Мастер-класс «Структура ритмических рисунков в вокале» , разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В.
Здравствуйте дорогие вокалисты! Всем желаю хорошего настроения и получения новых знаний и практик в вокале ! Сегодня мы будем продолжать тему ритма в вокале. И как мы поняли из предыдущих уроков Ритм – это основа на которой строится вся структура песни и без него никакого музыкального произведения не получится.
Музыкальный ритм в широком смысле можно определить как распределение во времени музыкальных длительностей, подчиненное равномерному чередованию сильных и слабых долей времени, которое совершается с определенной скоростью. Ритм (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω — течь, струиться, растекаться и т. д.) — организация музыки во времени. Ритмическую структуру музыкального сочинения образует последовательность длительностей — звуков и пауз. Длительность в музыке — продолжительность звука или паузы. Длительности могут быть как относительными (выражают ритмические соотношения), так и абсолютными (измеряются в единицах времени) В вокальной мелодии большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре. В письменной традиции музыкальный ритм фиксируют с помощью нотации.
Нота |
Пауза |
Русское название |
Итальянское название |
Длительность |
|||
|
|
Максима (8 целых) |
Massima |
8 |
8+4 |
8+4+2 |
8+4+2+1 |
|
|
Лонга (4 целых) |
Lunga |
4 |
4+2 |
4+2+1 |
4+2+1+12 |
|
|
Бревис (двойная целая) |
Breve |
2 |
2+1 |
2+1+12 |
2+1+12+14 |
|
|
Целая (семибревис) |
Semibreve |
1 |
1+12 |
1+12+14 |
1+12+14+18 |
|
|
Половинная |
Minima |
121\2 |
12+14 |
12+14+18 |
12+14+18+116 |
|
|
Четвертная |
Semiminima |
141\4 |
14+18 |
14+18+116 |
14+18+116+132 |
|
|
Восьмая |
Croma |
181\8 |
18+116 |
18+116+132 |
18+116+132+164 |
|
|
Шестнадцатая |
Semicroma |
1161\16 |
116+132 |
116+132+164 |
116+132+164+1128 |
|
|
Тридцать вторая |
Biscroma |
1321\32 |
132+164 |
132+164+1128 |
132+164+1128+1256 |
|
|
Шестьдесят четвёртая |
Semibiscroma |
1641\64 |
164+1128 |
164+1128+1256 |
164+1128+1256+1512 |
|
|
Сто двадцать восьмая |
Fusa |
11281\128 |
1128+1256 |
1128+1256+1512 |
1128+1256+1512+11024 |
|
|
Двести пятьдесят шестая |
Semifusa |
12561\256 |
1256+1512 |
1256+1512+11024 |
1256+1512+11024+12048 |
Ритмическое деление в музыке — деление ритмической длительности на равные части. Ритмическое деление обеспечивает изысканность и многообразие музыкального ритма.
Ритм, таким образом, вбирает в себя понятие темпа – как количественной характеристики, метра – как организующей системы и ритмического рисунка как материала (ритма в узком смысле слова). Метр - это чередование сильных и слабых долей в определенном темпе. Темп - это частота пульсации метрических долей. Доля - это равномерный отрезок времени , единица измерения.
В понятии структуры ритмических рисунков следует различать несколько сторон:
1) ощущение равномерности движения в разных темпах (т.е. метроритм);
2) ощущение размера (сочетание и чередования ударных и безударных долей);
3) осознание и воспроизведение сочетания звуков различной длительности (т.е. ритма или ритмического рисунка).
Таким образом, Первая методическая установка в работе над развитием чувства ритма связана с тем, что ритм обладает собственной выразительностью. Способность к ритмизации – это сложный навык, вырабатываемый в ходе выполнения большого количества ритмических заданий в быстром темпе. Вторая методическая установка заключается в том, что сложное чувство ритма следует развивать постепенно. Третья методическая установка опирается на «включение в педагогический процесс моторики разнообразного характера»
При метроритмическом воспитании необходимо использовать поэлементное обучение (концентрация внимания на отдельных элементах, предназначенных для усвоения), которое идет параллельно с обычным поэтапным (от простого к сложному). Работая над развитием чувства метроритма нельзя забывать, что, прежде всего, надо накопить слуховые впечатления, поэтому каждая ритмическая фигура сначала должна быть освоена на слух, проработана через двигательные ощущения!!!!
Есть два вида ритма: 1) ритм – инструмент (запись длительности нот ) 2) ритм-содержание (фиксация во времени сущностных сторон музыкальной мысли) Основными формами работы над ритмом являются:
1. Запись ритмического рисунка стихотворения с расстановкой тактовых чёрточек, например:
Раз – и –два –и - раз-и –два –и – расставь тактовые черточки на 2\4 и запиши длительность нот под распевку : Ах, ты совушка сова, ты , большая голова , ты на веточке сидишь, ночью сон наш сторожишь – спой и прохлопай ритм под фонограмму
2. Решение ритмических задач, например:
3. Чтение ритмического рисунка «ритмослогами», например:
Доля тактовая — единица метра в тактовой системе музыкального ритма. За эту единицу чаще всего принимается одна четвертная длительность. Счетная единица определяется знаменателем размера. В метрическом такте выделяются сильные и слабые доли . Сильная доля подчёркивается различными музыкальными средствами: ритмической остановкой, вступлением тонической гармонии, динамическим (громкостным) акцентом, глубоким басом, мелодической вершиной. Если этого требует характер музыкального произведения, акцент (ударение) может сместиться с сильной доли на слабую, при этом сильная доля наделяется т. н. «воображаемым акцентом». Подготовка к сильной доле называется слабой долей. Такт (лат. tactus — касание; позднелат. значение — толчок, удар) — единица музыкального метра, начинающаяся с наиболее сильной доли и заканчивающаяся перед следующей равной ей по силе. В нотной записи такт — совокупность нот и пауз, заключённая между двумя тактовыми чертами — вертикальными линиями, пересекающими нотный стан. Тактовая черта ставится перед первой долей такта.
Закрепляем полученные знания видео-упражнениями и отрабатываем пркактически: https://www.youtube.com/watch?v=J8SGJpCZ3PI&t=1s
https://www.youtube.com/watch?v=2ARvMJe7NOw
https://www.youtube.com/watch?v=dcdAkOdqLvQ&t=23s
Проверочные вопросы : 1. Что такое метр в музыке? 2. Что такое ритм в метре ? 3. Что такое темп? 4. Что такое доля в музыке? 5. Что такое метроритм ? 6. Что такое ритмические рисунки? 7. От чего зависит структура ритмических рисунков? Если мастер –класс вам показался довольно сложным - то тему ритма можно посмотреть в детском варианте для усвоения https://www.youtube.com/watch?v=zU-bJ5agWWU Закрепляем теоретические и практические знания в распевках, в которых должное внимание мы уделяем развитию чувства метроритма. https://www.youtube.com/watch?v=j7kXHwc8OL8
https://www.youtube.com/watch?v=FaQwunuaaoI https://www.youtube.com/watch?v=cHnBNj_k
Домашнее задание : прохлопать ритмические рисунки в разучиваемых песнях, определить сильные и слабые доли , сделать акценты.
Успехов!!!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.