Квест – игра (Краеведение) «История и география Луганского края»

  • Игры
  • docx
  • 11.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Квест - игра создаёт условия для развития образного и логического мышления, воображения, речи, формирования умений и навыков, необходимых для успешного решения практических задач в изучении географии, истории и краеведения родного края.
Иконка файла материала Пивоваров А Н Квест краеведение.docx

 

 

 

 

 

 

Квест – игра

(Краеведение)

«История и география Луганского края»

 

 

 

Пивоваров А.Н.

Учитель географии,

ГБОУ ЛНР

                                                                       «Стахановский учебно – воспитательный комплекс №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стаханов

Луганская Народная Республика

 

Квест-игра по географии для учащихся 5 - 11 классов

Цель: создать условия для развития образного и логического мышления, воображения, речи, формирования умений и навыков, необходимых для успешного решения практических задач в изучении географии, истории и краеведения родного края.

Задачи:

·        создать «ситуацию успеха» для развития волевых качеств детей

·        создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды деятельности при выполнении разнообразных заданий

·        создать условия для развития аналитических способностей учащихся: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы при выполнении заданий квеста;

·        создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

·        создать условия для проявления положительных личностных качеств: внимательность, помощь товарищу, тактичность, уверенность, сопереживание и помощь.

   

Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают учащимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

    В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. На наших квестах найдется место и знатокам истории, и поклонникам головоломок, и неугомонным любителям поиска секретов и приключений, и юным спортсменам. К примеру, вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями того или иного города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи. Впрочем, каждый сможет попробовать проявить себя с разных сторон. Квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может сплотить класс, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга.

    В настоящее время широко известен и активно применяется во многих школах метод проектов. Web-квесты – это один из видов проектной деятельности. Образовательный web-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы интернета. Разрабатываются web-квесты для максимальной интеграции всевозможных интернет-ресурсов в различные учебные предметы и программы.

    Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт, возможность с пользой провести время, отдохнуть.

    Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессионально й деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

    В материалах Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников, являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного, нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо организованная урочная и внеурочная деятельность. Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам.

    Одним из способов решения данных задач является использование образовательных квестов. (Квест от английского «quest» - поиск). Квесты можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Различают два типа квестов:

-кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно - три занятия).

-длительный (используется для углубления и преобразования знаний учащихся, рассчитан на длительный срок – месяц, четверть, год).

    Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. В начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическим и особенностями младших школьников. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность. Удачным является использование на уроках квест-проектов.

    Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы. 

    Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

    Выполняя квест-проект, школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

    Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение).

    Учитель, приступая к созданию квест-урока:

• готовит интересное выступление;

• формулирует интересное задание;

• составляет план работы;

• составляет список информационных ресурсов.

    Ученик:

• выбирает роль;

• составляет план поиска ресурсов;

• исследует информационные ресурсы;

• готовит отчет.

    В процессе защиты выполненных заданий по квест-уроку ученик может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения. Квест-уроки способствуют формированию у учеников информационных компетенций, знаний и умений, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение ученика к себе, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества.

     Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней – будущее.

 

Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальны ми. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.

           Квест – это совершенно новая форма как обучающих, так и развлекательных программ, которая позволяет ребятам полностью погрузиться в происходящее, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. Живые квесты несут в себе элемент соревновательности, они способствуют развитию аналитических способностей. Погружение в атмосферу игры было бы неполным без неожиданных встреч, например, с таинственными обитателями старинных крепостей или заброшенных фортов. Учащиеся могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения, все зависит лишь от фантазии и изобретательности участвующих детей. С использованием квестов удалось уйти от надоевшей классно – урочной системы сидения за партами, расширить рамки образовательного пространства. Педагоги научились применять активно – деятельностный подход к обучению.

Любой мыслящий человек рано или поздно начинает творить. Кому-то для начала необходима помощь, некоторый импульс способный подвигнуть человека к творческой деятельности. «Живая игра- квест» вполне способна справиться с этой задачей.

           Квест – это приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету, подразумевает активность каждого участника. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности и воображение. В игре необходимо проявлять находчивость, тренировать собственную память и внимательность, проявлять смекалку и сообразительность. Квесты помогают учащимся отлично справляться с командообразованием, помогают им наладить успешное взаимодействие в команде, прочувствовать и сформировать взаимовыручку, разделение обязанностей и взаимозаменяемость, и при необходимости научиться без паники мобилизоваться и очень быстро решать нестандартные задачи, с которыми в обычной жизни участники вряд ли сталкивались. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум нестандартного подхода, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов.

          В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового. На наших квестах найдется место и знатокам истории, и поклонникам головоломок, и неугомонным любителям поиска секретов и приключений. К примеру, вариант городского квеста может идеально сочетаться с возможностью ознакомиться с достопримечательностями того или иного города, открыть для себя какие-то факты, интересные места, как-то иначе посмотреть на уже знакомые вещи. Впрочем, каждый сможет попробовать проявить себя с разных сторон. Квесты – это настоящие командные игры, и с большинством заданий просто не справиться без помощи всей команды. А это может сплотить класс, позволит ребятам совершенно по-новому взглянуть друг на друга.         Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. В начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическим и особенностями младших школьников.    Преимуществом квест-игры является использование активных методов обучения. Квест-урок (квест-игра) может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы. 

          Учащийся в процессе выполнения заданий квест-игры постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе по подготовке квест-игры его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Участвуя в игре «Географический квест», школьник учится формулировать проблему, планировать свою деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

          Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение).

          Эта технология пользуется огромной популярностью у современных школьников и способна не только расширить кругозор учащихся, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к учебе в целом. За ней – будущее! 

«Мой край родной – ЛУГАНЩИНА»

(квест – игра)

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:

·        активизировать    интерес учащихся к изучению школьного курса географии;

·        развивать познавательный интерес в изучении краеведения;

·        способствовать развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов;

·        внедрять интегрированные приёмы (метапредметные, логические и спортивные) ведения игры учебного процесса;

·        вырабатывать у учащихся навыки работы в команде;

·        воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

ХОД ИГРЫ:

Каждая команда получает маршрутный лист, согласно которому   начинает движение по заданным станциям. Для того, чтобы найти месторасположения определённого этапа, школьники расшифровывают небольшой ребус. Например – «В этот год, страна праздновала первую годовщину Стахановского движения. Последние две цифры указывают номер классной комнаты». Ответ: 1936 год. Номер классной комнаты «36». Или: «Этот век стал началом Эпохи Великих географических открытий» Ответ: Век «ХV-ый», и т.д. На каждом этапе игры выполняются различные разного уровня задания, результаты заносятся в маршрутный лист. На станциях находятся члены жюри: учитель-предметник и ученик - знаток географии, которые оценивают знания команд.  Помимо заполнения маршрутного листа, жюри выдает командам, справившимся с заданием, определённый набор букв, из которых команда на последнем этапе игры должна составить закодированное слово. Когда на место итогового сбора приходит финальная команда-участница, все участники игры собирают из разгаданных слов тему (лозунг, девиз) географического квеста. Например, «Люби, изучай и сохраняй нашу Лугащину!»

·        Станция «Краеведческая»

Задача: необходимо ответить на предложенные вопросы, ответы на которые  школьники получали на занятиях краеведческого кружка. Также им заранее были предложена тематика, связанная с краеведением и географией родного края. На данной станции предлагается дегустировать травяной чай и определить его состав.

Задание состоит из двух частей: вопросы по Луганской области, Донбассу и о городе Стаханове.

-         Какие населенные пункты Донбасса носят имена известных ученых? (Докучаевск, Лутугино)

-         Назовите абсолютную высоту Донецкого кряжа? (гора Могила Мечетная 365(367) м)

-         Твердое горючее полезное   ископаемое растительного происхождения с большим содержанием углерода (75—97 процентов)? (каменный уголь, антрацит) Каким ещё природным топливом богата наша область? (природным газом)

 

 

 

Вопросы по Луганщине:

1.  Какая крупная птица была символом «Дикого поля»? Очень быстро была истреблена человеком. Сейчас делается попытка восстановить её популяцию (дрофа).

2. Назовите имя государственного чиновника, который по Указу Петра I возглавил горную экспедицию и обнаружил в нашем крае каменный уголь (Григорий Капустин).

3. В каком году появилось первое поселение, давшее началу нашему городу? Как оно называлось? (дер. Андреевка, 1814 год.)

4. В каком году Алексей Стаханов установил мировой рекорд по добыче угля? (1935)

·        Станция «Логическая»

Задача: отвечая на вопросы, нужно вспомнить школьный курс географии, а также применить нестандартные способы мышления. Первая часть включает в себя зашифрованные географические названия в виде набора перемешанных букв. Вторая часть представлена кроссвордами, ребусами, которые необходимо разгадать.  В каждом задании зашифрован определенный географический объект или географическое понятие, имеющие прямое отношение к физической и социальной географии родного края.

·        Станция «География литературная»

Задание состоит из нескольких частей. В первой части каждой команде учитель литературы предлагает фрагмент литературного произведения, в котором происходит описание географического объекта или природного явления. Команда должна назвать объект географии, показать его, если это будет возможным, на географической карте.  Второе задание подразумевает знание литературного произведения, в котором описываются путешествия и приключения героев. Например, «Этому знаменитому поэту-песеннику, уроженцу Луганска, был установлен памятник лишь в 21 веке. Одна из его песен была посвящена Подмосковью. Назовите его имя. (Матусовский); Какое слово впервые в оренбургских степях заинтересовало В.И. Даля? Что оно означает? (Ребятам предлагается географическая карта, на которой они могут «проложить» маршрут экспедиции литературных героев или людей, чьи имена упоминаются в предлагаемых вопросах, найти остров, на котором жил Робинзон Крузо (или найти на карте современные острова, названные в честь того или иного литературного героя.

·        Станция «Числовая» (Математическая).

 Учащимся предлагаются вопросы, связанные с какими-либо числовыми характеристиками, встречающимися в географии, также команда должна решить географические задачи.                  

Примерные вопросы географической викторины:

1. Назовите высоту горы Могила Мечетная?  (365м)

2. Какая самая низкая температура наблюдалась в Луганске? (- 41,2° С)

3. В каком часовом поясе находится большая часть Донбасса? (во 2-ом)       

Географические задачи, связанные с математикой (задачи выполняются с помощью географических карт:

Задача 1. Определить, каким будет расстояние Стаханов - Луганск в 56 километров на карте масштабом в 1 сантиметр 100 метров.

Задача 2. Определите местное время в Лондоне (0 градусов) и Якутске (130 градусов восточной долготы), если местное время в городе Донецк (37 градусов восточной долготы) 1 час 30 минут, а дата 12 марта.

Задача 3. Найти процентное соотношение городского и сельского населения от общего Луганской республики, если городское население 2 030 000 человек, сельское - 317 000 человек (на нач. 2014года)

·        Станция «Историко - географическая»

Каждой команде в качестве небольшой разминки предоставляются карточки, на которых написаны даты, связанные с историей нашего края и города.

Например, * 1814 год - основано поселение Андреевка, на месте которого впоследствии был построен наш город Стаханов.

1896 год – рабочий посёлок Шубинка переименован в посёлок Кадиевка.

1935 год – зарождение Стахановского движения.

1938 год - основана Луганская область.

1978 год - город Кадиевка переименован в город Стаханов.

2022 год – Луганская Народная республика стала субъектом Российской Федерации.

         Данная станция размещается в кабинете, где находится телевизор, мультимедийная доска или компьютер. Заранее учителями истории, эрудитами-школьниками записывается видеовопрос, который связан с историей в географии, например, географические открытия, занимательные вопросы по культуре, экономике, страноведению.

Видео-вопросы:

ü Назовите фамилию человека, который во второй половине Х1Х века объединил небольшие поселения в нашем крае? Это поселение стало носить его имя. (Шубин)

ü Скольким горожанам нашего города в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание «Герой Совеиского Союза». Назовите их имена.

ü Назовите дату освобождения нашего города от фашистско-немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны?

ü В каком году наш город получил новое имя «Стаханов»?

·        Станция «Информационно-коммуникативная»

 Учитель информатики совместно с учителем географии в Интернете подбирает тесты по географии. Уровень их должен соответствовать уровню обучения географии в школьной программе.

После прохождения всех станций команды собираются в пункте сбора, сдают маршрутный лист жюри для подсчёта итогов. Пока происходит подсчет, команды собирают из полученных «слов-подсказок» девиз квеста. Оглашаются   окончательные результаты игры.