Сценарий экологической игры "Путешествие в страну Экология"

  • Игры
  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий экологической игры "Путешествие в страну Экология" направлен на развитие потребностей детей к освоению основ экологической культуры, экологических компетенций.
Иконка файла материала Игра.docx

 

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Администрации города Нижний Тагил

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Городская станция юных натуралистов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭКОЛОГИЯ»

(Сценарий проведения экологической игры для детей младшего и среднего школьного возраста)

 

 

 

Тип: дополнительное образование детей.

Категории и группы участников: учащиеся начального и среднего звена различного типа образовательных учреждений, учащиеся любой формы обучения в возрасте

от 9 до13 лет.

Объем игрового времени: 2 часа.

Составители: Еремина Галина Владимировна. Кадочникова Елена.Николаевна.,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2020

Пояснительная записка

 

Сценарий игры «Путешествие в страну «Экология» составлен для учащихся общеобразовательных учреждений, учащихся любой формы обучения в возрасте от 9 до 13 лет.

 ЦЕЛЬЮ игры является создание условий для формирования у детей основ экологической культуры.

Игра предполагает решение следующих ЗАДАЧ:

·         формирование и развитие потребности детей к освоению основ экологических компетенций.

·         Обобщение знаний школьников по основным природным ресурсам.

·         Воспитание бережного отношения к природе родного края.

·         привлечение детей города, к практической природоохранной деятельности;

·         развитие эмоционально-чувственного общения детей с природой и творчеством.

В ходе игры школьники выполняют задания четырех туров: животный мир родного края; растительный мир родного края; природные ресурсы: почва, вода, воздух, минеральные богатства; охрана природы нашего края.

Данная игра может быть использована педагогами, как в учреждениях дополнительного образования, так и в образовательных учреждениях других типов, а также при работе с детьми, посещающих оздоровительные лагеря.

Оборудование:

В актовом зале размещены 4 стенда, на которых, оформлены четверо ворот разного цвета. Над воротами обозначен их номер в виде цветка; карточки четырех цветов: красные, желтые, синие, зеленые, в количестве, от числа участников игры. Компьютер, записи песен, соответствующих теме игры, микрофон, медиа проектор, усилитель.

Ход игры

Ведущий знакомит присутствующих в зале детей, с правилами игры:

Говорит о том, что в начале игры каждый участник получит по 1 карточке любого цвета. Карточки 4-х цветов по количеству туров. 1 тур - выявляет знания о животном мире нашего края. 2 тур - выявляет знания о растительном мире нашего края. 3 тур - выявляет знания о других природных ресурсах:  почве, воде, воздухе, минеральных богатствах. 4 тур - выявляет знания об охране природы нашего края. 5 тур - проводится с целью определения победителей в игре лучших знатоков в области экологии.

В 1 туре участвуют ребята, у которых красные карточки.

Во 2 туре ребята, у которых зеленые карточки.

В 3 туре - ребята, у которых карточки желтого цвета.

В 4 туре - ребята, у которых карточки синего цвета. 5 тур -  суперигра. На каждый задаваемый вопрос дается 4 варианта ответа.

Участники игры должны выбрать один правильный ответ и встать к тем воротам, которые по номеру совпадают с номером правильного ответа. В  конце игры происходит награждение победителей.

1 тур «Животные»

Ведущий задает игрокам вопросы:

-Угадайте, кто я? Я ем жуков и муравьев! Еще я ем ос и шмелей!

Еще я ем гусениц и личинок. Еще я грызу сброшенные лосями рога. Бывает, я ем даже мышей. Иногда я ем ящериц, а изредка рыбу. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. Еще я ем почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды, грибы. (Дятел, лесная мышь, куница, белка).

-Какая птица наших лесов может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и вверх головой? (Дятел, поползень, синица, пищуха.)

-Какая птица нашего края самая маленькая?

(Жаворонок, королек, соловей, пищуха)

-Какой из уральских пернатых хищников самый большой?

(Орлан - белохвост, полярная сова, канюк, коршун)

-Какая птица своей простой песенкой раньше других пернатых предвещает скорый приход весны? (Синица, ворона, сорока, свиристель)

-Чье это гнездо?

(Сороки, чечевицы, дрозда, трясогузки)

-Какой у нас самый крохотный зверек?

(Крот, землеройка, хомяк, полевка)

-Сколько ног у паука?

(Восемь, четыре, шесть, десять)

Какого цвета самый крупный из наших дятлов?

(Черный, пестрый, зеленый, седой)

-У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши?( Лисы, волчихи, зайчихи, медведицы)

-Что это за животное? Узнайте его по рисунку. (Соболь, летяга, горностай, куница)

-Какое из уральских животных самое большое?

(Медведь, лось, олень, бобр)

-Какое из животных является “живым ископаемым”, дошедшим до нашего времени представителем третичной геологической эпохи? (Норка, выхухоль, ондатра, барсук)

-Какое из животных соответствует описанию:

Это хищное, ночное животное небольших размеров ( длинна тела 20-30см, масса 700-800г) с коротким хвостом до 3см, днем животное прячется  под  кучей хвороста и листвы, среди кустарников, ночью выходит кормиться. За ночь проходит иногда до 3км. Пищей ему служат жуки, дождевые черви, лягушки, жабы, змеи, мыши, а также ягоды. На зиму впадает в спячку, осенью сильно жиреет. В лесах животное уничтожает много вредителей.( (Крот, белка, хомяк, еж)

-Какой хищник бегает, как волк, лазает, как кошка, а с виду похож на медведя? (Росомаха, бобр, барсук, рысь).

-Какая птица выводит птенцов зимой?

 (Свиристель, снегирь, клест, поползень.)

-У какой птицы самый длинный язык?

дятла, сороки, синицы, трясогузки.)

У какой птицы все 4-е пальца обращены вперед?

(Стрижа, сокола, вороны, дятла).

У какой птицы такой крепкий хвост, что он поддерживает птицу на дереве? (Поползень, пищуха, дятел, кедровка).

-Какое животное строит гнездо на дереве, как птица?

(Мышь-малютка, бурундук, соболь, куница)

-Какая лягушка нашего края считается поющей?

( Озерная, честночница, жерлянка, остромордая)

-Какое животное является единственным представителем семейства кошачьих на Урале?

(Песец, рысь, барсук, ондатра).

-Какая лесная птица весной резко меняет оперение?

( Белая куропатка, кедровка, чечетка, дятел).

-Эта птица лазает по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой, ей все равно. Она занята одним - вылущивает из шишек семена. А для этого у нее клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

( Соловей, трясогузка, клест, синица).

Эта птица размером со скворца или чуть - побольше. Очень, скрытная и осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не всегда. Песня у нее красивая, звонкая, короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили.

(Зяблик, иволга, жаворонок, свиристель).

2 тур «Растения»

-Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою?

(Лиственница, кедр, ель, сосна)

-Какое из растений рекомендуется для посадки в городе с большим содержанием сажи в воздухе?

(Вяз, тополь, клен, яблоня).

-Растение это называют царицей лета. Оно цветет последним. Его плотная крона защищает воздух от пыли, дыма и газов, служит противопожарной защитой. Крона пластична и поддается стрижке. Это растение лучше других выдерживает асфальтовое  покрытие улиц. Растение хороший медонос.

(Черемуха, осина, липа, дуб).

-Древесина, какого дерева очень прочна и устойчива против гниения.

(Березы, осины, лиственницы, сосны).

-Собирать ее кору, нужно ранней весной. Останавливают кровь при кровотечениях ею. Чудо действенный отвар, может пить и млад и стар!

Ну, а осенью подарок, кисти ягод огневых. Рвите на зиму ребята, много витаминов в них.

(Калина, черемуха, тополь, смородина).

-Где-то, в чаще дремучей,

За оградой колючей,

У заветного местечка

Есть волшебная аптечка,

Там красные таблетки

Развешаны на ветке.

(Можжевельник, шиповник, акация, калина).

-Листики - с глянцем,

Ягодки - с румянцем,

А сами кусточки -

Не выше кочки.

(Черника, смородина, брусника, голубика).

-Под водой - змея таится,

Над водой - краса девица,

В блузке белоснежной,

Близ травы прибрежной.

(Кубышка, ряска, телорез, кувшинка белая).

Цветок изменчив,

То красный венчик,

То синий венчик.

(Ковыль, ветреница, медуница, купена).

-Семена его целебны

При гастритах пьют настой.

Корни убивают яды,

И снижают в почках боль.

У него одна беда, зацветает он когда,

То цветов его краса всем бросается в глаза.

(Пион, дурман, лютик, ромашка).

-Как называется это растение?

(Прострел, гвоздика, купальница, ветреница).

-Есть сережки,

Да не девчонка,

Есть и шишки,

Да не сосенка,

А живет в низинке,

Около лозинки.

(Лиственница, кедр, ольха, пихта).

У маленькой елки,

Колкие иголки,

Шарики синие,

Словно бы в инеи.

(Сосна, ель, пихта, можжевельник).

-У какого хвойного  растения хвоинки на ветках сидят пучками-по пять штук?

(Ель, сосна, пихта, кедр).

-Чей это лист?

(Смородины, дуба, березы, липы).

-Как называется это растение?

(Настурция, ирис, эшшольция, иберис).

Чей это плод?

(Ольхи, спиреи, липы, жимолости).

-Наиболее чуткими индикаторами загрязнения воздуха являются:

(Лиственные деревья, хвойные деревья, травяной покров)

3 тур «Природные ресурсы»

-Основное свойство почвы:

(Влажность, воздухопроницаемость, плодородие, полный состав)

-Основными источниками загрязнения воздуха нашего города являются:

(Пыльные бури, транспорт, промышленные предприятия, пожары).

-Самый ценный минерал на земле это?

(Платина, золото, бриллиант, вода)

-Самый большой в Свердловской области является пруд:

(Черноисточинский, Тагильский, Алапаевский, Верх-Исецкий).

-Гидрологическим, историческим памятником природы, сооруженным в 1841г по проекту крепостного Демидовских заводов Климентия Конс-тантиновича. Является целая система гидротехнических сооружений, называемая:

(Муринскими прудами, Ушковской канавой, Леневским

водохранилищем, Верхне - Выйским водохранилищем).

-Назовите гидрологический памятник природы, находящийся в Северо -Западном направлении от поселка Уралец. У этого озера целых три загадки: Его называют Мертвым. У этого озера деревянное дно. У этого озера долго не могли измерить глубину.

(Таватуй, Дикое, Малтаево, Бездонное).

-У какой реки нашего города была стоянка Ермака?

(Малая Кушва, Тагил, Леба, Вязовка).

-Основным источником питьевой воды для населения центральной части нашего города является:

(Верхне-Выйское водохранилище, Тагильский пруд, река Тагил, Черноисточинский пруд)

-«Кладовая солнечной энергии это:

(Водоемы, болота, почва, леса).

-Притоком какой реки является река Тагил?

(Туры, Чусовой, Серебрянки, Камы).

-Когда мир узнал о “Железном Урале”?

(17в, 18в, 19в, 20в)

-Какой город Среднего Урала «немало самого лучшего цветом и креп-кого добротою» малахита отправил в Петербург для отделки комнат Зимнего дворца?

(Свердловск, Краснотуринск, Невьянск, Нижний Тагил)

-То волнами узорчатость дорожки.

То редкая причудливость куста

Демидовскую Медницу, Гумешки,

Прославил этот камень не спроста.

В нем не - спроста, застыл зеленый пламень,

Красив своим рисунком минерал.

Скажите, как зовется этот камень.

Во всех краях прославивший Урал?

(Изумруд, Малахит, Мрамор, Хризопраз).

-По твердости, по блеску, по всему

Меж самоцветов равных нет ему.

Велик ценой, хотя размером мал.

Скажите, как зовется минерал?

(Кварц, алмаз, хрусталь, хризопраз).

-Он не рубин, но блеск его и цвет

Роднит с рубином этот самоцвет.

Он, верность обещаниям храня,

Чарует взоры искрами огня.

Когда ж Куприн назвал им свой «браслет»;

Он повести отдал свой дивный свет.

Теперь его не трудно отгадать

И благодарным именем назвать...

(Александрит, гранат, топаз, аметист).

-Его узоров хитрое сплетенье

Напоминает ветра завихренье,

В причудливых расцветках и тонах,

Которые не выразить в словах,

Рисунок свой обычно он скрывает,

Но тот, кто душу камня понимает,

Его раскроет так, что вскроет суть,

Способную восторг в сердца вдохнуть.

Встречался вам он в жизни много раз

То в виде пепельниц, то в форме птиц и ваз, Ну, а теперь, позвольте мне узнать, Смогли ли вы загадку отгадать.

(Роданит, мрамор, яшма, агат).

-Легенды сложены о нем,

Слывет в народе «горным льном»,

Велик его удельный вес

И вклад в технический прогресс.

Теперь его легко узнать

И безошибочно назвать.

(Селенит, флюорит, асбест, гипс).

-Вот удивительный кристалл.

Он зелень всю в себя вобрал.

По всем статьям красив, хорош,

Годится в серьги, в перстень, в брошь,

В лучах искрится и горит.

Кто камень сей определит?

(Малахит, лазурит, опал, изумруд).

-Он друзами, цветами прорастает,

Как искорка, его кристалл сверкает,

Он то прозрачен, то слегка с дымком.

Вам с детства самоцвет такой знаком.

Похож он с виду чуточку на лед,

Кто без ошибки камень назовет?

(Алмаз, Горный хрусталь, кварц, холцедон).

4 тур «Охрана природы»

 

-Какой заповедник находится на территории нашего района?

(Денежкин камень, Висимский, Ильменский, Южноуральский)

-Всемирный день охраны среды, отмечается:

(В марте, в июне, августе, ноябре)

Когда термин «охрана природы» впервые вошел в употребление?

( 17 в, 18в, 19в, 20в)

-Что такое «летопись природы?»

(Книга, журнал, газета, регистрируемые в специальных журналах

заповедников и заказников круглогодичные наблюдения за основными природными объектами).

-Как называется карта, на которой отмечены все населенные пункты, реки, озера, где ведутся регулярные наблюдения за уровнем загрязнения природной среды. Обозначены самые крупные заповедники, заказники,  а также предприятия, занимающиеся разведением в естественные водоемы рыбы?

(Физическая, охраны природы, экологическая, природных зон)

-Какое из растений может хорошо очищать от возможного загрязнения производственного стока не только воду, но и дно водоема?

(Кувшинка белая, кубышка, рогоз, ряска)

-Что послужило целью создания Висимского заповедника?

(Наличие первобытных пихто - ельников, видовое многообразие

растительного мира, большое разнообразие птиц, множество асекомых).

-Определенные, представляющие научную или культурную ценность участка земли, хозяйственное использование которых запрещается в целях сохранения природных богатств, находящихся на этих участках, называются:

(Памятники природы, заказники, национальные

парки, заповедники).

-Назовите реку в нашем пригородном районе, по берегам которой больше памятников природы?

(Река Тагил, Чусовая, Баранча, Черная).

-Какое растение является эндэмиком Урала?

(Гвоздика иглолистная, пион-марьин корень, лилия кудреватая, кувшинка белая).

4 тур «Итоговый»

 

Ведущий подводит итоги игры, определяет победителей в игре - лучших знатоков в области экологии.