Мастер - класс
Оценка 5

Мастер - класс

Оценка 5
docx
20.01.2020
Мастер - класс
мастер -класс Сон Н.В..docx

 

 

Тема мастер-класса:

 

    «Жизнь в стиле ритма»

    Сон Надежда Валерьевна

    педагог дополнительного образования,

    Объединение: «Вокал»

    Программа: «Мир песен»

 

 

 

 

 

Тип занятия: Знакомство с новым материалом.

Год обучения: 1 год

Возраст учащихся: взрослые и дети 9+.

Оборудование: флэш носитель, компьютер, микрофоны, синтезатор, усилитель, микшер, проектор.

Учебно - методические пособия: текст слов песни.

Цель:

Формирование у участников музыкально-эстетического вкуса, исполнительских вокальных умений и навыков средствами музыкального искусства, развитие творческих способностей детей посредством ФМРГ.    Задачи:

1.     Обучить способам сохранения и развития голосового певческого аппарата.

2.     Развивать художественное восприятие музыкального образа, эмоциональное отношение к музыке, исполнительские навыки, коммуникативные умения.

3.     Воспитывать музыкально - эстетический вкус.

 

Ход занятия.

1.     Организационный момент (2 мин.)

Здравствуйте, взрослые. Здравствуйте, дети! Сегодня вы присутствуете на мастер-классе по вокалу. Садитесь удобно, спинку выпрямите. Вести мастер класс мне помогут мои ученицы Катя, Даша и Лариса.

2.     Объявление темы. Познавательно–исследовательская деятельность (3 мин.)

Каждый из вас, наверняка, мечтал стать певцом или певицей. Возможно были попытки научиться петь. Сегодня я вам покажу основные приемы овладения певческими навыками и жизнь заиграет в стиле ритма. Итак, начнем.

3.     Основная часть (20 мин.)

1.     Работа над дикцией. Дикция – это следствие хорошей работы органов речи – артикуляции. Для этого существует гимнастика. (См. приложение 1) Проводится с участниками мастер-класса.

2.     Скороговорки. (См. приложение 2) Проводится с участниками мастер-класса.

3.     Дыхательная гимнастика имеет необыкновенно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она насыщает кровь кислородом, снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, память, что особенно важно для детей. Гимнастика позволяет снять напряжение мышц, участвующих в пении. (см. приложение 3) Проводится с участниками мастер-класса.

4.     Игры на Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ)

№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)

Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

Приём: Необычное движение.

Показатели: Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.

Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук.

Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащие брюшко.

 

№2 «Страшная сказка»

Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.

Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.

Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных  - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.

Абстрактный вариант:                Конкретный вариант:

У                                                     СЛУШАЙ…

УО                                                  СЛУШАЙ ШОРОХ…

УОА                                               СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

УОАЭ                                            СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…

УОАЭЫ                           СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

5. Распевка.  Проводится с участниками мастер-класса.

6. Работа над песней «Ты моя».

7. Рефлексивный круг. (5 мин.)

Спасибо. Сегодня мы с вами развивали голос фонопедическим методом, работали над развитием слуха, воображения и артикуляции. Исполнили песню «Ты моя», учились слушать друг друга и, особенно, себя. Вы успешно выполнили все задания. Надеюсь, вы еще больше заинтересовались пением и музыкой. Большое спасибо.

 

 

 

 

Приложение 1.

Артикуляционная гимнастика.

1. Покусать кончик языка.

2. Покусывая язык, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.

3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

4. Провести языком между губами и зубами, как бы очищая зубы.

5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.

6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась.

7. Покусать нижнюю губу по всей длине, также верхнюю.

8. Закусить щеки боковыми зубами.

9. Провести надавливающий массаж лица от корней волос до шеи.

10. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев.

11. Положить указательные пальцы на мышцы под глазами, поднимать лицевыми мышцами пальцы как гантели.

12. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их, открывая рот.

Приложение 2.

Скороговорки.

Граф Плато играл в лото

Графиня Плато знала про то,

Что Граф Плато играл в лото

А Граф Плато не знал про то

Что Графиня Плато знала про то,

Что Граф Плато играл в лото

 

В недрах тундры выдры в гетрах

Тырят в ведра ядра кедра

Выдрав с выдры в тундре гетры

Вытру выдрой ядра кедра

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в ведра выдру в тундру

Приложение 3.

Дыхательная гимнастика.

1.И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. Делая глубокий вдох, руки через стороны поднимаем вверх, вставая на носки, фиксируя дыхание, напрягая все мышцы туловища. На выдохе, наклоняясь произносим «Ух!», расслабляя все мышцы туловища.

2. И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. Делая глубокий вдох, руки поднимаем перед собой, напрягая все мышцы туловища, фиксируя дыхание. На выдохе, наклоняясь произносим «Ох!», расслабляя все мышцы туловища.

3. И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. С поворотом туловища, развести руки в стороны, делая глубокий вдох, на счет 1,2,3 поочередно напрягать и расслаблять брюшные, межреберные и спинные мышцы. На выдохе вернуться в исходное положение, произнося «Ух!».

4. И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. Сделать глубокий вдох, зафиксировать дыхание. На выдохе произнести 3 раза звук «Ш».

5. И.п. руки на пояснице, ноги на ширине плеч. На вдохе представить аромат цветка фиксируя дыхание. На выдохе произносим звук «С».

Список литературы

1. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: 2000.

2. Емельянов В. Развивающие голосовые игры. - СПб.:  1999.

3. Емельянов В. ФМРГ. Методическая разработка. - СПб.:  2000.

4. Андриянова Н.З. Особенности преподавания эстрадного пения. - М.: 1999.

5. Голубев П.В. Советы молодым педагогам вокалистам. - М.:1983.

6. Карягина А. Эстрадно – джазовый вокал. – М.: Планета музыки, 2008.

 

 

 

 

Самоанализ

Мастер-класс на тему «Жизнь в стиле ритма» проводился среди взрослых и детей учащихся первого года обучения. Соответственно теме были подобраны упражнения. Выбраны удачные методы (словесный - беседа, рассказ, диалог; практический - исполнение песни). При разработке занятия мною учитывались возрастные особенности.

Перед участниками мастер-класса поставлена цель - овладение знаниями, исполнительских вокальных умений и навыков средствами музыкального искусства, развитие творческих способностей слушателей посредством ФМРГ.  Задания, которые выполняли участники, направлены на знакомство с особенностями исполнения той или иной песни, развитие вокально-исполнительских навыков, логического мышления, творческого воображения.  В ходе мастер-класса детьми закреплялись такие знания, умения, навыки, качества, как: свободное владение своим голосом, приобретение индивидуального творческого облика начинающего певца, совершенство артикуляционного аппарата в речи и в пении.

Образовательный процесс направлен на формирование познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Были использованы знаково-символические средства, в том числе средства простейшей вокальной импровизации. Дети и взрослые учились        выражать свои мысли, организовывать и осуществлять сотрудничество с педагогом и участниками. Тем самым формировалась внутренняя позиция обучающихся, адекватная мотивация учебной деятельности.

Наиболее удачным считаю следующие этапы мастер-класса: мотивация на активное сотрудничество, организационный момент, практическое выполнение задания участниками, совместное исполнение песни. На мастер-классе использовались элементы проектной деятельности (коллективное создание мини-номера). Участники наблюдали друг за другом и анализировали выступления. Данное задание способствовало развитию умения чувствовать другого, формированию самооценки и созданию эмоционального пика от совместной деятельности. Мастер-класс построен по лексическому принципу, его этапы логически связаны друг с другом. На протяжении всего занятия сохранялся элемент непредсказуемости, новизны. Практическая часть мастер-класса включала исполнение песни в дуэте. Обстановка, в которой работали участники, отличалась доброжелательностью, положительным настроем. Они не боялись говорить, делать свои выводы. Между педагогом и участниками установились партнёрские доверительные отношения, атмосфера сотрудничества и сотворчества. Ненавязчивая и дозированная помощь педагога подталкивала детей и взрослых к определённым выводам и обобщениям, сделанным самостоятельно, что повышало уровень самооценки участников и мотивацию к дальнейшему изучению предмета. Исходя из выше сказанного, цели и задачи считаю выполненными.

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс

Мастер - класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2020