Маршрутный лист урока по теме "Творчество В. Некрасова. Повесть "В окопах Сталинграда"

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЛ Творчество В. Некрасова Повесть В окопах Сталинграда Документ Microsoft Office Word.docx

Русская литература. 1 курс.

 Урок №     Дата:        Группа: 

Тема: Творчество В. Некрасова. Повесть «В окопах Сталинграда» (1946)

Рассказ  «Вася Конаков» (1956)

Маршрутный лист заданий 

Цель: добиться полного понимания учебного материала о творчестве В. Некрасова, формировать читательскую грамотность, научить практическому применению литературоведческих знаний и умений, закрепить изучаемые понятия, составляющие основу теоретического и практического обучения, контроль над степенью усвоения учебного материала.

 

Вы научитесь:

·         характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

·         определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;

·         сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.

·         понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

·         определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;

·         характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения;

·         характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

·         определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;

·         сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.

·         понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

·         определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию;

·         характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического замысла произведения.

 

Предтекстовая работа

   1. Что вы знаете о Сталинградской битве?

   2. Почему она считается переломным этапом в Великой Отечественной войне?

   3. Смотрели ли вы фильм режиссера Ф. Бондарчука «Сталинград» (2013)?

·         да

·         нет

   Поделитесь своими впечатлениями.

 

https://opiqkz.blob.core.windows.net/kitcontent/aa86cd68-7346-4936-a92c-3ca4ab30b542/a14334b8-8fe6-4335-98c0-a2c27bf1892e/1cf5780e-9044-4862-a5a4-94d486670724_m.png

Книга В.Некрасова

 

Это интересно

Если Сталинградская битва определила ход войны, то в советской литературе была книга, которая определила ход развития литературы о войне. Это была повесть
В.Некрасова « В окопах Сталинграда» (1946). Многие писатели-фронтовики, в том числе В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев, писавшие о войне, говорили: «Все мы вышли из некрасовских «окопов». Почему именно Некрасов становится эталонным писателем для тех, кто обращался к теме войны? Вероятно, потому что он показывает нравственность простого человека, сердцем пережившим войну. Благодаря его чистоте и внутренней силе была одержана одна из величайших побед в истории человечества. Каким же был этот человек на войне? Мы с вами поймем, обратившись к рассказу В.Некрасова «Вася Конаков» (1956).

 

Учимся искусству медленного чтения

1. Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе В.Некрасова «Вася Конаков»?
2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы и выполните задания.

 

В.Некрасов. Рассказ «Вася Конаков»

      Василий Конаков, или просто Вася, как звали мы его в полку, был командиром пятой роты. Участок его обороны находился у самого подножья Мамаева кургана, господствующей над городом высоты, за овладение которой в течение всех пяти месяцев шли наиболее ожесточенные бои.

   Участок был трудный, абсолютно ровный, ничем не защищенный, а главное с отвратительными подходами, насквозь простреливавшимися противником. Днем пятая рота была фактически отрезана от остального полка. Снабжение и связь с тылом происходили только ночью. Все это очень осложняло оборону участка.

   Надо было что-то предпринимать. И Конаков решил сделать ход сообщения между своими окопами и железнодорожной насыпью. Расстояние между ними было небольшое, метров двадцать, не больше, но кусочек этот был так пристрелян немецкими снайперами, что перебегать его днем было просто немыслимо. В довершение всего был декабрь, грунт промерз, и лопатами и кирками с ним ничего нельзя было поделать. Надо было взрывать.

   И вот тогда-то – я был в то время полковым инженером – мы и познакомились с Конаковым, а позднее даже и сдружились. До этого мы только изредка встречались на совещаниях командира полка да во время ночных проверок обороны. Обычно он больше молчал, в лучшем случае вставлял какую-нибудь односложную фразу, и впечатления о нем у меня как-то не складывалось никакого.

   Однажды ночью он явился ко мне в землянку. С трудом втиснул свою массивную фигуру в мою клетушку и сел у входа на корточки. Смуглый кудрявый парень, с густыми черными бровями и неожиданно голубыми, при общей его черноте, глазами. Просидел он у меня недолго – выкурил цигарку, погрелся у печки и под конец попросил немного толу – «а то, будь оно неладно, все лопаты об этот чертов грунт сломал».

  –Ладно,– сказал я. – Присылай солдат, я дам сколько надо.

  – Солдат? – Он чуть-чуть улыбнулся краешком губ. – Не так-то у меня их много, чтоб гонять взад-вперед. Давай мне, сам понесу. – И он вытащил из-за пазухи телогрейки здоровенный мешок.

  На следующую ночь он опять пришел, потом его старшина, потом опять он.

– Ну, как дела? – спрашивал я.

– Да ничего. Работаем понемножку. С рабочей-то силой не очень, сам знаешь.

   С рабочей и вообще с какой-либо силой у нас тогда действительно было «не очень-то». В батальонах было по двадцать-тридцать активных штыков, а в других полках, говорят, и того меньше. Но что подразумевал Конаков, когда говорил о своей роте, я понял только несколько дней спустя, когда попал к нему в роту вместе с проверяющим из штаба дивизии капитаном. До сих пор я не мог никак к нему попасть, подвалило работы с минными полями на других участках, и до пятой роты как-то руки не дотягивались.

   

Ответьте на вопросы

   Где и когда происходит событие?

   Какие детали говорят о сложности участка, где держит оборону рота Конакова?

   С какой целью Конаков пришел к полковому инженеру-рассказчику?

   Дайте портретную характеристику Конакову? Выпишите детали. О чем они говорят?

   Как речь главного героя передает его характер?

   Как вы относитесь к Конакову?

   Что в нем вас привлекает?

   Ваши предположения, как будут развиваться события дальше?

 

Продолжение  рассказа «Вася Конаков»

   Последний раз, когда я там был, – это было недели полторы тому назад, – я с довольно-таки неприятным ощущением на душе перебегал эти проклятые двадцать метров, отделявшие окопы от насыпи, хотя была ночь и между ракетами было все-таки по две-три минуты темноты.
   Сейчас прямо от насыпи, где стояли пулеметы и полковая сорокапятка, шел не очень, правда, глубокий, сантиметров на пятьдесят не больше, но по всем правилам сделанный ход сообщения до самой передовой.
   Конакова в его блиндаже мы не застали. На ржавой, неизвестно откуда добытой кровати, укрывшись с головой шинелью, храпел старшина, в углу сидел, скрючившись с подвешенной к уху трубкой молоденький связист.

   – А где командир роты?
   ​​– Там... – куда-то в пространство, неопределенно махнул головой связист. – Позвать?
   ​​– Позвать.
   ​​– Подержите тогда трубку.
   ​​ Вскоре он вернулся вместе с Конаковым.
   – Здорово, инженер. В гости к нам пожаловали? – Он снял через голову автомат и стал расталкивать храпевшего старшину: – Подымайся, друг. Прогуляйся малость.
   ​​Старшина растерянно заморгал глазами, вытер рукой рот.
   ​​– Что, пора уже?
   ​​– Пора, пора. Протирай глаза и топай.
   Старшина торопливо засунул руки в рукава шинели, снял со стены трофейный автомат и ползком выбрался   из блиндажа. Мы с капитаном уселись у печки.
– Ну как? – спросил он, чтобы с чего-нибудь начать.
– Да ничего. – Конаков улыбнулся, как обычно, одними уголками губ. – Воюем помаленьку.
– И успешно?
– Да как сказать... Сейчас вот фриц утих, а днем, поганец, два раза совался.
– И отбили?
– Как видите, – он слегка замялся. – С людьми вот только беда...
– Ну с людьми везде туго, - привычной для того времени фразой ответил капитан и засмеялся. – За счет количества нужно качеством брать. Конаков ничего не ответил. Потянулся за автоматом.
   ​​– Пойдем, что ли, по передовой пройдемся?
  ​​ Мы вышли. И тут-то выяснилось то, что ни одному из нас даже в голову не могло прийти. Мы прошли всю передовую от левого фланга до правого, увидели окопы, одиночные ячейки для бойцов с маленькими нишами для патронов, разложенные на бруствере винтовки и автоматы, два ручных пулемета на флангах – одним словом, все то, что и положено быть на передовой. Не было только одного – не было солдат. На всем протяжении обороны мы не встретили ни одного солдата. Только старшину. Спокойно и неторопливо, в надвинутой на глаза ушанке, переходил он от винтовки к винтовке, от автомата к автомату и давал очередь или одиночный выстрел по немцам.

   

Ответьте на вопросы:

Что изменилось за полторы недели в хозяйстве Конакова?

Дайте характеристику подчиненным Конакова?

Каково отношение Конакова к подчиненным?

Что вызвало изумление у проверяющих?

Почему Конаков никому не сообщил о том, что в роте не было людей?

Как поведение и поступки Конакова характеризуют его? 

Как вы понимаете фразы Конакова: «Работаем понемножку», «Воюем помаленьку»?

Докажите, что Конаков – человек дела, не слов. 

Ваши предположения, как будут развиваться события дальше?

 

Продолжение  рассказа «Вася Конаков»

   Потом уже, много месяцев спустя, когда война в Сталинграде кончилась и мы, в ожидании нового наступления, отдыхали и накапливали силы на Украине, под Купянском, Конаков рассказывал мне об этих днях, когда они вместе со старшиной держали оборону всей роты.

   – Трудновато было, что и говорить. Сам удивляюсь, откуда нервы взялись... Тогда еще, когда ход сообщения рыли, в роте было человек шесть бойцов. Потом один за другим все вышли из строя. Немец каждый день по три-четыре раза в атаку ходит, а пополнения нет. Что хочешь, то и делай. Звоню комбату, а он что? – сам солдат не родит. Жди, говорит, обещают со дня на день подкинуть. Вот мы и ждали – я, старшина и пацан, связист Сысоев. Сысоев на телефоне, а мы со старшиной по очереди на передовой. Постреливаем понемножку, немцев дурачим, пусть думают, что нас много. 

А как атака... Ну тут нас пулеметчики и артиллеристы вывозили. На насыпи, под вагонами, два станковых стояло и одна сорокапятка. Вот они и работали...
   
Но вообще, что и говорить, приятного было мало. Особенно когда старшина на берег, на кухню ходил. Бродишь один-одинешенек по передовой, даешь редкие очереди – много нельзя, патроны для дела беречь надо – а сам как подумаешь, что вот ты здесь один, как палец, да в блиндаже Сысоев с трубкой, а впереди перед тобой, метров за пятьдесят каких-нибудь, немцев черт его знает сколько.

Сейчас вот вспоминаешь, улыбаешься только, а тогда... Ей-богу, когда старшина с берега приходил с обедом, расцеловать его готов был. А когда через три дня пять человек пополнения дали, ну, тогда уж ничего не страшно стало.  

Дальнейшая судьба Конакова мне неизвестна – война разбросала нас в разные стороны. На Донце я был ранен. Когда вернулся в полк, Конакова в нем уже не было – тоже был ранен и эвакуирован в тыл. Где он сейчас, я не знаю. Но когда вспоминаю его – большого, неуклюжего, с тихой, стеснительной улыбкой; когда вспоминаю, как он молча потянулся за автоматом в ответ на слова капитана, что за счет количества надо нажимать на качество; когда думаю о том, что этот человек вдвоем со старшиной отбивал по нескольку атак в день и называл это только «трудновато было», – мне становится ясно, что таким людям, как Конаков, и с такими людьми, как Конаков, не страшен никакой враг. А ведь Конаковых у нас миллионы, десятки миллионов.

   

 

Терминологическая консультация

   Эпилог (от греч.epilogos - послесловие) - заключительная часть произведения, в которой сообщается о судьбе героев после изображенных в произведении событий или даются дополнительные размышления замысла автора.  

 

 

Ответьте на вопросы

        Зачем нужен этот эпилог?

        Почему немногословный и сдержанный Конаков в конце рассказа произносит большуюречь?

        Найдите в пространном монологе Конакова признаки его внутренних волнений и переживаний.

        В этой части дважды появляется слово «страшно». В каком значении оно проявляется в монологе Конакова? И что оно значит в речи героя-рассказчика?

        Вспомните, где и когда происходят события рассказа.

        Какие черты Конакова вновь подчеркиваются в рассказе?

 

Подведем итоги

 

Послетекстовая работа

   1. Как вы понимаете концовку рассказа?

   2. О чем рассказ В. Некрасова?

   3. Что общего между стихотворением Ж. Жабаева и рассказом В. Некрасова?

   4. Заполните концептуальную таблицу.

 

Алгадай Жамбылов

Вася Конаков

Физические параметры

Профессия

Место службы

Род службы

Отношение к делу

Взаимоотношения с бойцами

   

5. Справедливо ли назвать Алгадая и Васю богатырями, которые спасли мир?