальонах было по двадцать-тридцать активных штыков, а в других полках, говорят, и того меньше. Но что подразумевал Конаков, когда говорил о своей роте, я понял только несколько дней спустя, когда попал к нему в роту вместе с проверяющим из штаба дивизии капитаном. До сих пор я не мог никак к нему попасть, подвалило работы с минными полями на других участках, и до пятой роты как-то руки не дотягивались.
Где и когда происходит событие?
Какие детали говорят о сложности участка, где держит оборону рота Конакова?
С какой целью Конаков пришел к полковому инженеру-рассказчику?
Дайте портретную характеристику Конакову? Выпишите детали. О чем они говорят?
Как речь главного героя передает его характер?
Как вы относитесь к Конакову?
Что в нем вас привлекает?
Ваши предположения, как будут развиваться события дальше?
Последний раз, когда я там был, – это было недели полторы тому назад, – я
с довольно-таки неприятным ощущением на душе перебегал эти проклятые двадцать
метров, отделявшие окопы от насыпи, хотя была ночь и между ракетами было
все-таки по две-три минуты темноты.
Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулеметы и полковая сорокапятка, шел
не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят не больше, но по всем
правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
Конакова в его блиндаже мы не застали. На ржавой, неизвестно откуда
добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел,
скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.
– А где
командир роты?
–
Там... – куда-то в пространство, неопределенно махнул головой связист. –
Позвать?
–
Позвать.
–
Подержите тогда трубку.
Вскоре он вернулся вместе с Конаковым.
–
Здорово, инженер. В гости к нам пожаловали? – Он снял через голову автомат и
стал расталкивать храпевшего старшину: – Подымайся, друг. Прогуляйся малость.
Старшина
растерянно заморгал глазами, вытер рукой рот.
–
Что, пора уже?
–
Пора, пора. Протирай глаза и топай.
Старшина торопливо засунул руки в рукава шинели, снял со стены
трофейный автомат и ползком выбрался
из
блиндажа. Мы с капитаном уселись у печки.
– Ну как? –
спросил он, чтобы с чего-нибудь начать.
– Да ничего. –
Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – Воюем помаленьку.
– И успешно?
– Да как
сказать... Сейчас вот фриц утих, а днем, поганец, два раза совался.
– И отбили?
– Как видите, – он
слегка замялся. – С людьми вот только беда...
– Ну с людьми везде туго, - привычной для того времени фразой ответил капитан и
засмеялся. – За счет количества нужно качеством брать. Конаков ничего не
ответил. Потянулся за автоматом.
–
Пойдем, что ли, по передовой пройдемся?
Мы
вышли. И тут-то выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло
прийти. Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы,
одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на
бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемета на флангах – одним словом,
все то, что и положено быть на передовой. Не было только одного – не было
солдат. На всем протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. Только
старшину. Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от
винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный
выстрел по немцам.
Что изменилось за полторы недели в хозяйстве Конакова?
Дайте характеристику подчиненным Конакова?
Каково отношение Конакова к подчиненным?
Что вызвало изумление у проверяющих?
Почему Конаков никому не сообщил о том, что в роте не было людей?
Как поведение и поступки Конакова характеризуют его?
Как вы понимаете фразы Конакова: «Работаем понемножку», «Воюем помаленьку»?
Докажите, что Конаков – человек дела, не слов.
Ваши предположения, как будут развиваться события дальше?
Потом уже, много месяцев спустя, когда война в Сталинграде кончилась и мы, в ожидании нового наступления, отдыхали и накапливали силы на Украине, под Купянском, Конаков рассказывал мне об этих днях, когда они вместе со старшиной держали оборону всей роты.
– Трудновато было, что и говорить. Сам удивляюсь, откуда нервы взялись... Тогда еще, когда ход сообщения рыли, в роте было человек шесть бойцов. Потом один за другим все вышли из строя. Немец каждый день по три-четыре раза в атаку ходит, а пополнения нет. Что хочешь, то и делай. Звоню комбату, а он что? – сам солдат не родит. Жди, говорит, обещают со дня на день подкинуть. Вот мы и ждали – я, старшина и пацан, связист Сысоев. Сысоев на телефоне, а мы со старшиной по очереди на передовой. Постреливаем понемножку, немцев дурачим, пусть думают, что нас много.
А как атака...
Ну тут нас пулеметчики и артиллеристы вывозили. На насыпи, под вагонами, два
станковых стояло и одна сорокапятка. Вот они и работали...
Но вообще, что и говорить, приятного было мало. Особенно
когда старшина на берег, на кухню ходил. Бродишь один-одинешенек по передовой,
даешь редкие очереди – много нельзя, патроны для дела беречь надо – а сам как
подумаешь, что вот ты здесь один, как палец, да в блиндаже Сысоев с трубкой, а
впереди перед тобой, метров за пятьдесят каких-нибудь, немцев черт его знает
сколько.
Сейчас вот вспоминаешь, улыбаешься только, а тогда... Ей-богу, когда старшина с берега приходил с обедом, расцеловать его готов был. А когда через три дня пять человек пополнения дали, ну, тогда уж ничего не страшно стало.
Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. На Донце я был ранен. Когда вернулся в полк, Конакова в нем уже не было – тоже был ранен и эвакуирован в тыл. Где он сейчас, я не знаю. Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счет количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоем со старшиной отбивал по нескольку атак в день и называл это только «трудновато было», – мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен никакой враг. А ведь Конаковых у нас миллионы, десятки миллионов.
Эпилог (от греч.epilogos - послесловие) - заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий или даются дополнительные размышления замысла автора.
– Зачем нужен этот эпилог?
– Почему немногословный и сдержанный Конаков в конце рассказа произносит большуюречь?
– Найдите в пространном монологе Конакова признаки его внутренних волнений и переживаний.
– В этой части дважды появляется слово «страшно». В каком значении оно проявляется в монологе Конакова? И что оно значит в речи героя-рассказчика?
– Вспомните, где и когда происходят события рассказа.
– Какие черты Конакова вновь подчеркиваются в рассказе?
1. Как вы понимаете концовку рассказа?
2. О чем рассказ В. Некрасова?
3. Что общего между стихотворением Ж. Жабаева и рассказом В. Некрасова?
4. Заполните концептуальную таблицу.
Алгадай Жамбылов |
Вася Конаков |
|
Физические параметры |
||
Профессия |
||
Место службы |
||
Род службы |
||
Отношение к делу |
||
Взаимоотношения с бойцами |
5. Справедливо ли назвать Алгадая и Васю богатырями, которые спасли мир?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.