Мастер-класс на РМО учителей русского языка и литературы на тему:«Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения - рассуждения. Задание 9.3»
Оценка 5

Мастер-класс на РМО учителей русского языка и литературы на тему:«Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения - рассуждения. Задание 9.3»

Оценка 5
doc
11.05.2023
Мастер-класс на РМО учителей русского языка и литературы  на тему:«Подготовка к ОГЭ.  Написание сочинения - рассуждения.  Задание 9.3»
Мастер-класс. Подготовка к ОГЭ. Задание 9.3..doc

 

 

 

МБОУ

«СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова

ст. Архонская» МО  Пригородный район  РСО-Алания.

 

 

 

Мастер-класс

на РМО учителей русского языка и литературы

 на тему:

 

 

«Подготовка к ОГЭ.
 Написание сочинения - рассуждения.
 Задание 9.3»

 

 

                                      Учитель русского языка и литературы: Ряшко Н.В.

 

 

 

 

                                               2019-2020 учебный год.

 

 

 

Мастер-класс «Подготовка к ОГЭ.

 Написание сочинения - рассуждения.

 Задание 9.3»

Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА на примере сочинения- рассуждения 9.3

Задачи:

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

Сценарий мастер-класса.

1. Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас! Мне хочется поделиться с Вами своим небольшим опытом работы в подготовке к ГИА. В далеком 2008 году я впервые готовила девятиклассников к ГИА в новой форме.

2. Вступительное слово.

Почему я выбрала эту тему для мастер- класса?

По легенде, жил мудрец, который знал всё, но ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Вот так и в наших руках ребенок должен чувствовать себя не только лучшим, нужным, а главное – успешным.

СЛАЙД 2

Важно не только создать ситуацию успеха, но и привести своих учеников к нему.

Формирует личность ученика, готовит его к жизни, способствует коммуникационному развитию личностно ориентированное, метапредметное обучение.

Сдать успешно ОГЭ, хорошо написать сочинение – это, безусловно, мощная мотивация для учащихся 9 классов. При этом следует не забывать и о преемственности этого сочинения –рассуждения на морально- этическую тему для выполнения задания 27 на ЕГЭ в 11 классе, в композиции которого есть сходства с работой 9 класса.

СЛАЙД 3

УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской позволяет подготовить учащихся к написанию третьей части ОГЭ по русскому языку. Уже в 5, 6 классах, изучая теорию, дети знакомятся с тезисом, аргументами, пишут сочинение – рассуждение, в 7 классе -сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Комплексная работа с текстом идёт в 8-9 классах. Эффективную помощь оказывают сайты «Решу ОГЭ», ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА (ОГЭ) И ЕГЭ», «Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Любови Михайловны». Есть и необходимая методическая база: КИМы Л.И. Мальцевой, Цыбулько позволяют осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Однако работа в качестве учителя русского языка и литературы, участие в комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку в форме ГИА, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы в школе. Снижается грамотность учащихся, их общая культура; речь косноязычна, бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль.  Мне видится, что сознательное усвоение информации происходит тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, т.е. активно мыслит.

 

Но как увлечь учеников при обучении этим сочинениям, сделать занятия интересными для учеников и не превратить их в уроки натаскивания?

Изменённые в 2019-2020 учебном году КИМы требуют и новых подходов к уже сложившейся системе подготовки. Реализовать личностно- ориентированный подход в обучении помогают современные педагогические технологии.

СЛАЙД 4

Так, реализация личностно- ориентированного обучения через технологию критического мышления позволяет научить учащихся рассуждать, анализировать, выявлять проблему, сравнивать, приводить аргументы. «Технология критического мышления, отвечает цели современного образования по ФГОС: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить учиться» и обеспечивает практическую реализацию личностно — ориентированного подхода».

СЛАЙД 5

Преимущества технологии очевидны: способствует развитию логического мышления, реализует принципы личностно ориентированного обучения, когда каждый ученик может проявить свои возможности, формирует коммуникативную компетенцию. Происходит не только процесс подготовки к самостоятельному написанию эссе, но и решается задача возвращения читательской культуры.

СЛАЙД 6

Ее конструктивную  основу составляет модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление".

Первая фаза – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели урока.

Вторая фаза – «осмысление» – содержательная, в ходе которой происходит работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника…), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья фаза – «рефлЕксия»  – размышления. Ученик формирует личностное отношение к тексту и создает свой собственный текст. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют и, наконец, сочиняют. 

На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать?

На первом этапе – работа с тезисом, формулировкой определения– целесообразны следующие приемы: «Мозговой штурм», «Дискуссия», «Слова- маркеры».

На втором этапе- фазе осмысления ведется  работа над комментарием определения- универсальными приемами оказываются «Кластер», «Дерево предсказаний», «ПОПС»,  составление таблиц (ЗУХ, «Денотатный граф», «бортовой» журнал), приём по организации чтения текста «Чтение с остановками»,  «Ключевые слова» или «Слова- маркеры»,  «Верные и неверные тверждения»,«Тонкие» и «толстые» вопросы»

На третьем этапе- фазе размышления- происходит суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле (рефлексия).

Приёмы: «Дискуссия», «Синквейн», «Эссе».Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации.

Систематическое использование элементов данной технологии позволяет эффективно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.

СЛАЙД7

СЛАЙД 8

Композиция сочинения- рассуждения трехчастная.

Вступление. Тезис, в котором формулируем определение и комментируем его обязательно.

Вторая часть- основная. Доказательства. Обязательно должны быть 2 аргумента- примера, и мы должны их прокомментировать.

Третья часть- заключение, вывод.

 4 абзаца: вступление, основная часть, 1 аргумент, 2 аргумент, вывод. Но если в работе будет 3 абзаца, это не ошибка.

Каждая часть должна начинаться с абзаца, потому что это оценивается.

СЛАЙД 9

Как написать вступление? Дать толкование лексического значения слова.

Часто дети не могут дать внятное определение слова, потому что они не знают, как это делается. От ребёнка не требуется дать определение слова такое, как в словаре. Он должен дать определение на доступном ему уровне. Учёные говорят, что проще всего дать определение существительному, обозначающему конкретные предметы, труднее объяснить смысл абстрактного существительного, а именно такие слова и даются на экзамене.

Дать толкование слова – это значит раскрыть понятие, дать характеристику, сказать другими словами, определить смысл слова.

Чтобы дети смогли дать определение, необходимо их познакомить с различными способами толкования слова, научить давать определение несколькими способами.

СЛАЙД 10 Эффективен приём «Мозговой штурм» или «Дискуссия».

СЛАЙД 11

Самый распространенный способ- синонимический способ. Толкование слова даётся через подбор синонимов. Существенным достоинством таких определений является предельная краткость и взаимозаменяемость.

Пример: полемика- спор, оригинал- подлинник, выбор- путь, аморальный- безнравственный. 

Следующий способ - перечислительный. Не получается у ребенка подобрать синоним. Он понимает, о чем идет речь, но нет у него возможности назвать точно, что это.

Пример: морфема- это приставка, корень, суффикс, окончание. Цитрусовые- лимон, апельсин, мандарин. Времена года- зима, весна, лето, осень.

СЛАЙД 12.

Описательный способ. Определение, данное при помощи этого способа, состоит из двух элементов: слова, употребляемого вместо родового значения, и видовых значений.

Источник- то, что дает начало чему- либо, служит основой чего- либо; беспорядок- отсутствие или нарушение порядка.

СЛАЙД 13

Отрицательный способ. Указываются отсутствующие у предмета характеристики или свойства, например, беспорядок- это не порядок.

Можно комбинировать эти способы.

СЛАЙД 14

Базой для тезиса на начальном этапе работы над сочинением является текст изложения. Учителю необходимо умело подбирать текст изложения к тексту для сочинения. В тексте для изложения может содержаться частичное определение, а напечатанный текст необходим для комментария и поиска аргументов к общей в двух текстах проблеме. В тексте для изложения рассматривается общая проблема нравственного характера, а в напечатанном тексте проблема раскрывается на частных примерах.

СЛАЙД 15

Проследим на примере. Приём «Слова - маркеры»  эффективно применяется для выделения из текста изложения ключевых слов, необходимых для формулировки определения.

СЛАЙД 16

В данном тексте речь идёт о любви. Дети должны воспроизвести то определение, которое даёт автор, не искажая смысл. Помогут это сделать ключевые слова, которые мы находим в тексте (выделены).

Что такое любовь? Это чувство. Слово «чувство» может стать стержнем определения.

СЛАЙД 17

Следует обратить внимание и на слова, организующие определение.

Определение существительного лучше давать через другое существительное. Это поможет избежать очень распространённой ошибки при формулировании определения через слово «когда» (Счастье –это когда тебя понимают. Дружба – это когда… Любовь – это когда…).

СЛАЙД 18.

Опираясь на ключевые слова изложения, ученик напишет определение.

При сравнении колонок таблицы становится понятно, что ключевые слова из текста изложения помогли сформулировать тезис.

СЛАЙД 19

Необходимо с детьми рассматривать и неудачные тезисы, которые не будут засчитаны экспертом.

Любовь – это чувство, которое испытывает каждый человек.

Думаю, что без любви нельзя прожить.

Любовь – это наше всё.

Никто не может точно сформулировать, что такое любовь.

Далее приводим примеры удачных тезисов.

Любовь – это чувство особенной привязанности одного человека к другому.

 Любовь – это не только чувство глубокой привязанности одного человека к другому, но и бесконечное и бесспорное доверие, вера друг в друга, а также способность к самопожертвованию.

 СЛАЙД 20   Текст для сочинения.

Следующая трудность – написание  комментария. Прокомментировать, -дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность описываемого понятия.

СЛАЙД 21

Обязателен анализ неудачных и удачных комментариев. Неудачный пример.

Любовь – это самое важное, что может быть в жизни! Это состояние, данное человеку Богом. Это самое драгоценное в жизни. Это те чувства, которые испытывает каждый человек. Невозможно представить себе жизнь без любви. Это что-то душевное, настоящее.

Мы видим набор фраз. Даже экспрессивная форма подачи материала не позволяет получить баллы по первому критерию.

Удачный пример.

В современном мире так мало истинной любви. Любовь –замечательное чувство. Она делает человека добрее, а мир прекраснее. Любовь – это не только чувство глубокой привязанности одного человека к другому, но и бесконечное и бесспорное доверие, вера друг в друга, а также способность к самопожертвованию. Любовь сочетает в себе и дружбу, и благородство, и преданность.

СЛАЙД 22

Приём «Денотатный граф» по теме «Любовь».

СЛАЙД 23

Приём «Кластер» по теме «Сострадание» (по теме одного из уроков подготовки к ГИА).

«Кластер», который может быть использован для групповой и индивидуальной работы. В центре размещается ключевое слово. Остальные ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. «Кластер» позволяет увидеть связи между явлениями, систематизировать информацию. В результате составления кластера получается опорный конспект по теме сочинения.

СЛАЙД 24.

Далее основная часть. В этой части мы аргументируем тезис. Два аргумента. Один аргумент должен быть из  указанного текста, второй аргумент из жизненного опыта.

Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Наибольшие трудности заключаются в том, что дети не всегда понимают, что те предложения, которые они берут из прочитанного текста, нуждаются в комментировании.

СЛАЙД 25.

Клише для связи вступления и основной части. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение.

И масса других вариантов. Мы записываем с ними такие клише, и они в любом случае имеют представление, как им перейти от одной части к другой.

СЛАЙД 26

Недостаточно написать: это мы видим в предложении 22. Надо обязательно объяснить, почему взяты именно эти предложения, что хочет сказать ими автор. Подавать аргумент без привязки к тезису невозможно.

Тезис.

Любовь – сильное чувство, которое заставляет особенно нежно и внимательно относиться к другому человеку, и даже неважно, красивый он или нет, умный или глупый, бедный или богатый.

Аргумент.

В предложении 10 подчёркивается мысль о том, что влюбляются не только в красивых: ничего необычного в Сашке не было.

Очевидно, что тезис и аргумент перекликаются.

СЛАЙД 27.

Приём «Чтение с остановками». Текст читается вслух учеником, в определённом месте учитель говорит СТОП! И задает вопросы-прогнозы: Как вы думаете, что будет дальше? Как поступит герой? Чем закончится текст? Чтение с остановками можно использовать и при подготовке к устной части, и при написании изложения. Этот приём помогает проанализировать текст, понять его тему, идею. 

СЛАЙД28.

Приём «Слова- маркеры», «Дерево- предсказаний».  Приём  «Слова- маркеры» также весьма полезен, так как помогает определить информацию для аргумента из текста.

СЛАЙД 29.

 Приём «ПОПС» (Позиция, обоснование, подтверждение, следствие).

СЛАЙД 30.

Обращаем особое внимание на оформление аргументов. Акцентируем внимание на отсылки к предложениям. Прямая отсылка к предложениям скобок не требует, а в скобках номера предложений помещаются тогда, когда указание на них имеет дополнительное значение, дополнительную информацию. Анализируем примеры с ошибками, ошибки исправляем.

Неправильно.

В предложениях (7-12) говорится о чувствах героев. В тексте говорится о чувствах героев, 7-12. Первым примером-аргументом являются предложения 7-12. В предложении 6 Сашка – шалопай, а в предложении 7 он остепенился.

Правильно:

В предложениях 7-12 говорится о чувствах героев.

В тексте говорится о чувствах героев (предложения 7-12).

Первым примером-аргументом являются предложения 7-12, в которых говорится о чувствах героев. В предложении 6 Сашка характеризуется как шалопай, а в 7 предложении говорится о том, что мальчик, повзрослев, остепенился.

СЛАЙД 31.

Необходимо познакомить детей с различными источниками для аргументов на основе жизненного опыта.

· Исторические факты.

· Общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ.

· Высказывания известных философов, писателей, учёных, художников и т.д.

· Примеры из читательского опыта.

· Результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

Это является подготовкой к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку и итогового сочинения по литературе в 11 классе.

Если ребёнок строит аргумент на основе жизненного опыта, он должен уметь его правильно подать: убрать лишнюю событийную конкретику, имена, высветить саму суть. При использовании высказываний известных людей не рекомендуется использовать кавычки, так как часто цитаты детей неточны, что приводит к фактическим ошибкам.

При оценивания сочинения  критерий 2 оценивает аргумент. Один аргумент должен быть из текста, второй аргумент из жизни. Но если ученик приведет оба аргумента из текста, это не карается.

СЛАЙД 32

При написании аргумента из жизни и при работе над композицией эффективен будет приём «Тонкие» и «толстые» вопросы»:

Расположите предложенные вопросы в порядке возрастания от слабого аргумента к сильному аргументу.

Какова сила любви?                                Как любовь перерождает нас?

В чем заключается сила любви?            Почему любовь способна  менять

                                                                   человека?

На что направлена любовь?            Что может повлиять на мировоззрение

                                                              человека?

Благодаря этому ранжированию аргументация в сочинении станет убедительной.

СЛАЙД 33.

Для включения в сочинение примеров- аргументов можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста )автор).

Предложение... подтверждает мысль о том, что...

СЛАЙД 34.

В выводе должна прозвучать мысль, отражённая в начале сочинения. Сочинение без вывода является структурно неполным.

Ни вводная, ни заключительная части не должны быть дольше основной. Бывают творческие дети, которые начинают рассуждать во вступлении, и получается у них вступление больше половины всего сочинения. А аргумент так, вскользь. В сумме вводная часть и заключение должны быть чуть меньше основной части. Вот на это тоже обращайте внимание.

Ну, и какие же здесь можно использовать речевые клише? Можно начать вводными словами (значит, итак, следовательно), либо же опять речевыми клише (подводя итог, делая вывод, в заключение хочу сказать, что...)

СЛАЙД 35, 36 Синквейн

Синквейн — быстрый, но мощный инструмент не только для развития связной речи, но и для развития рефлексии, эффективное средство развития способностей ребенка к самовыражению. Синквейн — это пятистрочие, алгоритм выглядит следующим образом: 1 строка — 1 существительное 2 строка — 2 прилагательных 3 строка — 3 глагола 4 строка — 4 слова разных частей речи 5 строка — вывод.

И в завершение работы над анализом текста обучающиеся пишут эссе, создают свой собственный текст сочинения- рассуждения.

 СЛАЙД 37 Фрагменты удачных работ (определение, тезис, читательский опыт).

СЛАЙД38--41

Теперь давайте с Вами посмотрим критерии оценивания. Обязательно знакомьте с этими критериями учеников, чтобы они знали, за что они получают баллы. За что эти баллы могут с них снять.

Итак, 4 критерия по сочинению: (читаю трактовку каждого С3К1, С3К2, С3К3...) и соответствие баллам.

Максимальное количество - 9 баллов.

Обязательно говорим о том, что есть еще 10 баллов, которые даются им к сумме за сочинение и изложение- это грамотность. Они получают 2 балла если нет ошибок по орфографии, 2 балла за пунктуацию, 2 балла за отсутствие грамматических ошибок, 2 за речь и 2 балла за фактическую достоверность.

СЛАЙД 42

И последнее: сочинение нужно писать не только грамотно, но и аккуратно, разборчиво, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

СЛАЙД43-44.

 


МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

МБОУ «СОШ №1им. Героя Советского

Мастер-класс «Подготовка к ОГЭ

Мастер-класс «Подготовка к ОГЭ

Но как увлечь учеников при обучении этим сочинениям, сделать занятия интересными для учеников и не превратить их в уроки натаскивания?

Но как увлечь учеников при обучении этим сочинениям, сделать занятия интересными для учеников и не превратить их в уроки натаскивания?

Третья часть- заключение, вывод

Третья часть- заключение, вывод

СЛАЙД 18. Опираясь на ключевые слова изложения, ученик напишет определение

СЛАЙД 18. Опираясь на ключевые слова изложения, ученик напишет определение

Недостаточно написать: это мы видим в предложении 22

Недостаточно написать: это мы видим в предложении 22

СЛАЙД 32 При написании аргумента из жизни и при работе над композицией эффективен будет приём «Тонкие» и «толстые» вопросы»:

СЛАЙД 32 При написании аргумента из жизни и при работе над композицией эффективен будет приём «Тонкие» и «толстые» вопросы»:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2023