Мастер-класс « Вокальное оснащение»

  • rtf
  • 15.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс « Вокальное оснащение» , разработанный Данченко С.В..rtf

Мастер-класс « Вокальное оснащение» ,                          разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В.                                        Тема: Чистое интонирование

Цель: обучение интонированию в пении

Задачи:

- обучать пению в унисон

- развивать музыкальный слух, музыкальную память, голос, чувство ритма

- формировать творческую активность, толерантное мышление.

Оборудование:  фортепиано, колонка , фонограммы, наглядные материалы.

План:     

1. Организационный момент                                               2. Разминка:

а) слуховая

б) дыхательная

в) артикуляционная

г) голосовая

3. Интонирование ступеней лада                                                                       4. Зависимость интонирования от фактуры произведения                                            5. Правильное интонирование  песни                                                    6. Итог  

 

Ход занятия:

1.Организационный момент

2. Разминка Для разогрева наших связок и для настройки нашего голосового аппарата мы с вами распоемся.

 - Слуховая разминка

 Сначала настроим на работу наш музыкальный слух: Я сыграю несколько звуков, вы должны определить сколько?                      ( демонстрация на фортепиано,   пропевание).

Сейчас вы должны определить плавное движение мелодии я вам сыграю или мелодию со скачками?

- Дыхательная разминка

А сейчас приведем в готовность наши легкие.

а) Упражнение. Изобразим ветер. Для этого нужно набрать по- больше воздуха в легкие и выдувать его со звуком «Ш ш» (выполняется несколько раз)                                                          б) Упражнение. А теперь согреем наши ладошки теплым воздухом со звуком «Ха».

- Артикуляционная разминка

а) Упражнение. Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева, справа, сверху, снизу.                                                              б) Упражнение. Поднимаем рот вверх, изображая радость, затем вниз, изображая обиду. Затем поочередно радость и обиду.

- Голосовая разминка

Настраиваем свои инструменты – голос и уши. Пропеваем один звук  -у-о-и-а.

Распевки:

а) «Да- бу- да»                                                                           б) «Пение гаммы»

в) Упражнение на развитие диафрагмы    «Стаккато»

(наглядность, показ, повторение, объяснение)

3. Интонирование ступеней лада                                                                       Чистое интонирование – это:

 "Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне

и формирование в мозгу ощущений "ширины" интервалов.

Каждая ступень гаммы обладает разной трудностью интонирования в зависимости от степени ее устойчивости или не устойчивости .Развитие пения высокой позиции зависит от ступеней лада. В связи с этим мы можем интонировать ступени лада. Интонирование звуков натуральной мажорной гаммы.

При движении вверх

I ступень интонируется устойчиво

II — высоко

III — высоко

IV — с тенденцией к понижению

V — чисто, с тенденцией к повышению

VI — высоко

VII — высоко

При движении вниз

VIII (I) ступень интонируется устойчиво

VII — высоко

VI — низко

V — чисто, устойчиво

IV — низко

III — высоко

II — низко

I — с тенденцией к повышению.

Интонирование звуков натуральной минорной гаммы

Все ступени минорной гаммы, включая тонику, весьма неустойчивы, и их нужно рассматривать в связи с параллельным мажором.

При движении вверх

I ступень должна интонироваться высоко, она неустойчива сама по себе, слышится как VI  ступень мажора.

II ступень интонируется высоко

III — низко

IV — высоко

V — высоко

VI — низко

VI — низко

VIII (I) — высоко

При движении вниз

VIII (I) интонируется устойчиво

VII — низко

VI — низко

V — высоко

IV — низко

III — низко

II — высоко

I— ровно,  устойчиво.

В практике пения а капелла выработался ряд практических указаний на способы интонирования не только звукорядов мажора и минора, но и отдельных интервалов.

Рекомендуется чистые интервалы интонировать устойчиво, большие – интонировать широко, малые – узко. Эти указания не исчерпывают всех явлений хорового строя, но помогают певцам преодолеть трудности интонирования в пении.

Диатонический полутон (ми- фа или си-до) в восходящем движении интонируется низко, а хроматический полутон (до- до#) интонируется высоко. В нисходящем движении – наоборот.

Появление в партитуре альтерированных звуков (появление случайных знаков) должно быть осмыслено в связи с особенностями гармонической структуры произведения. Наличие в партитуре альтерированных звуков может быть связано как с разновидностью лада, так и с переходом в другую тональность, и интонирование их должно различаться.

Определенный уровень, достигаемый в результате работы над чистым интонированием по горизонтали, служит основой и для чистоты гармонического строя по вертикали. В выработке навыков гармонического строя необходимо руководствоваться слуховым ощущением ладового построения и взаимосвязи отдельных партий, их функций в общем гармоническом звучании хора.

 

4. Зависимость интонирования от фактуры произведения                                            Чистота интонирования в пении зависит не только от интервального и ладофункционального строения мелодического или гармонического оборота, но также и от целого ряда других причин, из которых наиболее существенны следующие:

Метроритмическая структура и степень ее сложности: сложные ритмические движения осложняют интонирование.

Гармоническая структура изложения поддерживаемого аккомпанемента: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче интонировать.

Мелодическая линия: плавное мелодия облегчает интонирование, наличие скачков,– усложняет.

Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.

Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.

Этим, однако, не исчерпываются моменты, влияющие в той или иной степени на чистоту пения. Дикция – вокальность литературного текста, дыхание – короткое или длинное, быстрота перемены дыхания, и т. п., акустические особенности помещения и даже выбор тональности произведения – все это может влиять на степень трудности, т. к. известно, что одни тональности для исполнения более удобны, другие менее удобны.

Интонационный настрой певца вырабатывается путем пения различных мелодических и упражнений с включением разнообразных интервалов.

Следует обращать внимание на точное попадание в ноту, добиваясь определенной позиции звука, правильного взятия, расходования и смены дыхания, четкого произношения букв и слогов и выполнения других элементов вокальной технологии.

Интересны советы М.И.Глинки, касающиеся вокальной техники и интонирования:

Попадать прямо в ноту, без "подъезда”. Сначала настраиваем ухо (внутренний слух), затем – поём.

Обращать больше внимание на верность, а потом на непринужденность голоса.

Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с удовольствием).

Взяв ноту, держать ее в ровной силе, не делая crescendo (что гораздо труднее и полезнее).

В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущение ладово-гармонической основы, четкой ритмической организации, силы и динамики звучания, т.к. музыка – искусство интонируемого смысла.

5. Работа над песней

Вокальная  задача – освоение базовых методов работы с мелодией песни. Вот  перечень упражнений, предваряющих основную работу над развитием вокально-интонационных навыков:

— спеть мелодию, одновременно с игрой на фортепиано;

— спеть вне ритма каждый звук мелодии «a capella», проверяя с некоторым опозданием чистоту интонирования проигрывание этого же звука на фортепиано;

— спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно сыграв фразу на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально выразительно и аккуратно);

— максимально выразительно спеть мелодию полностью «a capella», прохлопывая метрические доли (можно пропустить).

Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык уверенного владения голосовым аппаратом, создав тем самым прочный фундамент для развития «ладового чувства».

 

На прошлом занятии мы разучили песню.

Давайте пропоем мелодию песни применяя данные упражнения.

А теперь первую фразу споем в очень медленном темпе, как бы растянем ее как пружину.

Эту же фразу споем весело, затем грустно, а теперь в другом ритме (показываю).

А теперь придумайте ритм сами, не меняя мелодическую линию.

Так же пропеваем остальные фразы.

(беседа, показ, сравнение, закрепление)

6. Подведение итога : постоянно обращать внимание  на «графическое» направление движения мелодии – именно оно дает первоначальный импульс для формирования звукового интонационного образа.

Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на способности голосовых связок и всего аппарата звукообразования не только запоминать интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты, но и «физиологические» ощущения интонирования отдельных звуков определенной высоты.

Разучивание мелодий не должно сводиться к механическому их повторению до тех пор, пока «сами не запомнятся»

 

Молодцы, ребята, мы с вами сегодня многое сделали, многое успели.

Чей ритмический рисунок был легче для исполнения?

Чей сложнее?

А чей интереснее?

На следующем занятии мы продолжим работу на выработку вокально – интонационных навыков