Мастер-класс
«Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Цель: представить методические приёмы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребёнка старшего дошкольного возраста произвольные когнитивные процессы (внимание, память, мышление, психомоторные функции и навыки элементарной учебной деятельности.
Увидев, что многие родители заинтересованы успешно подготовить к школе своих детей, а незнание, как это сделать в более увлеченной и доступной форме, подтолкнуло нас на разработку комплекса упражнений игрового характера, ведь именно в игре ребенок может чувствовать себя уверенно и раскрепощено.
К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе?
Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал. Очень важный аспект процесса игровой деятельности : ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.
Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка.
Вот поэтому важно родителям обучать ребёнка играм, вырабатывающим произвольные процессы, умение следовать речевой инструкции, правилу, управлять своим вниманием, памятью, мыслительными действиями.
Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.
Поэтому давайте поиграем в игры, которые так необходимы вашим детям.
(В данной публикации представлены некоторые варианты игровых упражнений, более полный комплекс предложен в специально разработанной картотеке)
Игры на развитие функций внимания
Игра «Правая - левая»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга.
Описание игры.
Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В
паузах между словами ребёнок поднимает руку : правую - если
окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.
Игра «Не пропусти животное» (Упражнение можно использовать в качестве разминки)
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, развивать слуховое восприятие, речевые навыки и, навыки конкретизации понятий, активизацию мыслительной деятельности, моторные функции. 2 - вариант игры - активизация работы полушарий мозга.
Игра «Мячик - смягчитель»
Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, речевые навыки, словарный запас, моторные функции.
Игры на операции аналитического мышления
Словесные игры
Игра «Что я загадал?»
Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.
Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями.
Игра «Потерянные вещи»
Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.
Взрослый говорит ребёнку, что рассеянные люди, случается, теряют вещи и забывают их названия. В каждом городе есть «Стол находок», где собирают потерянные вещи. Человек, потерявший вещь, может обратиться в «Стол находок», но ему нужно точно рассказать, какая она. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Стол находок». Представить себя рассеянным человеком, позвонить, по телефону» и описать потерянную вещь. Взрослый должен отгадать, он в игре - оператор.
Пример. Рассеянный: «У меня потерялся 1) голубой, в горошек, сделан из шёлка и металла; 2) с длинной металлической ручкой; 3) он открывается и закрывается; 4) под ним я не промокаю». Отгадывание поэтапное, чем меньше попыток, чем быстрее произойдёт отгадывание, тем успешнее процесс отгадывания. Можно использовать в игре песочные часы. Взрослый и ребёнок затем меняются ролями.
Игра «Логические связи»
Цель. Формировать основы логического мышления, путём подбора к ключевому слову различных слов, связанных с ним логическими связями. Обогащать словарный запас.
Развитие психомоторных действий
Постановка руки
Цель: Сформировать навык – правильно держать карандаш, ручку, совершенствовать моторные функции.
Многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. В этом случае, можно воспользоваться методом метки. Поставить кружки на точки соприкосновения руки ребёнка с ручкой. Должно получиться три метки. Одна - на ручке, вторая - на подушечке указательного пальца, третья - на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.
«Зеркало»
Цель: Сформировать навык правильного изображения букв, цифр.
Если ребёнок «зеркалит», то следует вспомнить, что подобное лечится подобным. Продиктуйте, ребёнку буквы, цифры, которые он пишет обычно неправильно. А потом приставьте зеркало. Пусть ребёнок сравнит зеркальное изображение с тем, что написано на листе. Пусть напишет буквы и цифры так, как они в зеркале.
«Буквы по воздуху». (Упражнение можно использовать в качестве разминки)
Цель: Совершенствовать процесс запоминания букв, цифр.
Метод дермолексии. Взрослый «пишет» буквы пальцем на спине ребёнка, а ребёнок должен отгадать какую букву или цифру, геометрическую фигуру изобразил взрослый. Затем меняются ролями.
«Отстукивание простых ритмических рисунков».
Цель: Формировать чувство ритма, психомоторные функции
Предложить ребёнку упражнение – отстукивать простые ритмические рисунки подушечками пальцев обеих рук по подражанию
Эти методические приёмы игровой деятельности, в том числе по отзывам родителей, действительно способствуют подготовке детей к школе. Родители оценили значение и важность игры, как эффективного средства обучения и развития ребёнка, способа сближения взрослых и ребёнка в ситуации семейного воспитания, что так же немаловажно. В словесные игры можно играть во время прогулки, в поездке, на отдыхе, они не требуют дополнительного времени для специальной организации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.