Мастер - класс по географии на тему "Ориентирование на местности", автор - Органова О.И. Может применяться как на уроках, в качестве изучения нового материала или закрепления, так и во внеурочной деятельности. Развивает индивидуальные способности личности обучающихся, так и работу в команде.
мастер - класс по географии.docx
Мастер – класс на урок географии
Ориентирование на местности
Автор: Органова О.И.
Девочка блуждает по лесу. Она заблудилась. Ей страшно. У нее начинается паника.
Слайд 1 – лес
Девочка: «ой, что же мне теперь делать… как же быть, я же одна в лесу попадуу…
хорошо, Прежде всего, необходимо успокоиться и не паниковать. Из любой ситуации
всегда можно найти выход.
В нашем туристическом кружке нам рассказывали, что если человек заблудился ему
необходимо подать сигнал о своем месте расположения, и тогда его быстро найдут. Надо
придумать как я смогу всем показать где я нахожусь и что мне нужна помощь! Нужно
крикнуть «Ау!» как можно громче или разложить на поляне крестнакрест большие ветки
или палки. Или разжечь костер. Мы как раз недавно проходили правила разведения костра.
1. Расчистить место для костра
2. Разводить костер только на открытом пространстве.
3. Нельзя оставлять костер на ночь
4. Перед уходом необходимо затушить костер водой или засыпать песком и убедиться
что он полностью потух.
Одним словом, надо установить такие знаки, каких в обычной природе не
существует, и, которые могут быть видны.»
( из леса выходит фея)
Девочка: Здравствуйте, а вы кто? Вы поможете мне выбраться из леса?»
Фея: «Здравствуй , я – Лесная фея. Ты заблудилась? А хочешь, я преподам тебе урок по
ориентированию и быстро найдешь дорогу домой? Для того, чтобы вам найти выход из леса
нужно применить разные способы по. В этом нам может помочь компаc, а еще лучше план
местности, с ними легко ориентироваться в лесу.»
Девочка: «А если их нет?»
Фея: «Внимательно наблюдая окружающую обстановку в лесу, можно обойтись и без них,
определить по приметам, где север или юг и найти правильную дорогу. И не забывай,
углубляясь в лес, чаще оглядываться назад и запоминать приметное: речку, ручей,
сломанные деревья, камни, кострище, штабеля брёвен. По этим приметам не трудно
отыскать обратный путь.» Девочка : Но я не знаю где находится мой дом. Знаю только, что ее дом находится
на юге. Но я уверена, что с вами, прекрасная фея, и хорошими помощниками у меня все
получиться и я обязательно найду верный путь!»
(Наши герои отправляются в путь. По дорожкам разложены ориентиры.
Первый ориентир муравейник.)
Слайд 2 муравейник
Девочка: « Муравейник…, и как я по нему пойму где север, а где юг? Куда мне
идти дальше?»
Фея: « Друзья, может быть вы поможете нашей героине? Как с по муравейнику
можно определить где север, а где юг?»
(Далее следует помощь из зала. Если зал молчит, помогает Фея)
Слайд 3 объяснение
Фея: «Муравейники всегда расположены с южной стороны. Северная сторона
муравейника крутая, а южная пологая.»
Определившись где юг, ребята продолжают свое движение.
Слайд 4 – дерево с лишайником
Девочка: « Ну все, теперь я точно заблудилась! Как я с помощью этого дерева
пойму где юг? Все, теперь я ни когда не выйду из леса!»
Фея: « Друзья, нам снова нужна ваша помощь! Как же нам определить где север, а
где юг?»
(Далее следует помощь из зала)
Слайд 5 объяснение
Фея: «Лишайник всегда растёт с северной стороны. Значит противоположная
сторона, это и есть юг, и в ту сторону нам и следует двигаться дальше.»
(Определившись где юг, ребята продолжают свое движение.)
Девочка: « чтото я проголодалась, надо подкрепится. Ой, а что это за предмет
такой? Стрелочка какая то, и она все время крутиться! Ой, у меня голова закружилась!»
Слайд 6 компас (Начинает крутиться на месте. Девочка пытается ее остановить, и тем самым
теряет верное направление. )
Фея: Это компас!
Девочка: Компас? А я совсем не умею с ним работать…Ну все, теперь я точно
заблудились, шла правильно, на север, теперь где север, где восток опять не понятно. Ни
муравейников, ни деревьев, как же я теперь выберусь из леса?»
Фея: «Друзья, помогите нашим девочке. Кот из вас знаете правила работы с
компасом?»
(Подсказка из зала)
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку
компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной
стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Наступил вечер, стало темно. На небе виднеются звезды.
Слайд 7 – звездное небо, полярная звезда
Девочка: « Все, теперь я точно заблудились, ночь, куда идти не понятно, компас не
видно, муравейников тоже, а деревьев тут нет. Куда мне дальше идти?»
Фея: но ведь ночью тоже можно ориентироваться, например по звездам.
Девочка: « По звездам? Как звезды смогут мне помочь? Они что мне промигают
куда идти? Они на одном месте и им совсем не до меня!»
(Подсказка из зала)
Слайд 8 объяснение
Фея: Полярную звезду, всегда указывающую на север, легко отыскать благодаря
близкому соседству созвездия Большой Медведицы. Полярная звезда входит в состав
созвездия Малой Медведицы. Девочка: Ура! А вот и мой дом, спасибо тебе милая фея за такой познавательный
урок, и вам, друзья, спасибо за вашу помощь!
Только вот в походе я так и не побывала…
Слайд 9 – домик
Фея: Ну как же! Ты сегодня была в самом настоящем походе! Только без костра и
палаток! Ты сумели по ориентирам добраться до своего дома! Ты молодец! А что является
самым одним из главных атрибутов в походе, кроме палатки и компаса? Правильно –
гитара. А скажите мне, какая песня самая главная в каждом походе? Ну, конечно, « Изгиб
гитары желтой». Давайте исполним ее все вместе.
Слайд 10 – текст песни
Масер - класс "Ориентирование на местности"
Масер - класс "Ориентирование на местности"
Масер - класс "Ориентирование на местности"
Масер - класс "Ориентирование на местности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.