Мастер-класс « Исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства »

  • Исследовательские работы
  • ppt
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства – это творческое развитие личности ребёнка и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения , на каждом уроке дать возможность творить?
Иконка файла материала готовый 2 Мастер-класс.ppt

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей»

Мастер-класс
« Исследовательская деятельность
на уроках
изобразительного искусства »

Якушина Лидия Николаевна,
учитель ИЗО,
Высшей квалификационная категория,
г. Щёкино

Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений.

Л.Н.Толстой

Новая система образования
Ориентирует педагогов

Ведущим методом обучения в школе должна стать проектно-исследовательская деятельность. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения.

Целью образовательного учреждения является повышение качества образования, т.е. работа на конечный результат. Исследовательский метод справляется с этой задачей наилучшим образом, так как качество обучения находится в прямой зависимости от активности ребенка ( определил Я.А. Коменский).
Для того, чтобы лучше понять исследовательский метод, я обратилась к его историческим корням.

Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства – это творческое развитие личности ребёнка и особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и литературного сопровождения , на каждом уроке дать возможность творить?

Цели урока - исследования

Формирование творческой активности, развитие самостоятельности, обучение приемам исследовательской деятельности
1. обучение предмету
2. обучение исследовательской деятельности

Организация поисковой познавательной деятельности путем постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения

Сущность

Поисковые и проблемные методы; постановка исследовательских задач

Механизмы

Терпение (Будь терпеливым, доводи начатую работу до конца)
Внимательность (По мельчайшим признакам, ускользающим от внимания многих других, научись понимать, что произошло, разбираться в том, что происходит на глазах, и предвидь то, что произойдет в будущем)
Точность (Будь собранным и точным в мыслях и действиях)
Способность к сотрудничеству (Будь терпим, принимай идеи и позиции другого, будь полезен в группе)

«Четыре принципа, которыми должен обладать исследователь»



«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Еще К.Д. Ушинский говорил:

Содержание

Введение
Раздел I. Основные компоненты проектной деятельности учащихся
Раздел II. Методические аспекты использования метода проекта, на уроках изо
Заключение
Литература
Приложение

Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и в естественно назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно - образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь учителю ИЗО в его деятельности.

Главная цель - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи: 1. формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; 2. развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; 3. находить нестандартные решения любых возникающих проблем; 4. воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Актуальность

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности,
направленная на достижение общего результата,
которая способствует развитию всех групп УУД
(личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) в соответствии с требованиями ФГОС

Классификации проектов:

2. По количеству участников



индивидуальные,
парные, групповые,
коллективные

3. По содержанию



монопроекты
межпредметные проекты

4. По месту проведения


урочные, внеурочные

5. По продолжительности


минипроекты
краткосрочные
средней продолжительности

1. По доминирующему
методу или виду
Деятельности



исследовательские,
информационные,
практико-ориентированные,
ролево-игровые,
творческие

Раздел I. Основные компоненты проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Е.С.Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;
- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

Раздел II.  Методические аспекты использования метода проектно-исследовательской деятельности , применяемого на уроках изобразительного искусства 

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проект

Прикладной

Ролевой

Творческий

Поисковый

Исследовательский

И другие

Проектно-исследовательская работа на уроке изо

Предмет не так связан со своей научной основой и носит в значительной степени интегрированный или прикладной характер. Кроме того он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Преподавание изо требует введения метода проектно-исследовательская работа как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

Классификация проектно-исследовательской работы

        Мини-проекты могут укладываться в один урок, индивидуальные и мини-работа в группах.
Индивидуальные проекты на уроках в   5 классе :
- «Сюжетная композиция»; 
- «Деревянное зодчество»;
- «Народные художественные промыслы»;
- «Художественные музеи России» и др.

Краткосрочные проекты требуют выделения 1-2  уроков. Проектно-исследовательская деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Коллективные  проекты на уроках изобразительного искусства:
 -«Народные праздничные обряды»;
- «Русский народный костюм»;
- «Музей народных промыслов» и др.

Классификация проектно-исследовательской деятельности

Проект «Моя деревня» Коллективная работа 4а класса

Недельные проекты выполняются в группах, по классам  в ходе  предметных декад эстетического цикла.
Годичные или четвертные   проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы презентации (защиты) выполняются на уроке и  во внеурочное время.
  Итогом такого проекта является живописная или графическая композиция  или альбом по темам бытового, исторического и библейского жанра.

Проект «Вглядываясь в мир природы…»

Купцова К.

Проектно-исследовательская деятельность

Котович И.

Купцова К.

Июдина Н.

Аксютина Л.

В своей работе использую следующие виды проектов

• ТВОРЧЕСКИЕ, не требующие хорошо продуманной структуры, поскольку она намечается и развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта (стенгазета, видеофильм, подготовка выставки рисунков, макет и т.д.).
• ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ, представляющие собой мини-исследования, проводимые в любом направлении, требующие хорошо продуманной структуры, целей, актуальности проекта для всех участников, экспериментальной работы, методов обработки результатов (эссе, исследовательский реферат).
• ИНФОРМАЦИОННЫЕ, направленные на сбор, анализ и предоставление информации о каком-либо объекте, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории (презентация, сообщение, доклад).
• ПРОДУКЦИОННЫЕ, ориентированные на создание материальных изделий;
• КОМПЛЕКСНЫЕ, включающий компоненты разных видов проектов.

Направления:

5 – 6 класс:
• развитие критичности и самостоятельности мышления; • развитие логического мышления; • тренировка памяти; • формирование навыков вариативного мышления; • эвристическое мышление.

Для чего

Начав развивать в детях навыки проектной и исследовательской работы в 5-8 классах, в общеобразовательной школе учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. Работать с такими детьми будет легче и интереснее.

Организация проектно- исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования и желания.

Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

В соответствии с новыми требованиями ФГОС, для проведения уроков по предмету «изобразительное искусство» в 5-8 классах, на мой взгляд уместно реализовывать творческие проекты, закрепляя теоретические знания практическими умениями в самостоятельной деятельности учащихся

Класс: 5

Тема проекта: «Народные художественные промыслы»
Конечный продукт: изделие русской народной матрёшки.
Форма организации: урочная, индивидуальные консультации, факультативные занятия, экскурсии в музеи (выставки) народного творчества

Проект по теме: «Интерьер крестьянской избы » Продолжительность: 1 неделя.  Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении  женской и мужской половин в доме;  создание интерьера избы с «красным» углом.  Продукт: сообщение.  1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор  Информации в группах.  2 урок: отчёты групп по собранной информации. 

Класс: 6

Тема проекта: «Современные техники декоративно-прикладного искусства»
Конечный продукт: панно, изделие (работа в группах 2-3 чел.).
Форма организации: урочная, индивидуальные консультации,
факультативные занятия, посещение мастер-классов.

Тема: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».  1.  Тема урока: «Изобразительное искусство в семье пластических искусств».  Домашнее задание к данному уроку: подготовка проекта по теме: «Я считаю лучшим вид изобразительного искусства-..."  Продолжительность: 1 урок.  Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации о различных видах ИЗО;  создание сообщений.  Продукт: обмен собранной информацией поисковых групп.  Темы:  1) Графика.  2) Живопись.  3) Архитектура.  4) Скульптура.  5) Декоративно – прикладное искусство. 

7 -8 класс:
тренинг мышления решением нестандартных задач; • развитие ассоциативного, образного мышления; • обучение приемам и методам фантазирования.

Класс: 7

Тема проекта: «Творчество русских художников»
Конечный продукт: рисунок – подражание, рисунок – копия.
Форма организации: урочная, индивидуальные консультации, факультативные занятия, посещение выставок и экспозиций русских художников

Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека».  Тема урока: «Пропорции и строение фигуры человека».  Цель: развитие навыка учащихся в создании учебного пособия;  создание таблиц, отражающих изменения пропорций человеческого  организма (по мере увеличения роста человека).  Продукт: учебное пособие к уроку.  Продолжительность: урок.  Оборудование: фломастеры.  Роли: творческие группы.  Задачи:  1) (первая группа) создание учебного пособия «Младенчество»;  2) (вторая группа) создание учебного пособия «Я иду в школу»;  3) (третья группа) «Мне 14 лет». 

Класс: 8

Тема проекта: «Архитектурные памятники города, в котором я живу»
Конечный продукт: макет здания, памятников выполненный из бумаги, в масштабе (работа в группах 3-4 чел.).
Форма организации: урочная, индивидуальные консультации, факультативные занятия, экскурсии по городу.

Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о Патриотах своего  города;  создание сообщения (презентации) на тему «Название улиц города Щёкино как отражение истории страны».  Домашнее задание на 1 уроке: подобрать материал о Патриотах своего города.  Продолжительность проекта: вся четверть.  Цель: создание презентации на тему: «Название улиц города Щёкино как отражение истории страны». 

Элементы исследования включаю во всех уроках. Практически выполняю с детьми конкретные исследования, результаты которых затем оформляются в виде рефератов, проектов для конференций и конкурсов

Творческий проект
выставка рисунков

Исследовательский проект (эссе, исследовательский реферат, виртуальная экскурсия)

Виртуальная экскурсия
«Собор Василия Блаженного»

РЕФЕРАТ
 
ЗАГАДКИ «ЧЕРНОГО КВАДРАТА»
КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА
Выполнила учащаяся 9В класса МБОУ «ИСОШ №1» Балянова Мария
Содержание:
1.Введение
2.Абстрактное искусство и творчество К. Малевича
3.Место «Черного квадрата» в творчестве К. Малевича
4.Загадки «Черного квадрата»
5.Заключение
6.Литература
7.Приложение

Информационный проект (презентация, сообщение, доклад,)

Презентация фестиваля народного творчества
В п. Ивня «Живи, родник, живи»

Коллекция картин, созданных в технике
«Живопись шерстью».

Белый лебедь с снежным настроением -  символ чистоты, под гнетом дровяного бремени. 

«Снегири»
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу

Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый молодой
У него красивый золотистый цвет
Он большого солнца маленький портрет.

Плыл кораблик по волнам
Парус рвался к облакам.
Волны к борту поднимались,
О кораблик разбивались

Сияет дух сиреневый
Волнуемый листвой.










Продукционный проект, ориентированные на создание материальных изделий

Комплексный
проект
Уголок отряда

1.Добрый день, мои друзья!
Ваш учитель сейчас я.
Берем в руку карандаш,
Нарисуем мы пейзаж.
Вы тихонечко сидите,
За моей рукой следите.
Я вам буду объяснять,
Вы старайтесь повторять.
 
2.Здесь черту мы проведем,
Горизонтом назовем.
Небо здесь, а здесь земля.
Не теряйте время зря!

 3.Это ствол.
На нем есть ветки,
А у веток еще детки.
Вот и дерево у нас
Получается сейчас.
 
4.Пару линий провели –
Это холмики вдали.
 
5.За чертою у небес
Нарисуем теперь лес.
Чуть его мы оттеним,
Что же вышло – поглядим.

 6.Вот и Зимушка-Зима!
Тут родная сторона.

Последовательность построения пейзажа

Комплексный проект (методическая таблица)

Исследовательскую активность надо стимулировать. Поддерживать любознательность ребёнка и оказывать ему помощь.

Немалую роль играет факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе.

Участие в НИР «Кристаллы в изобразительном искусстве» победители

Проект исследование Влияние цветовой гаммы в оформлении кабинетов на настроение учащихся призеры

Проект исследование

«Влияние цвета на настроение и самочувствие жителей города Щекино»
I место

Выставка рисунков учащихся, посвященная
80-летию г. Щекино «Моя улица»

ул. Колоскова

ул. Гагарина

ул. Емельянова

ул. Ясенковский пр

ул. Шахтёрская

ул. Мира

ул. Толстого

ул. Пионерская

ул. Спортивная

ул. Болдина

ул. Гагарина

ул. Емельянова

ул. Юбилейная

ул. Юбилейная

ул. Л. Шамшиковой

ул. Лукашина

ул. Советская

Название улиц города Щёкино как отражение истории страны

Коллекция картин, созданных в технике «Живопись шерстью».

Я сегодня не ребенок - Желтый, маленький цыпленок.

Белый лебедь с снежным настроением -  символ чистоты, под гнетом дровяного бремени. 

«Снегири»
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу

Уронило солнце лучик золотой,
Вырос одуванчик первый молодой
У него красивый золотистый цвет
Он большого солнца маленький портрет.

Плыл кораблик по волнам
Парус рвался к облакам.
Волны к борту поднимались,
О кораблик разбивались

Сияет дух сиреневый
Волнуемый листвой.










«Прикоснуться к красоте можно только сердцем…»

Казакова Матрена Павловна – кружевница

Коллектив  Лицея на протяжении ряда лет работает над темой «Воспитание на традициях русской культуры». Наш музей - это удивительный мир старины - тут и русская печь заправленная лоскутным одеялом. На окнах старинные выбитые занавески,  стены украшают искусно выполненные кружева, вышитые рушники, салфетки.

Пеканова Татьяна Владимировна, учитель английского языка, - бисероплетением

Якушина Лидия Николаевна, учитель ИЗО,
увлекается холодным батиком

Михайлова Надежда Ростиславовна, учитель технологии, занимается вышивкой крестиком, лоскутной техникой

Учителя нашего Лицея

«Народные ремесла родного края»


Влияния цвета на настроение и самочувствие жителей города Щекино

Нам есть, что любить. Нам есть чем гордиться!

Война в Судьбе
Моей семьи

МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ

Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!

Роберт Рождественский

Газетные публикации

Публикации исследовательских работ моих учеников

Наши достижения

Заключение

. Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности , развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения. развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Проводя исследования, учащийся погружается в творческое пространство и переходит в творческое состояние. Здесь ученик-исследователь самостоятельно добывает, накапливает, обобщает новые знания. Самое главное-нацеленность на поиск неизвестных ранее знаний, которые могут быть востребованы обществом.

И в заключении хочу сказать, что творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Николай Константинович Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.

МАСТЕР-КЛАСС

В технологии «метод проекта» привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося.

Название улиц города Щёкино
как отражение истории страны

I группа

Для работы необходимо приготовить:
простой карандаш
ластик
восковые карандаши
лист для акварели
акварельные краски, кисти
черный фломастер

Работа на первый взгляд кажется сложной, но с ней легко справляются учащимся. Работа выполняется в смешанной технике

Простым карандашом делаем набросок современного города. Обращаем внимание, что город будем делать на берегу .

Обводим все по контуру черным фломастером.

Приступаем к работе с восковыми карандашами. Закрашиваем разными цветами окна домов, в воде показываем отражение от света, падающего из окон.

Теперь работаем акварелью. Широкой кистью раскрашиваем ночное небо, делая переходы от розовато- сиреневого, до темно синего. Обращаем внимание на то, что акварель не ложится на восковой карандаш.

Аналогично придаем цвет воде, используя уже более темные оттенки. Дома затеним черной акварелью.

Вот наша работа и готова!

II группа

Вечный огонь

гвоздика

Легко и быстро можно сделать гвоздику из подручных материалов, таких как салфетки.

После приложите его на сложенную в несколько раз салфетку (зависит от размера гвоздики). Вырежьте 10 красных кругов.

После чего, положите один на один круг зафиксируйте степлером.

Далее проденьте тонкую проволоку.

Затем из зеленой гофрированной бумаги отрежьте ленточку и сделайте лепестки.

Обмотайте стебель, а конец зафиксируйте клеем.

III группа

Поздравительная открытка ветерану.

IV группа

сделать модели деревьев

эта технология – секрет Полишинеля. 

Для изготовления кроны дерева нам понадобится следующее: сам каркас ствола, кухонная губка, краски нужных оттенков, старая электрическая кофемолка,

Сама технология простая. От кухонных губок отрываем жесткий слой и выкидываем или оставляем для своих нужд. Губку режем пополам. Одну половинку откладываем в сторону, она пойдет на листву другого оттенка. Оставшуюся половину режем на кусочки со стороной примерно 2 см. В кофемолку льем два миллилитра краски, добавляем столько же растворителя. Загружаем разрезанную половинку губки. Перемалываем до нужной консистенции. Я измельчал до комочков, как на фото ниже.
Выкладываем на просушку. Повторяем всю процедуру для остальных оттенков. У меня сделано четыре оттенка зелени.

После просушки некоторые частицы присыпки слиплись и превратились в хлопья. Не страшно. Опять закладываем в кофемолку, и буквально чуток распушаем. Не переборщите, будет пыль. Рассыпал готовую присыпку по банкам. 

Итак, мы готовы к созданию деревьев. В подходящей ванночке делаем микс из нашей : основная масса из Х-28, чуть-чуть добавил XF-5 и X-15.

Одноцветную крону делать не стоит, будет смотреться плоско и монотонно. Мажем клеем ПВА сучки на каркасе дерева…

и аккуратно обваливаем крону в присыпке. Если остались проплешины, то подмазываем их клеем и присыпаем зеленью.

Оставляем сушиться на несколько часов, после чего аккуратно стряхиваем излишки и любуемся результатом. Не будет лишним закрепить наш результат, сбрызнув дерево лаком для волос.

1.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
2.  Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.  4.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.   5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с. 6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
7.«Проектная деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г. Москва, 2007 г.
8.Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый Диск», г.Москва, 2003 г.
9.“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия” – диски CD-ROM, г.Москва, 1997-2008 г.
10Энциклопедия школьника «Искусство и архитектура», ООО «Белый город, г.Москва, 2007 г.
11.А.Злыгостаев. «Всеобщая энциклопедия искусств».  http://artyx.ru 2001-2006
8.

Использованные литература и ресурсы