Мастер-класс « Вокальное оснащение» , разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В. Тема: Чистое интонирование
Цель: обучение интонированию в пении
Задачи:
- обучать пению в унисон
- развивать музыкальный слух, музыкальную память, голос, чувство ритма
- формировать творческую активность, толерантное мышление.
Оборудование: фортепиано, колонка , фонограммы, наглядные материалы.
План:
1. Организационный момент 2. Разминка:
а) слуховая
б) дыхательная
в) артикуляционная
г) голосовая
3. Интонирование ступеней лада 4. Зависимость интонирования от фактуры произведения 5. Правильное интонирование песни 6. Итог
Ход занятия:
1.Организационный момент
2. Разминка Для разогрева наших связок и для настройки нашего голосового аппарата мы с вами распоемся.
- Слуховая разминка
Сначала настроим на работу наш музыкальный слух: Я сыграю несколько звуков, вы должны определить сколько? ( демонстрация на фортепиано, пропевание).
Сейчас вы должны определить плавное движение мелодии я вам сыграю или мелодию со скачками?
- Дыхательная разминка
А сейчас приведем в готовность наши легкие.
а) Упражнение. Изобразим ветер. Для этого нужно набрать по- больше воздуха в легкие и выдувать его со звуком «Ш ш» (выполняется несколько раз) б) Упражнение. А теперь согреем наши ладошки теплым воздухом со звуком «Ха».
- Артикуляционная разминка
а) Упражнение. Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева, справа, сверху, снизу. б) Упражнение. Поднимаем рот вверх, изображая радость, затем вниз, изображая обиду. Затем поочередно радость и обиду.
- Голосовая разминка
Настраиваем свои инструменты – голос и уши. Пропеваем один звук -у-о-и-а.
Распевки:
а) «Да- бу- да» б) «Пение гаммы»
в) Упражнение на развитие диафрагмы «Стаккато»
(наглядность, показ, повторение, объяснение)
3. Интонирование ступеней лада Чистое интонирование – это:
"Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне
и формирование в мозгу ощущений "ширины" интервалов.
Каждая ступень гаммы обладает разной трудностью интонирования в зависимости от степени ее устойчивости или не устойчивости .Развитие пения высокой позиции зависит от ступеней лада. В связи с этим мы можем интонировать ступени лада. Интонирование звуков натуральной мажорной гаммы.
При движении вверх
I ступень интонируется устойчиво
II — высоко
III — высоко
IV — с тенденцией к понижению
V — чисто, с тенденцией к повышению
VI — высоко
VII — высоко
При движении вниз
VIII (I) ступень интонируется устойчиво
VII — высоко
VI — низко
V — чисто, устойчиво
IV — низко
III — высоко
II — низко
I — с тенденцией к повышению.
Интонирование звуков натуральной минорной гаммы
Все ступени минорной гаммы, включая тонику, весьма неустойчивы, и их нужно рассматривать в связи с параллельным мажором.
При движении вверх
I ступень должна интонироваться высоко, она неустойчива сама по себе, слышится как VI ступень мажора.
II ступень интонируется высоко
III — низко
IV — высоко
V — высоко
VI — низко
VI — низко
VIII (I) — высоко
При движении вниз
VIII (I) интонируется устойчиво
VII — низко
VI — низко
V — высоко
IV — низко
III — низко
II — высоко
I— ровно, устойчиво.
В практике пения а капелла выработался ряд практических указаний на способы интонирования не только звукорядов мажора и минора, но и отдельных интервалов.
Рекомендуется чистые интервалы интонировать устойчиво, большие – интонировать широко, малые – узко. Эти указания не исчерпывают всех явлений хорового строя, но помогают певцам преодолеть трудности интонирования в пении.
Диатонический полутон (ми- фа или си-до) в восходящем движении интонируется низко, а хроматический полутон (до- до#) интонируется высоко. В нисходящем движении – наоборот.
Появление в партитуре альтерированных звуков (появление случайных знаков) должно быть осмыслено в связи с особенностями гармонической структуры произведения. Наличие в партитуре альтерированных звуков может быть связано как с разновидностью лада, так и с переходом в другую тональность, и интонирование их должно различаться.
Определенный уровень, достигаемый в результате работы над чистым интонированием по горизонтали, служит основой и для чистоты гармонического строя по вертикали. В выработке навыков гармонического строя необходимо руководствоваться слуховым ощущением ладового построения и взаимосвязи отдельных партий, их функций в общем гармоническом звучании хора.
4. Зависимость интонирования от фактуры произведения Чистота интонирования в пении зависит не только от интервального и ладофункционального строения мелодического или гармонического оборота, но также и от целого ряда других причин, из которых наиболее существенны следующие:
Метроритмическая структура и степень ее сложности: сложные ритмические движения осложняют интонирование.
Гармоническая структура изложения поддерживаемого аккомпанемента: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче интонировать.
Мелодическая линия: плавное мелодия облегчает интонирование, наличие скачков,– усложняет.
Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.
Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.
Этим, однако, не исчерпываются моменты, влияющие в той или иной степени на чистоту пения. Дикция – вокальность литературного текста, дыхание – короткое или длинное, быстрота перемены дыхания, и т. п., акустические особенности помещения и даже выбор тональности произведения – все это может влиять на степень трудности, т. к. известно, что одни тональности для исполнения более удобны, другие менее удобны.
Интонационный настрой певца вырабатывается путем пения различных мелодических и упражнений с включением разнообразных интервалов.
Следует обращать внимание на точное попадание в ноту, добиваясь определенной позиции звука, правильного взятия, расходования и смены дыхания, четкого произношения букв и слогов и выполнения других элементов вокальной технологии.
Интересны советы М.И.Глинки, касающиеся вокальной техники и интонирования:
Попадать прямо в ноту, без "подъезда”. Сначала настраиваем ухо (внутренний слух), затем – поём.
Обращать больше внимание на верность, а потом на непринужденность голоса.
Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с удовольствием).
Взяв ноту, держать ее в ровной силе, не делая crescendo (что гораздо труднее и полезнее).
В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущение ладово-гармонической основы, четкой ритмической организации, силы и динамики звучания, т.к. музыка – искусство интонируемого смысла.
5. Работа над песней
Вокальная задача – освоение базовых методов работы с мелодией песни. Вот перечень упражнений, предваряющих основную работу над развитием вокально-интонационных навыков:
— спеть мелодию, одновременно с игрой на фортепиано;
— спеть вне ритма каждый звук мелодии «a capella», проверяя с некоторым опозданием чистоту интонирования проигрывание этого же звука на фортепиано;
— спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно сыграв фразу на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех пор, пока не будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально выразительно и аккуратно);
— максимально выразительно спеть мелодию полностью «a capella», прохлопывая метрические доли (можно пропустить).
Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык уверенного владения голосовым аппаратом, создав тем самым прочный фундамент для развития «ладового чувства».
На прошлом занятии мы разучили песню.
Давайте пропоем мелодию песни применяя данные упражнения.
А теперь первую фразу споем в очень медленном темпе, как бы растянем ее как пружину.
Эту же фразу споем весело, затем грустно, а теперь в другом ритме (показываю).
А теперь придумайте ритм сами, не меняя мелодическую линию.
Так же пропеваем остальные фразы.
(беседа, показ, сравнение, закрепление)
6. Подведение итога : постоянно обращать внимание на «графическое» направление движения мелодии – именно оно дает первоначальный импульс для формирования звукового интонационного образа.
Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на способности голосовых связок и всего аппарата звукообразования не только запоминать интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты, но и «физиологические» ощущения интонирования отдельных звуков определенной высоты.
Разучивание мелодий не должно сводиться к механическому их повторению до тех пор, пока «сами не запомнятся»
Молодцы, ребята, мы с вами сегодня многое сделали, многое успели.
Чей ритмический рисунок был легче для исполнения?
Чей сложнее?
А чей интереснее?
На следующем занятии мы продолжим работу на выработку вокально – интонационных навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.