Мастер-класс Активные формы обучения
Оценка 4.7

Мастер-класс Активные формы обучения

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
география
3 кл—7 кл
08.06.2023
Мастер-класс Активные формы обучения
Мастер-класс для педагогов по применению активных форм обучения на уроках на различных его этапах.
Мастер-класс АМО.docx

 «Применение активных методов обучения на разных этапах

 - Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи. «Всё в твоих руках» (видеоролик)

  - В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

   -Успех - значит вовремя успеть разглядеть, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, успеть взрослому познать его внутренний мир. Успех как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.

    -Успех нашей   работы обеспечивает применение активных методов и приемов.

Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным. 
        

  Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует изменения системы работы учителя с учащимися. Сегодня основная задача школы – научить ученика учиться.

         Активные методы обучения способствуют внедрению в привычную практику учителя новых форм работы, для реализации образовательных программ. Это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, строящиеся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями, о путях разрешения той или иной проблемы, характеризующиеся высоким уровнем активности учащихся. При системном использовании активных методов роль учителя меняется. Он становится координатором, наставником, консультантом, что меняет к нему отношение учащихся.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»
        Тема мастер-класса «Активные методы обучения на различных этапах урока»

Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах урока.

Задачи:

  • объяснить, что такое активные методы обучения;
  • отличать виды активных методов обучения от других методов обучения;
  • видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих уроков.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.

Метод «Разминка» 

-Какое сегодня число? А день недели?

-Как кричит осел?

-Вытянутый круг – это...

-На чем путешествовал Емеля?

-Как называется рот у птицы?

-Кто сидит на троне и управляет царством?

-Ее наклеивают на конверт.

 

Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.

 

    Активные методы обученияэто методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

 

Каждому этапу урока – свои АМО : АМО начала урока, выяснение целей, ожиданий и опасений; АМО проверки домашнего задания; АМО презентации учебного материала; АМО организации самостоятельной работы над темой; АМ релаксации; АМ подведения итогов урока (рефлексия)

 

1.  АМ начала образовательного мероприятия

   - Начало любого мероприятия: урока кружка, классного часа можно предложить начать с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:          

                                            Желаю (большой)

                                            Успеха (Указательный)

                                            Большого (средний)

                                            Во всем (мизинец)

                                            Здравствуй (всей ладонью)

 

- Начать урок можно необычно, предложив ученикам «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями» «Мой цветок», «Галерея портретов» «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично приёмы помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой хорошую атмосферу в классе)

 Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

 - А теперь  предлагаем ребятам подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).

2. АМ Постановка цели

- И на пальчиках этих ладошек мы с вами запишем свои ожидания и опасения от данной темы урока, мероприятия(по желанию зачитывают). И говорим: « В конце мероприятия мы вернёмся к ладошкам».

  - А для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать следующий методы: 
Метод «Что у меня на сердце»,
Упражнение "Лицензия на приобретение знаний", Метод «Фруктовый сад»

Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
     Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
    Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.
     Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.
АМ вхождение в тему

3. АМ презентации учебного материала

 Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах. Для работы в группах нам необходимо разделиться. Для этого используем метод «Композиция»

Цель: в игровой форме разделить учащихся на группы. (по цвету ладошки)

 

На этапе изучения нового материала также можно использовать АМО. Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка». Каждая группа работает над своей мини-темой.

       Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.

 

Методы: «Инфо-угадай-ка», «Кластер», Метод «Пометки на полях» или «Инсерт», «Написание синквейна» «Мозговой штурм», позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Метод «Инсерт» или «Пометки на полях» позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения.  Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

 

4.Физкультминутка (АМ релаксации).

- (Под тихую музыку). Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.

- Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Упражнение «Постройся по росту».                                            

  Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются, и проверяется результат.

Упражнение «Пантомима»

- Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать   только   мимикой, жестами или действиями.

«Четыре стихии». Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух.

 Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

Земля.

Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь.

Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода.

Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

5. АМ организации самостоятельной работы над темой

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит

к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

 

6. АМ  презентации результатов практической работы

7 . Подведение итога урока.

 

  -Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока.

Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.

Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

    -Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

-Вернемся к нашим ладошкам, где дети  написали свои ожидания и опасения перед началом работы. Предлагаем ребятам: «Если ваши ожидания сбылись, а опасения развеялись, загните пальчики и покажите ладошки».

- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.

И в заключении хочу сказать:

 

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!   

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Применение активных методов обучения на разных этапах -

Применение активных методов обучения на разных этапах -

Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать

Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом

Упражнение «Постройся по росту»

Упражнение «Постройся по росту»

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока

Метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока совет детям, которые ещё не совсем поняли тему урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2023