МАСТЕР-КЛАСС
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Легкая мелодия – самый лучший
утешитель для
возбужденной фантазии и
лекарство для мозга».
В. Шекспир
Цель: ознакомление педагогов с музыкотерапией как средством развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Показать педагогам как музыка воздействует на эмоции человека
2. Познакомить педагогов с образцами классической музыки, используемой в музыкотерапии.
Оборудование: переносная колонка, краски, кисти, бумага для рисования, записи классической музыки
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю вас на мастер-класс «Музыкальная терапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
В том, что музыка может создавать определенное настроение и вызывать соответствующие эмоции, никого убеждать не надо. У каждого из вас есть своя любимая музыка. Когда мы её включаем, мы расслабляемся, успокаиваемся и наслаждаемся. Мы выучиваем любимые тексты песен наизусть, напеваем их и чувствуем прилив сил и энергии. Положительный эффект музыки каждый мог испытать на себе, поэтому в современном мире всё большую популярность завоевывает музыкотерапия - метод лечения музыкой.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а так же для лечения соматических и психосоматических заболеваний.
Музыкотерапия в работе с дошкольниками помогает справиться с недостатками эмоционально-волевой сферы детей (гиперактивностью, агрессивностью, вспыльчивостью, упрямством, замкнутостью и другим). Развивает сферу социальных эмоций, помогает детям адаптироваться в социуме и способствует созданию эмоционально - теплых отношений со сверстниками, педагогами и родителями.
Музыкотерапия - это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.
Музыкотерапия дает возможность:
Достоинствами музыкотерапии являются:
Музыкотерапия - это не только развитие музыкальных способностей человека, но и формирование духовных потребностей, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В первую очередь - это воспитание человека.
Музыка это одно из важных средств при работе с детьми. Она стимулирует фантазию и создает настроение, Музыка может рассказать о характере человека, о его внутренних чувствах, и главное музыка обладает таким терапевтическим эффектом, с помощью которого можно гармонизировать степень возбуждения центральной нервной системы у разных детей, Музыка может быть, и стимулирующей, и успокаивающей, и стабилизирующей.
Эмоциональные нарушения детей являются одной из наиболее острых проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка.
Музыка обладает свойством вызывать активные действия малыша уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции ребёнка становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Факт воздействия музыки на ребёнка физиологически - успокаивающе или возбуждающе (в зависимости от её содержания) был доказан крупнейшим физиологом В.М. Бехтеревым. На основании опытов он сделал вывод, что ребёнок реагирует на звуки музыки задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни). Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как средство психолого-педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах и эмоциях человека, существующих в реальной жизни. В контексте гуманистической педагогики музыкальное воспитание, напрямую обращённое к эмоциональной сфере ребёнка, является идеальной средой для обогащения и гармонизации его эмоциональной сферы.
Как вы думаете, какая мелодия самая любимая у родившегося ребенка? (звук биения материнского сердца). Действительно, плод, вынашиваемый матерью, воспринимает главный для него маятник - биение материнского сердца. Наш слух чётко воспринимает и ритм дыхания, и ритм сердечной деятельности. Для ребенка эти звуки - самая любимая и приятная музыка. Давайте её послушаем. Такую музыку полезно слушать ребенку перед сном или после активных игр, для того, чтобы ребенок успокоился. Какие ощущения вызвала эта музыка?
Музыка с биением сердца
А сейчас послушайте Сюиту Маскарад «Вальс» Хачатурян.
Какие эмоции вызвала эта музыка?
Действительно, эта музыка обладает тонизирующим эффектом. Мажорные мелодии вызывают эмоции радости, увеличивают частоту сердечных сокращений, расширяют кровеносные сосуды. Такая музыка бодрит и у человека поднимается трудоспособность. Музыка активизирует физиологические процессы. Она помогает прогнать страх, депрессию, заставляет двигаться и танцевать.
Знакомы ли вы с феноменом «Зримой музыки»? Это пробуждение творческого подсознания. Закрыв глаза, слушая музыку можно представить себе образы, которые вызывает музыка. Это могут быть просто цветные пятна, а могут быть и яркие картины. Ваши эмоции, вызванные музыкой, вы можете отразить красками.
Давайте попробуем нарисовать музыку. А помогут нам следующие музыкальные произведения, которые мы заслушаем и приступим выполнять задание (А. Вивальди «Зима», А. Вивальди «Весна», П.И. Чайковский «Вальс цветов», П.И. Чайковский «Адажио»)
- Какие эмоции вызвала у Вас эта музыка?
- Какие образы вы себе представили? Расскажите о своем рисунке. Почему выбрали такие краски?
Наверное, об эффекте Моцарта слышал каждый человек. Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит болевые точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого организма. Произведения Моцарта повышают интеллектуальные способности. Терапия музыкой Моцарта уменьшает детскую смертность (если слушает беременная женщина, улучшает мелкую моторику рук, её применяют в лечении неврологических заболеваниях, заикание. Детям музыка Моцарта помогает в координации движения, учёбе, улучшает речь, успокаивает при нервном возбуждении (прослушивание музыки Моцарта «Музыка ангелов»).
- Какие чувства вызвала эта музыка?
Успокаивающим действием обладает минорная музыка - медленная, спокойная, тихая. Звуки пианино и скрипки обладают расслабляющим действием. Игра на кларнете нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы. Такая музыка может использоваться перед сном и в качестве релаксации (релаксация – Клод Дебюси «Лунный свет»).
- Как вы себя чувствуете?
Ещё несколько интересных фактов из области музыкотерапии:
• Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.
• Не исключено, что скоро медицина сможет бороться с инфекционными заболеваниями с помощью музыкотерапии. Некоторые специалисты утверждают, что существовавший на Руси обычай беспрестанно звонить в церковные колокола во время эпидемий имел и терапевтические основания.
• Исследования показали, что композиторы военных маршей интуитивно определяли характер их воздействия на человека. Ритмы маршей, которые звучали во время длительных походов, были чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. Такая музыка повышала выносливость солдат, снимала усталость. А вот парадные марши имели более быстрый ритм, что оказывало бодрящее и мобилизующее воздействие.
Ну а теперь всё-таки - к списку классической музыки.
Классическая музыка при депрессии:
• Вступление к Пятой симфонии П. И. Чайковского
• Финал Шестой симфонии П. И. Чайковского
• Прелюдию до-минор Шопена
• и его же: марш из Сонаты №2 «си-бемоль-минор». (Третья часть этой сонаты)
• Гендель «Менуэт»
• Бизе «Кармэн» - часть 3
Классическая музыка при тревожности:
• «Мелодию» А. Г. Рубинштейна
• прелюдии и мазурки Шопена
• вальсы Штрауса
Классическая музыка при агрессии:
• «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского
• Первую часть Шестой симфонии его же
•Финалы двух сонат: 14-ой и 23-ей Бетховена
• «Порыв» Шумана
• Кантату №2 И. -С. Баха
• Сочинение №8 Скрябина
• «Хор пилигримов» Вагнера
• «Итальянский концерт» Баха
• «Финляндию» Я. Сибелиуса
• Бах «Итальянский концерт»
• Гайдн «Симфония»
Слушаем классическую музыку,если мы хотим взбодриться:
• «Чардаш» Монти
• «Аделита» Г. Пёрселла
Слушаем классическую музыку, если мы хотим успокоиться и расслабиться. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса, вальсы (ритм три четверти).
• «Июнь. Баркарола» из «Времён года» П. И. Чайковского
• «Старинная песенка» Бизе
• и его же «Пастораль»
• Бетховен «Симфония 6» - часть 2
• Брамс «Колыбельная»
• Шуберт «Аве Мария»
• Шопен «Ноктюрн соль-минор»
• Дебюсси «Свет луны»
Как уменьшить нервное возбуждение?
Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Как правило, помогает классика:
• Бах «Кантата №2»
• Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор»
Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми?
• Бах «Концерт ре-минор для скрипки» и «Кантата 21»
• Барток «Соната для фортепиано» и «Квартет 5»
• Брукнер «Месса ля-минор»
У вас мигрень, головная боль?
• Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой
• Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40»
• Лист «Венгерская рапсодия 1»
• Хачатурян «Сюита Маскарад»
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие.
• Чайковский «Шестая симфония» - часть 3
• Бетховен «Увертюра Эдмонд»
• Шопен «Прелюдия 1, опус 28»
• Лист «Венгерская рапсодия 2»
Что мешает нам с вами и нашим детям слушать эту целительную музыку, наслаждаться красотой её звуков и виртуозным исполнением?
Наш мастер-класс подходит к концу, надеюсь, что вы с пользой провели время.
Рефлексия (в кругу)
Передавая мяч, продолжите предложение:
- Мастер-класс помог мне понять, осознать, научиться, узнать и т. д. ….
- На мастер-классе самым трудным для меня было, самым полезным было….
- На мастер-классе я задумался….
- С мастер-класса я уношу с собой…
Спасибо за участие в мастер-классе. Будьте здоровы!
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
2. Блинова О. А. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №3. - с 106 - 118.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
4. Большая Советская Энциклопедия / глав. ред. Б. А. Введенский. - М.: гос. науч. Издательство «БСЭ»
5. Большая Медицинская Энциклопедия / глав. ред. Б. В. Петровский. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - Т. 21.
6. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедия слов. Современная версия. - М.: Издательство ЭКСМО, 2002. - 672 с.
7. Березинская Е.И. Воспитание музыкой //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - № 5. - с.38 - 45
8. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: - Педагогическое общество России, 2004. - 95 с.
9. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2004. - 90 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. - М.: Наука, 1984.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.