Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации города Нижний Тагил
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭКОЛОГИЯ»
(Сценарий проведения экологической игры для детей младшего и среднего школьного возраста)
Тип: дополнительное образование детей.
Категории и группы участников: учащиеся начального и среднего звена различного типа образовательных учреждений, учащиеся любой формы обучения в возрасте
от 9 до13 лет.
Объем игрового времени: 2 часа.
Составители: Еремина Галина Владимировна. Кадочникова Елена.Николаевна.,
2020
Пояснительная записка
Сценарий игры «Путешествие в страну «Экология» составлен для учащихся общеобразовательных учреждений, учащихся любой формы обучения в возрасте от 9 до 13 лет.
ЦЕЛЬЮ игры является создание условий для формирования у детей основ экологической культуры.
Игра предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
· формирование и развитие потребности детей к освоению основ экологических компетенций.
· Обобщение знаний школьников по основным природным ресурсам.
· Воспитание бережного отношения к природе родного края.
· привлечение детей города, к практической природоохранной деятельности;
· развитие эмоционально-чувственного общения детей с природой и творчеством.
В ходе игры школьники выполняют задания четырех туров: животный мир родного края; растительный мир родного края; природные ресурсы: почва, вода, воздух, минеральные богатства; охрана природы нашего края.
Данная игра может быть использована педагогами, как в учреждениях дополнительного образования, так и в образовательных учреждениях других типов, а также при работе с детьми, посещающих оздоровительные лагеря.
Оборудование:
В актовом зале размещены 4 стенда, на которых, оформлены четверо ворот разного цвета. Над воротами обозначен их номер в виде цветка; карточки четырех цветов: красные, желтые, синие, зеленые, в количестве, от числа участников игры. Компьютер, записи песен, соответствующих теме игры, микрофон, медиа проектор, усилитель.
Ход игры
Ведущий знакомит присутствующих в зале детей, с правилами игры:
Говорит о том, что в начале игры каждый участник получит по 1 карточке любого цвета. Карточки 4-х цветов по количеству туров. 1 тур - выявляет знания о животном мире нашего края. 2 тур - выявляет знания о растительном мире нашего края. 3 тур - выявляет знания о других природных ресурсах: почве, воде, воздухе, минеральных богатствах. 4 тур - выявляет знания об охране природы нашего края. 5 тур - проводится с целью определения победителей в игре лучших знатоков в области экологии.
В 1 туре участвуют ребята, у которых красные карточки.
Во 2 туре ребята, у которых зеленые карточки.
В 3 туре - ребята, у которых карточки желтого цвета.
В 4 туре - ребята, у которых карточки синего цвета. 5 тур - суперигра. На каждый задаваемый вопрос дается 4 варианта ответа.
Участники игры должны выбрать один правильный ответ и встать к тем воротам, которые по номеру совпадают с номером правильного ответа. В конце игры происходит награждение победителей.
1 тур «Животные»
Ведущий задает игрокам вопросы:
-Угадайте, кто я? Я ем жуков и муравьев! Еще я ем ос и шмелей!
Еще я ем гусениц и личинок. Еще я грызу сброшенные лосями рога. Бывает, я ем даже мышей. Иногда я ем ящериц, а изредка рыбу. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. Еще я ем почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы. (Дятел, лесная мышь, куница, белка).
-Какая птица наших лесов может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и вверх головой? (Дятел, поползень, синица, пищуха.)
-Какая птица нашего края самая маленькая?
(Жаворонок, королек, соловей, пищуха)
-Какой из уральских пернатых хищников самый большой?
(Орлан - белохвост, полярная сова, канюк, коршун)
-Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны? (Синица, ворона, сорока, свиристель)
-Чье это гнездо?
(Сороки, чечевицы, дрозда, трясогузки)
-Какой у нас самый крохотный зверек?
(Крот, землеройка, хомяк, полевка)
-Сколько ног у паука?
(Восемь, четыре, шесть, десять)
Какого цвета самый крупный из наших дятлов?
(Черный, пестрый, зеленый, седой)
-У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши?( Лисы, волчихи, зайчихи, медведицы)
-Что это за животное? Узнайте его по рисунку. (Соболь, летяга, горностай, куница)
-Какое из уральских животных самое большое?
(Медведь, лось, олень, бобр)
-Какое из животных является “живым ископаемым”, дошедшим до нашего времени представителем третичной геологической эпохи? (Норка, выхухоль, ондатра, барсук)
-Какое из животных соответствует описанию:
Это хищное, ночное животное небольших размеров ( длинна тела 20-30см, масса 700-800г) с коротким хвостом до 3см, днем животное прячется под кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь проходит иногда до 3км. Пищей ему служат жуки, дождевые черви, лягушки, жабы, змеи, мыши, а также ягоды. На зиму впадает в спячку, осенью сильно жиреет. В лесах животное уничтожает много вредителей.( (Крот, белка, хомяк, еж)
-Какой хищник бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха, бобр, барсук, рысь).
-Какая птица выводит птенцов зимой?
(Свиристель, снегирь, клест, поползень.)
-У какой птицы самый длинный язык?
(У дятла, сороки, синицы, трясогузки.)
У какой птицы все 4-е пальца обращены вперед?
(Стрижа, сокола, вороны, дятла).
У какой птицы такой крепкий хвост, что он поддерживает птицу на дереве? (Поползень, пищуха, дятел, кедровка).
-Какое животное строит гнездо на дереве, как птица?
(Мышь-малютка, бурундук, соболь, куница)
-Какая лягушка нашего края считается поющей?
( Озерная, честночница, жерлянка, остромордая)
-Какое животное является единственным представителем семейства кошачьих на Урале?
(Песец, рысь, барсук, ондатра).
-Какая лесная птица весной резко меняет оперение?
( Белая куропатка, кедровка, чечетка, дятел).
-Эта птица лазает по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой, ей все равно. Она занята одним - вылущивает из шишек семена. А для этого у нее клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.
( Соловей, трясогузка, клест, синица).
Эта птица размером со скворца или чуть - побольше. Очень, скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не всегда. Песня у нее красивая, звонкая, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили.
(Зяблик, иволга, жаворонок, свиристель).
2 тур «Растения»
-Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?
(Лиственница, кедр, ель, сосна)
-Какое из растений рекомендуется для посадки в городе с большим содержанием сажи в воздухе?
(Вяз, тополь, клен, яблоня).
-Растение это называют царицей лета. Оно цветет последним. Его плотная крона защищает воздух от пыли, дыма и газов, служит противопожарной защитой. Крона пластична и поддается стрижке. Это растение лучше других выдерживает асфальтовое покрытие улиц. Растение хороший медонос.
(Черемуха, осина, липа, дуб).
-Древесина, какого дерева очень прочна и устойчива против гниения.
(Березы, осины, лиственницы, сосны).
-Собирать ее кору, нужно ранней весной. Останавливают кровь при кровотечениях ею. Чудо действенный отвар, может пить и млад и стар!
Ну, а осенью подарок, кисти ягод огневых. Рвите на зиму ребята, много витаминов в них.
(Калина, черемуха, тополь, смородина).
-Где-то, в чаще дремучей,
За оградой колючей,
У заветного местечка
Есть волшебная аптечка,
Там красные таблетки
Развешаны на ветке.
(Можжевельник, шиповник, акация, калина).
-Листики - с глянцем,
Ягодки - с румянцем,
А сами кусточки -
Не выше кочки.
(Черника, смородина, брусника, голубика).
-Под водой - змея таится,
Над водой - краса девица,
В блузке белоснежной,
Близ травы прибрежной.
(Кубышка, ряска, телорез, кувшинка белая).
Цветок изменчив,
То красный венчик,
То синий венчик.
(Ковыль, ветреница, медуница, купена).
-Семена его целебны
При гастритах пьют настой.
Корни убивают яды,
И снижают в почках боль.
У него одна беда, зацветает он когда,
То цветов его краса всем бросается в глаза.
(Пион, дурман, лютик, ромашка).
-Как называется это растение?
(Прострел, гвоздика, купальница, ветреница).
-Есть сережки,
Да не девчонка,
Есть и шишки,
Да не сосенка,
А живет в низинке,
Около лозинки.
(Лиственница, кедр, ольха, пихта).
У маленькой елки,
Колкие иголки,
Шарики синие,
Словно бы в инеи.
(Сосна, ель, пихта, можжевельник).
-У какого хвойного растения хвоинки на ветках сидят пучками-по пять штук?
(Ель, сосна, пихта, кедр).
-Чей это лист?
(Смородины, дуба, березы, липы).
-Как называется это растение?
(Настурция, ирис, эшшольция, иберис).
Чей это плод?
(Ольхи, спиреи, липы, жимолости).
-Наиболее чуткими индикаторами загрязнения воздуха являются:
(Лиственные деревья, хвойные деревья, травяной покров)
3 тур «Природные ресурсы»
-Основное свойство почвы:
(Влажность, воздухопроницаемость, плодородие, полный состав)
-Основными источниками загрязнения воздуха нашего города являются:
(Пыльные бури, транспорт, промышленные предприятия, пожары).
-Самый ценный минерал на земле это?
(Платина, золото, бриллиант, вода)
-Самый большой в Свердловской области является пруд:
(Черноисточинский, Тагильский, Алапаевский, Верх-Исецкий).
-Гидрологическим, историческим памятником природы, сооруженным в 1841г по проекту крепостного Демидовских заводов Климентия Конс-тантиновича. Является целая система гидротехнических сооружений, называемая:
(Муринскими прудами, Ушковской канавой, Леневским
водохранилищем, Верхне - Выйским водохранилищем).
-Назовите гидрологический памятник природы, находящийся в Северо -Западном направлении от поселка Уралец. У этого озера целых три загадки: Его называют Мертвым. У этого озера деревянное дно. У этого озера долго не могли измерить глубину.
(Таватуй, Дикое, Малтаево, Бездонное).
-У какой реки нашего города была стоянка Ермака?
(Малая Кушва, Тагил, Леба, Вязовка).
-Основным источником питьевой воды для населения центральной части нашего города является:
(Верхне-Выйское водохранилище, Тагильский пруд, река Тагил, Черноисточинский пруд)
-«Кладовая солнечной энергии это:
(Водоемы, болота, почва, леса).
-Притоком какой реки является река Тагил?
(Туры, Чусовой, Серебрянки, Камы).
-Когда мир узнал о “Железном Урале”?
(17в, 18в, 19в, 20в)
-Какой город Среднего Урала «немало самого лучшего цветом и креп-кого добротою» малахита отправил в Петербург для отделки комнат Зимнего дворца?
(Свердловск, Краснотуринск, Невьянск, Нижний Тагил)
-То волнами узорчатость дорожки.
То редкая причудливость куста
Демидовскую Медницу, Гумешки,
Прославил этот камень не спроста.
В нем не - спроста, застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень.
Во всех краях прославивший Урал?
(Изумруд, Малахит, Мрамор, Хризопраз).
-По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите, как зовется минерал?
(Кварц, алмаз, хрусталь, хризопраз).
-Он не рубин, но блеск его и цвет
Роднит с рубином этот самоцвет.
Он, верность обещаниям храня,
Чарует взоры искрами огня.
Когда ж Куприн назвал им свой «браслет»;
Он повести отдал свой дивный свет.
Теперь его не трудно отгадать
И благодарным именем назвать...
(Александрит, гранат, топаз, аметист).
-Его узоров хитрое сплетенье
Напоминает ветра завихренье,
В причудливых расцветках и тонах,
Которые не выразить в словах,
Рисунок свой обычно он скрывает,
Но тот, кто душу камня понимает,
Его раскроет так, что вскроет суть,
Способную восторг в сердца вдохнуть.
Встречался вам он в жизни много раз
То в виде пепельниц, то в форме птиц и ваз, Ну, а теперь, позвольте мне узнать, Смогли ли вы загадку отгадать.
(Роданит, мрамор, яшма, агат).
-Легенды сложены о нем,
Слывет в народе «горным льном»,
Велик его удельный вес
И вклад в технический прогресс.
Теперь его легко узнать
И безошибочно назвать.
(Селенит, флюорит, асбест, гипс).
-Вот удивительный кристалл.
Он зелень всю в себя вобрал.
По всем статьям красив, хорош,
Годится в серьги, в перстень, в брошь,
В лучах искрится и горит.
Кто камень сей определит?
(Малахит, лазурит, опал, изумруд).
-Он друзами, цветами прорастает,
Как искорка, его кристалл сверкает,
Он то прозрачен, то слегка с дымком.
Вам с детства самоцвет такой знаком.
Похож он с виду чуточку на лед,
Кто без ошибки камень назовет?
(Алмаз, Горный хрусталь, кварц, холцедон).
4 тур «Охрана природы»
-Какой заповедник находится на территории нашего района?
(Денежкин камень, Висимский, Ильменский, Южноуральский)
-Всемирный день охраны среды, отмечается:
(В марте, в июне, августе, ноябре)
Когда термин «охрана природы» впервые вошел в употребление?
( 17 в, 18в, 19в, 20в)
-Что такое «летопись природы?»
(Книга, журнал, газета, регистрируемые в специальных журналах
заповедников и заказников круглогодичные наблюдения за основными природными объектами).
-Как называется карта, на которой отмечены все населенные пункты, реки, озера, где ведутся регулярные наблюдения за уровнем загрязнения природной среды. Обозначены самые крупные заповедники, заказники, а также предприятия, занимающиеся разведением в естественные водоемы рыбы?
(Физическая, охраны природы, экологическая, природных зон)
-Какое из растений может хорошо очищать от возможного загрязнения производственного стока не только воду, но и дно водоема?
(Кувшинка белая, кубышка, рогоз, ряска)
-Что послужило целью создания Висимского заповедника?
(Наличие первобытных пихто - ельников, видовое многообразие
растительного мира, большое разнообразие птиц, множество асекомых).
-Определенные, представляющие научную или культурную ценность участка земли, хозяйственное использование которых запрещается в целях сохранения природных богатств, находящихся на этих участках, называются:
(Памятники природы, заказники, национальные
парки, заповедники).
-Назовите реку в нашем пригородном районе, по берегам которой больше памятников природы?
(Река Тагил, Чусовая, Баранча, Черная).
-Какое растение является эндэмиком Урала?
(Гвоздика иглолистная, пион-марьин корень, лилия кудреватая, кувшинка белая).
4 тур «Итоговый»
Ведущий подводит итоги игры, определяет победителей в игре - лучших знатоков в области экологии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.