Маршрутный лист урока по теме "Творчество В. Некрасова. Повесть "В окопах Сталинграда"
Оценка 4.7

Маршрутный лист урока по теме "Творчество В. Некрасова. Повесть "В окопах Сталинграда"

Оценка 4.7
docx
русская литература
30.04.2020
Маршрутный лист урока по теме "Творчество В. Некрасова. Повесть "В окопах Сталинграда"
МЛ Творчество В. Некрасова Повесть В окопах Сталинграда Документ Microsoft Office Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок №     Дата:        Группа: 

Тема: Творчество В. Некрасова. Повесть «В окопах Сталинграда» (1946)

Рассказ  «Вася Конаков» (1956)

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве В. Некрасова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

 

Вы научитесь:

·         характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

·         определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;

·         сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.

·         понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

·         определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;

·         характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;

·         характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

·         определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;

·         сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.

·         понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

·         определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;

·         характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения.

 

Предтекстовая работа

   1. Что вы знаете о Сталинградской битве?

   2. Почему она считается переломным этапом в Великой Отечественной войне?

   3. Смотрели ли вы фильм режиссера Ф. Бондарчука «Сталинград» (2013)?

·         да

·         нет

   Поделитесь своими впечатлениями.

 

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/a14334b8-8fe6-4335-98c0-a2c27bf1892e/1cf5780e-9044-4862-a5a4-94d486670724_m.png

Книга В.Некрасова

 

Это интересно

Если Сталинградская битва определила ход войны, то в советской литературе была книга, которая определила ход развития литературы о войне. Это была повесть
В.Некрасова « В окопах Сталинграда» (1946). Многие писатели-фронтовики, в том числе В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев, писавшие о войне, говорили: «Все мы вышли из некрасовских «окопов». Почему именно Некрасов становится эталонным писателем для тех, кто обращался к теме войны? Вероятно, потому что он показывает нравственность простого человека, сердцем пережившим войну. Благодаря его чистоте и внутренней силе была одержана одна из величайших побед в истории человечества. Каким же был этот человек на войне? Мы с вами поймем, обратившись к рассказу В.Некрасова «Вася Конаков» (1956).

 

Учимся искусству медленного чтения

1. Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе В.Некрасова «Вася Конаков»?
2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания.

 

В.Некрасов. Рассказ «Вася Конаков»

      Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. Участок его обороны находился у самого подножья Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее ожесточенные бои.

   Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищенный, а главное с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. Днем пятая рота была фактически отрезана от остального полка. Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. Все это очень осложняло оборону участка.

   Надо было что-то предпринимать. И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. Расстояние между ними было небольшое, метров двадцать, не больше, но кусочек этот был так пристрелян немецкими снайперами, что перебегать его днем было просто немыслимо. В довершение всего был декабрь, грунт промерз, и лопатами и кирками с ним ничего нельзя было поделать. Надо было взрывать.

   И вот тогда-то – я был в то время полковым инженером – мы и познакомились с Конаковым, а позднее даже и сдружились. До этого мы только изредка встречались на совещаниях командира полка да во время ночных проверок обороны. Обычно он больше молчал, в лучшем случае вставлял какую-нибудь односложную фразу, и впечатления о нем у меня как-то не складывалось никакого.

   Однажды ночью он явился ко мне в землянку. С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. Смуглый кудрявый парень, с густыми черными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами. Просидел он у меня недолго – выкурил цигарку, погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чертов грунт сломал».

  –Ладно,– сказал я. – Присылай солдат, я дам сколько надо.

  – Солдат? – Он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперед. Давай мне, сам понесу. – И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

  На следующую ночь он опять пришел, потом его старшина, потом опять он.

– Ну, как дела? – спрашивал я.

– Да ничего. Работаем понемножку. С рабочей-то силой не очень, сам знаешь.

   С рабочей и вообще с какой-либо силой у нас тогда действительно было «не очень-то». В батальонах было по двадцать-тридцать активных штыков, а в других полках, говорят, и того меньше. Но что подразумевал Конаков, когда говорил о своей роте, я понял только несколько дней спустя, когда попал к нему в роту вместе с проверяющим из штаба дивизии капитаном. До сих пор я не мог никак к нему попасть, подвалило работы с минными полями на других участках, и до пятой роты как-то руки не дотягивались.

   

Ответьте на вопросы

   Где и когда происходит событие?

   Какие детали говорят о сложности участка, где держит оборону рота Конакова?

   С какой целью Конаков пришел к полковому инженеру-рассказчику?

   Дайте портретную характеристику Конакову? Выпишите детали. О чем они говорят?

   Как речь главного героя передает его характер?

   Как вы относитесь к Конакову?

   Что в нем вас привлекает?

   Ваши предположения, как будут развиваться события дальше?

 

Продолжение  рассказа «Вася Конаков»

   Последний раз, когда я там был, – это было недели полторы тому назад, – я с довольно-таки неприятным ощущением на душе перебегал эти проклятые двадцать метров, отделявшие окопы от насыпи, хотя была ночь и между ракетами было все-таки по две-три минуты темноты.
   Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулеметы и полковая сорокапятка, шел не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят не больше, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
   Конакова в его блиндаже мы не застали. На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел, скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.

   – А где командир роты?
   ​​– Там... – куда-то в пространство, неопределенно махнул головой связист. – Позвать?
   ​​– Позвать.
   ​​– Подержите тогда трубку.
   ​​ Вскоре он вернулся вместе с Конаковым.
   – Здорово, инженер. В гости к нам пожаловали? – Он снял через голову автомат и стал расталкивать храпевшего старшину: – Подымайся, друг. Прогуляйся малость.
   ​​Старшина растерянно заморгал глазами, вытер рукой рот.
   ​​– Что, пора уже?
   ​​– Пора, пора. Протирай глаза и топай.
   Старшина торопливо засунул руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался   из блиндажа. Мы с капитаном уселись у печки.
– Ну как? – спросил он, чтобы с чего-нибудь начать.
– Да ничего. – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – Воюем помаленьку.
– И успешно?
– Да как сказать... Сейчас вот фриц утих, а днем, поганец, два раза совался.
– И отбили?
– Как видите, – он слегка замялся. – С людьми вот только беда...
– Ну с людьми везде туго, - привычной для того времени фразой ответил капитан и засмеялся. – За счет количества нужно качеством брать. Конаков ничего не ответил. Потянулся за автоматом.
   ​​– Пойдем, что ли, по передовой пройдемся?
  ​​ Мы вышли. И тут-то выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемета на флангах – одним словом, все то, что и положено быть на передовой. Не было только одного – не было солдат. На всем протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. Только старшину. Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам.

   

Ответьте на вопросы:

Что изменилось за полторы недели в хозяйстве Конакова?

Дайте характеристику подчиненным Конакова?

Каково отношение Конакова к подчиненным?

Что вызвало изумление у проверяющих?

Почему Конаков никому не сообщил о том, что в роте не было людей?

Как поведение и поступки Конакова характеризуют его? 

Как вы понимаете фразы Конакова: «Работаем понемножку», «Воюем помаленьку»?

Докажите, что Конаков – человек дела, не слов. 

Ваши предположения, как будут развиваться события дальше?

 

Продолжение  рассказа «Вася Конаков»

   Потом уже, много месяцев спустя, когда война в Сталинграде кончилась и мы, в ожидании нового наступления, отдыхали и накапливали силы на Украине, под Купянском, Конаков рассказывал мне об этих днях, когда они вместе со старшиной держали оборону всей роты.

   – Трудновато было, что и говорить. Сам удивляюсь, откуда нервы взялись... Тогда еще, когда ход сообщения рыли, в роте было человек шесть бойцов. Потом один за другим все вышли из строя. Немец каждый день по три-четыре раза в атаку ходит, а пополнения нет. Что хочешь, то и делай. Звоню комбату, а он что? – сам солдат не родит. Жди, говорит, обещают со дня на день подкинуть. Вот мы и ждали – я, старшина и пацан, связист Сысоев. Сысоев на телефоне, а мы со старшиной по очереди на передовой. Постреливаем понемножку, немцев дурачим, пусть думают, что нас много. 

А как атака... Ну тут нас пулеметчики и артиллеристы вывозили. На насыпи, под вагонами, два станковых стояло и одна сорокапятка. Вот они и работали...
   
Но вообще, что и говорить, приятного было мало. Особенно когда старшина на берег, на кухню ходил. Бродишь один-одинешенек по передовой, даешь редкие очереди – много нельзя, патроны для дела беречь надо – а сам как подумаешь, что вот ты здесь один, как палец, да в блиндаже Сысоев с трубкой, а впереди перед тобой, метров за пятьдесят каких-нибудь, немцев черт его знает сколько.

Сейчас вот вспоминаешь, улыбаешься только, а тогда... Ей-богу, когда старшина с берега приходил с обедом, расцеловать его готов был. А когда через три дня пять человек пополнения дали, ну, тогда уж ничего не страшно стало.  

Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. На Донце я был ранен. Когда вернулся в полк, Конакова в нем уже не было – тоже был ранен и эвакуирован в тыл. Где он сейчас, я не знаю. Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счет количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоем со старшиной отбивал по нескольку атак в день и называл это только «трудновато было», – мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен никакой враг. А ведь Конаковых у нас миллионы, десятки миллионов.

   

 

Терминологическая консультация

   Эпилог (от греч.epilogos - послесловие) - заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий или даются дополнительные размышления замысла автора.  

 

 

Ответьте на вопросы

        Зачем нужен этот эпилог?

        Почему немногословный и сдержанный Конаков в конце рассказа произносит большуюречь?

        Найдите в пространном монологе Конакова признаки его внутренних волнений и переживаний.

        В этой части дважды появляется слово «страшно». В каком значении оно проявляется в монологе Конакова? И что оно значит в речи героя-рассказчика?

        Вспомните, где и когда происходят события рассказа.

        Какие черты Конакова вновь подчеркиваются в рассказе?

 

Подведем итоги

 

Послетекстовая работа

   1. Как вы понимаете концовку рассказа?

   2. О чем рассказ В. Некрасова?

   3. Что общего между стихотворением Ж. Жабаева и рассказом В. Некрасова?

   4. Заполните концептуальную таблицу.

 

Алгадай Жамбылов

Вася Конаков

Физические параметры

Профессия

Место службы

Род службы

Отношение к делу

Взаимоотношения с бойцами

   

5. Справедливо ли назвать Алгадая и Васю богатырями, которые спасли мир?


 

Русская литература. 1 курс.

Русская литература. 1 курс.

Книга В.Некрасова Это интересно

Книга В.Некрасова Это интересно

Обычно он больше молчал, в лучшем случае вставлял какую-нибудь односложную фразу, и впечатления о нем у меня как-то не складывалось никакого

Обычно он больше молчал, в лучшем случае вставлял какую-нибудь односложную фразу, и впечатления о нем у меня как-то не складывалось никакого

Ну как? – спросил он, чтобы с чего-нибудь начать

Ну как? – спросил он, чтобы с чего-нибудь начать

Где он сейчас, я не знаю. Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом…

Где он сейчас, я не знаю. Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020