Мастер-класс "Игровое тестирование по знаниям охраны труда"

  • docx
  • 15.01.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс Игровое тестирование по знаниям охраны труда.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Профессиональное училище № 3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытое занятие

Тема: «Игровое тестирование по знаниям охраны труда»

 

 

 

 

Составитель:

Караева Е.Х.,

преподаватель спецдисциплин

 

 

 


 

Тема занятия: «Игровое тестирование по знаниям охраны труда»

Цель: определить уровень знаний обучающихся по предмету «Охрана труда»

Задачи:

 

Образующая:

§  проверка знаний и навыков по охране труда;

§  проконтролировать степень усвоения материалов.

Развивающая:

§  развивать навыки принятия правильных решений в создавшихся на рабочем месте ситуациях, при не соблюдении требований охраны труда и техники безопасности;

§  способствовать развитию аналитического мышления и познавательных умений;

§  привить интерес к изучаемой дисциплине и будущей профессии;

§  развить логическое мышление.

Воспитывающая:

§  прививать интерес к соблюдению требований по охране труда и технике безопасности;

§  формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях.

Тип занятия: Игровое тестирование

Общие компетенции (ОК):

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке

методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

 

Межпредметная связь: производственное обучение, охрана труда.

 

Ход занятия

I. Оргмомент (приветствие, проверка списочного состава обучающихся, наличие рабочих тетрадей, ручек)

II. Формулирование темы, целей и задач занятия.

III. Проведение игрового тестирования

Нам необходимо сформировать две команды. Определите капитанов команд. Придумайте название своим командам.

Начинаем игру.

Ведущий задает вопросы по изученному предмету. Командам необходимо обсудить вопрос, после чего капитан команды дает ответ. Первой отвечает та команда, капитан которой раньше поднял руку и дал ответ. Если ответ неверен, то право ответа предоставляется команде соперников. В случае правильного ответа, команде начисляется 1 балл, в случае неправильного ответа – 0 баллов. На каждый тур отводится не более 5 мин.

1 тур - «Легкие баллы»

1. На что направлена Охрана труда на предприятиях? (Направлена на обеспечение здоровых и безопасных условий труда).

2.Что такое производственная травма? (Травма, полученная на производстве).

3. Перечислите виды инструктажей по ТБ на производстве. (Вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой).

4. Вредный производственный фактор. (Называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к ухудшению самочувствия или, при длительном воздействии, к заболеванию).

5. Какой инструктаж проводит Инженер по ТБ? (Вводный).

6. Назовите главный законодательный документ по охране труда. (Трудовой кодекс).

7. Кто отвечает за технику безопасности на производстве? (Главный инженер).

8. Какой инструктаж, производит мастер? (На рабочем месте - первичный).

9. К кому идет рабочий после оформления на работу в Отделе кадров? (Инженер по технике безопасности)

10. Опасный производственный фактор. (Называют такой производственный фактор, воздействие которого на человека приводит к травме или летальному исходу).

Подводим итоги тура. Сведения о полученных баллах вносятся в таблицу (таблица приведена ниже).

2 тур – «Мозговой штурм»

Ведущий задает вопросы по изученному предмету. Командам необходимо обсудить вопрос, после чего капитан команды дает ответ. Первой отвечает та команда, капитан которой раньше поднял руку и дал ответ. Если ответ на вопрос правильный, то на следующий вопрос отвечает та же команда, до тех пор, пока ответ команды будет неверным. Если ответ неверен, то право ответа предоставляется команде соперников. В случае правильного ответа, команде начисляется 1 балл, в случае неправильного ответа – 0 баллов.

1. Перечислите основные узлы механической вентиляции. (Воздуховод, шибер, коллектор, магистральный воздуховод, циклон, бункер, вентилятор, вытяжная шахта).

2. Перечислите основные формы деятельности человека. (Физический труд, механизированные формы физического труда, умственный труд).

3. Комфортные условия труда - обеспечивают оптимальную динамику работоспособности человека и сохранение его здоровья.

4. Перечислите параметры воздуха рабочей зоны. (Температура, влажность, подвижность воздуха, давление).

5. Дайте определению вентиляции. (Вентиляцией называется организованный и  регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязнённого воздуха и подачу на его место свежего).

6. Какие факторы влияют на работоспособность человека. (Внешние - рабочее  место, освещённость, температура, взаимоотношения в коллективе и т.д.; внутренние - уровень подготовки, тренированность, эмоциональная устойчивость)

7. Дефлектор, его назначение. (Дефлектор - представляет собой специальные насадки, устанавливаемых на вытяжных трубах и каналах, усиливающие при образовании их ветром разряжения в трубе или канале.)

8. Относительно дискомфортные условия труда - при воздействии в течении определенного интервала времени обеспечивают заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывают субъективное ощущение и функциональные изменения, не выводящие за пределы нормы.

9. Какими приборами определяют параметры воздуха рабочей зоны? (Термометр, психрометр, анемометр, барометр).

10. Дайте определение заземлению. (Заземление – намеренное соединение нетоковедущих частей, которые случайно могут оказаться под напряжением, с заземляющим устройством).

3 тур – «Конкурс капитанов»

Вопросы капитанам.

Вопрос 1. Почему электричество считается одним из самых опасных производственных факторов? (Оно не имеет запаха, не имеет вкуса, цвета, невидимо).

Вопрос 2. Какие способы защиты от поражения электрическим током вы знаете? (Изоляция и ограждение токоведущих частей, знаки безопасности и плакаты, применение средств индивидуальной защиты, применение малых напряжений, защитное заземление, защитное отключение, предупредительная сигнализация и блокировка).

Вопрос 3. Какой вид инструктажа проводится перед выполнением особо опасных работ. (Целевой).

Вопрос 4. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками. (Ударит током).

Вопрос 5. Как должен поступить обучающийся, если получит травму. (Немедленно обратиться к преподавателю).

4 тур – «Интересная ситуация»

Командам дается на обсуждение ситуация. За ограниченное время (5 мин) команды должны максимально полно раскрыть суть ситуации, после чего капитан команды зачитывает ответ команды. Максимальное количество баллов за этот тур – 5 баллов.

Команда №1 - Интересная ситуация – Вы инженер по технике безопасности, предложите, как будите проводить вводный инструктаж с рабочим.

Команда №2 - Интересная ситуация – Вы мастер, предложите, как будите проводить первичный  инструктаж с рабочим.

5 тур – «Производственная ситуация»

Командам представлена ситуация: «Вы работники предприятия. На предприятии произошел пожар. Перечислите алгоритм действия руководителя предприятия и действия работников». Максимальное количество баллов – 5. Время на выполнение тура – 5 мин.

Данный алгоритм был специально разработан компетентными специалистами и является правилами поведения при пожаре. Список действий и их последовательность выглядит так:

· Сообщить об обнаружения возгорания пожарной станции по телефону, набрав «01» — следует указать свои имя и фамилию, точный адрес здания, в котором случился пожар.

· По возможности, поставить в известность всех коллег поблизости.

· Трезво оценив ситуацию и учтя все свои возможности, начать ликвидацию очага возгорания подручными средствами пожаротушения, если нет риска, получить увечий различной тяжести.

· В случае получения команды с диспетчерской рубки пожарной станции об остановке производственного цикла, то следует остановить производство.

· Если ситуация быстро ухудшается, т.е. стало больше дыма, огонь быстро распространяется, то стоит начать полную эвакуацию. Это можно осуществить с помощью соответствующего сигнала или приказа руководителя учреждения

· После достижения безопасного места руководитель должен произвести подсчет своих сотрудников и осуществить перекличку, ведь только так можно оперативно установить все ли работники предприятия в безопасности. После переклички работник обязан доложить спасателям и пожарным, все ли целы или кто-то остался в здании. Следует оказывать любое содействие спасательной и пожарной службам, а также следственным органам.

· Обозначение пожарным расположения зданий, в которых находятся взрывоопасные, горючие и ядовитые вещества. Сотрудники организации должны всячески помогать в ликвидации огня, но не следует открывать окна и двери, потому что это может способствовать напору воздуха и все большего разгоранию огня.

6 тур – «Шанс»

Команде - аутсайдеру дается шанс догнать побеждающую команду и выйти вперед. Ведущий раздает командам тестовые вопросы в количестве 30 шт. Командам в течении ограниченного времени (5 мин.) необходимо обсудить вопросы, выбрать правильные ответы из предложенных, после чего капитан команды дает ответ. В случае правильного ответа, команде начисляется 1 балл, в случае неправильного ответа – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 30.

 

Вопрос 1

Какого разряда по степени опасности к воспламенению нет:

1. Безопасные

2. Малоопасные

3. Сильно опасные

4. Особо опасные

Вопрос 2

Как классифицируются химические вещества вызывающие раковые заболевания:

1. Канцерогенные

2. Мутагенные

3. Сенсибилизирующие

4. Общетоксические

Вопрос 3

Что из перечисленного ниже относиться к качественным показателям освещения:

1. Световой поток

2. Сила света

3. Фон

4. Освещённость

Вопрос 4

Начало горения под действием источника зажигания это:

1. Вспышка

2. Возгорание

3. Воспламенение

4. Тление

Вопрос 5

О чем работник обязан немедленно известить своего руководителя?

1. О любом несчастном случае или происшествии на рабочем месте

2. О нарушении правил охраны труда другими работниками

3. О желании закончить рабочий день в самостоятельно выбранное время

Вопрос 6

Кем утверждаются правила внутреннего трудового распорядка предприятия?

1. Общим собранием (конференцией) работников предприятия по представлению администрации.

2. Специалистом охраны труда

3. Государственным органом

Вопрос 7

На кого возложена ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии?

1. На руководителя предприятия.

2. На рядового сотрудника

Вопрос 8

На кого возложена организационно-методическая работа по управлению охраной труда на предприятии?

1. На службу охраны предприятия

2. На службу охраны труда

3. На сотрудника

Вопрос 9

Кто должен проводить вводной инструктаж по охране труда со вновь принимаемыми на работу?

1. Инженер по охране труда.

2. Руководитель предприятия.

3. Государственный инспектор по охране труда.

Вопрос 10

Кто несет ответственность за организацию своевременного и качественного обучения по охране труда в подразделении предприятия?

1. Государственный орган.

2. Сотрудник предприятия.

3. Руководитель подразделения.

Вопрос 11

Кто должен утверждать состав комиссии по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов?

1. Руководитель предприятия.

2. Государственный инспектор по охране труда.

3. Специалист службы безопасности предприятия.

Вопрос 12

Можно ли рассматривать невыполнение требований инструкций по ох ране труда как нарушение трудовой дисциплины?

1. Нет, ни в коем случае.

2. Не только можно, но и нужно.

Вопрос 13

Можно ли проводить первичный инструктаж на рабочем месте с группой работников?

1. Можно, если работники работают на однотипном оборудовании.

2. Нельзя ни в коем случае.

3. Можно в любом случае.

Вопрос 14

Имеет ли право руководитель предприятия решать вопрос о соответствии занимаемой должности в отношении специалиста, не прошедшего проверку знаний по охране труда вторично?

1. Нет, не имеет.

2. Имеет в любом случае.

3. Имеет, если специалист не прошел проверку знаний из-за неудовлетворительной подготовки.

Вопрос 15

Может ли быть проведена внеочередная проверка знаний руководителя или специалиста по требованию государственного инспектора по охране труда?

1. Может в любом случае.

2. Не может.

3. Может проводиться, а может, нет.

Вопрос 16

Нужно ли в инструкциях по охране труда излагать требования безопасности к производственному помещению?

1. Нет, так как в инструкции должны содержаться требования к работнику.

2. Да

3. Нет, потому, что производственное помещение не должно удовлетворять требованиям охраны труда.

Вопрос 17

Каким образом оцениваются результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов?

1. По пятибалльной.

2. По трехбалльной.

3. По двухбалльной (сдал, не сдал).

Вопрос 18

Должен ли специалист со стажем работы по специальности 12 лет проходить проверку знаний по охране труда при поступлении на работу?

1. Нет.

2. Может проходить по необходимости.

3. Специалист, независимо от стажа, опыта работы и квалификации обязан пройти проверку знаний по охране труда.

 

Вопрос 19

Нужно ли проводить первичный инструктаж на рабочем месте со студентами и курсантами, прибывшими на практику?

1. Да, нужно.

2. Нет, не нужно

3. Можно проводить, можно не проводить.

Вопрос 20

С какого момента инструкция по охране труда вводится в действие на предприятии?

1. С момента ее разработки.

2. С момента ее утверждения.

3. С момента ее регистрации.

Вопрос 21

К какому разряду производственных факторов по характеру воздействия на человека относится авиационный шум?

1. Авиационный шум может быть и вредным и опасным.

2. К вредным.

3. К опасным.

Вопрос 22

От каких факторов зависит степень воздействия вредного вещества на организм человека?

1. От опасных.

2. От физического воздействия.

3. От концентрации, продолжительности воздействия и физико-химических свойств вещества.

Вопрос 23

В каком случае можно работать электроинструментом на переносной лестнице, которая не имеет верхней площадки и ограждения?

1. Ни в каком случае нельзя.

2. В любом случае можно.

3. Можно при наличии подстраховки.

Вопрос 24

В каких случаях можно перевозить людей на транспортных средствах, не предназначенных для этого?

1. Ни в каких.

2. В любых можно.

3. Можно, если водитель опытный.

Вопрос 25

В чем заключается первая доврачебная помощь при термическом ожоге?

1. Наложить жгут.

2. На обожженный участок кожи наложить стерильную повязку.

3. Обожженный участок необходимо обработать йодом.

Вопрос 26

В чем заключается оказание первой доврачебной помощи при обмораживании?

1. Поместить обмороженную часть тела в тепло.

2. Перебинтовать обмороженную часть тела, при этом обработав ее перекисью водорода.

3. Поместить пострадавшего в теплое помещение, теплую ванну с температурой воды 20 градусов Цельсия.

Вопрос 27

Могут ли работники пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ после окончания рабочего дня?

1. Могут.

2. Могут, при желании.

3. Нет, не могут.

Вопрос 28

От чего зависит класс опасности вредного вещества?

1. От предельно допустимой концентрации в воздухе рабочей зоны.

2. От предельно допустимого уровня вредного вещества.

3. Не зависит ни от чего.

Вопрос 29

Каким способом следует оказывать первую доврачебную помощь при химическом ожоге кислотой?

1. Промыть холодной водой и наложить повязку, пропитанную раствором питьевой соды.

2. Просто наложить повязку.

3. Наложить жгут или применить пальцевое придавливание.

Вопрос 30

Какие виды ответственности могут быть применены к работодателям и должностным лицам, виновным в нарушении законодательных актов об охране труда?

1. Административная, дисциплинарная или уголовная.

2. Исключительно уголовная.

3. Исключительно административная.

 

IV. Работа над ошибками.

1. Проанализировать полученные результаты. Вопросы, на которые не смогла ответить ни одна из команд, разобрать детально.

2. Разбор в деталях вопросов соревнования и пояснение возникших ошибок.

V. Заключительная часть.

§  Подведение итогов. Рефлексия

 


Таблица для занесения результатов прохождения туров проверочной работы

1 тур

Команды

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

1 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 тур

Команды

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Вопрос 10

1 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 тур

Капитаны

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Капитан 1 команды

 

 

 

 

 

Капитан 2 команды

 

 

 

 

 

 

4 – 5 туры

Команды

Тур 4

Тур 5

1 команда

 

 

2 команда

 

 

 

6 тур

Команды/вопросы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

1 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица для занесения итогов прохождения туров проверочной работы

Команды/ туры

Тур 1

Тур 2

Итого туры 1+2

Тур 3

Итого туры 1+2+3

Тур 4

Итого туры 1+2+3+4

Тур 5

Итого туры 1+2+3+4+5

Тур 6

Итого

1 команда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 команда